Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS OF FORMATION OF CLUSTERS OF TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES IN THE REGION

Kamenskikh E.A. 1
1 Saint-Petersburg State University of Economics
Currently, the management theory of tourist-recreational areas mainly use concepts such as «tourist complex», «tourist area», «tourist destination», «destination recovery», «tourism and recreation area», «tourist- recreational special economic zone», «tourism and recreation cluster» and «tourism and recreation cage». In turn occurring processes of globalization and economic integration have led in recent years to promote the use of the cluster approach in the modern world, so were specified basic characteristics and the most important task of creating clusters. In this article, the author presented a visual ratio considered tourist and recreational entities and their definitions. In connection with this issue in the test data were structured concepts analyzed conceptual apparatus, as well as the conditions for the formation of clusters of tourist and recreational services in the region.
cluster of tourist and recreational services
tourism and recreation cluster
tourist and recreational zone (TRZ)
tourist and recreational area
tourist region

Введение

Массовое развитие туризма имеет свои пространственные особенности. Отталкиваясь от общепринятого определения туризма как перемещения, осуществляемого на срок более 24 часов за пределы мест своего существования с различными целями, заметим, что в зависимости от активности людей, они (перемещения) могут осуществляться и вблизи основного места жительства, что не требует специального планирования и ощутимых финансовых затрат, и с перемещением на значительные расстояния. Однако характерной особенностью этих перемещений является то, что они в большинстве своем используют рекреационные территории. При этом характер отдыха в значительной степени влияет на освоенность территории, ее использование в целях рекреации и туризма, да и, собственно, на процессы управления такими территориями.

Туристский регион должен отвечать потребностям туристов. Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Таким образом, туристский регион является своеобразным продуктом, свойства которого каждым туристом (или группой туристов) воспринимаются и потребляются по-своему, исходя из аттрактивности территории, удаленности от места жительства, личностно-психологических качеств и других факторов. По-сути туристский регион является важной таксонометрической единицей для оценки развития туризма.

Фактически синонимом данному понятию является понятие туристский район, обозначаемый в научной литературе по туризму как территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Совокупность экономически взаимосвязанных туристских предприятий, расположенных на территории туристского района и специализирующихся на обслуживании туристов, позволяет наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы и социально-экономические условия [6].

Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историчностью, плотностью населения и составом, природными, историко-культурными, социально-экономическими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацией.

Проведенный анализ понятийного аппарата показал, что такие общеупотребимые в теории и практике туризма термины, как «туристский регион», «туристский район», «туристская дестинация», отличают друг от друга свойства притягательности. Если же говорить о туристско-рекреационном комплексе, то это достаточно конкретное понятие, которое представляет собой систему, вырабатывающую конечную совокупную туристско-рекреационную услугу, востребованную туристом.

Сложившаяся ситуация в области туризма РФ и неэффективность его развития привели в последние годы к популяризации использования кластерного подхода. Его сторонники полагают, что кластер является реальным механизмом сотрудничества в проведении совместной деятельности всех заинтересованных в туристско-рекреационной деятельности лиц. Кластеры призваны регулировать взаимоотношения частных компаний и государственных структур. Здесь очень важно использовать существующие межотраслевые связи и работать в пользу сотрудничества государственного и частного сектора, развивать межотраслевые ассоциации.

Несмотря на широкое распространение кластеров в экономике различных стран, их природа пока осмыслена не в полной мере. В теории и практике не учитывается тот факт, что кластеры в экономике являются лишь одной из форм проявления универсальных процессов кластеризации в живой и неживой природе, а также в обществе (например, жизнедеятельность этноса на конкретной ограниченной территории региона). Следовательно, для того чтобы управлять созданием и развитием кластеров, необходимо выявить и изучить общие свойства, условия возникновения и закономерности развития.

Например, кластеры предприятий являются частным случаем кластеризации как универсального природного процесса объединения малых частиц в большое целое. Такие процессы весьма распространены в природе и проявляются в разных формах: кристаллизация (из однородных частиц), агломерация, конгломерация (объединение в целое разнородных частиц). В обществе, по аналогии, это процессы кооперирования, интегрирования, картелизация, консолидирование.

В современном экономическом словаре говорится, что кластер представляет собой совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц [7].

