Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

AXIOLOGICAL SENSES OF BEING FOR EDUCATION OF AN ECONOMICS STUDENT

Shirokova A.V. 1
1 “Moscow University named after S. U. Witte”, branch in Nizhniy Novgorod
Актуальность данной темы связана с тем, что у современного студента необходимо развивать ценностные смыслы бытия. Обращаясь к истории философии, можно отметить различные направления человеческой мысли. Поиск ценностных ориентиров осуществлялся человеком на протяжении всей истории его существования. Важно определить, согласно какому взгляду развивается мышление современного студента, и предположить ещё возможные направления становления его сознания. В данной статье исследуется прагматический метод восприятия и познания окружающего мира, человека и наук. Название прагматизм в переводе с греческого слова «praxis» значит «действие», от которого происходят такие слова, как «практика» и «практический». Его применяли к основам некоторых наук. Истиной для прагматика является всё то, что человек может усвоить, подтвердить, подкрепить и проверить. Под «реальностью» или «предметами» даны человеку чувственно вещи или следующие отношения: дата, место нахождения, расстояния, роды, деятельности. Прагматический метод принимает не только прямые, но и косвенные проверки истины. То есть там, где вся совокупность обстоятельств дает исследователю достаточную гарантию, он может обойтись без того, чтобы увидеть все собственными глазами. Но здесь имеется в виду лишь область фактов. Прагматизм оказывает влияние на студента в теоретическом, а прежде всего в практическом отношении. Все человеческое мышление становится дискурсивным. Люди обмениваются мыслями в процессе социального общения, проверяют их. Прагматизм принимает лишь удобное (expedient) в образе человеческого мышления, а «справедливое» - это лишь удобное в образе человеческого поведения. Поэтому в контексте образования студентов им необходимо присваивать определенные ориентиры. К таковым могут относиться базовые духовные ценности, реализуемые в творческой профессиональной деятельности студента.
This research is of current importance because it is necessary to give to the students some moral senses of being. Various directions of human thought can be noted in history of philosophy. Throughout the history of existence of the mankind people searched for moral guidelines. It is important to determine in what way modern students develop thinking and suggest possible directions for further formation of their consciousness. The pragmatic method of perception and cognition of the world, human and sciences is explored in this research. The term “pragmatism” comes from the Greek word «praxis» that means "action". Words such as "practice" and "practical" are descended from the same Greek word. “Pragmatism” was applied to the basics of some sciences. Things that a person can learn, confirm, reinforce and check are verity for a pragmatic person. "Reality" or "objects" give to a man sensual things or following relationship: date, location, distance, labor, work. Pragmatic method accepts not only direct but also indirect testing of truth. In the situation where the whole set of circumstances gives the researcher a sufficient guarantee it is not obligatory for him to see everything himself. But here we have in mind only the area of facts. Pragmatism has an impact on students in the theoretical and, above all, in practical terms. All human thinking becomes discursive. People exchange ideas in social communication, check them out. Pragmatism accepts only convenient (expedient) in the form of human thinking, and "fair" is just a convenient way in human behavior. Therefore, in the context of education, it is important to give the students some guidelines. These may include basic spiritual values, realized in the creative professional activity of a student.
student education
creativity
human thinking
axiological meanings method
truth and spiritual values
pragmatism
fact
experience

Введение

Рассматриваемая проблема является актуальной, так как современная экономическая ситуация характеризуется периодом стагнации после экономического кризиса. Возникает необходимость определить те направления, по которым следует развиваться экономике страны. Поэтому целью данного исследования является определение ценностных смыслов бытия в образовании современного студента, в частности, экономического профиля.

Обратимся к истории вопроса. В философии существуют такие понятия как «рационалист» и «эмпирист». «Эмпирист» - это человек, любящий все многообразие фактов в их первобытной нетронутости, непосредственности. «Рационалист» - поклонник абстрактных и вечных принципов. Конечно, либой человек пользуется одновременно фактами и принципами в своей повседневной и научной деятельности. Поэтому очень часто люди по разному оценивают элементы духовной жизни.

Синонимами с терминами эмпиризм и рационализм являются «интеллектуализм» и «сенсуализм». С одной стороны, интеллектуализм соединяется с идеалистической и оптимистической тенденцией. С другой же стороны, эмпиристы нередко бывают материалистами, а их оптимизм носит довольно условный характер. Рационализм придает большое значение единству вещей и исходит из целого, то есть он монистичен. Напротив, эмпиризм в этом целом видит собрание из частей, поэтому он плюралистичен. Следовательно, если смотреть на мир в целом, то в одно и то же время он будет и единым и целым.

