Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A SYSTEM APPROACH TO THE PROCESS OF EFFECTIVE MANAGER TRAINING IN SOCIOCULTURAL SPHERE AT SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Nozdrenko E.A. 1
1 Siberian Federal University
Synergetic approach in ideological and special training is a factor of deep interpretation of system orientation processes when educating managers of socio-cultural activity. Combination of classic and innovative principles allows understanding improving the process of education concerning the aspect of competitiveness of graduates on jobs market of the Siberian Region. The rise of motivational significance of a job "manager of socio-cultural activity" has to be connected not only with making this profession more prestigious. It is exactly systematic approach to organization of education al process that ensures the possibility to obtain contemporary knowledge and technologies in the field of socio-cultural activity and its competitiveness. If we consider that the fund a mental basis of a higher education system is the way to consider it through implementation of guidelines, examples and paragons of culture, than educational process in terms of the "Socio-cultural activity "trend is a sort of a channel, in which there occur implementation of human activity and transmission of cultural guidelines. The essence of this process lies not solely in transmission of knowledge from a professor to a student, but more in modeling an effective manager for the field of culture and art, where culture is a vital component. Consequently, go al orientation in organization of educational activity in SibFU consists not solely in transmission of culture, reflected in accumulated knowledge, to students, but more in their individual development.
sociocultural sphere
training in cultural studies
manager for sociocultural activities
system approach
Введение

Определение приоритетных направлений развития социально-культурной деятельности - одна из актуальных совре­менных проблем высшего гуманитарного образования. Востребованность высококвалифицированных специалистов в правительственных и неправительственных организациях, учреждениях, ассоциациях, фондах культуры, образования, социальной работы по-прежнему остается острейшей. Эффективные работники социально-культурной сферы должны уметь осуществлять профессиональную деятельность (научно-исследовательскую; учебно-педагогическую; производственно-практическую; научно-методическую) в условиях сложной социально-экономической ситуации и требований рыночной среды.

Формирование и реализация социокультурных технологий определяется социальным заказом, который проектирует цели и задачи социально-культурной деятельности для региона. Так, в Сибирском федеральном университете более десяти лет осуществляется подготовка менеджеров социально-культурной деятельности. Открытие этой специальности было вызвано насущной необходимостью - по данным статистики, не более 30% работников сферы культуры Красноярского края имели высшее образование. До 2010 года обучение по специальности «Социально-культурная деятельность» было возможно по заочной форме, поскольку обучение по этой специальности было ориентировано, прежде всего, на уже работающих в социально-культурной сфере специалистов, не имевших до сих пор высшего специального образования. В настоящее время в связи с новыми реалиями в социально-культурной сфере возникла необходимость в открытии данного направления подготовки по очной форме обучения. При этом надо отметить, что направление «Социально-культурная деятельность» оказалось не достаточно привлекательным для выпускников школ и средних специальных учебных заведений по ряду объективных причин. Для взрослых, уже нашедших себя в профессии людей, востребованность получения высшего образования по данному направлению по-прежнему острая, однако их финансовые возможности сильно ограничены, а вероятность поступить на бюджетное место низкая.

Предлагая студенту систему знаний в области социально-культурной деятельности, преподаватель создает усло­вия для того, чтобы последний вырастил собственную потребность в изменении, и находит пути перехода к новому состоянию, выстраивая траекторию своего изменения. Такое целеполагание, безусловно, поднимает вопрос содержательности информации, предлагаемой в рамках изучения дисциплин учебного плана. В целом же следует говорить об актуальной проблеме адаптации содержания образования в области социально-культурной деятельности к социально-экономической ситуации, к новым потребностям общества. В связи с этим необходимо как краткосрочное прогнозирование (мониторинг учреждений культуры края), так и долгосрочного научное прогнозирова­ние развития социально-культурной сферы силами в рамках выполнения научно-исследовательских работ (курсовые, дипломные исследования). Данные исследования дают возможность оперативной корректировки учебного процесса (например, модернизация структурно-логических взаимосвязей дисциплин учебного плана) с учетом изменяющихся требований к менеджеру социально-культурной деятельности на рынке труда Красноярского края.

