Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL NETWORK OF A WORLD WIDE WEB THE INTERNET AS POTENTIAL MODEL OF TRAINING (ON THE EXAMPLE OF A SOCIAL NETWORK OF "VKONTAKTE")

Kovalenko G.A. 1 Khaertdinova G.A. 2
1 Sterlitamak Branch of Bashkir State University
2 State autonomous educational institution of secondary vocational education Sterlitamakskij multidisciplinary professional college
In article «social network» in a context of cultural latest translation is considered, definition of a social network is given, the principles of realization of the personality on a social network come to light. Authors share the reflections concerning opportunities of a social network in training. In article the importance of a social network as a platform for the organization of training of students and pupils is opened. Various options of use of a social network of "VKontakte" in educational process come to light, technical simplicity of use of resources of a social network is emphasized. Also possibilities of the organization of communities, creations of polls, formations of catalogs are considered. Authors show that the question of use of social networks in training model now is still insufficiently studied, and also stop on methods and receptions of use of a social network in practice of training.
virtual community
training
information resources
"VKontakte"
social network
Internet
Введение

Новое поколение значительно отличается от предыдущего, оно связано с миром, который претерпевает изменения во всех своих проявлениях, включая и систему образования. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» это поколение было обозначено как «глобальное информационное общество», для которого характерно стремительное увеличение объема знаний, производимых мировым сообществом [2, с. 29].

На сегодняшний день в системе образования освоение новых информационно-коммуникационных технологий просто необходимо. Причем их освоение  важно не только для подготовки студентов различных направлений, но и для тех, кто помогает им в этом деле - преподавателей. Педагоги должны быть частью «глобального информационного общества», причем одной из самых активных и эффективных ее частей. При использовании глобальной компьютерной сети происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в полной мере реализовать современные технологии обучения.

Распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России, а также популярность мобильных устройств с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей необходимым «как воздух». Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [5]. Участники некоторых сетей исчисляются уже миллионами. На сайте «ВКонтакте» зарегистрировано более 250 миллионов пользователей, из них порядка 60 млн  посетителей заходят на сайт каждый день [7]. «Сколько просиживают люди в этих сетях часов, дней, лет, наверное, подсчитать вряд ли кому-нибудь удастся. Некоторые пользователи в виртуальном пространстве пребывают больше, чем в окружающей действительности. Каков же КПД этих посиделок? Подавляющая часть таких контактов - это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. Обсуждение же важных проблем занимает в этом бескрайнем народном информационном море столь незначительное место, что его вряд ли можно выразить в долях процента» [3]. Московский учитель Л. Жиленкова приводит такие цифры: «Исследование, проведенное агентством «Роуз» совместно с компанией «Хедхантер» весной 2010 года, показало, что российские пользователи - самые активные: 89 % российских пользователей зарегистрированы в социальных сетях; 49 % проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23 % - 20 часов и более» [4, с. 29].

Понятие «социальная сеть» изначально не имело отношения к Интернет-коммуникациям, было введено в научный оборот в 1954 г. социологом Манчестерской школы Дж. Барнсом. Он охарактеризовал социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определённый круг друзей, и эти друзья в свою очередь имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие нет. Я счёл удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом» [1, с. 71].

В Интернет-пространстве социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

У пользователей социальных сетей сложились определённые принципы своей реализации как личности. Например, участник сам решает, примкнуть ли к сообществу. Каждый участник социальной сети лично определяет степень своей активности, позиционирует себя, выбирает круг интересов, строит контакты. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он представляет другим членам сети, начиная с созданного личного профиля, а далее - сообщениями, голосованиями, списками друзей. «Мы также являемся свидетелями возникновения беспрецедентных типов культурного поведения, в частности, в области самовыражения: персональные страницы в Интернете являются примером весьма оригинального явления, где наблюдается неожиданное использование Интернета для удовлетворения социальной и культурной функции, которая не была предусмотрена разработчиками Паутины. Пользователи Интернета становятся, таким образом, не только получателями и хранителями информации, но также и активными участниками этой новой культуры информационного века» [2, с. 57].

В социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей. Многие виды деятельности строятся на принципах сравнения собственного продукта с продуктами других участников - голосования, «перепосты» сообщений и т.д. Таким образом, сама технология работы в социальных сетях создает благоприятные условия для обучения.

