Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARITABLE BEHAVIOR OF SOCIAL AGENTS OF THE TYUMEN REGION

Bineeva E.A. 1 Peshkova N.N. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
The Charitable behavior of social agents is subject to numerous factors, including the overall situation in the region, personal motivation, public opinion, education, economic benefits. The Group focused interview «The research of motives of charitable behavior» has allowed to find out interrelation of charitable behavior and a civic stand of the person. Focuses-groups have enabled to reveal similar features and features of motivation of charitable behaviors of all submitted social agents (civil servants, business of community and the noncommercial organizations). Research has allowed coming to understanding of the mechanism of formation of system charity in the Tyumen’s stat. Participants of focuses - groups have specified problems of realization of charity in region and have designated the basic ways of their decision. The main problems are the lack of personal motivation, tax credits and incentives from the representatives of management structures.
charitable behaviour
The Charity
Введение

Современное российское общество, при ограниченных возможностях государства в обеспечении социальной сферы и полноценном предоставлении социальных гарантий населению, столкнулось с необходимостью формирования эффективного механизма благотворительной деятельности и его совершенствования. Благотворительные пожертвования как дополнительный источник ресурсного обеспечения имеют большое значение для содействия развития социальной сферы и помощи населению в достижении достойного качества и уровня жизни [5].

Главной проблемой научного исследования является измерение социальной эффективности благотворительной деятельности в современном обществе. В практике теоретико-прикладных исследований она пока еще не получила достаточного внимания и не нашла должного отражения в специальной литературе. Отсутствует апробированная диагностическая и нормативно-правовая база для организации и проведения систематического изучения социально-экономической эффективности благотворительной деятельности и слабо изучены современные виды и инновационные стратегии благотворительности в обществе.

По мнению Кузьмина А.И. и Козленко О. Б., процесс формирования института благотворительности в России происходил стихийно, без продуманной государственной политики. В результате наблюдается низкий уровень доверия со стороны общества и отсутствие стимулирования со стороны государства к занятию благотворительностью. Помимо этого авторы утверждают, что существует нехватка профессионалов, необходимого менеджмента и использования современных маркетинговых методов в работе благотворительных организаций [3].

Раскрытие конкретного механизма и процесса благотворительной деятельности в обществе и измерение ее социально-экономической эффективности, выявление важнейших детерминант, способствующих оптимизации этого механизма, и разработка приоритетных эмпирических показателей и индикаторов такого рода измерения определяют в целом принципиальную и практическую новизну настоящего исследования.

Поиск резервов и дополнительных ресурсов повышения социально-экономической эффективности благотворительности рассматривается как одно из средств разрешения противоречивого состояния, сложившегося в современных условиях в функционировании и развитии федеральной системы управления благотворительными процессами в российском обществе. В реальной ситуации, когда эффективность и оптимальность благотворительной системы как на федеральном, так и на региональном уровне находится в процессе становления, концептуально очерченные противоречия с разной степенью отчетливости уже проявляются и оказывают существенное влияние на социально-экономическую эффективность системы общества.

Теоретико-методологические аспекты проблемы

Чаще всего благотворительность определяется через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия [4]. Если рассматривать зарубежный опыт научного определения благотворительной деятельности, наибольший вклад в разработку данного вопроса внесла американская социологическая школа. Н. Аберкромби [1] сводит благотворительность к пониманию в реализации деятельности благотворительных фондов и характеризует благотворительность как проявление инициативы гражданского общества и широкой общественности, которые реагируют на ту или иную социальную проблему более чутко, с большей социальной ответственностью, помогая напрямую окружающим людям.

Современный американский социолог Девид Дефое [7] в работе «Подаяние не является благотворительностью» (2004 г.) определяет благотворительность как социальную систему, направленную на решение проблем нуждающихся. Он приходит к выводу, что благотворительной можно считать лишь ту помощь, которая решает социальные проблемы общества. Подача милостыни, по мнению Дефое, не является благотворительностью и зачастую представляется вредной для общества.

Канадский социолог Б. Карниол [6] рассматривает благотворительность через призму альтруизма и социальной работы. Характеризуя благотворительную деятельность как оказание помощи нуждающимся, руководствуясь принципами альтруизма и гуманизма.

Современные российские авторы не оставляют попыток дать емкое определение данному понятию. В частности, в работе Габидуллиной Э. В. «Совершенствование механизма благотворительной деятельности в сфере образования» автор приходит к выводу, что благотворительная деятельность как социально-экономический институт представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемых посредством оказания благотворительной услуги [2].