Помимо упомянутых выше направлений, в философии существуют и другие, такие как материалистический монизм. Например, Спенсер [7], [8] рассматривает историю мира как процесс перераспределения материи и движения. Человек в данном случае оказывается не законодателем природы, а ее послушным исполнителем. Природа стоит твердо, неподвижно, а человек должен приспособляться к ней. Он может только лишь зафиксировать истину и подчиняться ей. Конечно, в данном отношении всякий романтический настрой пропадает, когда мироощущение становится материалистичным, а значит, жизнь воспринимается уныло. Идеалы представляются в виде физиологических процессов, а все высшее объясняется из низших видов и всегда сводится к нему.

Следуя философии другого не менее значимого философа, можно отметить следующее. Лейбниц рассуждает об идеалистическом направлении в философии и отмечает понятие «справедливость». Он говорит, что справедливость должна иметь своей целью исправление виновного, пример для других, возмещение причиненного дурным поступком ущерба. Справедливость должна быть основана на идее чистой гармонии (fitness), находящей известное удовлетворение в искуплении дурного деяния.

Другой философ, а именно Гоббс [2], сделал возражения против этой карающей справедливости, которая есть для него собственно мстящая справедливость и которую Бог оставил за собой для многих случаев. Свифт в своем памфлете о «Человеческом подчинении» («Human Submission») в качестве иллюстраций эпохи цивилизации пишет об одном мужчине по имени Джон Коркоран, у которого была жена и шестеро детей. Коркоран потерял свое место по болезни три недели назад. За такое короткое время его скудные сбережения были израсходованы. Получив работу, связанную с уборкой снега, он ее оставил в связи с трудностью выполнения. Совсем упавший духом Коркоран вернулся к себе домой, где он нашел голодных жену и детей. На дверях было объявление об освобождении квартиры за неуплату. На следующее утро он выпил яд. Свифт обрабатывал множество таких заметок и приводил их как примеры истолкования мира [4].

Таким образом, в накопленном столетиями богатстве философских концепций можно найти разнообразные представления о мире и человеке. Поиск ценностных жизненных ориентиров осуществлялся на всем протяжении существования разумного человека. Существует необходимость определить то направление, согласно которому должно осуществляться развитие не только наук, но и современного студента экономического профиля.

Перейдем к тому направлению, которое основывает принципы развития современной экономики. Прагматизм представляет собой способ улаживания философских споров, которые могли бы тянуться очень долго. Он отвечает на такие вопросы, как представляет ли собою мир единое или многое? - царит ли в нем свобода или необходимость? - лежит ли в основе его материальный принцип или духовный? Все это одинаково правомерные точки зрения на мир, по мнению прагматиков, и споры о них бесконечны. Прагматический метод пытается истолковать каждое мнение и указать на его практические следствия. В результате, если человек не может найти никакой практической разницы между двумя точками зрения, тогда их необходимо и вовсе отвергнуть.

Название прагматизм производно от греческого слова «praxis» (значит «действие»), от которого происходят такие слова, как «практика» и «практический». Впервые слово «прагматизм» было введено в философию Чарльзом Пирсом (Peirce) в 1878 г. В статье под заглавием «How to make our ideas clear» («Как сделать наши идеи ясными»), помещенной в январской книжке журнала «Popular science Monthly» за 1878 год. Пирс отмечает, что человеческие убеждения (beliefs) суть фактически правила для действия. Далее он поясняет для того, чтобы выяснить смысл какого-нибудь утверждения, человек должен определить тот способ действия (conduct), которое оно способно вызвать. В основе всех находимых человеком различий между его мыслями (утверждениями) находится тот факт, что, ни одно из них не настолько тонко, чтобы выражаться как-нибудь иначе, чем в виду некоторой возможной разницы в области практики. Следовательно, для установления полной ясности в мыслях человека о предмете, он должен рассмотреть, какие практические следствия содержатся в этом предмете. Какие будут ощущения от данного предмета и к каким реакциям человек должен подготовиться. Поэтому представления человека о предмете есть представления о ближайших и отдаленных следствиях [6].

Таким образом, прагматизм представляет собой только известное отношение к вещам, известную точку зрения (attitude of orientation). И именно такая точка зрения, которая побуждает человека отвращать свой взгляд от разных принципов, первых вещей, "категорий", мнимых необходимостей, и заставляет его смотреть по направлению к последним вещам, результатам, плодам, фактам.

