Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF THE TEENAGERS’ PROJECT ACTIVITY IN INTEGRATED LESSONS

Efimova L.P. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, High School of Arts named after S. Saidashev
The progress of a social development in the new century greatly depends on upbringing of the modern teenagers. Formation of schoolchildren’s personalities demands modern and effective educational technologies that help them to specialize in the environment. In this case it is possible to single out a new kind of creative educational activity – project. The article is devoted to the relevant problem of the modern system of secondary education – the organization of the project activity in secondary school. The article considers the function of art in the personal development of teenagers. A special attention is drawn to the use of design technology in training teenagers. It is argued that it creates favorable conditions for experience in independent cognitive activities and positive personal changes. The author reveals the especially the organization of project activities on integrated lessons fine arts and humanities at the school as an example the author’s program for teenagers «Art-Crossroads».
teenagers
project activities
integration
fine art
art

В условиях современного общества возрастает потребность в личности, умеющей самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые проблемы, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и успешно достигать их. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению и использования эффективных методов в образовательном процессе. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, основное предназначение которого состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Данный метод в педагогической практике стал особенно актуальным, так как именно проектная деятельность сегодня является важным показателем эффективности и результативности учебного процесса. В Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования, помимо изучения обязательных предметов, предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных и коллективных проектов. На наш взгляд, эффективная работа по реализации метода проектной деятельности возможна на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных дисциплин.

Исследователями в области педагогики и психологии теоретически и практически доказано, что искусство, и изобразительное искусство в частности, выступает эффективным средством воздействия на нравственную сферу личности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Благодаря своей специфике, заключающейся в наглядно-образном отражении действительности, изобразительное искусство является эффективным средством умственного, эстетического и нравственного воспитания и должно иметь такое же значение, как и другие общеобразовательные предметы. Одной из важнейших задач преподавания изобразительного искусства в современной школе является формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения [5, с. 20]. Доктор педагогических наук Т.С. Комарова отмечает, что «чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [2, с. 56].

Для решения этой задачи на уроках изобразительного искусства необходимо использовать различные типы уроков (урок получения новых знаний, урок совершенствования умений и навыков, урок применения знаний на практике и т.д.), формы уроков (интегрированный урок, урок-путешествие, урок-экскурсия, театрализованный урок и т.д.) и виды деятельности (проектная, исследовательская и т.д.). В процессе проектной деятельности акцент делается на самообучение и на творческий подход к процессу получения знаний и умений. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся развивают свои умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень. В научной литературе проект определяется как «замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продукта» [6, с. 187]. Работа над проектом учит школьников ставить перед собой общую цель, решать конкретные задачи, обосновывать свою идею и т.д. Проекты могут быть различными, в том числе: декоративная работа, художественное конструирование и дизайн, что предусматривает изготовление учащимися творческих декоративных композиций, изготовление эскизов полиграфической продукции, эскизов интерьера, костюма и т.д. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов. Методические рекомендации для учащихся, учителей и родителей по работе над проектами разработаны исследователем М.А. Ступницкой. В учебно-методическом пособии «Что такое учебный проект?» [7] автором определены основные этапы работы над проектом; проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия; представлены различные варианты организации работы над проектом: творческие проектные мастерские, групповая проектная работа, индивидуальная работа учащегося над проектом; разработана типология учебных проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевой проекты и др.

Проектная деятельность является особенно эффективной при интеграции уроков изобразительного искусства с гуманитарными предметами, так как открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач. Такие уроки всегда информационно насыщены и интересны для учащихся, так как постоянно меняются виды и формы учебной деятельности. Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в книге «Статьи по семиотике искусства» отмечает, что «наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объемность нашего знания... Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием [4]. Отдельные аспекты совершенствования образовательного процесса школьников «с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных исследователей и практиков: в работах отечественных дидактов советского периода С.П. Баранова, М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Г.И. Вергелиса, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной; учёных-методистов В.Г. Горецкого, Ю.М. Колягина, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы, Н.Н. Светловской и др.» [1, с. 129]. Интегрированный подход в проектной деятельности мы определяем как совместную учебно-познавательную, проектную, исследовательскую и творческую деятельность учеников и педагогов, имеющую общую цель и направленную на достижение общего результата по решению значимой проблемы как для учеников, так и для учителя. Использование данного подхода в обучении способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом. В результате использования интегрированного подхода в условиях проектной деятельности учащиеся приобретают опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, опыт творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. При таком подходе на интегрированном уроке педагоги имеют возможность одновременно решать несколько задач из различных областей знания, а учащиеся осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет увеличить время организации творческой художественно-проектной деятельности.

Интегрированные уроки могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии учителя. Самые распространенные уроки - на которых происходит объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала. Более высокий уровень интеграции связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Итогом интегрированных уроков чаще всего является рисунок и сочинение, рисунок и презентация (словесная или электронная), что дает подростку реализовать себя дважды: в художественной и интеллектуальной деятельности. Немаловажной особенностью изобразительного искусства в системе межпредметных связей является то, что художественная составляющая урока может снимать нервно-психическое напряжение и тревожность, вызванную интеллектуальной деятельностью, что защищает учащихся от перегрузки и утомления.

