Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDEN´S PERSONALITY FORMATION IN LEARING SPECIALIZATION SUBJECTS ROAD TRANSPORT PROFILE

Volkov V.S. 1 Lukin A.P. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “Voronezh State Academy of Forestry and Technologies”
The process of formation of the personality of the student in the process of mastering professional activities in the study of special subjects. Are the factors that influence the formation of personality based on the unity of professional professional and personal development. Indicated by the specific characteristics of educational and professional activities of senior students, when a student is included in teaching and professional activitiession, he is subject to change. Two types of motivation, characterized by teaching and professional activities: motive and cognitive achievement motive. Found that learning achievement motivation obeys the cognitive and professional motivation. The principles of the formation of a competent professional person as a specialist special class, the ability to achieve the highest skill as a result of its natural potential by harmonizing individual psychophysiological innate capabilities with the requirements of the profession.
goal-natural potential
motivation
the formation of personality
student

Достигнутый уровень качества высшего специального образования недостаточно полно учитывает связь процесса профессиональной полготовки студента с формированием его личности как будущего руководителя производственного подразделения или лидера команды в достижении какой-либо целеустремлённой деятельности.

Богатство внутреннего мира человека во многом определяет вид и сущность его профессиональной деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную его часть.

С точки зрения деятельностного подхода развитие личности студента происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для него как будущего руководителя. Становление профессионала возможно лишь в результате единства профессионального и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что специальное образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длится до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Следовательно, основополагающим положением деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а в процессе развития личности существенная роль принадлежит понятиям самоактуализации и саморазвития.

Где следует искать источники профессионального развития? Разумеется, одним из них является внешняя среда - например, в условиях обучения вполне естественно, что преподносимые ведущими преподавателями знания, предлагаемые ими задания по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ, влияют на профессиональное становление обучаемого. При этом в сложившихся современных условиях приходится учитывать тот факт, что никакие усилия ведущих преподавателей не приведут к профессиональному росту студента, если он не желает осваивать содержание учебных дисциплин своей специальности и не прилагает самостоятельных усилий, то есть не активен, формально является субъектом учебной деятельности, объектом чьих-то воздействий.

Студенческий возраст является важным периодом в развитии личности. Все происходящие в студенческом возрасте качественные изменения свидетельствуют о том, что это центральный период становления человека, личности в целом.

Именно в этом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но психические свойства и высшие психические функции. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, происходит выработка собственной мировоззренческой позиции, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.

Происходят изменения и в социально-психологическом плане. По мере изучения специальных дисциплин происходит изменение восприятия окружающей действительности с выработкой взгляда на оценку перспектив своего трудоустройства и ожидаемого положения в обществе.

Своеобразие студенческого возраста позволяет рассматривать данный период жизни как максимально благоприятный для обучения и профессиональной подготовки. Период обучения действительно является важной составляющей процесса профессионализации будущего специалиста и формирования его личности.

В ходе обучения будущий специалист получает необходимые знания, отрабатывает умения, навыки, развивает и конкретизирует представления о выбранной им профессии, формирует ценностно-смысловую сферу и профессиональную составляющую собственной «Я-концепции». При этом собственно учебная деятельность, в которую активно включен студент, подчиняется более отдаленным целям профессиональной деятельности. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что позволит осуществить жизненную реализацию. Поэтому, обращаясь к студенческому возрасту, мы говорим не только об учебной, но и профессиональной деятельности.

Учебно-профессиональная деятельность обладает рядом особенностей, которые, с одной стороны, объединяют ее с собственно учебной деятельностью, поскольку по-прежнему ведущей целью остается приобретение знаний, умений и навыков, а с другой стороны, подчеркивают её своеобразие как самостоятельного вида деятельности.

Можно обозначить ряд специфических характеристик учебно-профессиональной деятельности.

Студент, включенный в учебно-профессиональную деятель­ность, сам является предметом изменений его профессионально-личностного состояния.

Основной характеристикой учебной деятельности рассматри­ваются собственные изменения студента, их самооценка и саморефлексия.

Учебно-профессиональная деятельность специально направле­на на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

Учебно-профессиональную деятельность характеризуют пре­имущественно два типа мотивации: мотив достижения и познавательный мотив. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Усвоенные в процессе обучения знания, отработанные при прохождении учебной и производственной практики умения и навыки выступают в качестве средства профессиональной деятельности, а не в качестве предмета учебной деятельности.

Учебно-профессиональная деятельность ориентирована на приобретение способов формирования профессиональной компетентности.

Стиль учебно-профессиональной деятельности в высшем профессиональном образовательном учреждении характеризуется совершенно новым способом организации учебного процесса, направленном на профессиональное и личностное развитие студентов.

Необходимо отметить, что профессиональное и личностное в деятельности технического специалиста тесно связаны. Особенно остро это проявляется в отработке практических навыков, где будущему специалисту необходимо готовиться выполнять роль оператора сложной человеко-машинной системы и одновременно быть участником, а в некоторых случаях и руководителем производственного процесса [2]. В частности, непременным атрибутом в подготовке специалиста автотранспортного профиля является его способность выполнять роль человека, принимающего управленческое решение, и нести за это ответственность. Например, диспетчер маршрута городского пассажирского транспорта должен быть в состоянии готовности принятия решения в ответ на изменение внешней обстановки: возникновение затора, коррекция транспортного ресурса и так далее. При этом наблюдается некоторая корреляция между уровнем сложности решаемой задачи и мотивацией к её решению. Здесь студенческий коллектив разделяется на две группы. К первой группе следует отнести студентов с возрастанием мотивации при повышении уровня сложности задачи. Для них характерно возникновение многовариантности, многоподходности к решению задачи. Студент получает удовлетворение только тогда, когда поставленная задача оказывается полностью решённой. Студенты из другой группы после неудачных попыток решения задачи теряют интерес к самостоятельной деятельности и переводят мотивацию к нахождению исполнителя, способного решить поставленную задачу, переходя на роль малокомпетентного заказчика. В задачу руководителя практики в данном случае входит принятие мер по перенастройке мотивации студентов с недостаточной компетентностью в группу активно работающих, что в современных условиях представляет собой определённые сложности.