Обратимся к тем научным дисциплинам, которые сейчас активно применяются в подготовке студентов экономического профиля. Например, одной из важных областей философского знания является интуитивная логика. Она применяется преимущественно для изучения условий развития наук. Ученые посредством точных методов обнаруживают единодушие в своем понимании современных законов природы и элементарных феноменов (elements of fact), поскольку они выражаются в математических, физических и химических формулах. Когда были найдены первые математические, логические и физические законы, то исследователи были поражены простотой и ясностью результатов. К данным открытиям можно отнести силлогизмы, конические сечения, квадраты, корни и пропорции, геометрию Эвклида, Кеплеровы законы, скорость падающих тел, лучи света, которые преломляются и подчиняются закону синусов, классы, порядки, семейства, роды животных и растений, архетипы всех вещей.

К научной логике можно отнести Зигварта, Маха, Оствальда, Пирсона, Мильо, Пуанкарэ, Дюгема, Рюйссена и еще другие имена. Появляются затем Шиллер [9] и Дьюи [4] со своим прагматическим объяснением того, что повсюду означает истина. «Истина» означает в человеческих мыслях (ideas) и убеждениях то же самое, что она значит в науке. Это слово означает только то, что мысли (составляющие сами лишь части нашего опыта) становятся истинными ровно постольку, поскольку они помогают человеку приходить в удовлетворительное отношение к другим частям его опыта, суммировать их и резюмировать с помощью логических сокращений вместо того, чтобы следовать за нескончаемой сменой отдельных явлений.

Например, открыли «радий». Когда увидели, что радий выделяет тепло в неограниченном количестве, то это показалось нарушением закона сохранения энергии. Если бы допустить, что путем лучеиспускания радий высвобождает особую внутриатомную «потенциальную» энергию, о существовании которой и не подозревали, то принцип сохранения был бы оставлен. Рэмсеем было сделано наблюдение, что в результате лучеиспускания радия получается гелий, что помагало воплощению данной гипотезы. В настоящее время точка зрения Рэмсея всеми признается истинной.

Следовательно, прагматизм применяется к основам наук и в интуитивной логике. А также он используется для развития мировоззрения современных студентов экономического профиля.

Прагматизм представляет собой известную теорию истины. Прагматизм изучает истину за ее действием в отдельных случаях и затем обобщает. Истина представляет собой родовое название для всех видов определенных действенных ценностей в опыте. Прагматист пытается показать обстоятельно конкретные факты, из которых извлечена его собственная абстракция. Также прагматизм не тяготеет к материализму. Так как он принимает лишь такие выводы, которые вырабатываются совместно духом и опытом. Он не имеет априорных предубеждений против религии, если окажется, что религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни.

По мнению прагматиков, истинным называется все то, что оказывается благим в области убеждений и благим в силу определенных наглядных оснований. Прагматизм расширяет «поле» для искания Бога. Рационализм обращается к логике и к божественному. Эмпиризм относится к внешним чувствам. Прагматизм следует за логикой и за чувствами и считается с самыми сокровенными, самыми личными переживаниями. Прагматизм считается и с мистическим опытом, если он имеет практические следствия.

Представления человека о чувственных вещах, по мнению прагматиков, действительно воспроизводят их. Если закрыть глаза и попробовать представить себе книгу, которая лежит на столе, то человек получит истинное ее представление или ее копию. Человеческое представление о содержании книги уже меньше похоже на ее копию, но также не противоречит действительности. Если бы от содержания осталось только одно слово, оно все равно бы не противоречило действительности. Но, если говорить о критическом отношении к этой книге, то сложно будет предположить то, что копирует это понятие.

Предположим, что человек отстал от экскурсионной группы в иностранном городке, в который он приехал на каникулы. Не зная языка, ему очень важно представить, что, следуя знакомыми улочками, он может вернуться к месту отправления экскурсионной группы. Истинная мысль здесь полезна, так как полезен объект ее, то есть место отправления в экскурсионный поход. Значит, практическая ценность истинных идей вначале проистекает от практической ценности для человека их объектов. Но эти объекты бывают не всегда важны. В другой раз место отправления в экскурсию может не представлять никакой ценности для человека. В этом случае представление о нем будет практически безразличным, и было бы лучше, чтоб оно осталось за «порогом» сознания. Так как любой объект может в известный момент приобрести на время значение, то ясно, как выгодно иметь запас экстраординарных истин (extra truths), то есть идей, способных оказаться истинными лишь при возможных стечениях обстоятельств.

