Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF TEAM–WORKING COMPETENCE BY FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS

Gitman E.K. 1 Mikhaylova Yu.V. 2
1 Perm State Humanities-Pedagogical University
2 Perm State Agricultural Academy n.a. D.N. Prjanishnikov
The article deals with a model of team-working competence, as a result of the empirical research of the authors. This competence is considered from the position of the Federal State Educational Standard of higher professional education of the third generation, sample programs in foreign language and requirements of the modern labour market. Potential of the subject «Foreign language» in the complex developing of this competence is huge. Modern educational technologies used today in teaching foreign languages in higher education, provided by a number of pedagogical principles and the establishment of a specific didactic conditions will contribute to the development of the team- working competence. It seems reasonable to claim that the level of formation of foreign language professional communicative competence can be increased depending on the level of team-working competence of students of non-linguistic university.Today the formation of foreign language professional communicative competence in educational process of the University should be viewed as the process of integration of foreign language abilities in the sphere of professional activity of the future specialists with the development of skills through the use of modern educational technologies, build strategies communicativeactivity.
student of non-linguistic university
model of formation
team-working competence
foreign language professional communicative competence

В настоящее время главной движущей силой всех современных реформ, проходящих в русле модернизации высшего профессионального образования, выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития специалиста с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовностям, необходимым в стремительно меняющемся мировом научно-техническом и экономическом пространстве [6].

Сегодня ФГОС ВПО является федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и призван упростить интеграцию нашей системы образования с общеевропейской, что позволит выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации. Это означает, что новые государственные образовательные стандарты ориентируют вузы на подготовку компетентного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования [2].

Анализ исследований молодежного рынка труда, проведенных кадровыми агентствами, позволяет утверждать, что требования работодателей к выпускникам вузов фактически совпадают с перечисленными выше требованиями государственных образовательных стандартов. Работодатель, желающий отвечать новым вызовам, стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через повышение адаптивности, разнообразие трудовых навыков, непрерывное обучение и т.д. По утверждению специалистов, происходит третья профессиональная революция, когда глобальная конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей свободных профессий. В этих условиях требования современного работодателя направлены в большей степени на инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению [7]. И вуз сегодня, стараясь соответствовать нормам ФГОС ВПО, разрабатывает общеобразовательные программы согласно тем компетенциям, которые необходимы конкурентоспособному специалисту [7]. В частности, достаточно большое внимание уделяется способности и готовности обучаемых к работе в составе коллектива исполнителей. Однако исследования основных требований кадровых агентств позволяют сделать вывод, что сегодня речь идет о трансформации понятия «коллектив» как идейно-коммунистического наследия в понятие «команда» как наиболее востребованную форму групповой работы для эффективной конкурентной деятельности. Следует отметить, что в «Рекомендованном составе общекультурных компетенций при модернизации ФГОС ВПО» формулировка «способность и готовность обучаемых к работе в составе коллектива исполнителей» трансформируется в «готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач». Таким образом, необходимо говорить об интеграции компетенции «готовность к работе в команде» и иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза как необходимых для деятельности в полилингвальном образовательном пространстве.

Мы считаем, что потенциал дисциплины «Иностранный язык» в комплексном формировании этих компетенций огромен. Современные образовательные технологии, применяемые сегодня при обучении иностранному языку в вузе, при соблюдении ряда педагогических принципов и создании определенных дидактических условий будут способствовать формированию компетенции «готовность к работе в команде». Представляется целесообразным утверждение, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции может повышаться в зависимости от уровня сформированности компетенции «готовность к работе в команде» у студентов неязыкового вуза, поскольку работа в команде на иностранном языке активизирует виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Сегодня формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза следует рассматривать как процесс интеграции иноязычных способностей в сферу профессиональной деятельности будущих специалистов с развитием умений, посредством применения современных образовательных технологий, выстраивать стратегии коммуникативной деятельности. На этом основании правомерно говорить, что компетенция «готовность к работе в команде» как владение способами совместной деятельности и способность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения профессиональной задачи может выступать в качестве объекта обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе. Эта компетенция обладает, по нашему мнению, личностной значимостью для будущих специалистов, независимо от их дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализ степени изученности проблемы говорит о том, что на современном этапе развития общества актуализируется проблема поиска способов формирования компетенции «готовность к работе в команде» как необходимой специалисту новой формации. Дисциплина «Иностранный язык» обладает, по нашему мнению, огромным потенциалом в формировании данной компетенции. Новые педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка, позволяют сегодня прямо или опосредованно формировать профессиональные компетенции в комплексе с иноязычной коммуникативной компетенцией.