К сожалению, даже в таких условиях большинство преподавателей продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага». Не всем педагогам понятна сама модель использования социальных сетей в преподавании. Не отрицая ряда проблем, связанных с неорганизованным и бесконтрольным пребыванием учащихся и студентов в сети Интернет, нам представляется важным рассмотреть те новые образовательные возможности, которые появляются в виртуальных средах.

В чем особенность социальных сетей по сравнению с уже зарекомендовавшими себя образовательными форумами? Какие новые возможности они предлагают?

В первую очередь, социальные сети - независимые ресурсы, открытые для пользователей. И участники здесь не просто гости, время от времени оставляющие сообщения, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты. Участник в чате виден только по своим сообщениям, участник в социальной сети виден даже тогда, когда отсутствует в ней.

Плюсы в использовании социальных сетей представляются и в том, что их ресурсы абсолютно бесплатны, кроме того, подчеркнём удобство сервисов рассылки и уведомления об информации.

Популярные социальные сети - мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы. Они значительно расширяют возможности представления информации и работы с ней, разрешая размещать, просматривать, комментировать контент, использовать дополнительные приложения - игры, голосования, доски граффити и т.д. Таким образом, педагог получает в пользование оснащенную мультимедийную площадку для реализации своих образовательных целей.

Общедоступность и открытость сетей для всех пользователей Интернета, о которых часто говорят как о проблеме, может в обучении сыграть как раз позитивную роль. Педагоги могут приглашать к обсуждению специалистов, ученых. Участниками образовательных и культурных мероприятий в Интернете могут стать родители учеников, их братья и сестры и др. Сами внутренние границы школы, колледжа, вуза размываются - на виртуальных конференциях и семинарах могут одновременно присутствовать разные классы, группы, отделения, факультеты и параллели. От личного профиля в социальной сети можно выстроить путь к образовательному (научному) виртуальному сообществу.

Работа в сети Интернет, в социальных сетях в том числе, стирает и временные рамки, позволяя выстраивать занятия как в режиме on-line, так и асинхронно.

При использовании социальных сетей в качестве платформы для обучения актуализируется возможность постоянного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и учащегося, что обеспечивает непрерывность учебного процесса и более глубокое планирование учебной и исследовательской работы, не ограниченной рамками аудиторных занятий. Можно также отметить, что социальные сети делают преподавателей социально доступными для студентов и учащихся в плане коммуникации [6].

Для преподавателей процесс контроля над усвоением учебного материала обучающимися становится намного проще за счет использования единого образовательного пространства. Например, на то, чтобы проверить комментарии всех обучающихся по теме в социальной сети, уходит меньше времени, чем опрашивать каждого студента в группе или ученика в классе. Обучающимся, однако, необходимо предварительно объяснить, что любые их реплики и комментарии являются публичными, т. е. видимы всем участникам дискуссии.

В данной статье описывается использование возможностей социальных сетей на примере сайта «ВКонтакте», по нашему мнению, максимально соответствующего образовательным целям и задачам.

В сети «ВКонтакте» существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом. В сообществах можно эффективно организовывать работу групп и секций, соответствующих изучаемым дисциплинам, и координировать работу над совместными образовательными проектами.

Возможность создания «Опроса» позволит преподавателю выявить степень заинтересованности студентов, актуальности учебных материалов, приоритета вопросов изучаемой темы. С помощью опроса можно выстроить систему самооценки обучающихся.

Среди дополнительных возможностей сети «ВКонтакте» есть сервис «Статистика», по которому преподаватели могут отслеживать активность студентов в группе, какие именно разделы пользуются наибольшей популярностью, какие материалы скачиваются, какой информацией студенты делятся друг с другом путем копирования её на свою персональную страницу.

Лента новостей позволяет участникам проекта быть все время в курсе малейших изменений, происходящих в процессе учебной деятельности. Преподаватель может наблюдать за работой студентов и вовремя координировать их действия, направляя поисковую деятельность учащихся в нужное русло.

Социальная сеть «ВКонтакте» не ограничивает объем размещаемой информации, поэтому педагоги и студенты могут создавать глобальный информационный пласт по изучаемому предмету. Универсальный характер доступа делает социальную сеть незаменимым банком учебных материалов и наработок, которыми всегда могут пользоваться учащиеся. Например, разместив ссылку на раздел «Справочное бюро» ресурса Gramota.ru в сети, учитель приучает учащихся пользоваться профессиональными ресурсами для корректного и правильного использования русского языка; ссылка на библиотеку Гумер (http://www.gumer.info/) позволяет студентам, что называется, не выходя из дому, обращаться в одну из лучших Интернет-библиотек.

