Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT AND TESTING OF A QUESTIONNAIRE THAT EVALUATES TEENAGERS´ EXPERIENCE OF PAID WORK AS A BEHAVIORAL COMPONENT OF THEIR ECONOMIC CONSCIOUSNESS

Golubeva E.V. 1 Grishacheva E.A. 1
1 Southern Federal University
The paper describes the procedure of development and testing of a questionnaire that evaluates teenagers´ paid work experience. It is noted that such experience should be studied due to actualization during adolescence of the behavioral component of economic consciousness, which requires the attention of researchers. Theoretical analysis of the research problem made it possible to identify temporal and structural characteristics of experience (activity, motivation-value and cognitive components thereof), which formed the basis of the developed questionnaire. Expert opinions of the questionnaire were very coherent and indicated the significance of the proposed questions for investigating the experience of paid work in teenagers. Testing of the questionnaire helped to identify teenagers with past experience of paid work and determine the main characteristics of this experience.
experience
labor activity
teenager
Введение

В современных социально-экономических условиях подростки подвержены влиянию многих факторов, воздействие которых на подрастающего человека является неоднозначным и требует от подростка активизации его адаптационных механизмов. При этом нехватка экономических знаний, сформированных норм поведения делает проблему экономического воспитания и экономической активности подрастающего поколения очень актуальной.

Анализ научных публикаций показывает, что вопросы экономической социализации детей и подростков рассматриваются в основном в трудах зарубежных ученых (А. Мэтьюз, Г. Севон и С. Векстром, Э.Фромм и М. Маккоби, К. Дэнзигер и др.). В большинстве случаев проблемы экономической социализации сводятся к когнитивным ступеням возрастного развития, темпам включения в конкретную социальную среду рыночных отношений. При этом оплачиваемая трудовая деятельность как одна из важнейших сфер экономической социализации является малоизученной в психологии. Среди отечественных психологов данной проблеме посвятили свои исследования, например, О.А. Аринина, Н.В. Солодкая, Е.Б. Филинкова и др.

Оплачиваемая трудовая деятельность представляет собой содержательное наполнение поведенческого компонента экономического сознания, который, по данным исследователей [4], является преобладающим в подростковом возрасте. Опыт самостоятельных заработков способствует решению важной возрастной задачи - преодолению зависимости от родителей и обретению автономии. В современных социально-экономических условиях трудовая деятельность подростков «окрашивается» проблемой денежных отношений, что может приводить смещению в системе жизненных ценностей подрастающего поколения. Все вышесказанное определяет необходимость изучения опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков.

В настоящий момент не существует психологических методик, которые бы позволяли изучать опыт оплачиваемой трудовой деятельности подростков. Проблема нашего исследования заключается в противоречии между необходимостью изучения опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков и отсутствием инструментов его изучения.

Целью настоящего исследования является разработка и апробация анкеты для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков.
  2. Разработать анкету для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков.
  3. Провести экспертную оценку и апробацию разработанной анкеты.

«Опыт» в психологическом понимании представляет собой опыт жизнедеятельности, приобретаемый и реализуемый человеком в процессе познания окружающего мира в деятельности и общении (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.И. Щуркова и др.). К характеристикам опыта исследователи относят временные [3] и структурные: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты [4].

Рассмотрим с этих позиций опыт оплачиваемой трудовой деятельности подростков. С точки зрения временных характеристик опыта, отмечается, что, несмотря на кажущееся небольшое различие в возрасте, подростки 13-14 лет и молодые люди 16-17 лет по-разному смотрят на то, с какого возраста нужно начинать трудиться за деньги. Как показывают опросы, первые в большинстве своем не «горят желанием» подзаработать и не считают это полезным или необходимым. У 13-14-летних часты формулировки ответов, обозначающие не возраст в годах, а границы образования. Они привязывают начало трудовой жизни либо к окончанию школы, либо к окончанию вуза (к моменту, когда завершена очередная ступень образования), то есть идеальным возрастом для них является широкий промежуток с 18 до 22 лет. У юношей взгляды иные. Идеальным промежутком с их точки зрения является возраст 10-18 лет. Таким образом, 18 лет - рубеж, который признают подходящим для начала трудовой деятельности как 13-летние, так и 16-летние. И тут важно учесть, что если среди восьмиклассников имеет опыт самостоятельных заработков примерно каждый третий, то среди выпускников - каждый второй [1].

