Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

REALIZATION OF OF CLUSTER POLICY: INCREASING COMPETITIVENESS THE REGIONAL ECONOMY

Garkin I.N. 1 Garkina I.A. 1 Markelova I.V. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
Рассматривается актуальный вопрос реализации кластерной политики в регионе. Обсуждается возможность создания строительного кластера при Центре кластерного развития Пензенской области для формирования механизма четкого взаимодействия между организациями в строительной отрасли. Указываются цели кластерных инициатив, направленные, прежде всего, на экономический рост, повышение конкурентоспособности региона, улучшение качества жизни. Приводятся предполагаемые эффекты, полученные от кластерных инициатив. Отмечается, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики. Указываются возможные концепции (в виде структурных схем) формирования структуры строительного кластера в Пензенской области. Приводятся основные задачи межрегионального строительного кластера в рамках Приволжского федерального округа.
Considers the timely problem implementing cluster policies in the region. Discussed the possibility of creating a building cluster at the Center for Cluster Development Penza region to form a clear mechanism of interaction between organizations in the construction industry. Indicated target cluster initiatives aimed primarily at economic growth, the region´s competitiveness, improve the quality of life. The estimated effects obtained from cluster initiatives. Notes that cluster policy is only one of several approaches to improve the competitiveness of the economy. Specifies the possible of the concept (in the form of block diagrams) construction cluster structure formation in the Penza region. The basic problem of interregional construction cluster within the Volga Federal District.
economic growth
economic competitiveness
cluster initiatives
building cluster
cluster policy

В последнее десятилетие за рубежом все большее развитие получает кластерная концепция экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов. Рост количества и качества кластеров во многих странах мира подтверждает жизнеспособность данной модели развития бизнесов и территорий. В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Кластерный подход даёт ряд преимуществ (институциональные, инновационные, повышение эффективности производственной деятельности), за счёт которых возможно добиться увеличения экономического роста, изменения структуры регионов, привлечения прямых иностранных инвестиций, решения проблемы занятости. Проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями и направлено на координацию усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что должно способствовать взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе. Реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике пока еще развит слабо. Следует отметить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.

Кластерная политика в регионах реализуется в областных центрах кластерного развития. В настоящее время в Пензенской области в состав ОАО «Центр кластерного развития» входят следующие кластеры:

  • биомедицинский (34 организаций);
  • мебельный (более 15 предприятий);
  • кондитерский (23 предприятия);
  • стекольный (18 организаций);
  • приборостроительный (более 50 организаций);
  • туристический;
  • информационный кластер (12 предприятий).

Положительный эффект, получаемый от реализации кластерной политики в регионе, способствует формированию всё новых кластеров. В настоящее время в стадии формирования находятся:

  • целлюлозно-картонный кластер (на базе одного из крупнейших предприятий России по производству бумаги ОАО «Маяк»);
  • строительный кластер.

На возможности формирования строительного кластера и остановимся более подробно. Большинство региональных департаментов и министерств строительной отрасли являются не более чем заказчиками бюджетных объектов; самостоятельно функционируют объединения СРО строителей, проектировщиков и инженерных изысканий, а стройиндустрия, инфраструктура, строительная наука и профессиональное образование фактически остались за бортом интеграции. Налицо проблема отсутствия чёткого взаимодействия между организациями в строительной отрасли. Поэтому назрела необходимость создания строительных кластеров для формирования надёжного механизма взаимодействия между ними (рис. 1). Напомним, кластер (в экономике понятие было введено Майклом Портером в 1990 г.) — сконцентрированная группа взаимосвязанных организаций (коммерческих, образовательных, общественных и т.д.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [6]. К сожалению, в настоящее время в России строительные кластеры существуют только в 4 регионах (Воронежская, Калужская, Новосибирская и Свердловская области).

