Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL STUDENT TEACHING OF BACHELORS IN CHILD CARE IMPROVING FACILITY

Belov A.A. 1
1 SEI HPE «Moscow City Pedagogical University» Moscow Department Of Education
With transition of domestic higher education to the European standard which is based on the principles of the Bologna agreement, there were serious changes in system of vocational training of students. Vocational training within modern system of a bachelor degree raises a role of independent activity of the student during training. At increase in a role of independent training special value is got by practical activities – student teaching. The special role in modern system of higher education is got by practice in the conditions of the child care improving facility which success will depend in many respects on organizational and pedagogical conditions. Today there is a need for definition and justification of organizational and pedagogical conditions which will promote successful student teaching of bachelors in child care improving facility and meet the requirements of modern system of higher education. In article key organizational and pedagogical conditions (internal, external and basic) are presented and proved.
pedagogical technology
methodical maintenance
competences
practical activities
student teaching
organizational and pedagogical conditions
Любая деятельность будет наиболее эффективной, если ее субъект будет чувствовать ее успешность. Педагогическая деятельность не является исключением. Для бакалавра отношение к педагогической практике в детском оздоровительном учреждении выстраивается из множества причин, но ключевой в этом ряду будет ее успешный характер.

Большинство определений, не без основания, связывают успешность с личностным фактором, т.е. ощущением успешности самим субъектом деятельности. «Успешность - это устойчивое качество личности, это способность генерировать успех снова и снова силой своего выбора, благодаря своим личным качествам» [6].

По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного с разновозрастными группами, успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, ответственность и др. [7]. В данном случае успешность рассматривается в зависимости от качеств личности.

Стоит отметить, что успешный характер педагогической практики бакалавров в условиях детского оздоровительного учреждения (помимо личностных качеств бакалавра, программы подготовки, технологии социализации детей и подростков) будет напрямую зависеть и от организационно-педагогических условий.

Е.Н. Васильева в своем исследовании определяет организационно-педагогические условия как совокупность научно-методической, опытно-экспериментальной базы [1].

Е.А. Григорьева, И.В. Капчегашева в организационно-педагогические условия включают вариативность (модульность) содержания и форм образования [2,5].

Г.А. Демидова рассматривает организационно-педагогические условия через внешние и внутренние факторы. Организационно-педагогические условия - «это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности» [3].

Организационно-педагогические условия успешной педагогической практики бакалавров в детском оздоровительном учреждении представлены следующими видами: внутренние, внешние и базовое (табл. № 1).

Табл. № 1

Условия

Содержание

 

 

 

Внутренние

- программное обеспечение подготовки к педагогической практике;

- методическое оснащение и сопровождение;

- игровые технологии;

- интерактивные формы обучения и средства;

- организаторская, коммуникативная, рефлексивная, творческая и проектная деятельность с детьми и подростками;

- итоговая студенческая конференция.

Внешние

- участие в «Днях Науки»;

- участие бакалавров в городском или региональном Фестивале вожатских отрядов;

- организация бакалаврами детских праздников;

- проведение бакалаврами социальной акции.

Базовое

- инфраструктура базы практики.

Внутренние условия:

1) Программное обеспечение подготовки к педагогической практике

Программное обеспечение включает в себя программу подготовки бакалавров к педагогической практике в условиях детского оздоровительного учреждения и программы инструктивного сбора.

Проработанность всех деталей (с учетом требований и условий: увеличение роли практических занятий и интерактивных форм деятельности, внедрение технологии социального проектирования и др.) в указанных программах позволяет добиться поставленных целей и обеспечить успешный характер педагогической практики бакалавров.

Программы позволяют бакалаврам получить неоценимый опыт работы с детьми, который в течение смены будет формировать профессиональные компетенции.

При тесном сотрудничестве и взаимодействии на уровне учреждения, занимающегося подготовкой бакалавров к педагогической практике, и учреждения, предоставляющего базу практики, разработанные программы образуют общую программу поэтапного профессионального развития бакалавра в период педагогической практики, напрямую влияя на ее успешность.

2) Методическое оснащение и сопровождение

Теоретико-практической подготовки к педагогической практике в условиях детского оздоровительного учреждения, как показывает опыт, бакалавру бывает недостаточно для качественной и разнообразной работы с детьми и подростками. Это выражается в отсутствии нужного багажа знаний и опыта в вопросах организации детского досуга, его формах и методах.