Общепринятого определения благотворительной деятельности в социологии не существует, каждая социологическая школа по-разному определяет данную категорию, исходя из национальной специфики, законодательства и религиозной принадлежности. Благотворительность выступает фактором развития как благотворителя, так и благополучателя. В процессе дарственного обмена вещь приобретает дополнительную культурную ценность между людьми. Человек ассоциирует вещь не с ее стоимостью, а с тем человеком, от которого она ему досталась. Так, ребенок помнит, кто подарил ему ту или иную игрушку и проводит параллель между игрушкой и тем человеком, от которого он ее получил.

С целью изучения благотворительного поведения социальных агентов тюменского региона автором на базе Тюменского государственного нефтегазового университета в январе-феврале 2012 г. было проведено социологическое исследование «Изучение мотивов благотворительного поведения». Исследуемые социальные агенты благотворительности были объединены по социальным параметрам: территория их деятельности (г. Тюмень), сфера деятельности (государственная служба, бизнес структуры, некоммерческие организации), должность (отбор осуществлялся тех участников, которые, так или иначе, имели отношение к благотворительности по роду своей деятельности).

Цель исследовательской работы - выявление мотивации благотворительного поведения социальных агентов тюменского региона. Материалы исследования могут быть полезны благотворительным организациям, департаментам социального развития регионов и всем, кто занимается изучением благотворительной деятельности в обществе.

Социальные агенты при решении общественно-значимых проблем руководствуются собственным видением вопроса, не всегда представляют нужды населения, и в данном случае благополучатели заявляют о своих потребностях. Примером может служить деятельность благотворительных фондов, так как средства они распределяют с помощью грантов, где благополучатель заявляет о потребности в определенных средствах, чтобы самостоятельно решить свою проблему.

Объектами благотворительности часто выступают дети, которые в силу своей юридической недееспособности не вправе получать средства на решение проблем. В данном случае о проблемах недееспособных заявляют волонтеры, которые и выступают в качестве опосредованных благополучателей. По этой причине благотворительность должна стать продуктивной, и все категории граждан, вливающиеся в этот процесс, являются не равнодушными, и таким способом развивается гражданское общество на конкретной территории.

Инструментарий исследования благотворительности

Для проведения фокусированного социологического исследования были сформированы три группы по семь человек в каждой. Формирование групп велось без учета половозрастных характеристик (в группах были представлены и мужчины, и женщины), но главным моментом была экспертная составляющая участников фокус опроса. В ходе фокусированного интервью учитывалось индивидуальное мнение каждого участника. Фокус-групповая сессия началась с краткого вступительного слова модератора, в котором были обозначены цели и задачи исследования. Обсуждение вопросов проходило по методу воронки. На основе собранных эмпирических данных было произведено оформление результатов исследования в виде письменного отчета. Документальный отчет включает описание методики проведения фокус-групп, группирования таблицы полученных результатов, выводы и разработанные на их основе рекомендации.

Результаты исследования

Участникам фокусированного интервью был задан вопрос, существует ли проблема патерналистского отношения населения к власти и государству в Тюмени, и если да, то какие способы снижения патернализма Вы видите?

Способами снижения патерналистского поведения граждан государственные служащие считают: привлечение граждан к самоуправлению и квотирование рабочих мест. Данные мероприятия дают возможность населению самостоятельно принимать решения, стать более активными и меньше надеяться на помощь государства. Государственные служащие сошлись во мнении, что благотворительное поведение не снижает патернализм граждан, а только способствует его развитию и стимулированию.

Представители бизнес структур полагают, что нет необходимости снижать патернализм граждан. Чиновники должны больше заботиться о населении и осуществлять предупреждающие меры по решению социальных проблем общества. Всем социальным институтам необходимо четко выполнять свои функции. Воспитывать в гражданах и прививать благотворительное поведение могут специализированные общественные институты (семья и религия). Мнение бизнес сообщества разделилось на две половины, часть отметила, что благотворительность способствует снижению патернализма и развивает гражданские инициативы, вторая половина утверждает, что она укрепляет иждивенчество граждан.

Третий сектор экономики (НКО и благотворительные организации) считает, что способом снижения патерналистского поведения является развитие общественной инициативы граждан путем государственного стимулирования: введение налоговых льгот для бизнеса, проведение благотворительных акций, привлечение Интернет-сообщества для самостоятельного решения проблем региона и страны в целом. Все представители НКО пришли к выводу, что благотворительное поведение снижает патернализм граждан.

Участники фокус-групп ранжировали (по значимости с позиции их профессии) готовность пожертвовать деньги на решение социальных проблем: близким родственникам, коллегам по работе, фонду защиты животных, нищим, жертвам чрезвычайных происшествий, религиозным организациям, благотворительным фондам, образовательным учреждениям, жителям своего населенного пункта, жертвам военных конфликтов, жителям стран Африки. Представители всех фокус-групп готовы помогать близким родственникам и жертвам чрезвычайных происшествий, причем от материальных возможностей благотворителя варьирование мотивации благотворительного поведения не зависит.