Специфика образовательного процесса в СФУ для специалистов с области социально-культурной деятельности, на наш взгляд, выражается в том, что процесс моделирования эффективного менеджера состоит из двух системных направлений: фундаментальное и прикладное. При этом данные направления синергетически взаимосвязаны, что находит отражение в их междисциплинарной и межотраслевой значимости [5]. Целевая ориентация такой системности заключается в построе­нии более общего по сравнению с какими-либо другими теориями знаний о социально-культурной деятельности. Системный подход в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в Сибирском федеральном университете позволяет студентам обладать необходимым фундаментом (системой знаний), на котором возвышается пирамида специальных знаний о специфике социально-культурной сферы.

Реализуемая в СФУ концепция двунаправленности системы подготовки актуальна, так как дает возможность установления более эффективных связей меж­ду различными отраслями научного знания, синтеза и координации знаний, повышения эффективности взаимодействия общественных, социальных и ряда гуманитарных наук. Так, результатом именно глубокого осмысления процессов системной ориентации социально-культурной подготовки, учитывающего перспективы развития всех иных компонентов научного знания, при которых устанавливается соот­ветствующий перечень, объем и направленность содержания учебного плана, выступает получение необходимого качества и эффек­тивной реализации образовательного процесса. В свою очередь эффективность такого системного подхода может быть обеспечена лишь при условии принятия профессорско-преподавательским составом, осуществляющего подготовку по данному направлению, базовых культурных ценностей, которые представляют собой наиболее устойчивый элемент образовательного процесса.

Системный подход к процессу образовательной деятельности обеспечивает непрерывное целостное развитие личности студента. Отсюда важнейшей методологической основой учебного процесса в вузе является выработ­ка способностей всех субъектов этого процесса (преподавателей, работодателей и студентов) к смыслотворчеству, тогда формирование знаний, умений и навыков (компетентностный подход) в процессе профессионального развития выступает способом достижения этой цели. Таким образом, методология системного подхода к образовательной деятельности становится ведущим в процессе перехода от «knowledge» подхода (получение знаний) к технологии «cooperation and development» (сотрудничества и развития) через формирование «живых знаний-умений» (living knowledge) в области профессиональной деятельности.

Системный подход в образовательном процессе будущих специалистов для социокультурной сферы предполагает реализацию принципов его организации. В СФУ они формируются в тесной связи с социально-экономическим развитием Красноярского края, с учетом потребностей в социально-культурной сфере. По мере осуществления социально-экономических реформ, демократизации общественных отношений возрастает роль профессионального образования, в ходе которого происходит развитие личности - главного субъекта, участвующего в совершенствовании всей общественной жизни.

В контексте изучаемой проблематики исследования представляется возможным сформулировать систему принципов подготовки эффективных менеджеров для социально-культурной сферы в Сибирском федеральном университете.

Принцип высокой духовной идеи в образовательном процессе по подготовке менеджера социально-культурной сферы. В сложных социально-экономических условиях, в период трансформации российского общества актуализируется значимость повышения уровня духовного развития. Так как высшей ценностью сущности человека является его духовность, время требует поиска высоких гуманистических и нравственных ценностных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания личности. Именно в системе высшего профессионального образования этот поиск приобретает остро осознанную необходимость, так как наиболее опасен духовно-нравственный кризис и проявления бездуховности именно в среде современной молодежи. Соответствующими базовыми основаниями такой необходимости можно обозначить духовно-нравственные ценности, определяющие регулятивную функцию оцениваемых явлений в обществе. Включение в образовательный процесс принципа высокой духовной идеи ориентирует содержание профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности на личностное развитие духовно-нравственных ценностей: мораль, ответственность, долг, справедливость и т.д. Исследователь Г.И. Бабушкин отмечает, что духовная доминанта в процессе подготовки специалиста для сферы культуры и искусства возможна, ес­ли она будет реализована посредством следующих методов [1, с. 192-194.]: ситуации-упражнения, ситуации-иллюстрации, ситуации-идеализации, ситуации-проблемы, ситуации-самореализации.