Для решения данной проблемы должны быть разработаны методические пособия, рекомендации и памятка в помощь бакалавру, выезжающему на педагогическую практику в детское оздоровительное учреждение в качестве вожатого. Основное предназначение подобных изданий - предоставление в доступной форме необходимой организационно-педагогической информации.

Они становятся наглядным информативным средством, которое помогает бакалавру не растеряться в круговороте событий и мероприятий детского лагеря и всегда быть готовым организовать любое дело и повлиять на успешный характер педагогической практики.

Огромное значение в успешном характере прохождения педагогической практики имеет создание в детском оздоровительном учреждении отработанной и эффективной технологии методического сопровождения.

Основная цель методического сопровождения бакалавра как на этапе его обучения, так и в период педагогической практики, заключается в непрерывной спланированной деятельности, направленной на предотвращение трудностей, которые могут возникнуть у него в процессе становления и формирования профессиональных компетенций.

Технология методического сопровождения представляет собой систему взаимодействия всех структур, отвечающих за обучение бакалавров, готовящих их к педагогической практике и создающих условия для ее прохождения, а именно:

  • педагоги кафедры, отвечающие за подготовку бакалавров в вопросах теоретических знаний по педагогике, психологии, воспитанию;
  • педагоги «Школы вожатых», отвечающие за подготовку бакалавров к педагогической практике в условиях детского оздоровительного учреждения через программу профессиональной подготовки;
  • руководители практики, курирующие деятельность своих бакалавров в период подготовительного обучения и прохождения ими педагогической практики в детском оздоровительном учреждении;
  • педагоги и сотрудники детского оздоровительного учреждения, создающие условия для комфортной педагогической деятельности бакалавров, оказывающие необходимую методическую и психологическую помощь.

Взаимодействие всех субъектов методического сопровождения должно быть направлено на формирование профессиональных компетенций (нормативно-правовая, проектно-аналитическая, коммуникативная, методическая, мотивационная, когнитивная, организаторская, исследовательская, креативная и рефлексивная).

Адаптационный процесс профессионального развития студента-бакалавра в процессе педагогической практики достаточно сложен. Применительно к процессу педагогической практики и подготовки к ней студент должен пройти 3 этапа профессионального развития: собственно адаптация, интенсификация и идентификация (основаны на теории Э.Ф. Зеера [4]).

Степень успешности прохождения представленных этапов профессионального развития зависит от организаторов методического сопровождения, которые будут помогать бакалаврам:

  • на этапе адаптации:

1) приспосабливаться к условиям и содержанию воспитательного процесса в детском оздоровительном учреждении;

2) осваивать новую социальную роль, налаживать взаимоотношения со студентами-коллегами, педагогами, детьми.

  • на этапе интенсификации:

1) развить общие и специальные компетенции;

2) формировать самостоятельность и ответственность за свое становление.

  • на этапе идентификации:

- формировать профессиональную идентичность, готовность к будущей практической деятельности по получаемой педагогической специальности;

- влиять на появление новых, актуальных ценностей, связанных с семейным положением и будущим трудоустройством.

Активное взаимодействие всех структур и лиц, отвечающих за методическое сопровождение студентов-бакалавров, позволяет практикантам почувствовать поддержку на всех уровнях, пройти все этапы профессионального становления, что, несомненно, создает положительные условия для успешного прохождения педагогической практики.

3) Игровые технологии

Одним из актуальных направлений подготовки студента-бакалавра к педагогической практике в условиях детского оздоровительного учреждения становится его обучение игровым технологиям и умению грамотно применять их в практической деятельности.

На сегодняшний день игровые технологии организатора детского отдыха представляют собой обширную базу традиционных, современных и адаптированных игр.

