Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL TEACHING OF FORMATION AND BACKGROUND PROFESSIONAL DEVELOPMENT MОBILE FUTURE SPECIALIST

Fugelova T.A. 1
1 FGBOU VPO «Tyumen State Oil and Gas University»
Nowadays modern technical education should be seen not only as an open, integrative, step, but self-developing system. The changing paradigm of education requires specialist technical profile of the new thinking, creates conditions for the improvement and individual abilities, cognitive activity of students on designing and deepening knowledge. Especially people with a strong motivation to achieve is that they are trying to find or create a situation in which could have the satisfaction of accomplishment. These are people who set their own standards for themselves to achieve, rather than relying on external stimuli, depending on the situation, and try hard to achieve these standards. It takes a person focused on achievements, is interested in not just a long, hard, painstaking work, but to work effectively, how to find the best ways to get the same results with less work, etc. not by chance noticed that the «effect» means to be active and not just be affections.
and humanization fundamentalization education
humanization
personality harmonious relations with the environment
achievement motivation
professional success
occupational mobility

Последние годы характеризуются переходом человечества в новую фазу своего развития - инновационного общества и знаниевой экономики, что требует от населения таких характеристик, как восприимчивость к новому, сопряженная с критическим мышлением, информационная и коммуникативная активность, внутренний локус контроля, предприимчивость, стремление к разумному риску и прочее.

Не случайно в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» инновационный человек определяется как более широкая категория населения, чем инновационный предприниматель. Инновационный человек «должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений» [7]. Главным элементом в образе инновационного человека нам представляется его ориентация на перманентное обновление знаний. В информационном обществе, где объем информации, необходимой для качественного выполнения трудовой функции, неуклонно возрастает, гарантом конкурентоспособности становится переориентация с парадигмы потребления «готовых» знаний, умений и навыков на самостоятельный поиск информации, самостоятельное продуцирование нового знания. Высокая восприимчивость к готовым инновациям - одно из качеств такой личности, но его наличие не гарантирует созидательной активности.

Как отмечают И.И. Харченко и В.П. Бусыгин, определяющими жизненного успеха и карьерного роста в инновационной экономике является высокий уровень креативности, а также умение видеть и решать проблемы, находить для них нестандартные решения, умение взаимодействовать в команде, работать с огромным потоком информации, быть коммуникабельным, открытым. По сути, перечисленные качества личности являются качествами профессионально мобильного специалиста. Но, обучаясь в системе профессионального образования, молодое поколение должно приобрести компетенции, востребованные в инновационной экономике [10, с. 29-34].

После окончания вуза перед выпускником встает вопрос: или работать по найму, или заняться творчеством, научной деятельностью, или же стать предпринимателем. Выбор первого варианта ведет к долгому карьерному пути. А выбор второго, как правило, определяется, талантом, склонностью к научной деятельности. Выбор карьеры предпринимателя позволяет заняться собственным делом. Опыт показывает, что большого успеха добиваются люди с пытливым мышлением, которые склонны к поиску, то есть сочетающие в себе несколько направлений  деятельности. А для этого необходимы не только инженерные знания, но и знания психологии, экономики, основ предпринимательства и других дисциплин. Успешный предприниматель - это личность, которую формируют лидерство, свобода в выборе и принятии решений и индивидуальность.

Нет смысла обсуждать, что мышление современного специалиста должно отличаться творческостью, способностью реагировать на изменения окружающей среды, быть готовым к решению проблемных ситуаций, вариативным и нестандартным, гибким и адаптивным, толерантным, стрессоустойчивым. Смена парадигм образования ставит вопрос о переосмыслении содержания деятельности выпускника технического вуза, его личности как «талантливого», «выдающегося», «состоявшегося», «успешного», «профессионально мобильного» специалиста, специалиста-профессионала.

В число наиболее значимых социокультурных установок человека современное общество выдвигает ценность профессионального успеха. Профессиональный успех выступает не только универсальным критерием оценки любой личности, но и универсальным социопсихологическим мотивом и первоосновой для самоидентификации человека, становления его как профессионально мобильного специалиста.

«Человек успеха», прежде всего, ориентирован не только на сугубо утилитарные цели, а на экзистенциальные цели, находящиеся на уровне базовой ценности человеческого существования. Успех является показателем достижительной мотивации (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов [1]).

Человек современного общества ориентирован не на воспроизводство жизни, а на достижение целей, т.к. современное общество воспроизводит «достижительный» тип поведения. Мотивация достижения - норма такого общества, ее нарушители этим обществом маргинализируются. Пример проявления такой мотивации можно найти в деятельности пассионариев - успешных профессионалов. Для них мало руководствоваться трудовой этикой, они не позволяют себе быть простыми адаптантами, они ориентируются на успех, позволяющий подниматься по ступеням жизни, дела, профессии.