Кластерный подход в области развития туризма и рекреации предполагает сосредоточение на ограниченной территории различных предприятий и организаций, занимающихся формированием, производством, реализацией, продвижением комплексного туристско-рекреационного продукта, способного удовлетворить потребности различных групп туристов и других потребителей (рекреантов, местного населения и других).

По мнению Лавровой Т.А., туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [4]. Позволим не согласиться с данным утверждением, довольно близким по смыслу к понятию туристско-рекреационного комплекса.

Существуют и иные точки зрения. Так, Кальченко О.М. определяет туристский кластер как систему интенсивного выборочно-технологического и информационного взаимодействия туристских предприятий и организаций, производителей основных и дополнительных услуг, входящих в состав туристского продукта [2].

Туристско-рекреационный кластер – сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства, взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом. При этом деятельность участников кластера ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.

Таким образом, в состав туристско-рекреационного кластера входят независимые производственные, инфраструктурные и сервисные фирмы, включая разработчиков услуг, поддерживающие и обеспечивающие предприятия, научно-исследовательских и образовательных организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания добавленной стоимости туристского продукта.

При формировании кластеров могут быть использованы различные подходы. Это использование имеющегося потенциала предприятий, которые потенциально войдут в кластер и их инновационной активности; ориентация на удовлетворение не только внутреннего спроса, но и внешнего.

Основными характеристиками кластера являются: концентрация необходимого количества основных и вспомогательных предприятий на конкретной территории; тесная взаимосвязь и взаимодействие предприятий, увязанных в единое целое по поводу создания единого туристско-рекреационного продукта; существование различных видов интеграции (вертикальной, горизонтально, смешанной); рыночный механизм функционирования; формирование конкурентной среды.

Фундамент кластера, как правило, составляют сильные компании, проверенные рынком. В структуре кластера значительная роль отводится малому и среднему бизнесу. Туристско-рекреационные кластеры, основанные на кооперации преимущественно малых и средних предприятий, будут иметь экономическую устойчивость, инвестиционную привлекательность, гибкость и конкурентоспособность на внешнем рынке. Значимым участником кластера является государство. Кластерные образования во многом зависят от содействия со стороны Правительства региона, на территории которого формируется кластер, в решении проблем, связанных с их развитием.

Важнейшая задача создания туристско-рекреационных кластеров – обеспечение коммуникации между предприятиями, входящими в кластер, и повышение их конкурентоспособности.

Ярким примером формирования кластеров в туризме является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В наиболее общем понимании туристско-рекреационная зона представляет собой одну из видов свободных экономических зон.

Согласно мнениям различных российских ученых, под туристско-рекреационной зоной понимается «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности»[1], «зоны, создаваемые для развития и оказания услуг в сфере туризма» [9], «туристский комплекс, который располагается на территории одного или нескольких муниципальных образований и обеспечивает условия для установления связи между составляющими индустрии туризма на территории определённой зоны, обеспечивая их стабильное и ускоренное развитие, будучи направленным на удовлетворение потребностей граждан в рекреации» [5], «территория, ограниченная одним или несколькими регионами и сформированная предложением туристских услуг на базе высокой степени плотности показываемых объектов, видовых характеристик региона, наличием развитой инфраструктурной составляющей, экономическим потенциалом, благоприятными природно-климатическими факторами, высоким уровнем транспортной доступности, а также возможностью внедрения туристских услуг во внешние и внутренние программы по развитию туризма» [8].

Таким образом, в качестве основных характеристик туристско-рекреационных зон выступают: конкретно очерченная граница хозяйствования субъектов туристско-рекреационной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, высокие экономический потенциал и плотность объектов туристского интереса, транспортная доступность, благоприятные природно-климатические условия, особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.

При имеющемся многообразии особых экономических зон в мире, а также теоретических моделей формирования таких зон, суть этой категории сводится в необходимость создания на определённой территории государственного так называемого экономического оазиса, имеющего беспошлинный, либо льготные режим ввоза и вывоза продукции, налоговые льготы, упрощённые административные процедуры, преференции в области осуществления иностранных капиталовложений. При этом такие зоны имеют, как правило, тесную связь с международным пространством. Формирование ТРЗ сопровождается комплексом дополнительных, а в некоторых случаях уникальных мер экономического и административного воздействия, которые бы обеспечивали функционирование ТРЗ и их влияние на всю социальную систему страны. Среди таких мер, помимо льгот и преференций, для резидентов ТРЗ относятся различные формы косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите и коммуникационные кампании [3].

