Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZING MECHANISM OF MANAGEMENT EXPENES ON QUALITY

Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В.
The necessity for quality costs system introduction is obvious on the assumption of the present-day reality in which Russian enterprises are functioning. But due to the lack of the organizational mechanism of this system introduction it becomes difficult for managers to work in this trend.

В условиях жесткой экономической ситуации, сложившейся  в нашей стране под влиянием мирового экономического кризиса, товаропроизводители сталкиваются с многочисленными проблемами. Основные из которых, падение спроса на продукцию, разрыв связей с поставщиками, нехватка финансовых ресурсов, существенно тормозят работу предприятия, ставят его в опасное положение. Именно в этот    период очевидна  необходимость внедрения инноваций, позволяющих найти дополнительные источники доходов, оптимизировать затраты. Одним из таких подходов является внедрение на предприятиях системы управления затратами на качество. С помощью такой системы появляется возможность: повысить конкурентоспособность продукции, снизить затраты, повысить имидж предприятия в глазах потребителя, улучшить качество продукции в целом.

Эксперимент по внедрению системы управления затратами на качество был проведен на одном из промышленных предприятий г. Камышина.

На первом этапе организация внедрения системы управления затратами на качество началась с официального решения руководства (приказа генерального директора) о разработке и внедрении на предприятии данного вида учета и анализа.

Далее необходимо было:

1) определить структуру и состав затрат применительно к особенностям производства и продукции, в рамках каждого процесса. Основная нагрузка на этом этапе возлагалась на менеджеров отдела качества, предполагаемый перечень затрат на качество согласовывался со всеми заинтересованными лицами, в частности, с владельцами процессов и с высшим руководством предприятия. В итоге были выявлены затраты, которые приняли к учету на предприятии;

2) установить подразделения и лиц, ответственных за учет, оценку и анализ отдельных видов затрат и в целом по предприятию. На заводе таких подразделений несколько. Главная координирующая роль отводится отделу качества, сотрудники которого контролируют и направляют действия всех участников процесса по управлению затратами на качество. Не менее важная роль, сбор данных о затратах, отводится бухгалтерии. Это объясняется тем, что, во-первых, в бухгалтерию стекается большинство данных о затратах; во-вторых, эти данные достоверны и документально доказуемы. В результате основным источником сбора затрат на качество стал бухгалтерский баланс, в котором отражены интересующие статьи. Ответственным подразделением по распределению затрат по категориям, планированию затрат и определению отклонений фактических затрат от плановых является планово-экономический отдел. В его функции так же входит    обработка и представление информации о затратах на качество. Кроме того, в каждом процессе назначается ряд лиц, ответственных за сбор и анализ затрат на качество;

3) установить периодичность отчетности по каждому процессу. На предприятии отчетность по каждому процессу представляется один раз в месяц.

4) определить порядок представления и накопления сведений о затратах на качество.

5) установить порядок регулярного информирования руководства предприятия о фактических затратах на качество и тенденциях их изменения. В конце каждого квартала сотрудники отдела качества анализируют основные критерии каждого процесса и представляют аналитические данные высшему руководству, на основании которых принимаются меры по улучшению процессов и повышению эффективности всей системы менеджмента качества.

В результате разработки организационного механизма управления затратами на качество были скоординированы  функции участников данного процесса. В функции владельца процесса входит - предоставление дополнительной информации о затратах на качество в пределах процесса  и разработка корректирующих мероприятий.  Функции отдела качества заключаются в разработке  форм для анализа затрат на качество в пределах процесса и всей системы менеджмента качества, анализ данных о затратах на качество, представление информации высшему руководству. Бухгалтерия занимается сбором и учетом затрат на качество. Планово-экономический отдел  планирует  затраты на качество и распределяет их по категориям.