Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF FUTURE ENGLISH TEACHERS DURING VOCATIONAL TRAINING

Mescheryakov A.S. 1 Dmitriev D.V. 1
1 Penza State University
В статье рассматривается проблема формирования медиакомпетентности будущих учителей английского языка в процессе профессиональной подготовки. Анализ научной литературы по проблеме статьи позволил выявить, что в настоящее время формирование медиакомпетентности выпускника вуза является важным фактором успешности выпускника в будущей профессиональной деятельности. Также отмечено, что формирование медиакомпетентности находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием основных профессиональных компетенций специалистов. В статье уточняется специфика и содержание понятия «медиакомпетентность учителя английского языка», означающего совокупность знаний, умений, навыков и мотивов учителя английского языка, способствующих медиаобразовательной деятельности в процессе преподавания английского языка в аудитории различного возраста. Проведенный научный эксперимент показал, что формирование медиакомпетентности студентов - будущих учителей иностранного языка становится все более важным условием развития индивидуальности будущего учителя, его умения использовать средства мультимедиа в профессиональной деятельности, делая ее более информативной, интерактивной, результативной.
The problem of the development of media competence of future English teachers during vocational training is considered in this article. The analysis of scientific literature allowed to reveal that nowadays the development of media competence of the university graduates is an important factor of their success in future professional activity. It is also mentioned that the development of media competence is closely connected with the development of the main professional competences of specialists. The specific character and the concept content “media competence of an English teacher” is specified in the article, which means a set of knowledge, abilities, skills and the motives of the English teacher promoting media educational activity in the course of teaching English in the audience of various age. Our scientific experiment shows that the development of media competence of students - future English teachers becomes more and more important condition of the development of individuality of a future teacher, his ability to use means of multimedia in professional activity, making it more informative, interactive and productive.
multimedia technologies
vocational training
an English teacher
media competence

Введение

Вопросы качества и содержания образования всегда имели в обществе приоритетное значение. Повышение качества образования реализуется через процесс информатизации, который в первую очередь характеризуется широким внедрением мультимедиа технологий в различные сферы жизни общества. Наиболее важным и сложным звеном является профессиональное образование.

Современные мультимедиа технологии являются основой процесса информатизации профессионального образования, реализация которого предполагает повышение профессиональной и медиакомпетентности выпускников вуза посредством улучшения качества обучения на основе его информатизации, интенсификации и индивидуализации; разработки перспективных средств, методов и технологий обучения и др.

В связи с этим мы поставили цель – изучить влияние процесса информатизации профессионального образования на формирование медиакомпетентности будущих педагогов. В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: выявить необходимость формирования медиакомпетентности выпускников вуза, уточнить специфику и раскрыть содержание понятия «медиакомпетентность учителя английского языка», провести экспериментальное исследование, направленное на формирование медиакомпетентности будущих учителей английского языка.

Исследуя проблему применения мультимедиа технологий в обучении, ученые призывают к тому, чтобы преподаватели сосредоточились на разумном употреблении появляющихся образовательных технологий и максимизировали их потенциал на качественное обучение.

Mehlinger H.D., исследуя данную проблему, указывает на то, что, хотя университеты были в значительной степени успешны в подготовке квалифицированных специалистов до настоящего времени, современные образовательные потребности изменились, в том числе из-за изменений в социуме. Современному обществу нужны специалисты, обладающие не только набором компетенций из актуальной для них отрасли науки, но также и медиакомпетентностью, сформировать которую можно, если учебный процесс в вузе организован с использованием мультимедиа технологий [8, с. 59-60].

Экспериментальная работа Боликовой Л.Ю., Бакановой М.В. и др. по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку показала, что важным условием, обеспечивающим эффективное формирование компетентности, является сочетание методов и приемов традиционного обучения с современными методами, приемами и средствами обучения, в первую очередь с информационными компьютерными технологиями. Обучающие программы облегчают студентам освоение опыта, расширяя границы аудиторной работы, позволяют погрузиться в ситуации, максимально приближенные к их будущей профессиональной деятельности, а также предоставляют возможность оперативного контроля со стороны педагога и самоконтроля результатов деятельности студентами [1, c. 128-129].

После проведенного экспериментального исследования эффективности мультимедиа технологий в учебном процессе мы выявили, что они интенсифицируют работу преподавателя и студентов, позволяют рационально соотносить элементы научно-теоретической и практической подготовки, более успешно осуществлять контроль за усвоением знаний и становлением умений, регулировать этот процесс [2, с. 120]. Однако не все студенты готовы активно пользоваться мультимедиа технологиями в будущей профессиональной деятельности. Причиной тому служит тот факт, что методике организации учебного процесса с помощью мультимедиа уделялось недостаточно внимания.

Данный факт подтверждает опрос среди преподавателей, проведенный Shields J. Согласно данным опроса, 93% преподавателей ответили, что использование мультимедиа технологий было бы «превосходной идеей», 52% признались, что не в полной мере знают, как использовать эти технологии. В данном исследовании также было выявлено, что эффективная методология использования мультимедиа в образовании не может быть разработана мгновенно, т.к. процесс обучения нельзя резко изменять в какую-либо сторону, спешка и качественное образование – понятия не тождественные, поэтому сперва нужно провести семинары с преподавателями, научные эксперименты со студентами и только потом постепенно внедрять новые информационные технологии в обучение [9, c. 35-37].

