Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SCHOOL TRADITIONS IN PATRIOTIC EDUCATION BEING TRAINED (TO THE 155 ANNIVERSARY OF SSH NO. 4 RAMENSKOYE OF MOSCOW REGION)

Khromova M.N. 1
1 Municipal budgetary educational institution of Ramenskaya Secondary School № 4
Привычные правила поведения, передающиеся от поколения к поколению в устной форме, – одно из самых древних представлений о содержании понятия «традиция». Связь настоящего и прошлого; нормы поведения и сознания, которые оттачивались веками; институт человеческого общения – далеко не полный перечень того, что принято включать в традиции «национальные», «народные», «культурные». В статье рассмотрены школьные традиции как фактор эффективного развития патриотизма обучающихся. Именно традиции являются основой для формирования ценностного отношения ребенка к миру и к самому себе. В школе дети получают не только знания, но и учатся жить в соответствующем социально-культурном и экономическом окружении. В статье представлены труды Э. Дюркгейма, О. Конта, Ф. Тенниса и др. ученых, которые писали о традициях в развитии общества, их социальной роли. Рассмотрена точка зрения К. Маркса, который отмечал, что существует теоретическое противопоставление двух позиций: «традиции» и «разум». Автор статьи рассматривает школьные традиции на примере средней школы №4 г. Раменское Московской области.
Customary rules of behavior transmitted from generation to generation orally - one of the oldest representations of the content of the concept of "tradition" . Connection of past and present ; norms of behavior and consciousness, which honed by centuries ; Institute of human communication - not a complete list of what is usually included in the tradition of the "national" , "national" , "cultural" . In the article the school tradition as a factor of effective development of patriotism students. That tradition is the basis for the formation of the valuable relationship of the child to the world and to himself . In school, children are not only knowledge, but also learn to live in an appropriate socio- cultural and economic environment. The article presents the works of Emile Durkheim , Comte , F. et al Tennis scholars who wrote about the traditions in the development of society, their social role. Consider the point of view of Marx, who noted that there is a juxtaposition of the two theoretical positions , " tradition " and " intelligence." The author considers the school tradition on an example of secondary school № 4 Ramenskoye, Moscow region.
tradition
education
Fatherland
patriotism

Школьные традиции как фактор эффективного развития патриотизма обучающихся в научной литературе ранее не рассматривались. Но именно традиции являются основой для формирования ценностного отношения ребенка к миру и к самому себе. В школе дети получают не только знания, но и учатся жить в соответствующем социально-культурном и экономическом окружении. С первого дня обучения каждый ребенок соприкасается с «духом школы» (К.Д. Ушинский), который наиболее ярко выражен в школьных традициях.

Анализ литературы позволил выделить большое количество авторских трактовок термина «традиция». Привычные правила поведения, передающиеся от поколения к поколению в устной форме - одно из самых древних представлений о содержании рассматриваемого понятия. Связь настоящего и прошлого; нормы поведения и сознания, которые оттачивались веками; институт человеческого общения - далеко не полный перечень того, что принято включать в традиции «национальные», «народные», «культурные» и др. Само понятие «традиция» происходит от лат. traditio - «передавать». В Древней Греции традицией называли передачу вещи, навыка, умения - вплоть до выдачи дочери замуж. Дальнейшее изменение сущности данного понятия замыкается в философии на форму коммуникации людей. Но уже в период поздней античности понимание традиции как переданного дара меняется в соответствии с канонами христианской теологии своего рода противоречие между традицией и «рацио», которое усиливается в эпоху Просвещения.

В эпоху Просвещения традиция была представлена как одно из препятствий в продвижении личности к осознанию собственной самости. В зарубежной научной литературе существует мнение, что неприятие традиции многими мыслителями Просвещения дало толчок к идеологическому обоснованию французской революции как полного отрицания традиционности. Но уже к началу XIX века европейская культура принимает толкование традиции с пониманием её универсальной исторической значимости.

Среди отечественных исследователей проблемы традиций необходимо выделить:

М.И. Долгунина, П.Н. Савицкого и фр. философов, чьи взгляды представляют понимание традиции как необходимого условия становления культуры; сбалансированности социально-культурных начал общества;

М.С. Кагана, А.Г. Новикова, Н.П. Юдину, рассматривающих традиции как передачу и сохранение педагогического опыта;

А.Ю. Аксенову, Г.Н. Волкова, Л.И. Краеву, изучавших этнические и национальные особенности традиций различных народов;

И.П. Гладилина, И.П. Клемантович, И.В. Шубину, определяющих сущность семейных традиций и их влияние на становление личности.

Анализ научной литературы позволил выделить различные как теоретические, так и теоретико-практические подходы к изучению феномена «традиция». Уже Н.М. Карамзин писал, что традиция - это «завет предков потомству», а И.П. Павлов отмечал, что традиция - это «торможение» инстинктов.