По мере взросления число детей со стажем работы более двух лет значительно увеличивается. Среди подростков таких 26,8%, а среди 14-17-летних - уже 45,3%. Некоторые юноши имеют 6-7-летний рабочий стаж. Примерно половина опрошенных зарабатывают только во время каникул, а остальные - «в любое свободное от учебы время» [5].

В качестве структурных характеристик опыта рассмотрим его компоненты. Деятельностный компонент опыта оплачиваемой работы выражается в тех усилиях, которые затрачивает подросток, выполняя трудовую деятельность, а также в способах преодоления трудностей в процессе выполнения работы. Особое внимание в этом аспекте уделяется влиянию работы детей на успеваемость в школе. На вопрос: «Не мешает ли занятие бизнесом учебе в школе?», - 92,3% опрошенных ответили отрицательно. При этом существенной разницы в ответах в зависимости от их возраста и пола не было обнаружено. Однако 7,7% работающих детей признали, что их работа является помехой учебе. Как правило, это те, кто работает в течение учебного года, после занятий или в выходные дни [5].

Мотивационно-ценностный компонент опыта оплачиваемой работы подростков заключается в отношении подростков к полученному опыту как к ценности, а также сформированность мотивов его приобретения. Т.А. Арефьева пишет: «Однако не все подростки, начавшие трудовую жизнь, считают этот шаг верным. Во мнениях подростков еще ясно слышатся «родительские нотки». Естественно, школьники имеют и положительный, и отрицательный опыт трудовой деятельности. Однако, несмотря на возможные неудачи, возможность заработать является ценной в глазах большинства» [1]. Основным мотивом, толкающим детей к работе, является вполне естественное желание заработать деньги (76,3%), однако 18% из них хотели попробовать себя в деле [5].

Когнитивный компонент опыта оплачиваемой работы выражается в представлении подростка о себе и своих возможностях в сфере трудовой деятельности. Подростки в оценке своего труда часто впадают в две «крайности» - или недооценку, или переоценку.

Трудовая деятельность - это «осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы» [7]. Необходимыми психологическими признаками труда являются следующие [5]: сознательное предвосхищение социально ценного результата; сознание обязательности достижения заданного результата (ответственности за него) и др. Поэтому при анализе опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков необходимо уделять внимание тому, насколько работа детей этого возраста соответствует психологическим признакам труда. Например, в большом числе случаев у подростков в отличие от выпускников не в полной мере наличествует сознание ответственности за достижение заданного результата. Т.А. Арефьева пишет: «Выпускники имеют опыт вполне настоящей работы с индивидуальной ответственностью, в отличие от восьмиклассников, которые в большинстве заняты на подсобных работах, под надзором и ответственностью старших, чаще всего - членов семьи» [1].

Особая роль оплачиваемой трудовой деятельности в развитии экономического сознания подрастающего человека состоит в ее влиянии на отношение к деньгам. Эффект влияния опыта оплачиваемой трудовой деятельности на отношение к деньгам подростков заключается в следующих аспектах:

  • когнитивном - сумма заработанных денег воспринимается подростками «как объем признанного обществом трудового вклада человека», «как мера взаимных обязательств общества и человека» [6];
  • мотивационно-ценностном - деньги начинают восприниматься подростками как «мотивирующий фактор труда», подростки работают ради «материальной независимости» [2];
  • поведенческом - подростки, имеющие опыт трудовой деятельности, «тратят деньги более осторожно и продуманно» [1].

Таким образом, около половины подростков имеют опыт оплачиваемой трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность подростков не вполне соответствует психологическим признакам труда (например, не в полной мере наличествует сознание ответственности за достижение заданного результата). Опыт оплачиваемой трудовой деятельности подростков имеет определенные временные (стаж работы около 2-х лет, непостоянная занятость и др.) и структурные характеристики. Деятельностный компонент опыта выражается в усилиях, которые приходится предпринимать подростку в процессе трудовой деятельности (например, совмещение работы и учебы). Мотивационно-ценностный компонент выражается том, что мотивом труда чаще всего является стремление заработать деньги. Когнитивный компонент заключается в неадекватной оценке своих возможностей в сфере трудовой деятельности. Значение опыта трудовой деятельности в процессе экономической социализации подростка заключается, в частности, в том, что он оказывает влияние на отношение подростка к деньгам.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что опыт оплачиваемой трудовой деятельности подростков может быть выявлен на основе содержания разрабатываемой анкеты.