В Америке возник настоящий культ успеха, и американцу проще установить, чего он достиг, чем выявить, кем он является. Успех за океаном означает умение «делать деньги».  Перед человеком стоит задача превратить их в статус, аккумулировать в престиже, популярности, а для этого тоже требуются специальные умения по эффективному использованию не только денег, но и мастерства их вложения в систему культурной символики. При таком подходе успех фиксирует изменения статусных рангов общества. В этом случае успех означает достижение определенного положения благодаря собственным усилиям («стратификационного лифта»).

Но недостаточно констатации восходящей мобильности, связанной с восхождением по ступеням богатства, карьеры, известности. Успех должен быть обязательно признан другими, обрести сертификат общественного одобрения и признания. Но особую роль в данном случае играет вознаграждение уважением и профессиональным признанием у своих коллег, а также пользователей профессионализированных услуг, что в значительной степени укрепляет достоинство личности, и тем самым повышает чувство самоуважения.

При этом социокультурная среда может оказывать влияние на достижительную деятельность вяло, либо энергично. Эта ментальность влияет на понимание успеха в материальных терминах (богатство, транспонированное в статус, в известность), успеха, измеряемого такими критериями, как самоотдача, служение людям, душевный покой и т.п.

Профессиональная деятельность представляет собой ни с чем несравнимое явление, которое опирается на совокупность разнообразных знаний и требует от будущего специалиста определенных способностей, определенного типа мышления, жизненных смыслов. Поэтому необходимо определить компоненты, которые могут обеспечить ощутимый результат его деятельности, предопределяя и опережая социальные процессы.

В современных условиях развития общества первостепенное значение имеет уровень образовательной подготовки работников, профессионализм и, безусловно, их творческая активность. Вперед вырвется та страна, в которой кадры являются основой развития, поскольку имеют высокий уровень профессиональной подготовки.

Изменение парадигмы мышления происходит в сторону формирования проектно ориентированного сознания (Л.В. Горюнова [2]), которое позволяет постоянно пересматривать багаж знаний, умений и навыков, свободно ориентироваться в новых ситуациях. Традиционное образование теряет свои ведущие позиции, поскольку не в состоянии поспеть за темпами прогресса информационных технологий. А выпускник, получивший профессиональное образование в рамках традиционного обучения, уже неконкурентоспособен.

Человек живет и творит в двух пространствах: пространство внутреннего мира (индивидуальные способности, развивающиеся при определенных условиях) и пространство внешнего мира, которое создает условия или препятствует развитию внутреннего потенциала человека. Поэтому перед студентом  как будущим специалистом стоит задача постоянно углублять знания о себе, своей деятельности и окружающем мире, определять пути своего развития. И это под силу только рефлексивно мыслящему человеку.

Такой процесс современности как интеграция выступает фактором, определяющим поиск новых стратегий социализации человека, его воспитания и обучения.

Проводя опрос среди абитуриентов Тюменского государственного нефтегазового университета, мы получили следующие результаты. На вопрос: «Почему Вы выбрали  данное учебное заведение?» около 70 % респондентов ответило, что получение высшего технического образования позволит им без проблем устроиться на высокооплачиваемую работу. Более 80 % респондентов мечтают о продвижении по карьерной лестнице, и для этого они должны получить высшее образование. Современный молодой человек понимает, что для него важным является получение качественного высшего образования, так как именно оно в настоящее время является средством обеспечения удачной карьеры и высокого заработка. Но студенты слабо ориентированы на образование как ценность, а самое страшное - не видят ценностей и смысла человеческой жизни и деятельности.

Рассматривая в своей работе с позиции социологии такое явление, как «престиж профессии», Я.В. Дидковская [3] приходит к выводу о том, что иерархия профессий в общественном сознании постоянно меняется, и связано это с изменениями потребностей рынка труда. По результатам последних исследований ВЦИОМ самыми престижными профессиями являются: профессия юриста (20 %), врача и экономиста (по 12 %). Наименее престижны, по мнению россиян, профессии научных работников, работников сельского хозяйства, спортсменов, переводчиков и психологов (все они набрали по 1 %). Следует выделить и самые востребованные профессии. В пятерку таких специальностей попали бухгалтеры, менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий, HR-менеджеры (от human resource - человеческие ресурсы), инженер (SuperJob.ru). В 2014 году 10 самых востребованных профессий не существовало в 2004 г. Но для того чтобы в ближайшем будущем наша страна получила больше квалифицированных специалистов в технической области, нужно создавать научные школы, которые создаются десятилетиями, а рушатся в одночасье. К сожалению, эта история именно про российскую действительность.