Для эффективной реализации данного принципа в образовательном процессе по подготовке менеджера социально-культурной деятельности особую актуальность представляют следующие факторы: установка и корректировка уровня духовно-нравственного развития студента в процессе обучения; взаимосвязь духовного уровня развития обучающегося с индивидуальными профессионально-личностными потребностями в контексте ценностно-смысловых установок обучающихся; личная включенность студента в процесс духовно-нравственного воспитания и самовоспитания. Реализация принципа высокой духовной идеи находит свое отражение в учебном плане направления «Социально-культурная деятельность». Так, содержание дисциплин философия, культурология, психология, эстетико-философские учения, церковнославянский язык, древнегреческий язык, визуальная антропология, гендерная антропология; социальная и культурная антропология, психологическая антропология, народная художественная культура, феноменология религии, история мирового кинематографа, история мирового театра, теория религии, философия религии направлено на воспитание духовно-нравственных ценностей, где определяется их место и роль в жизнедеятельности человека. Тот факт, что в духовных ценностях важное место занимает эстетическое, объясняет включенность в учебный план выше приведенных дисциплин. Так как духовно-нравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности человека, то они рассматриваются в этих и других дисциплинах, в целом формируя мировоззренческую составляющую картины мира.

Принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности в реализации управленческих навыков. Реализация данного принципа в процессе подготовки специалиста сферы социально-культурной деятельности в СФУ включает:

a) организацию образовательного процесса в режиме развития, так как решение профессиональных задач предполагает инновационный подход. В свою очередь, этот подход диктует необходимость саморазвития в условиях изменяющей среды;

b) направленность образовательного процесса и всех его субъектов на креативную деятельность, обеспечивающую возможность самореализации в профессиональном развитии;

c) организацию обучения, ориентированного на перспективное развитие студентов через непрерывную практику во внешней социокультурной среде. Так, в учебном плане направления, кроме учебной и производственной практики, в рамках теоретического обучения предусмотрены практические занятия в форме: выездных семинаров в учреждениях социально-культурной сферы, организации мастер-классов специалистов в области социально-культурной деятельности, методики кейс-стади, деловые игры, тренинги и т.д. Так как социокультурная сфера - это сложное интегративное образование, постоянно развивающееся и находящееся в прямой зависимости от других сфер жизнедеятельности общества, внедрение и реализация инноваций в этой сфере приобретает принципиальное значение. На наш взгляд, именно принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности студентов направлен на подготовку эффективного менеджера социально-культурной деятельности.

Принцип самопознания профессионального и личностного развития менеджера СКД. Данный принцип связан, прежде всего, с процессом понимания профессионального статуса, профессиональной идентичности в условиях трансформации современной культуры. В рамках его реализации в СФУ обучение осуществляется с учетом разграничения уровней познания и понимания в процессе освоения идеалов профессиональной деятельности. Практика показывает, что первокурсники часто не понимают сущность будущей профессии, однако надо отметить, что у тех, кто работает в этой сфере, уровень понимания несколько выше. Существует и небольшой процент студентов, которые выполнив учебный план на 30-40 %, никак не идентифицируют себя с будущей профессией. Задача преподавателей в данном случае - посредством применения принципа самопознания помочь студенту (в случае, когда это имеет смысл) в личностном развитии для самоопределения себя в профессиональном. В общем понимании целевая ориентация данного принципа в образовательной деятельности - понимание значимости будущей профессиональной деятельности для самого студента. Осознание социальной значимости профессии современного менеджера социально-культурной деятельности в СФУ концептуально провозглашено следующим образом: создание условий для обеспечения саморазвития культурной жизни через процесс приобщения человека к культуре при сохранении культурно-исторического наследия Красноярского края и воспроизводства творческого потенциала его населения, а также активного включения самого человека в этот процесс.