Возможность размещения в сети документов позволяет преподавателю выкладывать в социальной сети и свои собственные учебные материалы.

На физико-математическом, естественнонаучном, филологическом факультетах Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета активно используются социальная сеть «ВКонтакте» как платформа обучения в рамках дисциплины «Культурология». На основе сервиса «сообщество» организована группа, соответствующая данной дисциплине. Для каждого факультета созданы свои темы для обсуждения, в которых сами участники могут размещать прикрепленными файлами свои материалы, а также имеют возможность комментировать, задавать вопросы преподавателю.

В Стерлитамаке также необходимо отметить положительный опыт муниципальных общеобразовательных учреждений «Гимназия № 2», «СОШ № 32». Так, в социальной сети «ВКонтакте» образована группа учащихся 8 «А» класса гимназии № 2 по химии. Учитель В. Астафьев своевременно размещает на «стене» данной группы задания для учащихся, проводит опросы, контролирует деятельность участников группы. Педагоги 32 школы создали группы, соответствующие профилям «Биология» и «Химия». Ресурсы данных групп включают в себя не только задания по вышеназванным дисциплинам, но и информативное видео, ссылки на полезные сайты в Интернете.

Итак, отметим «удобства» работы всех участников образовательного процесса в социальных сетях. Это - постоянный и бесплатный доступ к контенту в режиме on-line, принцип «диалога» и межкультурной коммуникации, техническая простота, открытость информации и возможность ограничения доступа к ней, авторское начало, коллективизм, объединение по интересам, публичность, возможность использования социальной сети как каталога Интернет-ресурсов.

Было бы неправильным не перечислить и отрицательные стороны как Интернета, так и, в частности, социальной сети «ВКонтакте», проявляющиеся в процессе обучения. Позволим себе процитировать фрагмент лекции современного итальянского мыслителя У. Эко: «У Платона в конце диалога "Федр" есть такой пример: Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фараону Таммузу изобретение, которое позволит людям помнить то, что иначе пропадет в забвении. Фараон не рад и говорит: "Хитроумный Тот! Память - дивный дар, ее надо постоянно поддерживать. Из-за твоего изобретения у людей испортится память. Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке"» [8].

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что, как констатирует большинство преподавателей, современные студенты, а тем более учащиеся почти совсем не умеют работать с источниками. Молодые люди не стремятся работать так, чтобы знания формировались самостоятельно, а не были бы даны в готовом виде, как нам предоставляет их «его Величество» Интернет. К огромному сожалению, обнаруженные сведения в мировой сети сами собой не превращаются в системное знание, а представляют собой лишь подобие «верхушки айсберга».

Обучающиеся в основной своей массе забывают указывать ссылку на источник. Если и вспоминают о них, то не знают, как правильно оформить эту ссылку. Мы уже отмечали, что педагог может размещать в сети адреса уже положительно зарекомендовавших себя ресурсов. При этом большинство учащихся используют недоброкачественные сайты типа базы рефератов.

Кроме того, многие студенты не умеют конспектировать источники - скачивают слишком много информации, не перечитывают её, отвечают, считывая с текста; информацию «вырывают» из контекста, теряя при этом логику изложения мысли; не умеют интерпретировать «выловленную» в Интернете информацию, передать суть вопроса «своими» словами.

В качестве отрицательного момента можно отметить и то, что многие не проявляют любознательности, и, если сталкиваются с незнакомыми терминами или понятиями, не утруждают себя поиском словарей и прояснением сути незнакомых слов.

Информационные технологии заметно изменили облик цивилизации, предоставляя человечеству невероятную прежде роскошь: главными богатствами становятся информация и знания, открываются невиданные возможности образования и самообразования. Но, к сожалению, должно пройти ещё достаточно времени, чтобы поколение «глобального информационного общества» научилось бы правильно использовать эту «роскошь».

В заключение хотелось бы привести фрагмент уже упомянутой лекции У. Эко: «Культура в поисках более живых путей должна использовать все эти возможности средств массовой информации. Необходим образовательный подход, тщательно продуманный в смысле ответственности и задач» [8].

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Карамышева Н.М., д.соц.н., профессор кафедры философии, права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.