Участники всех фокус-групп полагают, что подаяние нищим не является благотворительностью и отводят этому пункту самый низший ранг (от нуля до единицы). Тюменцы не готовы непосредственно помогать жителям стран Африки, считая, что это прерогатива государства.

Государственные служащие охотнее помогают коллегам по работе, образовательным учреждениям и жителям своего населенного пункта. По остальным пунктам чиновники не проявили интереса, объясняя это отсутствием мотивации.

Представители бизнес сообщества подошли к проблемам избирательно, они готовы помогать коллегам по работе, жителям своего населенного пункта и благотворительным фондам, они в большей мере обеспокоены имиджем своей компании, их благотворительное поведение локализовано на определенную территорию и конкретную социальную проблему, важную для компании. Все они действуют в интересах своей фирмы, для них значимо, чтобы население больше знало об их деятельности. Представители бизнеса отмечают, что решить все проблемы местного сообщества они не в состоянии, поэтому предпочитают сосредоточиться на определенных локализованных очагах. На практике бизнес оказывает помощь самостоятельно или через благотворительные организации.

Работники некоммерческих организаций в большей степени направляют свои благотворительные усилия на жителей своего населенного пункта, жертв военных конфликтов, фонд защиты животных и благотворительные фонды. В отличие от государственных служащих и бизнес сообщества, они смотрят на эту проблему более широко и не сводят благотворительное поведение к простому перечислению денег. Под благотворительностью они понимают оказание услуг, волонтерскую деятельность, сбор и передачу вещей нуждающимся людям, организацию бесплатного питания и т.д.

Государственные служащие отметили, что благотворительное поведение является отражением гражданской позиции человека, оказывая благотворительную помощь, гражданин участвует в решении социальных проблем региона. Бизнес сообщество в данном вопросе не пришло к общему мнению, половина согласились с тем, что благотворительность отражает гражданскую позицию населения, вторая половина считает, что благотворительность никак не влияет на гражданскую позицию. Работники некоммерческих структур полагают, что активная гражданская позиция человека способствует вовлечению населения в благотворительный процесс.

Чиновники не согласились при нынешних условиях жизни принимать участие в благотворительной деятельности, объясняя это непрозрачностью распределения благотворительных средств, поступающих в фонды, а также отсутствием лишних материальных средств. Ситуация меняется при условии, что на работе благотворительное поведение приветствуется и способствует карьерному росту (90 % государственных служащих пожелали принимать участие в благотворительном процессе).

Ответы участников фокус-группы отражают современную региональную действительность, когда благотворительность из добровольного порыва человека превращается в занятие по принуждению. Данное явление не уникально, многие регионы переживали подобные процессы. Благотворительность является индикатором развития социума, зрелое и сформировавшееся общество, постигшее законы материального распределения, выстраивает эффективную систему благотворительности.

Представители бизнес структур отчасти согласились на участие в благотворительной деятельности, признав, что она способствует развитию гражданственности. Третий сектор экономики независимо от материальных средств готовы посвятить себя благотворительной деятельности в полном объеме. Интересно, что бизнес структуры и работники некоммерческого сектора не изменили своего мнения при условии, что на работе благотворительное поведение приветствуется и способствует карьерному росту. Они считают, что благотворительность является личным выбором гражданина и не может влиять на его карьерный рост.

Представители органов управления отметили, что благотворительность является положительным явлением в обществе, так как способствует решению основных проблем, ее необходимо развивать и поощрять со стороны государства. С мнением данной фокус-группы согласились работники некоммерческого сектора, добавив, что благотворительность позволяет решить сложные проблемы в кратчайшие сроки, так как она не забюрократизирована.

Выводы и рекомендации

На современном этапе развития общества благотворительность представляет собой процесс взаимодействия равных социальных агентов, где благотворитель и благополучатель действуют сообща, решая возникающие социальные проблемы. Данный подход позволяет представить благотворительность как институт гражданского общества, где все участники процесса являются активными. Решают социальные проблемы  самостоятельно, не прибегая к помощи государства.

Анализ теории и практики благотворительности показал, что ограничения для занятия благотворительностью могут быть личностные, ситуационные и ценностно-ориентационные. Сложно преодолимыми из них являются личностные, так как они связаны с убеждениями человека, отрицающего благотворительность как социальное явление. На ситуационные ограничения человек не всегда способен оказывать воздействие, они часто выходят из-под его контроля. В исследовании были представлены государственные служащие, бизнес сообщества и некоммерческие организации. Специфика фокус-групп дала возможность выявить сходные черты и особенности благотворительного поведения социальных агентов в Тюменском регионе.

Рецензенты:

Симонов С.Г., д.соц.н., профессор, профессор кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.

Миллер А.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики, налогов и налогообложения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.