Реализация данного принципа выражается в следующих постулатах:

  1. Логическая последовательность формирования компонентов знания о профессиональной деятельности. Такая последовательность отражена в учебном плане направления. В частности, на фундамент общих знаний о профессиональной сфере «ложатся» специальные знания таких дисциплин, как: теория и история социально-культурной деятельности, педагогика досуга, методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности, технологические основы социально-культурной деятельности, основы социально-культурного проектирования, технологии менеджмента социально-культурной деятельности, культурная политика Красноярского края и др.
  2. Включение студентов в проектную деятельность выпускающей кафедры (например, участие их в грантовых программах различного уровня). Инновационным в образовательном процессе СФУ по направлению «Социально-культурная деятельность» в рамках проектного подхода является активное включение студентов в изучение системы культуры Красноярского края; исследованию этнокультурной динамики и формирования общероссийской национальной идентичности. Тематика научно-исследовательских работ в рамках проектного подхода представляет собой острейшую и актуальную проблематику в социально-культурном пространстве Красноярского края.
  3. Создание условий для апробации полученных знаний в профессиональных действиях, отражаемых в собственном опыте социокультурной деятельности. Учитывая тот факт, что до 70 % студентов заочной формы обучения уже работают в социально-культурной сфере, применение данного принципа не вызывает затруднений. Данное положение находит отражение, как правило, в рамках реализации общепрофессиональных и специальных дисциплин. Студенты очной формы обучения пока имеют возможность такой апробации в рамках прохождения практики.

Принцип взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта студента. Актуальность данного принципа в процессе подготовки современного менеджера к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере Сибирского региона определяется возможностью ориентации выпускников не столько на распространение полученных знаний, сколько на получение навыков их применения с учетом потребностей социальной среды. Полагаем, что настоящий принцип во многом и определяет качество профессиональной подготовки выпускника. Однако, как показывает многолетняя практика, часто сама среда, в частности руководители учреждений социально-культурной сферы Красноярского края, отчаянно сопротивляются процессу применения новых знаний в реальной практике. С недоумениями студентов по этому поводу преподавателям приходится встречаться постоянно, как в процессе обучения, так и после него. Данное противоречие в условиях постоянно меняющейся экономической и социокультурной ситуации края усложняет реализацию принципа взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта, а сама система управления социально-культурной сферой Красноярского края требует модернизации. Обозначенная сложность принципа не отменяет его применения, целевая ориентация реализации которого направлена на решение профессиональных задач и находит отражение в процессе организации производственной практики, которая предполагает взаимообучение, обмен идеями преподавателя и студента, при котором минимизируется разрыв между теоретическими постулатами и реальной практикой. Эффективный преподаватель всегда старается владеть ситуацией на рынке в ее динамике.

Кумулятивный принцип в процессе развития обучения профессиональной деятельности. Реализация данного принципа предполагает компетентностный подход, при котором в образовательном процессе созданы условия для преобразования личного опыта студента в прочные профессиональные знания, умения и навыки. Так, будущие менеджеры социально-культурной деятельности в процессе обучения в СФУ приобретают весь набор компетенций, регламентированных в ФГОС ВПО. Компетентностный подход предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений и навыков, а овладение ими в комплексе. Это позволяет в процессе обучения «наращивать» новые знания, умения и навыки в сфере профессиональной деятельности, опираясь на полученный опыт при решении профессиональных задач на предыдущем этапе освоения знаний. Приобретение студентами прикладных навыков также осуществляется в динамике, по нарастающей (по мере овладения профессиональным опытом). Кумулятивный принцип обучения в СФУ основывается на системе взаимосвязанных учебно-профессиональных задач с целью интеграции опыта, усвоения профессиональных функций, овладения методами работы менеджера социально-культурной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Таким образом, принципы подготовки менеджера для социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений наиболее актуальны в условиях современной социально-экономической, политической и духовно-нравственной обстановки в крае. Полагаем, что реализация образовательного процесса направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в СФУ связана с эффективностью разработанной нами системы принципов (таб. 1). Сочетание классических и инновационных принципов позволяет совершенствовать образовательный процесс и готовить менеджеров социально-культурной деятельности в аспекте их востребованности и конкурентоспособности на рынке социально-культурных услуг Красноярского края.