Участники исследования

В качестве участников в исследовании выступили 105 старших подростков, учащихся средних школ г. Таганрога и г. Морозовска.

Результаты исследования и их обсуждение

а) разработка анкеты для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростка

На основе теоретического анализа временных и структурных компонентов опыта нами была разработана анкета для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности, состоящая из 23 вопросов. Из них 1 вопрос связан с определением анкетных данных респондента; 2 направлены на выявления наличия опыта оплачиваемой трудовой деятельности («Имеете ли Вы опыт оплачиваемой работы?», «Опишите Ваш оплачиваемый трудовой опыт (когда, кем и как долго Вы работали)?»); 3 определяют временные характеристики опыта («В каком возрасте Вы получили свой первый оплачиваемый трудовой опыт?» и др.). На выявление структурных характеристик опыта направлены следующие блоки анкеты: 2 вопроса определяют деятельностный компонент опыта («Усилия (умственные, физические), которые Вы прилагали в процессе выполнения работы, Вы оцениваете как: А) значительные; Б) незначительные; В) затрудняюсь ответить», и др.); 4 вопроса выявляют мотвационно-ценностный компонент («Опыт трудовой деятельности, который Вы получили, Вы оцениваете как: А) положительный (удачный); Б) негативный (неудачный); В) нейтральный. Почему?» и др.); 2 вопроса раскрывают когнитивный компонент опыта («После получения опыта оплачиваемой трудовой деятельности изменились ли Ваши представления о себе и своих возможностях в сфере трудовой деятельности? А) нет, не изменились; Б) да, в лучшую сторону; В) да, стали более «реалистичными». Почему?» и др.). Соответствие выполняемой подростком работы психологическим признакам труда выявляют 3 вопроса анкеты. Еще один блок анкеты, состоящий из 6 вопросов, выявляет воздействие полученного опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростка на его отношение к деньгам («Считаете ли Вы, что сумма выплаченных Вам за работу денег соответствовала качеству выполненной Вами работы? А) да; Б) нет, мне заплатили меньше, чем следовало; В) нет, мне заплатили больше, чем следовало; Г) затрудняюсь ответить» и др.).

б) экспертная оценка вопросов анкеты для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростка

Вопросы анкеты были предложены экспертам для оценивания. Экспертную оценку провели 4 специалиста: 1 доктор и 3 кандидата психологических наук. Оценивание экспертами производилось по 3х-балльной шкале: 1 балл - незначимый вопрос; 2 балла - вопрос средней значимости; 3 балла - значимый вопрос. Среднее значение оценок экспертов по всем вопросам анкеты = 2,7 баллов.

Для определения согласованности групповых оценок, позволяющих определить степень надежности результатов экспертизы, используем коэффициент конкордации W - общий коэффициент ранговой корреляции для группы экспертов по методике И. Кендалла и Б. Смита. В нашем случае коэффициент конкордации составил 0,81. Данный результат соответствует высокой согласованности экспертных мнений и говорит о надежности результатов экспертизы.

в) апробация анкеты для выявления опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростка

Разработанные вопросы анкеты после их экспертной оценки были предложены 105-ти подросткам для ответа. Около половины из них (50 человек) дали отрицательный ответ на вопрос: «Имеете ли Вы опыт оплачиваемой работы?» и были отнесены нами к группе не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности. Полученные нами данные согласуются со сведениями других исследователей о том, что около половины старших подростков имеют определенный «стаж» работы за деньги. Остальные подростки (55 человек) ответили на вопрос о наличии опыта оплачиваемой работы утвердительно. Им было предложено дать ответы на следующие вопросы анкеты, предназначенные для выявления характеристик полученного опыта. Каждый ответ (кроме первых трех) был квалифицирован как «свидетельствующий о сформированности опыта» (1 балл) или как «не свидетельствующий о сформированности опыта» (0 баллов). В сумме каждый подросток мог получить до 20 баллов. Среднее значение баллов, полученных подростками, - М=12,96; а стандартное отклонение ϭ=2,94. Диапазон  М+ϭ=15,9, а М-ϭ=10,02.  Поэтому подростки (6 человек), набравшие менее 10 баллов по результатам оценивания их анкет, были исключены из рассмотрения, т.к. их субъективное впечатление о наличии у них опыта оплачиваемой трудовой деятельности не вполне подтверждается сформированностью отдельных его характеристик. Подростки (49 человек), набравшие более 10 баллов, по результатам оценивания анкет, были отнесены к группе «имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности».