Каждая игра имеет определенные задачи (познакомить, выявить, сплотить, развлечь, научить, закрепить и др.), и на основании этого они объединяются в конкретные группы (игры на знакомство («Визитки», «Рукопожатие», «Оригинальное знакомство», «Часы» и др.), командоформирование («Правильный маршрут», «Ресурсы творчества», «Спасатели», «Орлятский круг» и др.), выявление лидера («Веревочка», «Калейдоскоп», «Фотография на память», «Карабас» и др.); игры с залом («Веселая грамматика», «Светофор», «Кто? С кем? Куда? Зачем?», «Мы музыканты», «Охотники» и др.), игры в транспорте («За окном», «Песенная перепевка», «Обучение вязке узлов», «Тайный знак» и др.), подвижные игры («Ловушка», «В речку - на берег», «Штандер», «Пятнашки», «Защити товарища», «Почта» и др.), деловые игры («Пойми меня», «Совершенно несекретно, или узнай свои компетенции», «Детский вопрос» и др.).

Доступ к информации о классификации игр, к инструкциям их организации и проведения в мире современных технологий свободен и разнообразен. Тем не менее наличие возможности у бакалавра найти информацию по данному вопросу без практических занятий не дает ему ясного понимания того, как, когда, зачем и что нужно проводить.

Освоение игр и игровых технологий может эффективно протекать только в форме практического занятия, поскольку оно обладает комплексом необходимых характеристик:

  • наглядностью;
  • возможностью многократного проигрывания;
  • личным участием и взглядом со стороны;
  • снятием психологического барьера при проведении игры с многочисленной группой и др.

Перечисленные характеристики практического занятия способствуют лучшему запоминанию, усвоению и закреплению бакалаврами игровых технологий.

Владение бакалавром игровыми технологиями, их разумное использование в практической деятельности обеспечивают успешный характер педагогической практики.

4) Интерактивные формы обучения и средства

В основе подготовки бакалавра к педагогической практике в условиях детского оздоровительного и его дальнейшей работы в лагере лежат интерактивные формы обучения (Insert- и арт-технологии, интерактивный плакат, «мозговой штурм» и др.).

Использование и выбор интерактивных форм диктуется содержанием педагогической деятельности бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения в период педагогической практики.

Интерактивные формы обучения, работы позволяют:

  • создать условия для субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса;
  • включить в педагогический процесс всех участников, находящихся в воспитательном пространстве лагеря;
  • повысить интерес к совместной деятельности;
  • разнообразить формы работы при взаимодействии и др.

Все это, в конечном итоге, позволяет повысить эффективность деятельности временного детского коллектива в условиях детского лагеря и добиться необходимых воспитательных целей и задач.

В период подготовки интерактивные формы реализуются на уровне «педагог - бакалавр», а в период практики - на уровне «бакалавр - ребенок».

Таким образом, мы можем выстроить цепочку трансляции опыта интерактивных форм обучения и работы (схема № 1):

Схема № 1

В этой цепочке бакалавр занимает центральную позицию усваивающего и транслирующего опыт.

Усвоение различных интерактивных форм обучения, взаимодействия позволит бакалавру активно применять их на педагогической практике и влиять на ее успешность.

Особую роль в современных условиях играют интерактивные средства. Интерактивные средства активно используются педагогами школы или вуза с целью повышения качества обучения и уменьшения степени утомляемости обучающихся. Интерактивные средства дают возможность педагогам изложить материал наглядно, в образной, легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Интерактивные средства (видео- и аудиофрагменты, интерактивные плакаты, презентации, интернет-ресурсы) актуальны и в педагогическом процессе детского оздоровительного учреждения, поскольку детское оздоровительное учреждение представляет воспитательно-образовательное пространство.

Пространство детского лагеря, построенное на интерактивной форме взаимодействия субъектов и интенсивной смене видов деятельности, диктует использование только тех интерактивных средств, которые могут помочь решить в кратчайшие сроки возникающие вопросы или проблемы.

В детском оздоровительном учреждении от интерактивных средств требуется как трансляция общих знаний, так и варианты доступных предложений прикладного свойства, которые облегчают поиск идей, труд и экономят время.

Большим помощником для бакалавров и детей в оздоровительном учреждении становится такое доступное интерактивное средство, как электронная портативная техника с наличием интернета и выходом к интернет-ресурсам (мобильные телефоны, планшеты и др.).

Интернет, интернет-ресурсы в данном аспекте выступают в качестве полезного устройства, которое помогает и бакалаврам, и детям не ограничивать творческую деятельность только имеющимися под руками ресурсами и собственными знаниями, умениями и навыками.

