Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Сатунина А.Е., Сысоев А.С.

Создаваемые в настоящее время  информационные системы во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в вузах, часто не приводят к желаемому результату даже в случае удачного их внедрения.

Как показывает отечественный и зарубежный (ITIL) опыт внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем, это происходит из-за неэффективной организации функционирования ИТ-подразделений и созданной ИТ-инфра-структуры.

Одним из передовых подходов к созданию и эксплуатации корпоративных информационных систем является использование сервис-ориентированной архитектуры (SOA) информационной системы.

SOA - это концепция построения архитектуры корпоративной информационной системы из слабосвязанных между собой частей на основе сервисов - отдельных компонентов с фиксированными интерфейсами, выполняющих определенные функции.

В соответствии с исследованиями IBM области SOA, первичным структурным элементом приложений SOA является сервис, а не подсистема, система или компонент.

В связи с тем, что SOA может быть применима к решению самых разных задач - в зависимости от направления деятельности работающих с этой архитектурой специалистов, существуют три описания SOA: с точки зрения направления бизнеса, архитектуры и реализации.

Описание SOA с точки зрения направления бизнеса представляет набор сервисов, которые бизнес предлагает своим потребителям и партнерам или другим подразделениям организации.     В корпоративной информационной системе вуза можно выделить в качестве «серви-сов» (функциональных компонент) следующее:

  • прием в вуз - электронное формирование контингента студентов
  • учебный процесс - электронный деканат
  • обучение- электронное обучение (E-Learning)
  • НИР- электронная кафедра (научный центр)
  • бюджетирование: электронный бюджет
  • кадры: электронный документооборот по кадрам
  • библиотека: электронная библиотека

Описание с точки зрения ИТ-архитектуры представляет собой архитектурный стиль, требующий наличия поставщика и пользователя ИТ- сервисов, а также их описаний. Набор архитектурных принципов, шаблонов и критериев, учитывающих такие характеристики, как модульность, инкапсулированность, слабая связанность, разделение интересов, многократность использования, компонуемость и единство реализации.

        К этим типам сервиса можно отнести:

  • поддержка ИТ-услуг (путем организации эффективного управления инцидентами, проблемами, ИТ-конфигурацией, изменениями и релизами)
  • предоставление ИТ-услуг путем эффективного управления финансами, непрерывностью услуг, мощностями, доступностью и уровнем услуг
  • управление отдельными функциональными приложениями
  • управление информационной безопасностью

Описание с точки зрения реализации: это модель программирования, совместимая со стандартами, инструментами и технологиями Web-сервисов.

Ключевым понятием SOA являются интерфейсы. Именно они являются средством для представления возможностей того или иного сервиса пользователям и организации взаимодействия между различными типами сервисов. В интерфейсе сервиса определены параметры обращения к нему и описан результат, то есть интерфейс должен определять суть сервиса, а не технологию его реализации.

SOA предлагает единую схему взаимодействия сервисов независимо от того, находится ли сервис в том же самом приложении, в другом адресном пространстве многопроцессорной системы, на другой аппаратной платформе в корпоративной intranet-сети или в приложении, развернутом на ИТ-площадке партнера. Все это обеспечивает гибкость SOA, способность системы, реализованной в такой архитектуре, реагировать   на   изменения   в  бизнес-процессах динамично и без сложных трансформаций на интеграционном уровне.

Одним из важных вопросов построения архитектуры SOA являются ее администрирование и обеспечение безопасности. При наличии сотен сервисов, готовых к применению, у пользователя возникает потребность в централизованной системе администрирования, с помощью которой можно было бы осуществлять их мониторинг и защиту.

Информационная система вуза построенная на принципах сервис-ориентированной  архитектуры в дает ряд очевидных преимуществ:

  • упрощает процесс интеграции отдельных бизнес-процессов в вузе;
  • открывает функциональные возможности каждого из компонентов для использования как внутри вуза, так и вне его;
  • предоставляет средства разработки гибких бизнес-процессов, соответствующих текущим потребностям развития вуза, путем объединения компонентов-сервисов;
  • обеспечивает возможность согласования ИТ-инвестиций со стратегическими задачами вуза.
  • устанавливает взаимосвязи между функциональными компонентами и базовой ИТ-нфраструктурой, без которых невозможна поддержка высокой динамики изменений современного вуза.

Таким образом, SOA, положенная в основу  корпоративной информационной системы вуза  служит каркасом для интеграции всех перечисленных функциональных компонент вуза, а также поддерживающей их ИТ-инфраструктуры в форме безопасных, стандартных сервисов, которые могут использоваться многократно и комбинироваться для адаптации к изменению приоритетов в деятельности вуза.