Согласно примерной программе по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов, разработанной под руководством и под общей редакцией С.Г. Тер-Минасовой, основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.

Федеральные нормы качества высшего образования ФГОС ВПО, примерная программа по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов и требования современного рынка труда определили необходимость в моделировании иноязычной подготовки студентов с учетом формирования компетенции «готовность к работе в команде» у студентов вуза.

В рамках исследования нами была разработана модель формирования компетенции «готовность к работе в команде». Данная модель была апробирована в ходе педагогического эксперимента. Проведение эксперимента осуществлялось в реальных условиях массового обучения, на базе ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» на инженерном факультете. В эксперименте участвовали 28 преподавателей кафедры иностранных языков, кафедры истории и социологии и кафедры философии, а также 240 студентов первого и второго курсов очной формы обучения направлений подготовки 110800 «Агроинженерия», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 280700 «Техносферная безопасность».

Концептуально-целевой компонент модели представлен нами в виде комплексной дидактической цели: формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей использовать иностранный язык в сфере профессиональных интересов (уровень В1 Общеевропейской шкалы) и формирование компетенции «готовность к работе в команде». Данная комплексная дидактическая цель реализуется посредством методологических подходов к организации процесса обучения иностранному языку в вузе:

  • личностно-деятельностный, при организации обучения на его основе, как отмечается И.А. Зимней, «оба его компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие» [6];
  • компетентностный, ориентирующий обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза на профессиональную направленность образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся способности и готовности решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, предполагающей работу не только в составе или коллективе исполнителей (согласно ФГОС ВПО), но и, в свете требований рынка труда, в команде профессионалов;
  • коммуникативный, в соответствии с которым при обучении иностранному языку необходимо учитывать особенности реальной коммуникации, что в свою очередь предполагает формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т. д.), необходимую для продуктивного сотрудничества при работе в команде.

Представленная нами цель реализуется с учетом следующих дидактических принципов обучения:

  • принцип интегративности процессов формирования иноязычной коммуникативной компетенции и компетенции «готовность к работе в команде», как принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между иноязычной коммуникативной компетенцией и компетенцией «готовность к работе в команде»;
  • принцип практической направленности обучения, основной идеей которого является конкретизация и приобретение студентами знаний и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
  • принцип продуктивного сотрудничества, в основе которого лежит совместная деятельность, характеризующаяся стремлением участников учесть потребности и интересы каждого и найти взаимно удовлетворяющее решение;
  • принцип реализации обратной связи, характеризующийся, с одной стороны, оцениванием деятельности студентов в форме выставления баллов, а с другой стороны, снижением или повышением их познавательной активности, определяющей необходимость модификации компонентов модели формирования компетенции «готовность к работе в команде». Данная связь обеспечивает соблюдение принципа продуктивного сотрудничества преподавателя и студентов как участников совместной деятельности.