Государственная поддержка особых экономических зон в различных государствах выступает одним из ключевых факторов их эффективности. Как показывает международный опыт, эффективность функционирования ТРЗ напрямую зависит от используемой системы стимулирования таких зон – государственных субсидий, дотаций, ссуд на льготных условиях, а также гарантий.

На основе наших рассуждений попытаемся представить визуально соотношение рассматриваемых туристско-рекреационных дефиниций и их сущностей (рис.1).

Рис.1. Взаимосвязь основных понятий

Очень важно подчеркнуть, что не существует четко очерченных границ для туристско-рекреационных комплексов, кластеров, зон, районов: несколько зон могут быть объединены в кластер, несколько кластеров – в зону, сам по себе комплекс может являться отдельным кластером (хотя есть пусть и множественные, но вполне конкретные понятия многих сущностей, с которыми соглашается большинство ученых). Это, по всей видимости, и создает дальнейшую путаницу в туристско-рекреационном районировании и формировании эффективной системы управления кластерами.

Таким образом, изучение международного и российского опыта показало повышение общественно-экономической роли туристско-рекреационных зон, так как они являются наиболее эффективной и перспективной формой привлечения капитала для развития экономического и научного потенциала государства, либо его отдельных территорий, могут иметь определённую специфику, наиболее характерным является активное участие государства и органов местной власти на начальных этапах в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, хорошей материальной базы, социальной и инженерной инфраструктуры, налоговых льгот, отражают и локальную специфику местности, города, региона, с другой, имеют всю необходимую инфраструктуру, способную удовлетворить возрастающие потребности туристов и местного населения, в отличие от развитых стран, где свободные экономические зоны выполняют функции развития проблемных регионов, в России формирование таких зон ориентировано, наоборот – на перспективные и наиболее благополучные регионы.

Системообразующая роль в эффективном развитии сферы туристско-рекреационных услуг, реализации стратегических и тактических планов и программ на различных уровнях (от муниципалитетов до уровня государства, от туристско-рекреационных комплексов, районов до туристских макрорегионов отводится кластерам).

Вместе с тем анализ вышеперечисленных понятий дает понимание, что основным принципом выделения выступает территория, и в туристско-рекреационных кластерах эта территория имеет более очерченные границы. Однако для управления такими территориальными образованиями важно знать не только границы, в которых осуществляется это управление, но и сущность протекающих процессов. В связи с этим представляется более правильным употреблять понятие кластер туристско-рекреационных услуг.

Взяв во внимание обобщенные определения туристско-рекреационного кластера, туристско-рекреационной зоны, можно с уверенностью сказать, что кластер туристско-рекреационных услуг является целостным системным образованием, состоящим из гармонично связанных и взаимодействующих друг с другом предприятий, участвующих в воспроизводстве туристско-рекреационных услуг на конкретной территории с учетом ограничений.

Формирование кластеров и выбор кластерной стратегии осуществляется по географическому, технологическому, отраслевому и даже качественному признаку. В работах ученых указывается, что кластеры могут выходить за пределы туристско-рекреационной зоны, они как бы представляют собой систему «больших ячеек» системы местных и региональных комплексов и производств, в которых создаются благоприятные условия для инвесторов.

Малоизученными остаются вопросы управления кластерами, поскольку на сегодняшний день говорят о кластерах вообще и формировании кластерной политики, но при этом оказываются не очерченными четко границы самих кластеров, не раскрываются свойства и связи между составляющими кластер элементами, что является необходимым условием для формирования системы управления ими. По-прежнему не достаточно четко сформулированы субъекты, объекты и предметы управления (связи, принципы, методы). Непонимание сущности протекающих процессов, рассмотрение в качестве главного предмета – совокупность объектов, а не связей между ними и их свойств, приводит, на наш взгляд, к ошибкам в формировании стратегии развития туристско-рекреационных кластеров.

Рецензенты:

Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.

Боголюбова С.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.