Интернет и интернет-ресурсы могут помочь в решении многих задач:

  • находить, скачивать и воспроизводить аудио-, видеофайлы, необходимые для выступления;
  • находить сценарии, стихи, тексты для переработки и адаптации;
  • находить любую научно-популярную информацию на актуальную для дела тематику;
  • находить, скачивать различные готовые макеты фигур, букв и др., которые могут пригодиться в оформительской работе;
  • использовать видеофрагмент танца или номера в качестве образца для разучивания и постановки и др.

Интерактивные средства в виде электронных портативных носителей, поддерживающих интернет, на сегодняшний день имеют большой потенциал и являются распространенной в детско-студенческой среде лагеря формой получения необходимой и полезной для практической деятельности информации.

Владение данным интерактивным средством, осведомленность в вопросах его возможностей и интегрирование этих возможностей в воспитательный процесс детского оздоровительного учреждения - тот ключ, еще один путь к успешной педагогической практике бакалавра.

5) Организаторская, коммуникативная, рефлексивная, творческая и проектная деятельность с детьми и подростками

Успешность педагогической практики студентов-бакалавров может быть связана непосредственно с его деятельностью. Детский лагерь, как никакое другое учреждение, предоставляет педагогу, практиканту широкие возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности и получить навыки, столь необходимые как в жизни, так и в будущей профессиональной деятельности. Бакалавр в роли вожатого детского оздоровительного учреждения развивает организационные, коммуникационные, творческие, рефлексивные, проектные и другие навыки. Методом проб и ошибок формирует в интенсивной практической деятельности необходимый базис профессиональных компетенций. Позитивный опыт в различных видах деятельности позволяет бакалавру почувствовать удовлетворение от педагогического процесса и, таким образом, нивелировать возможные недостатки в техническом оснащении лагеря и в работе его персонала. Другими словами, активная деятельностная позиция бакалавра может стать для него также условием успешной педагогической практики.

6) Итоговая студенческая конференция

Подведение итогов педагогической практики бакалавров в условиях детского оздоровительного учреждения - обязательное и значимое дело, которое имеет своей целью проанализировать степень ее успешности.

Оптимальной формой подведения итогов педагогической практики является студенческая конференция, которая посвящается результатам как всего цикла подготовки, так и педагогической практики бакалавров.

Участники конференции - студенты (бакалавры) вуза, прошедшие подготовку в «Школе вожатых» и педагогическую практику в детском оздоровительном учреждении. Студенческая конференция должна носить научно-прикладной характер: студенты анализируют, оценивают полученный опыт с позиции науки и подкрепляют представленные тезисы с помощью статистики, презентаций, творческой деятельности.

Итоговая студенческая конференция помогает выявить как положительные результаты подготовки и педагогической практики бакалавров, так и проблемы (организационные, педагогические, психологические), которые не позволили добиться более эффективных результатов.

Таким образом, итоговая студенческая конференция предоставляет организаторам подготовки бакалавров к педагогической практике в условиях детского оздоровительного учреждения возможность скорректировать, улучшить деятельность в данном направлении.

Внешние условия:

1) Участие бакалавров в «Днях Науки»

«Дни Науки» являются традиционным ежегодным городским мероприятием, в котором участвуют научные сотрудники, педагоги, студенты, аспиранты и магистранты и др. «Дни Науки» традиционно проходят в формате круглых столов, дискуссионных площадок, конференций. В рамках Дней Науки обязательно организуются и проводятся секции, посвященные системе детского отдыха. В организации секции должны принимать активное участие студенты, прошедшие подготовку и педагогическую практику в детском оздоровительном учреждении.

«Дни Науки» предоставляют бакалаврам возможность посмотреть на педагогическую деятельность в детском оздоровительном учреждении с научной, исследовательской точки зрения.

Формирование у бакалавров стремления смотреть на свою педагогическую деятельность через призму науки дает основание полагать, что педагогическая практика была для него успешной и будет развиваться в заданном направлении в его дальнейшей профессиональной деятельности.