Системный подход к процессу подготовки эффективного менеджера социально-культурной деятельности в Сибирском федеральном университете позволяет осуществлять подготовку на основе:

  • изучения, сохранения и использования культурного наследия, в процессе возвышения духовных потребностей;
  • антропологического и культурологического знания позволяющего рассмат­ривать различные явления в культуре в их целостности и историчес­ком развитии;
  • художественно-эстетической концепции направленной на выявление специфики социально-культурной (в том числе досуговой) сферы;
  • синтеза в разработке содержания учебных дисциплин и методики их преподавания;
  • единства теоретической и практической сторон обучения и воспитания;
  • учета региональных особенностей социально-культурной сферы, определяемых этническими традициями и историко-культурными связями населения, опорой на сложившиеся этнопедагогические традиции региона;
  • развития личности студента в контексте концепции целостной системы образования.
  • участия в разработке и внедрении программ сохранения и развития культуры;
  • реализации креативного мышления в рамках научно-методических, организационно-практических, художественных и коммуникативных основ изучения, сохранения и развития социально-культурной сферы.

Таблица 1

Система принципов подготовки современных менеджеров для социально-культурной сферы в СФУ

Принцип

Принцип высокой духовной идеи в образовательном процессе по подготовке менеджера СКД

Принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности в реализации управленческих навыков

Принцип самопознания профессионального и личностного развития менеджера СКД

 

Принцип взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта студента

 

Кумулятивный принцип в процессе развития обучения профессиональной деятельности

 

Целевая ориентация

повышение уровня духовного развития ориентация содержания профессиональной подготовки будущего менеджера СКД на личностное развитие духовно-нравственных ценностей: мораль, ответственность, долг, справедливость и т.д

обеспечение эффективности структуры социально-культурного образова­ния, в которую гармонично вписана мировоззренческая и специальная под­готовка менеджера для сферы культуры и искусств

понимание значимости будущей профессиональной деятельности и осознание

профессиональной идентичности

ориентация выпускников не столько на распространение полученных знаний, сколько на получение навыков их применения с учетом потребностей социальной среды

«наращивание» новых знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности, опираясь на полученный опыт при решении профессиональных задач на предыдущем этапе освоения знаний.

Специфика реализации

a) установление и корреляция уровня духовно-нравственного развития студента;

b) моделирование взаимосвязи духовного уровня развития обучающегося с индивидуальными профессионально-личностными потребностями в контексте ценностно-смысловых установок;

c) осуществление личностной включенности студента в процесс духовно-нравственного воспитания и самовоспитания.

 

a) организация образовательного процесса в режиме развития и саморазвития (инновационный подход);

b) направленность образовательного процесса и всех его субъектов на креативную деятельность, обеспечивающую возможность самореализации в профессиональном развитии;

c) организация обучения, ориентированного на перспективное развитие студентов через непрерывную практику во внешней социокультурной среде.

a) моделирование логической последовательности формирования компонентов знания о профессиональной деятельности;

b) включение студентов в проектную деятельность;

c) создание условий для апробации полученных знаний в профессиональных действиях, отражаемых в собственном опыте социокультурной деятельности.

 

a) эффективная организация производственной практики;

b) взаимообучение, обмен идеями преподавателя и студента, при котором минимизируется разрыв между теоретическими постулатами и реальной практикой.

a) компетентностный подход;

b) взаимосвязь учебно-профессиональных задач, с целью интеграции опыта, усвоения профессиональных функций;

c) овладение методами работы менеджера социально-культурной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Рецензенты:

Морозова О.Ф., доктор культурологии, профессор кафедры рекламы и социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО ФГАОУ «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.