Проанализируем далее ответы респондентов, имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности. Устойчивой характеристикой опыта будет являться та, которой соответствуют вопросы анкеты, получившие большинство утвердительных ответов. Для определения количественных значений воспользуемся биномиальным критерием m, позволяющим оценить, насколько эмпирическая частота интересующего нас эффекта превышает частоту, соответствующую вероятности случайного ответа (для нашего случая n=49, fтеор.=24,5, mкр. 0,05=31, а mкр. 0,01=34).

Согласно проведенной обработке результатов, временные характеристики опыта подростков являются достаточно устойчивыми. Первый опыт оплачиваемой трудовой деятельности был получен ими после 11-летнего возраста (mэмп.=47 при p<0,01), по времени составляет несколько месяцев (mэмп.=46 при p<0,01), и работают подростки постоянно, сочетая учебу с работой (mэмп.=32 при p<0,05).

Структурные характеристики опыта оплачиваемой трудовой деятельности не всегда являются устойчивыми. Так, деятельностный компонент опыта выражен недостаточно явно: прилагаемые усилия не являются достаточно значительными в оценке подростков (mэмп.=24 при p>0,05), а также респонденты не склонны часто отмечать, что им приходится работать в ущерб другим занятиям (mэмп.=22 при p>0,05).  Мотивационно-ценностностные характеристики опыта в целом являются устойчивыми. Подростки самостоятельно принимали решение о том, что будут работать (mэмп.=42 при p<0,01), а полученный опыт оценивают положительно (mэмп.=32 при p<0,05) и считают его необходимым (mэмп.=31 при p<0,05). Когнитивный компонент опыта в целом по выборке также является устойчивым, подростки отмечают, что после получения опыта оплачиваемой трудовой деятельности их представления о себе и своих возможностях в сфере трудовой деятельности изменились, стали более «реалистичными» (mэмп.=33 при p<0,05).

Выполняемая подростками работа соответствует психологическим признакам трудовой деятельности. Респонденты отмечают, что они хорошо понимали, что должно стать результатом их труда (mэмп.=40 при p<0,01), зачем он нужен окружающим (mэмп.=35 при p<0,01), и брали на себя ответственность за этот результат (mэмп.=35 при p<0,01). Такие сведения имеют некоторое расхождение с ожидаемым результатом и могут быть обусловлены тем, что респонденты относятся к группе старших подростков, которые по своим представлениям о трудовой деятельности приближаются к выпускникам.

Эффект воздействия опыта оплачиваемой трудовой деятельности на отношение подростков к деньгам проявился в том, что, принимая решение работать, они, прежде всего, ставят перед собой цель - заработать деньги (mэмп.=37 при p<0,01), т.е. действительно деньги являются для подростков мотивирующим фактором труда. Кроме того, подростки самостоятельно принимали решение о том, как потратить заработанные деньги (mэмп.=45 при p<0,01), и в основном тратили их на собственные нужды (mэмп.=45 при p<0,01).

Выводы

Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. На основе разработанной анкеты удалось определить основные характеристики опыта оплачиваемой трудовой деятельности подростков. Так, временные характеристики опыта отличаются тем, что первый опыт оплачиваемой работы был получен чаще в возрасте 11-15 лет, по времени составляет несколько месяцев, и работают подростки постоянно, сочетая работу с учебой. Структурные характеристики опыта выражаются в сформированности его компонентов. Деятельностный компонент сформирован в меньшей степени, чем остальные, т.к. подростки оценивают прилагаемые усилия как незначительные, а также указывают, что им не приходилось работать в ущерб другим занятиям. Мотивационно-ценностный компонент опыта в основном сформирован, т.к. подростки указывают, что сами приняли решение работать, опыт считают необходимым и оценивают его положительно. Когнитивный компонент также в основном сформирован. Подростки указывают, что их представления о себе стали более реалистичными после получения опыта работы. Выполняемая подростками работа соответствует психологическим признакам труда.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-36-01006а1

Рецензенты:

Федоров А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, г. Таганрог.

Стеценко И.А., д.п.н., доцент, декан факультета информатики и управления Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, г. Таганрог.