Hall А. утверждает, что применяемые государством усилия по реформе образования, требующие интеграции в образовательные учреждения мультимедиа технологий, не всегда реализуются. Она акцентирует внимание на таких барьерах в использовании мультимедиа, как нехватка стимула преподавателей, несоответствие уже устоявшейся модели обучения, которую все никак не могут переделать, культурные барьеры и др. Hall А. предостерегает, что, если система образования не изменится в ответ на потребности государства в медиакомпетентных специалистах, они (специалисты) могут вскоре быть невостребованными в постоянно меняющемся информационном мире [7].

Проведенные исследования подтверждают, что формирование и развитие медиакомпетентности находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием основных профессиональных компетенций, поэтому они не могут рассматриваться изолировано от процесса профессиональной подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка.

В зарубежной научной литературе уже давно используется термин медиакомпетентность (англ. – media competence, нем. – Medienkompetenz), под которым понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [10, c. 120]. Однако данное определение не является полным и не содержит конкретики.

Американский медиапедагог Baran S.J. предложил классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности [6, c. 33-34]:

  • знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов;
  • способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
  • способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
  • развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
  • знание условностей жанров и способность определять их синтез;
  • понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
  • способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники.

Проблема определения медиакомпетентности связана с развитием мультимедиа технологий и быстрыми изменениями в обществе, которые едва поддаются обозрению. Прежде всего, медиакомпетентность описывает общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, поэтому она должна быть определена над основными умениями, такими как ориентироваться и действовать в медиамире. Под этим понимается, что медиакомпетентность не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые. Работа с различными медиа организуется по-разному, и ей необходимо обучаться в зависимости от конкретного технического средства. Кроме того, медиакомпетентность должна определяться специфически для возраста, что означает, что медиакомпетентность школьника выглядит иначе, чем медиакомпетентность взрослого человека [3, c. 286].

Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Федоров А.В., изучая проблему медиакомпетентности, утверждает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [5, c. 22].

Под медиакомпетентностью учителя английского языка мы понимаем совокупность его знаний, умений, навыков, мотивов, способствующих медиаобразовательной деятельности в процессе преподавания английского языка в аудитории различного возраста.

Выделяются следующие показатели медиакомпетентности современного педагога [4, c. 27]:

  • мотивационный (мотивы медиаобразовательной деятельности, стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);
  • информационный (уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования);
  • методический (методические умения в области медиаобразования, уровень педагогического артистизма);
  • практико-операционный/ деятельностный (качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов и исследовательской медиапедагогической деятельности);
  • креативный (уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности).

По данным показателям мы выявили уровень сформированности медиакомпетентности у студентов 5 курса – будущих учителей английского языка, т.к. им важно быть компетентным не только в области иностранного языка, но и обладать медиакомпетентностью, грамотно используя мультимедиа технологии в своей будущей профессиональной деятельности.

В научном эксперименте было задействовано 42 студента 5 курса. На констатирующем этапе эксперимента студентам были предложены творческие задания и задания в тестовой форме, которые позволили выявить, что показатели медиакомпетентности находятся на уровне выше среднего (Рис. 1).

Рис. 1. Показатели медиакомпетентности студентов – будущих учителей английского языка на разных этапах эксперимента (КЭ - констатирующий эксперимент, ФЭ – завершающий этап формирующего эксперимента)

Следующим этапом стало проведение формирующего эксперимента. Его целью явилось повышение уровня медиакомпетентности студентов – будущих учителей английского языка. В течение семестра в рамках дисциплины «Информационные технологии» студенты

  • учились осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач из отечественных и зарубежных источников глобальных сетей Интернета;
  • изучали возможности использования мультимедиа технологий в изучении и преподавании английского языка;
  • учились работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения профессиональных задач;
  • учились оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
  • учились создавать презентацию по различным темам и аспектам на изучаемом иностранном языке.

По окончании семестра студентам снова были предложены творческие задания и задания в тестовой форме, которые позволили выявить, что уровень медиакомпетентности студентов повысился от 7 до 23 % в зависимости от показателей (Рис. 1).

Анализируя результаты научного эксперимента, отметим, что больше всего у студентов повысился уровень мотивационного и информационного показателей, т.к. студенты приобрели новые знания, умения и навыки в области взаимодействия с мультимедиа и стремятся к использованию полученных знаний, умений и навыков в будущей педагогической деятельности. Креативный, деятельностный и методический показатели повысились не так значительно, однако большинство студентов достигли высокого уровня за счет того, что уже обучались по такой дисциплине, как «Теория и методика обучения иностранному языку», проходили педагогическую практику и знают как методически верно организовать занятие с применением мультимедиа.

Вышесказанное подтверждает, что формирование медиакомпетентности студентов – будущих учителей иностранного языка становится все более важным условием развития индивидуальности будущего учителя, его умения использовать средства мультимедиа в профессиональной деятельности, которое позволит развернуть различные типы работы в классе, делая ее еще более информативной, интерактивной, результативной. При этом роль студента – будущего учителя как руководителя занятия возрастает, и перед студентом открываются новые возможности для самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.

Рецензенты:

Варникова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «ПензГТУ», г. Пенза.

Влазнев А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «ПГУ», г. Пенза.