Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MEDICO-SOCIAL ASPECTS OF THE AETIOLOGY OF VIOLATIONS OF HEALTH AT CHILDREN´S AGE

Alpatova N.S. 1 Varfolomeeva T.V. 1 Mazurenko D.V. 1
1 FGBOU VPO "The Volgograd state social and pedagogical university"
The article is devoted to the problem of an etiology of violations of health at children´s age. The authors of the article present statistics which shows an increase of the amount of morbidity and disability, reduced physical and mental children’s development. Often, long-term illnesses of children become the reasons of total delay and mental development. The structure of the general incidence at children aged from 0 till 14 years is presented. There is some information about the increase of transition of sharp diseases in chronic, about a sochetannost of various pathologies, growth of a nevrotization of children. It is noted that chronic diseases have negative impact on mentality of children and promote pathological formation of the personality. Risk factors of health of children are considered and characterized: biological, social, psychological. Experience of establishments of education on prevention of children´s diseases and healthy lifestyle formation is presented. The characteristic is given to the content of scheduled maintenance and work forms with children on formation of the valuable relation to health and a healthy lifestyle.
healthy lifestyle formation
prevention of children´s diseases
risk factors of health
etiology of violation of health
В условиях современного российского общества наблюдается выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья в детской популяции, увеличение числа заболеваемости и инвалидности, снижение показателей физического и психического развития детей. Теоретический анализ литературы и практика позволяют констатировать учащение перехода острых заболеваний в хронические, сочетанность различных патологий, рост невротизации детей.

Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е - болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е - болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].

Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% - имеют функциональные отклонения, 52,8% - страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% - хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].

В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II - III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).  

Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной  медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.

Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.

Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.

В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.

Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились  следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой - 52 человека (48,5%);  наследственность - 35 человек (32,7%); пыльца растений - 24 человека (22,4%);  лекарственные препараты - 23 человека (21,5%);  шерсть животных - 21человек (18,7%); домашняя пыль - 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания - 9 человек (8,4%); затруднились ответить - 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) - 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).

Представляется понятным, что большинство респондентов - 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.

Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой - 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды - 9 человек (8%); лекарственные препараты - 4 человека (4%); наследственность - 3 человека (3%); пыльца растений - 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).

В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:

  • в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
  • в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
  • в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.

Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.

Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.

Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:

  • интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
  • увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
  • введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.

Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].

Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].

Профилактика заболеваний среди учащихся включает:

  • определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
  • пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
  • развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
  • формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • профилактику вредных привычек.

В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:

  • индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
  • групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
  • массовые («День здоровья», «Быть здоровым - это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.

Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.

Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.

В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость  между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.

Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.

Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.

Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.