О традициях в развитии общества, их социальной роли писали Э. Дюркгейм, О. Конт, Ф. Теннис и др. К. Маркс в своих трудах отмечал, что существует теоретическое противопоставление двух позиций: «традиции» и «разум». По К. Марксу, традиция представлена как своего рода выражение классовых и групповых интересов; как составляющая идеологии; как орудие манипулирования массовым сознанием. До Маркса о роли традиции в процессе всемирно-исторического развития писал Г. Гегель. Различая рассудок и разум, философ не приемлет абстрактного рационализма рассудка, а раскрывает действие разума в истории. По Гегелю, исторический опыт может быть разумен, поскольку разум обладает историческим опытом. Элементы наследия, которые достаточно устойчивы во времени, наделяются ценностью. Отказываясь признавать «древность» в качестве аргумента, Гегель критикует тех, кто готов видеть мудрость только потому, что они древние.

М. Вебер в понятии «традиция» раскрывает типологию социального действия через действие традиционное, основанное на привычке. С другой стороны, М. Вебер представляет традиции как определенные ценности и даже систему ценностей. Задавая некую типологию социального поведения, социолог выделяет целерациональные и ценностно-рациональные типы как самостоятельные единицы. Исходя из веберовского понимания традиции ценностно-рациональный тип не подвергает ценность рациональному анализу. Таким образом, М. Вебер первым противопоставляет традиционный и рациональный подходы к социальной организации общества. М. Хальбвакс, говоря о множестве традиций и невозможности выделить ведущую традицию определенного общества, отмечал, что механизмы, позволяющие сохранять в памяти прошлое, основываются на постоянной реконструкции человеком прошлого, исходя из опыта той социальной группы, к которой он принадлежит.

Создание единой теории в изучении особенностей традиций предпринимает Г. Лебон, рассматривающий традиции как один из факторов, способствующих формированию психологии толпы как субъекта исторического процесса.

Э. Шизл исследует традиции как развивающееся явление. Ученый отмечает, что традиция меняется в соответствии с изменениями внешних обстоятельств: «традиции меняются потому, что обстоятельства, которым они адекватны, меняются» [1]. При этом Э. Шизл пишет, что традиции не присущи механизмы саморазвития, т.к. развитие традиций сознательно определяет человек.

Если рассматривать вслед за Н.П. Юдиной традицию как своеобразную социальную эстафету, обеспечивающую преемственность между поколениями, то именно социально-культурное наследование исторически накопленного опыта может лечь в основу понимания термина «школьные традиции» [5]. В ходе исследования М.Н. Хромова, взяв за основу научную идею И.П. Гладилиной о традиции как проявлении социально-культурного наследия, формирует следующее определение понятия «школьные традиции». К.В. Чистов отмечает, что в содержании понятия «традиции» отображен «знаниевый», «информационный массив» передающегося от поколения к поколению выверенного временем опыта. Традиции обогащаются в процессе деятельности человека. Анализ литературы свидетельствует, что в формировании традиций задействованы многие факторы (И.Т. Касавин - когнитивные структуры; А.Н. Антонов - идеалы и установки; В.К. Чистов - стереотипизированные структуры сознания; В.Д. Плахов - повторяющееся общественные отношения, передающиеся от одного поколения к другому).

Б.С. Гершунский рассматривает традиции как средство социализации индивида: через основание представленного в традициях опыта человек проникает в «ментальное пространство» социальной общности, становясь её членом Э.С. Маркарян традиции представляет с культурологической точки зрения как выраженный групповой опыт, воспроизводимый в различных человеческих коллективах.

А.И. Кравченко отмечает следующие культурные функции традиций:

-     устанавливается преемственность культуры;

-     является неким каналом хранения и передачи информации от поколения к поколению;

-     являются механизмом социализации людей;

-     выполняют функцию отбора образцов поведения и ценностей [2].

Таблица 1

Традиция - это ...

С.И. Ожегов

- обычай, установившийся порядок в поведении, в быту

Ефремова

- то, что сложилось исторически и передается из поколения путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.);

- укоренившийся порядок в чем-либо; обычай

Ушаков

- то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи;

- обычай, укоренившийся порядок в чем-н.

Даль

- преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое

Энциклопедический словарь

- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени

А.И. Кравченко

- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений

Словарь иностранных слов

- исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения;

- обычай, установившийся порядок в поведении

Школьные традиции рассмотрим на примере средней школы №4 г. Раменское Московской области.

Школа на фабрике начала свое существование с 1858 года. Помещалась она в самой фабрике, где под нее были отведены две большие комнаты, а учителями первое время были два местных священника, причетчик и старший конторщик с двумя своими помощниками. В преподавании принимал участие и первый русский директор фабрики в г. Раменское Дмитриев, с именем которого связаны все прогрессивные преобразования не только на текстильной фабрике, но и школе. В школе учили и церковному пению, а вскоре был приглашен для этого особый регент, и было положено начало образованию церковного хора. В 1870 году было выстроено двухэтажное здание школы, которое в 1898 году сгорело. В этот период значительно увеличилось число учащихся, педагогов, была заведена библиотека как для учителей, так для учеников и рабочих, выписано было много картин по закону божьему, ботанике, зоологии и минералогии, некоторые простейшие физические приборы и др.