Работу по возможности организации строительного кластера в Пензенской области ведут региональное Пензенское отделение СМС, НП «Союз Пензенских строителей» и ООО ПРО «Деловая Россия» (в рамках проекта «Формирование и формализация строительного кластера в Пензенской области»). Идея создания кластера в Пензенской области на базе строительного университета возникла после запуска ряда успешных образовательных проектов, реализуемых в связке «бизнес - общественные организации - органы исполнительной власти» [1…4] и направленных на повышение престижа инженерных профессий в строительной отрасли. Проекты «Стройкадры» и «Инженерная школа (класс) в составе образовательной организации» были успешно представлены на XI Межрегиональной выставке «Образование и карьера» и отмечены дипломами (13-14 марта, 2014 г., г. Пенза). К сожалению, это хотя и удачные, но отдельные инициативы.

Создание строительного кластера позволит реализовывать кластерные инициативы, цели которых:

  • оптимизация отношений между строительными предприятиями региона, взаимодействующих в рамках отраслевых (и межотраслевых) цепочек ценностей;
  • поддержка реального (производственного) сектора строительной отрасли;
  • создание действующих механизмов аутсорсинга и субконтрактации предприятий и организаций региона;
  • реализация совместных проектов для развития территориальной и производственной инфраструктуры;
  • реализация совместных проектов в рамках реализации кадровой политики и инновационной деятельности;
  • создание совместных управляющих компаний для совместно реализуемых проектов.

Повышение конкурентоспособности на основе кластерных инициатив является основным элементом стратегий развития многих регионов [5]. Так, предполагается, что от кластерных инициатив будут получены следующие эффекты:

Рис. 1. Схема строительного кластера Пензенской области («якорь» - строительные организации)


  • повышение доверия, улучшение отношений между предприятиями и организациями региона;
  • оптимизация функционирования цепочек ценностей;
  • экономический рост, повышение конкурентоспособности региона, увеличение ВРП региона и налоговых поступлений;
  • улучшение кадрового потенциала в регионе;
  • развитие территории, улучшение качества жизни, повышение привлекательности региона;
  • улучшение делового и инвестиционного климата в регионе.

На формирование строительного кластера имеются несколько точек зрения. Одна из них предполагает «стандартный» путь формирования: его организация на базе предприятия лидера-отрасли в регионе (в Пензенской области таким предприятием может выступить ООО ПКФ «Термодом»). Вторая состоит в том, что бы сформировать кластер на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, так как от успешной реализации кадровой политики зависит всё дальнейшее развитие в отрасли. Особенностью Пензенского строительного кластера будет то, что в качестве головной организации («якорь») будет выступать Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (рис. 2).

В случае успешной реализации проекта по созданию и функционированию строительного кластера в Пензенской области будет рассмотрена возможность создания межрегионального строительного кластера в рамках Приволжского федерального округа, основными задачами которого будут:

  • координация действий строительных организаций в рамках округа;
  • координация движения капитала (помощь потенциальным инвесторам в грамотном распределении инвестиций на основе анализа состояния и потребностей строительной отрасли всего округа для исключения случаев инвестиции, приводящей к ненужной конкуренции), инвестиционная база по строительству;
  • создание реестра добросовестных строительных организаций, имеющих материально-техническую базу, для развития производственного сектора отрасли.

Стимулирование подобных связей является важным направлением кластерной политики и заключается в развитии кооперации между родственными кластерами региона, разработке и реализации программ развития сотрудничества. Именно в кластерах формируются ключевые компетенции, прогресс которых служит залогом долгосрочной конкурентоспособности регионов.

Рис. 2. Схема строительного кластера Пензенской области («якорь» – ПГУАС)

Авторы проекта убеждены в том, что только на основе создания строительного кластера (совместной реализации кадровой политики) возможно эффективное взаимодействие между строительными организациями. Не случайно при обсуждении этого вопроса на секции «Инновации в строительстве и ЖКХ. Методы. Технологии. Материалы» в рамках V Форума инновационных технологий Infospace (Москва, 26.03.14 г.) к нему был проявлен интерес многих участников. Особое внимание на реализацию проекта обратили ОМОР «Российский союз строителей» и НП «Союз молодых строителей РФ», предложившие свое сотрудничество.

Рецензенты:

Усманов В.В., д.п.н., профессор, первый проректор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Логанина В.И., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Управление качеством и технологии строительного производства», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.