Опираясь на совокупность предпосылок, которые определяют необходимость подготовки профессионально мобильных специалистов, мы попытались выделить возможные направления развития профессиональной мобильности в зависимости от направления развития ценностно-смыслового, связанного с типом карьерных ориентаций, достижения успеха и творческого потенциала [4],[5],[6].

C целью выявления понимания и образного представления о профессиональной мобильности специалиста, нами был проведен опрос студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. Студенты ТюмГНГУ (919 человек) следующим образом определяют профессионально мобильного специалиста: это ответственный человек, обладающий творческим потенциалом, а также свободно ориентирующийся в ситуации выбора. Такой специалист умеет сделать нравственный выбор, проявить инициативу, коммуникативные способности.

Основными характеристиками профессиональной мобильности специалиста являются: инициативность, умение работать в команде, способность работать с информацией, способность к непрерывному самообразованию, критическому мышлению, способность самостоятельно и свободно мыслить, ориентироваться в ситуации, ответственность, активная жизненная позиция, умение находить нестандартные решения, предвидеть варианты развития событий. Возникает вопрос: «Как обеспечить подготовку профессионально мобильного специалиста?».

Мир, в котором мы все сегодня живем, вносит свои коррективы в требования к вузовскому образованию. В последнее время назрел вопрос об усилении интегративного подхода в образовании. Но в вузах по-прежнему преобладает узкий профессионализм. Интеграция затруднена, прежде всего, из-за отсутствия четких методологических подходов к самому процессу интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания.

Становление личности специалиста - это многоэтапный процесс вхождения человека в культуру, который способствует не только его социализации, но инкультурации и самореализации. В ходе интериоризации ценностей культуры раскрывается творческий потенциал человека, позволяющий ему обрести способность «преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору».  

Подготовка специалистов должна опираться на принципы, передовые методы фундаментального университетского и инженерно-технического образования. А высокое качество подготовки должно определяться интеграцией науки, образования и инновационной деятельности, которая обеспечивается традициями вуза, проведением совместных с предприятиями научно-исследовательских работ, вовлечением студентов в реальную инновационную деятельность, дающую им дорогу в малый инновационный бизнес, привлечением к проведению учебного процесса ведущих ученых, работников промышленности.

Модернизация образования связана с реализацией идеи гармонизации отношений личности со средой. Но при этом новые цели образования все острее ставят вопрос об изменении не только содержания образования в сторону гуманизации и гуманитаризации, а об изменении форм и методов обучения. Важным является вопрос учета индивидуальных особенностей обучающихся, включения их в поисковые, проектные виды деятельности, требующие развития у них качеств, которые обеспечивали бы им конкурентно выгодное положение на современном рынке труда (Т.А. Строкова [8]). Современные ученые подошли к вопросу о необходимости нового образования с совершенно иной методологией - интеграции гуманитарного и технического образования, усиления гуманитарной составляющей в подготовке инженеров. Современное техническое образование становится элементом общей культуры, и как ответ на это во многих программах подготовки специалистов технических специальностей достаточно широко представлен общекультурный блок.

Мы понимаем, что многие сегодняшние студенты будут работать в будущем по специальностям, которых в природе пока нет. Согласно статистике Министерства труда современный студент к возрасту 38 лет сменит 14 рабочих мест. И вот в данной ситуации не случайно ученые, политики сосредоточили свое внимание на идеи фундаментальности образования. Знания, полученные в области фундаментальных наук, дадут возможность нынешним студентам, будущим выпускникам быть востребованными на рынке труда.

Хотя гуманитарное знание не связано с формированием конкретных умений и навыков, но способствует формированию личностных черт, которые необходимы каждому профессионалу в условиях современного информационного общества. Мобильность обеспечивается именно гуманитарной подготовкой будущих специалистов, усиление которой определяет направление развития системы образования в сторону гуманизации. Гуманизация образования может осуществляться экстенсивным путем, связанным с насыщением учебных планов, программ гуманитарными дисциплинами, и интенсивным, связанным со специальным рассмотрением гуманитарных проблем в процессе изучения всех дисциплин, путем интеграции знаний в процессе включения студентов в проектную деятельность (Т.А. Фугелова[9]).

Умения проектировать свое развитие, профессиональное становление, свою «будущность» позволяют будущим специалистам быть мобильными, отвечая тем самым на социальный заказ. Проектирование требует от студентов проявления активности, инициативности, самостоятельности, ответственности в обучении. Поэтому должны меняться и требования к преподавателю, к его коммуникативной и психолого-педагогической компетентности.

Как видим, главной задачей современного профессионального образования является развитие способности будущего специалиста к развитию и саморазвитию в меняющихся условиях. Современное техническое образование должно обеспечить подготовку специалиста, способного функционировать в предлагаемых условиях и осуществлять преобразовательную деятельность.

Рецензенты:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.

Белякова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.