Интегративный подход к организации уроков изобразительного искусства и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе ярко представлен в авторской программе «Арт-Перекресток» для учащихся 5-9 классов, которая включает в себя семь взаимосвязанных разделов, каждый из которых завершается выполнением проекта на заданную тему. В программе отмечается, что успешная реализация проектной деятельности подростков в общеобразовательной школе возможна при специально организованных педагогических условиях, а именно: вовлечение учащихся в творческую деятельность по восприятию и оценке художественных произведений и собственного творчества, использование интегративного подхода в организации проектной деятельности учащихся, обеспечение деятельностного характера усвоения социального опыта [8, с. 314-317]. Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися 5-9 классов МБОУ «Гимназия № 96» г. Казани и МБОУ «Гимназия № 3» г. Чистополя Республики Татарстан. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 127 подростков.

Большие возможности для организации интегративных уроков по изобразительному искусству предоставляет область литературы и русского языка. Основа межпредметных связей этих дисциплин в общих художественных средствах словесного и изобразительного искусства. Доктор педагогических наук В.Г. Маранцман одним из первых обосновал необходимость изучения литературы в контексте искусства, обосновал проблему внутренних связей и особенностей стиля писателя и творческого метода художника. Говоря о литературном развитии, В.Г. Маранцман отмечает, что именно в общении с изобразительным искусством у школьников развивается способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и необычайно важная в освоении языка [3].

Представляем опыт интеграции изобразительного искусства и литературы на примере раздела «Книжная история» в девятом классе. В процессе изучения раздела проводятся занятия на продвижение идей пользы и необходимости чтения. Результатом изучения раздела «Книжная история» становится презентация индивидуального или коллективного проекта по созданию описания, иллюстраций и обложки для своей будущей книги. Среди выполненных проектов особенно выделяются: «Моя золотая полка», «Жизнь Замечательного Человека», «Отцы и дети», «Лучший рассказ», «Я читаю...». Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ученика форме. Кроме того, участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения учащегося в отношении чтения.

Интеграция изобразительного искусства и русского языка реализуется в пятом классе при ознакомлении с темой «Натюрморт. Сочинение по картине Ф.П. Толстого "Цветы, фрукты, птица"», входящей в раздел программы «Вкусный натюрморт». Результатом освоения данной темы являются умения учащимися излагать текст, включать в него описание, знание понятий «композиция», «натюрморт», «цвет» и т.д. По окончании изучения раздела учащиеся выполняют индивидуальный проект, который включает художественный эскиз и литературное описание творческой работы. По данному разделу учащимися выполнены проекты на темы: «Завтрак на траве», «Тихая жизнь вещей», «Дары осени», «Фруктовая сказка» и др.

Знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества будет эффективно на интегрированных уроках изобразительного искусства и истории. Так, например, при изучении раздела «В музее» у учащихся восьмого класса систематизируются и расширяются представления о музее как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах раскрывается важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев. На уроке «От пера до шарика» учащиеся знакомятся с интересной историей создания шариковых ручек. Учитель истории делает акцент на историческом аспекте, а учитель изобразительного искусства представляет изображения перьев и ручек, которые предшествовали современным аналогам. Результатом освоения данной темы выступает презентация индивидуального или коллективного проекта виртуального музея какого-либо предмета или деятеля искусств. Среди лучших проектов, выполненных в рамках раздела «В музее»: «Музей - заповедник», «Музей моего детства», «Музей нашего воображения», «Музей будущего» и др.

Педагогический потенциал изобразительного искусства заключается в возможности воспитания уважения к истории культуры своего Отечества, которая может быть выражена в архитектуре, живописи, в национальных образах и т.д. Так, через исследование памятников архитектуры формируется интерес и уважительное отношение к культурному наследию и традициям как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. При интеграции изобразительного искусства с историей в разделах «Моя родина» (7 класс) и «Город мечты» (8 класс) развивается уважительное отношение к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран. На интегрированных уроках учащиеся знакомятся с историей своего родного города и с особенностями других городов, узнают о выдающихся деятелях культуры своего родного края и других стран; расширяется их кругозор в сфере географии мира, культурных особенностей, национальных традиций и т.д. Результатом освоения разделов является творческий индивидуальный или коллективный проект на городскую тематику, в котором учащиеся приводят примеры положительного влияния на общество тех или иных действий, сооружений, предметов, городских проектов и т.п. Среди наиболее успешных проектов, выполненных учениками восьмого класса: «Город букв», «Город, в котором я живу», «Город будущего», «Город мастеров», «Тайны улиц нашего города» и др.

Таким образом, проектная деятельность на интегрированных уроках изобразительного искусства и гуманитарных предметов способствует развитию проектных умений, исследовательских способностей, творческого мышления, художественного вкуса; формирует коммуникативные навыки, навыки критического мышления, способности ставить цели и формулировать гипотезы проекта, находить необходимую информацию по теме проекта и высказывать свое отношение к предмету обсуждения и к окружающей их действительности и решает основную задачу государственных образовательных стандартов - воспитывает основы художественной культуры учащихся.

Рецензенты:

Явгильдина З.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.