Таким образом, истинные идеи для прагматизма - это те, которые человек может усвоить себе, подтвердить, подкрепить и проверить. Ложные же идеи - это те, с которыми человек не можем этого проделать. В этом и заключается практическое различие между истинными и ложными представлениями. В этом и состоит смысл истины для прагматика.

Прагматизм полностью принимают и применяют в качестве метода познания студентом окружающего мира, человека и различных наук. Под «реальностью» или «предметами» даны человеку чувственно вещи здравого смысла или следующие отношения: дата, место нахождения, расстояния, роды, деятельности. Следуя за умственным образом места сбора по знакомым улочкам, человек в действительности приходит к месту отправления в экскурсию. С точки зрения прагматизма, здесь сделана полная проверка умственного образа. Подобные вполне и просто проверенные процессы вождения представляют собой оригиналы и прототипы процесса истины. Опыт может расскрыть перед человеком и другие формы процесса истины, но все они могут быть рассмотрены в качестве потенцированных или подставленных одна вместо другой первичные проверки.

Прагматический метод принимает не только прямые, но и косвенные проверки истины. То есть там, где вся совокупность обстоятельств дает исследователю достаточную гарантию, он может обойтись без того, чтобы увидеть все собственными глазами. Например, человек может допустить, что Америка действительно существует, даже если он в ней не был, только потому, что полезно так думать. Например, можно допустить, что данная вещь является книгой, значит, человек будет ее читать. Проверка этого убеждения обозначает здесь то, что оно не ведет ни к какому противоречию, ни к какому заблуждению. Доступность проверки других предметов вполне заменяет их, а на один законченный процесс истины человек имеет в своей жизни миллион других, у которых момент проверки находится в зачаточном положении.

Таким образом, косвенные или лишь потенциальные процессы проверки могут быть столь же истинными, сколь и полные процессы проверки. Они также служат (work) человеку, как и истинные процессы, дают ему теже выгоды и требуют нашего признания на тех же основаниях. Но здесь имеется в виду лишь область фактов.

В перечисленных отношениях функция истины является функцией вождения. Человек связывает одно абстрактное понятие с другим, получая системы логических и математических истин, соответственно которым классифицируются факты чувственного опыта, так что вечные истины оказываются применимыми и к миру действительности. Если правильно классифицировали свои объекты, все, что говорится о них уже верно помимо любой проверки. Из глубин человеческого мышления поднимается готовая идеальная форма, пригодная для всех видов вещей.

Таким образом, под реальностью прагматисты понимают конкретные факты, абстрактные вещи и отношения между ними, всю совокупность, имеющуюся в человеческом обладании истин, а также новые идеи. Соответствовать действительности означает движение к ней (ведомы - guided) или активное (werking) соприкосновение с ней.

Прагматизм оказывает влияние на студента в теоретическом, а прежде всего, в практическом отношении. Все человеческое мышление становится дискурсивным. Люди обмениваются мыслями в процессе социального общения, проверяют их. Благодаря этому, все истины облекаются в словесную оболочку, накопляются и становятся пригодными для всякого человека. Поэтому люди должны не только мыслить, но и говорить последовательно: как в речи, так и в мышлении, и оперировать с родовыми понятиями. Названия предметов произвольные, но раз они установлены известным образом, то их и следует держаться.

Подводя итог исследования можно сказать, что истинное в прагматизме всего лишь удобное (expedient) в образе человеческого мышления, подобно тому, как «справедливое» - это лишь удобное в образе человеческого поведения. Это «удобное» должно быть пригодным для дальнейших опытов в науке и жизни. Если опыт ведет к суждениям, выраженным в прошедшем времени, то нужно принять эти суждения как истинные. Для участников уже произошедших процессов в мире они могли быть истинными, но не являются таковыми для современников. Хотя удобное для одного человека не всегда будет таковым для другого. Поэтому в контексте образования студентов им необходимо присваивать определенные ориентиры. К таковым могут относиться базовые духовные ценности, реализуемые в творческой деятельности студента экономического и других профилей.

Рецензенты:

Парилов О.В., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», ЧОУ ВО "Нижегородская правовая академия", г. Нижний Новгород.

Куликова Т.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и общественных наук, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Минобразования России, г. Нижний Новгород.