Поставленной целью, определенными подходами и принципами системы иноязычной подготовки студентов устанавливаются направления содержательного компонента модели, который предполагает отбор содержания обучения с учетом необходимых организационно-дидактических условий. Следует отметить, что для эффективного формирования компетенции «готовность к работе в команде» через систему иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза необходимыми условиями являются:

  • организация обучения иностранному языку в команде (в ходе нашего исследования установлено, что 87 % преподавателей кафедры иностранных языков не владеют или не используют технологии, направленные на формирование компетенции «готовность к работе в команде»);
  • включение студентов в процесс овладения иностранным языком в работе в команде на основе осознанного сотрудничества, активности и рефлексии;
  • учет индивидуально-психологических особенностей студентов (установлено, что студенты второго курса успешнее осваивают технологии командной работы, поскольку период адаптации к новому социальному статусу завершен, и есть опыт прохождения промышленной практики);
  • учет профессиональных интересов (89 % студентов считают необходимой компетенцию «готовность к работе в команде» для успешной будущей профессиональной деятельности);
  • реализация средств методического обеспечения активизации работы в команде в процессе обучения иностранному языку в вузе (авторское методическое пособие «Englishforspecialpurposes» на основе кейс-метода, в котором на английском языке представлена информация об этапах формирования команды, качествах, необходимых для успешной работы в команде, что позволяет студентам эффективно работать над выполнением кейсов в команде).

В качестве основы содержательного компонента рассматриваются языковой и речевой материал, необходимый в рамках ситуации профессионального иноязычного общения, а также знания, умения и навыки командной работы.

Анализ исследований по проблеме компетенции «готовность к работе в команде» позволил нам определить структуру компетенции, которая включает в себя знания о стадиях формирования, структуре и ролях в команде (содержательный компонент), умение принять цель и сформулировать способы ее достижения (процессуальный компонент), навыки избегания конфликтных ситуаций, готовность к взаимопониманию и сотрудничеству, управление временем (психологический компонент).

Процессуальный компонент модели, в основу которого положены механизмы технологии обучения в сотрудничестве, обеспечивает взаимообусловленное развитие компетенции «готовность к работе в команде» и иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что технология обучения в сотрудничестве реализует идею формирования умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов [5].

Следует отметить, что особенностью данной технологии является возможность моделирования процесса обучения иностранному языку, не затрагивая содержание образования. Учитывая специфику дисциплины «Иностранный язык», технология обучения в сотрудничестве дает возможность обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, давая ему возможность осмыслить пройденный материал и получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Данная технология также позволяет реализовать компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые, в свою очередь, способствуют формированию и развитию а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; б) способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык; в) когнитивных способностей студентов; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

Механизмы модели формирования компетенции «готовность к работе в команде» определили стратегии процессуального компонента. Для данных механизмов используются две группы стратегий: эмоционально-социальные и коммуникативные, реализующиеся в следующих приемах:

  • исследовательские (включают в себя проблемные вопросы, на основании которых разворачивается дискуссия, и исследовательские задания, рассчитанные на групповое выполнение обучаемыми);
  • креативные (включают в себя эвристические приемы, приемы выработки идей, приемы решения творческих задач);
  • рефлексивные (прием «песочные часы», групповой обмен впечатлениями, «незаконченное предложение», дидактические стихи (синквейн, даймонд, контраст и др.)).

Результативный компонент предполагает своевременную диагностику и коррекцию сформированности компетенций.

Следует отметить, что комплексное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет не только эффективно формировать иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию, но и стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы и способствует формированию компетенции «готовность к работе в команде», которой должен обладать будущий профессионал [1].

В ходе педагогического эксперимента, проводимого на основе модели формирования компетенции «готовность к работе в команде», было установлено, что микроклимат в студенческих учебных группах улучшился, ребята охотно выполняли задания в командах, самостоятельно распределяя командные функции. Исследовательские проекты как итоговый контроль знаний по пройденной теме представляли собой слаженную работу всей команды, где каждый, выполняя определенную функцию, вместе с тем чувствовал ответственность за общий результат. Поскольку процесс обучения в студенческих группах шел на иностранном (английском) языке, соответственно уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции повысился, что в целом подтверждает целесообразность использования представленной нами модели формирования компетенции «готовность к работе в команде» на занятиях по иностранному языку у студентов неязыкового вуза.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.