В 1870 году, т.е. задолго до издания закона о малолетних рабочих, стараниями Дмитриева для них было сделано обязательное обучение в школе, чтобы ребята смогли посещать школу, рабочих часов убавили с 12 до 9.

В 1900 году было выстроено для школы новое каменное здание, в котором обучаемся мы и сейчас. На первом и втором этажах размещалось 16 классных комнат, канцелярия, зал для народных чтений и спектаклей на 1000 человек, читальня. В полуподвальном этаже помещалась раздевальная комната, библиотека, комната для служителей, кухня, котельная, калориферы и запасные комнаты. Потолки в коридорах и вестибюлях сводчатые, системы Монье.

В музее истории школы, открытом в год 80-летия здания в 1980, есть фотография учителей школы 1913 года. В начале века в школе было 3 законоучителя, 2 учителя закона божьего, 10 учителей, 6 учительниц, 2 библиотекаря, один писец, 7 сторожей, 6 переплетчиков и 2 человека при учебных пособиях и заведующий школой. Число учащихся 659. Мальчиков - 396, девочек - 263. Курс обучения - 4 года, принимались дети рабочих фабрики и крестьян ближайших деревень. В музеи истории школы хранится: отчет Бронницкой земской уездной управы и материалы уездного съезда учителей. Несомненный интерес представляют все доклады съезда, но для сегодняшних учащихся небесполезно знать такой отрывок из выступления учителя фабричной школы Кудрявцева о причинах манкировок учащихся: «Причина манкировок, заключается, прежде всего, в экономических условиях жизни населения. Наибольший процент манкировок падает на детей бедноты, нуждающихся, прежде всего, в обуви и сколько-нибудь приличной одежде. В тесной связи с материальной нуждой находятся также манкировки по болезни, причем истощенность вследствие дурного питания должна быть поставлена на первое место».

История средней школы №4 неразрывно связана с историей России, историей Подмосковья. Именно потому, что школа была пролетарской, она не могла не быть связана с историей революционного движения в районе. В 1905 году учитель фабричной школы Карабанов на Клишевском переезде проводил митинг фабричных рабочих, разъясняя им события, происходящие в Москве. Выпускниками школы были организаторы революционного движения в районе: Петр Алексеевич Камерон, Иван Герасимович Угаров, Иван Семенович Махов, Федор Васильевич  Николаев. Школой интересовался отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов. После революции школа, являвшаяся единственным каменным общественным зданием, стала центром событий: здесь проводились различные конференции, съезды, слеты. Годы гражданской войны и становления Советской власти в деревне помнит выпускник школы  ЧОНОВЕЦ - Белышков Александр Ефимович. В 1924 году, когда вместе со всей страной стал восстанавливаться наш город, в здании школы перед фабричными рабочими выступал М.И. Калинин, о чем свидетельствует мемориальная доска. И в грозные годы ВОВ, в славные ряды защитников Родины встали воспитанники нашей школы, в том числе Герой Советского Союза С.И. Солнцев. В 1941 году учел воевать нынешний руководитель школы - подполковник запаса А.Ф. Бычков, награжденный орденами и медалями. Много воспитанников школы сложили свои головы на полях сражений.

В годы ВОВ здание школы было разделено на 2 части. В правом крыле размещалась в/ч, а в левом учились дети. Учиться приходилось нелегко: учебников было мало, писали на оберточной бумаге, старых квитанциях. Было холодно настолько, что мерзли чернила в чернильницах. Для отопления школы были использованы часть парт, деревянные панели... «Когда по радио объявляли воздушную тревогу, детей уводили в подвал, где стояли парты. Занятия продолжались и там», - вспоминает ветеран школы Антонина Ивановна Толченкова. В 1945 году на костылях в школу директором пришел Исидор Глебович Кандратенков. Тяжелое наследство досталось фронтовику! Как и вся страна, школа восстанавливала разрушенное. Всё ученики делали своими руками, под руководством учителя физкультуры, Федора Филипповича Комарова.

До 1945 года школа была семилетней, а затем стала средней. Это была одна из крупнейших школ Московской области. Число её учащихся доходило до 2180 человек. Историю школы писали не только ее гордость - учащиеся, но и учителя.

Именно в творческом союзе учителей, учащихся и их родителей за более чем стопятидесятилетний период родились многие школьные традиции. Выпускники школы не просто гости, они активные участники всех школьных праздников, социальных проектов и др. Туристические походы - неотъемлемая традиция школьной жизни: школьники знают, когда они будут и готовятся к походу весь год. Особого внимания заслуживают традиционные выезды поискового отряда; кружки народных промыслов «Голубая Гжель», «Загадки глинушки» и др.

Школьные традиции являются мощным и действенным фактором развития детского коллектива, личности каждого ребенка, формирования чувств Патриота и Гражданина.

Рецензенты:

Банников П.А., д.и.н., доцент, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.