Личностные качества при этом составляют важный фундамент профессиональной успешности специалиста, и его профессиональное становление невозможно рассматривать в отрыве от личностного развития [5]. Профессиональное развитие рассматривается не только как процесс приобретения новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа проблемных или конфликтных ситуаций, в которых они оказываются востребованными, но и развитие умений применять эти положения на практике, оперативно принимать необходимые управленческие решения, направленные на достижение требуемого результата. Довольно часто студенту в период производственной практики приходится вырабатывать навыки принятия решений, не столько направленные на результат, сколько на коррекцию хода выполнения составных элементов управляемого процесса для достижения успешности ожидаемого результата. При этом особую ценность выработки таких навыков приобретает не столько чисто управленческого периода действий, сколько взаимодействие с подчинёнными и вышестоящими участниками процесса [2].

Под личностным развитием подразумевается приближение студента к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего самопознание и присвоение общечеловеческих ценностей.

Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста.

Известно, что этапу профессионального становления специалиста предшествуют следующие четыре этапа:

этап формирования намерений;

профессиональное обучение;

профессиональная адаптация;

этап обретения профессиональной значимости.

Каждый из этих этапов имеет определённое значение в развитии личности. Особенно следует отметить важность второго этапа. Профессиональное обучение определяется тем, что этот этап является ведущим в формировании основ профессионализма. В процессе профессионального обучения формула «человек-профессия» начинает опосредоваться его участием в специально организуемой деятельности, с достаточно высокой степенью приближающейся к реальному профессиональному труду. Участие в этой деятельности, с одной стороны, способствует развитию адекватных представлений о профессии, с другой стороны, формированию психологической структуры, обеспечивающей эффективность профессиональной деятельности.

Содержание этапа профессионального обучения составляют следующие элементы:

  • понимание целей, задач профессиональной деятельности;
  • принятие данных целей, задач профессиональной деятельности;
  • соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессионaльной деятельности;
  • использование уже сформированных знаний, навыков и умений в периоды учебных практик;
  • выработка собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в периоды производственных практик;
  • формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;
  • выстраивание и планирование профессиональной карьеры;
  • формирование настроя на работу в команде при использовании сформированных личностных ориентиров;
  • формирование отношения к профессиональной культуре, ценностным ориентациям, определяемым профессией.

В данном процессе охватывается весь спектр форм и видов взаимодействия человека и профессии.

Итогом профессионального обучения является адекватное отношение человека к профессии, то есть сформированные механизмы профессиональной саморегуляции и психологической готовности к работе.

Компетентный специалист - это специалист особого класса, способный к достижению высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации своих индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией.

Компетентный специалист максимально использует свои личные качества, содействующие успеху в работе, и локализует те, которые успеху противодействуют.

В процессе подготовки специалиста важно постоянное самоизучение, саморегуляция - поиск себя, своего индивидуального стиля, поиск своего оптимального почерка в работе.

Чем выше уровень компетентности работников любого звена, тем они в большей мере индивидуально своеобразны и неповторимы, тем выше уровень задач, которые они решают в своей практической деятельности.

Смещение акцентов в подготовке будущего компетентного специалиста на самоактуализацию повышает эффективность учебной деятельности. Стремление к самоактуализации формирует высокие познавательные потребности. В настоящее время у студентов слабы притязания на успешность самореализации, личностное саморазвитие. Задача образовательного учреждения - создать условия для самоактуализации будущих специалистов, к числу которых относятся: творческая личность преподавателя, организация личностно ориентированного профессионального обучения, реализация сотрудничества учебного процесса и производственной сферы, организация деятельностного подхода в обучении. В этой связи возрастает роль включения в учебный процесс, в качестве преподавателей специальных дисциплин, кадровых сотрудников организаций работодателей, обладающих достаточно высоким уровнем компетенции [1]. Такое решение позволяет повысить интерес студентов к своей будущей деятельности и активировать их познавательные потребности на базе самоактуализации и мотивации к личностному саморазвитию.

Формирование личности студента на старших курсах бакалавриата создаёт предпосылки для выбора вариантов его дальнейшей деятельности и путей приобретения дополнительных компетенций. На завершающем этапе обучения студент оценивает свои возможности саморазвития, которые могут позволить ему самореализоваться в производственной исполнительской или управленческой деятельности, либо принять решение о целесообразности повышения своей компетенции. Отбор претендентов в магистратуру целесообразно проводить на базе учёта не только приобретённых за период обучения в бакалавриате компетентностных навыков, но и показателей личностного саморазвития с учётом мотивации к новому виду деятельности. Такое решение позволит минимизировать возможные ошибки в выборе вариантов перспективных направлений творческой деятельности человека.

Рецензенты:

Афоничев Д.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой электротехники и автоматики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж.

Сушков С.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленного транспорта, строительства и геодезии ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж.