Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZING OF CLUSTER POLICY IN PENZA REGION

Artamonova Yu.S. 1 Salikhov R.U. 2 Kolesnikov P.V. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
2 Penza State University
In the scientific article theoretical and practical methods related to the implementation of cluster policy in the region. Formulated goals and tasks of cluster policy of the Penza region. The developed system of performance indicators, allowing to carry out a comprehensive assessment of the effectiveness of the implementation of cluster policy in the region. These indicators include the following: economic growth and diversification, performance evaluation of an export potential of the cluster, indices of development of innovative potential and innovative infrastructure development indicators of the labor potential indicators cluster dynamics. The main results of the implementation of cluster policy of the Penza region will increase the competitiveness of the regional economy and the acceleration of innovation development due to growth of production volumes, the share of innovative products and productivity cluster member, the increase of the volume of direct investments into the economy of the region, increase of export potential, development of innovation infrastructure.
Cluster
cluster policy
assessment
innovation infrastructure

Введение

Кластерная политика в настоящее время - один из наиболее популярных подходов к развитию региональной экономики. Это один из наиболее эффективных методов стимулирования инновационного развития отраслей народного хозяйства, он становится все более популярным в мире подходом к развитию экономики и стимулированию инновационного развития, в частности. Исследование кластерной политики в Европе показало, что из 31 страны, вошедшей в исследование, 26 имеют национальные кластерные программы, и кластерная политика является частью инновационной политики.

Кластерная политика стала широко распространяться в регионах России. Менее чем за 5 лет в РФ создано более 100 отраслевых кластеров, что является серьезным прорывом в кластерном развитии. Пензенская область активно включилась в процесс создания кластеров, и в настоящее время в регионе функционируют 7 кластеров: кондитерский, приборостроительный, стекольный, IT, мебельный, биомедицинский, туристический. Особенность создания кластеров в Пензенской области - формирование собственного практического опыта в связи с отсутствием лучших российских практик.

В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия, однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования комплексной кластерной политики в регионе, захватывающей в себя все отрасли, имеющие потенциал кластерообразования, учитывающей территориальные, отраслевые особенности развития региона.

Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по формированию региональной кластерной политики.

При осуществлении исследования были применены методы системного, статистического анализа, метод экспертных оценок.

Цели и задачи региональной кластерной политики

Реализация кластерной политики начинается с постановки целей и задач, которые она должна решать в рамках региона и отрасли. Основной целью реализации кластерной политики Пензенской области является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры; стимулирование развития элементов инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала Пензенской области в рамках возможностей кластерного подхода; интенсификация механизмов частно-государственного партнерства путем формирования основы для совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и общественных организаций; привлечение инвестиций и активизации процессов интеграции предприятий, входящих в кластер, в региональный, национальный и глобальный уровни экономики.

Задачи кластерной политики Пензенской области

Определение кластерного потенциала Пензенской области.

Широкомасштабное обучение всех заинтересованных участников кластерной методологии, популяризация кластерного подхода.

Выявление существующих и потенциально необходимых элементов кластера.

Формирование инициативных кластерных групп.

Развитие сотрудничества внутри кластера и между участниками кластеров.

Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Развитие взаимодействия между государственными организациями, образовательными учреждениями и участниками кластера, четкое определение ролей и функций.

Развитие механизмов эффективной поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации и с учетом приоритетов развития кластеров.

Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий для развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

Выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.

Обеспечение развития инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках реализации кластерного подхода.

С целью выявления кластерного потенциала Пензенской области осуществляется обоснование необходимости кластерной политики в регионе. Для этого нужно проводить анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики; осуществить выбор типа кластерной политики для региона; создать информационную базу для реализации кластерной политики. Анализ стартовых предпосылок для формирования кластера предполагается проводить по следующей схеме.

Наличие конкурентоспособных предприятий в отрасли. Показатели оценки: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономически показатели деятельности компаний.

Наличие региональных конкурентных преимуществ (географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных вузов и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и др. факторов). Показатели оценки: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий и секторов, входящих в кластер.

Географическая концентрация и близость. Показатели оценки: показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.

Организационное и методическое развитие кластера осуществляется на основе формирования инициативных кластерных групп; инициирования и поддержки создания, организации специализированной организации кластерного развития Пензенской области; установления эффективного взаимодействия между участниками кластера; развития сотрудничества между кластерами; обеспечения координации деятельности представителей власти, бизнеса, образовательных учреждений по реализации кластерной политики.

Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий развития кластера предполагает повышение эффективности систем профессионального образования и качества жизни, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктур Пензенской области, реализованных с учетом задач развития кластеров; содействие развитию инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках компетенций кластерного подхода; развитие особых экономических зон регионального уровня, предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством и снижение административных барьеров; стимулирование прикладных исследований, направленных на выявление потенциала различных кластеров; продвижение зонтичного бренда; обеспечение возможности выхода на внешние рынки.

Формирование кластеров должно проходить посредством реализации следующих основных этапов.

Этап 1. Определение кластера

  • Идентификация потенциальных участников кластера по принципу производства однородной продукции, конкуренции, геостратегических возможностей.
  • Коммуникации с предприятиями: организация общих встреч, визиты на предприятия с целью выявления потребностей потенциальных участников кластера.

Этап 2. «Низко висящие плоды»

  • Создание протокластера на основе реализации простых совместных проектов с государственным софинансированием.
  • Коммуникации в процессе реализации проекта. Формирование доверия.

Этап 3. Кластерные проекты

  • Формирование системы управления кластером.
  • Разработка комплекса совместных мероприятий и проектов, инициированных участниками кластера (стратегия, дорожные карты).
  • Реализация совместных инвестиционных проектов.
  • Расширение круга участников кластера, вовлечение новых предприятий в совместные проекты.

Основными направлениями развития кластера на начальных этапах должны являться следующие:

  • продвижение продукции кластера;
  • повышение компетенций участников кластера;
  • ресурсное обеспечение кластеров;
  • информационное обеспечение кластеров.

Эти направления развития должна осуществлять управляющая компания кластера.

Оценка эффективности реализации региональной кластерной политики

С целью оценки эффективности создания кластерной политики Пензенской области разработана система показателей.

1. Показатели экономического роста и диверсификации продукции

  • рост добавленной стоимости на уровне компании, кластера,
  • вклад предприятий кластера в ВРП,
  • рост объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров,
  • рост стоимости основных фондов организаций - участников кластера,
  • рост объемов реализации (в том числе за счет расширения целевых рынков как в географическом, так и в отраслевом разрезе),
  • объем налоговых поступлений от участников кластера,
  • уровень занятости экономически активного населения (% занятых в кластере).

2. Показатели оценки экспортного потенциала кластера

  • динамика роста объемов экспорта продукции (работ, услуг) организаций - участников кластеров,
  • количество сделок, заключенных предприятиями - участниками кластера,
  • рост объемов продаж продукции предприятиями - участниками кластера за пределами области,
  • рост объемов операций с иностранной валютой,
  • число совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов,
  • число внешних обменов.

2. Показатели развития инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры

  • объем привлеченных венчурных средств,
  • объем государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры,
  • показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКР в рамках кластера,
  • количества патентов и заключенных лицензионных соглашений, зарегистрированных компаниями - участниками кластера,
  • объем инвестиций в новые технологии,
  • количество новых продуктов, выпущенных предприятиями кластера,
  • доля инновационной продукции в общем объеме производства организаций - потенциальных участников кластеров,
  • количество созданных организаций содействия развитию кластеров,
  • показатели увеличения доли инновационной продукции в объеме реализации.
  • количество общекластерных и межкластерных инновационных проектов.

3. Показатели развития трудового потенциала

  • уровень производительности труда,
  • количество человек, вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки,
  • количество дипломированных специалистов, привлеченных в кластер,
  • количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера,
  • количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер,
  • создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня заработной платы.

4. Показатели кластерной динамики

  • количество участников кластеров, заключивших соглашения об участии,
  • рост объемов продукции, произведенной участниками кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации,
  • показатели количества профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций,
  • количество привлеченных консультантов,
  • количество компаний, предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера,
  • количество реализованных совместных кластерных проектов, включая временные, производственные, маркетинговые, образовательные и др. организациями - участниками кластеров.

Оценка кластера на основе указанных показателей может показать, насколько эффективно развивался кластер за время своего существования, определить тренд его развития, стать ключевым фактором, влияющим на принятие решения о государственной поддержке кластера, а также об эффективности деятельности управляющей компании кластера.

Основными результатами реализации кластерной политики Пензенской области станут повышение конкурентоспособности экономики региона и ускорение темпов инновационного развития за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров; увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона; повышение экспортного потенциала, развития инновационной инфраструктуры.

Рецензенты:

Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.