2) Участие бакалавров в городском или региональном Фестивале вожатских отрядов

Бакалавры, представляющие один вуз, в процессе педагогической практики и совместной деятельности сплачиваются и по ее итогам представляют цельный коллектив, который объединили общие интересы, деятельность, воспоминания. И воспринимают они себя после педагогической практики как единый вожатский коллектив. Исходя из этого, для поддержания сложившихся личностных, профессиональных связей между бакалаврами представляется ценным предложить им новую форму взаимодействия. Такой формой может стать городской или региональный Фестиваль вожатских отрядов.

Фестиваль вожатских отрядов может дать бакалаврам несколько стимулов:

  • возможность представлять на городском или региональном уровне собственный вуз;
  • продемонстрировать и сравнить свой опыт с вожатским опытом студентов других вузов;
  • получить опыт выступления на городском или региональном уровне;
  • поддержать и упрочить профессиональные связи со студентами-коллегами и др.

Участие бакалавра в Фестивале вожатских отрядов будет подтверждать успешность прошедшей педагогической практики и указывать на высокую вероятность того, что педагогическая деятельность в детском оздоровительном учреждении для него только одной педагогической практикой не завершится.

3) Организация студентами-бакалаврами детских праздников

Программа подготовки студента бакалавра к педагогической практике должна включать обязательные практические занятия и задания. Однако в большинстве случаев им не хватает массовости и непосредственных субъектов воспитания - детей.

Решение данной проблемы видится в организации детского праздника (Новый Год, Масленица и др.).

Бакалавры, будущие вожатые, до педагогической практики получают неоценимый опыт в организации и проведении мероприятия, в котором участвуют дети.

Бакалавры самостоятельно разрабатывают план мероприятия, составляют сценарий, распределяют роли и обязанности, и в заключительной фазе - проводят его.

При организации мероприятия бакалавры получают возможность познакомиться с интерактивными формами взаимодействия и научиться правильно использовать их, «вплетать» в канву сценария.

Организация бакалаврами праздника для детей до педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного учреждения является немаловажным условием для формирования организационного навыка, что будет способствовать успешности педагогической практики.

4) Проведение бакалаврами социальной акции

Проведение социальной акции бакалавром в период подготовки к педагогической практике представляется актуальной и полезной во всех отношениях.

Перспективной и востребованной представляется социальная акция, связанная с организацией и проведением в течение недели на безвозмездной основе аниматорских услуг для детей и родителей на детских площадках города.

Реализация такого социального проекта позволит будущим практикантам получить следующий опыт:

  • познакомиться с принципами волонтерской деятельности;
  • увидеть разницу между работой вожатого и аниматора;
  • включить полезные элементы аниматорской деятельности (привлечение внимания, игровые и развлекательные формы деятельности, массовый характер мероприятия) в вожатскую работу;
  • научиться взаимодействовать с незнакомыми людьми в минимальные сроки;
  • пределить в процессе реализации акции те формы, которые интересны детям;
  • применить полученные в ходе обучения знания на практике;
  • разработать сценарий проведения массового мероприятия и др.

Участие бакалавра в данной акции может быть не обязательной при подготовке к педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного учреждения, но необходимо понимать, что, чем больше у него будет возможностей взаимодействия с детьми до педагогической практики, тем больше у него шансов пройти ее успешно.

Базовое условие:

1) Инфраструктура базы практики

Инфраструктура лагеря связана с двумя основными понятиями:

  • техническое оснащение (состояние корпусов, интерьер детских и вожатских комнат, мультимедийные средства и различные материалы для проведения культурно-досуговых мероприятий, спортивные и административные объекты, комнаты досуга, кружковые, библиотеки и др.);
  • квалификация сотрудников лагеря (руководство лагеря, воспитатели, психологи, медицинские работники, кружководы, работники охраны и столовой, библиотекарь и др.).

Техническая оснащенность лагеря и его персонал определяет лицо лагеря, его жизнедеятельность и качество услуг, которое может быть предложено и детям, и бакалаврам, проходящим педагогическую практику в детском оздоровительном учреждении.

Каждое внутреннее, внешнее или базовое отдельно взятое условие само по себе может оказывать влияние на успешность педагогической практики бакалавра. Однако педагогическая практика бакалавра будет ощутимо успешной только при активном наличии всех внутренних, внешних и базового условий, которые в реализуемой системе способствуют формированию профессиональных компетенций.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории по изучению проблем социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.