Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF MEDICO-SOCIAL HELP FOR THE CHILDREN WITH HEALTH VIOLATION IN THE CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Varfolomeeva T.V. 1 Alpatova N.S. 1 Mazurenko D.V. 1
1 FGBOU VPO "The Volgograd state social and pedagogical university"
This article is devoted to the problem of the organization of medico-social help for the children with health violation in the conditions of preschool educational institutions. Negative dynamics are mentioned in the state of children’s health of preschool age. Important information about insufficient attention of parents to the children’s health is given in the article. Some social factors which influence the children’s health are defined. The authors mention the reduction of parents’ medical activity, low sanitary and hygienic culture in families where children do not get necessary skills for taking care of their health. The results of comparative analysis of parents’ opinions whose children attend specialized and general groups, the effectiveness of recreational activities for children with allergic conditions in pre-school education institutions of Volgograd are presented in the article. Practical recommendations are formulated for the organizations of the medico-social help for children with health violation in the conditions of the preschool educational institutions.
preschool educational institutions
groups of general profile
specialized groups
children with health violation
medico-social help
В современном российском обществе наблюдается тенденция прогрессирующего снижения доли здоровых детей и увеличение доли хронических больных. Обоснованную тревогу вызывает отрицательная динамика показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста [1, 7]. Наряду с комплексом различных факторов: биологических, социальных, психологических, негативно влияющих на здоровье детей дошкольного возраста, отмечается снижение медицинской активности родителей, низкая санитарно-гигиеническая культура в семьях, когда дети не получают необходимых навыков заботы о своем здоровье [2].

В этой связи особенно остро стоит проблема организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья (с аллергопатологией) в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений.

Комитетом по образованию администрации г. Волгограда на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных учреждений были созданы специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями.

В рамках нашего исследования был проведен социологический опрос с участием 107 родителей, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией и 31 человек, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда. Распределение респондентов по возрастному показателю было следующим. Среди опрошенных родителей детей, посещающих специализированные группы, 67, 3 % составили родители в возрасте 30 и более лет, 32,7 % были в возрасте до 30 лет. Незаконченное высшее или высшее образование имели 63,6 %, среднее или среднее специальное - 36,4 % респондентов. Среди родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля, более половины родителей были в возрасте 30 и более лет, 45,2 % в возрасте до 30 лет; незаконченное высшее или высшее образование имели 61,3 % опрошенных, среднее или среднее специальное - у 38,7 % респондентов. Таким образом, распределение родителей в анализируемых группах было аналогичным по возрастным и образовательным характеристикам.

Компаративный анализ мнений родителей об эффективности оздоровительных мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольных образовательных учреждений позволил получить следующие результаты. Родители, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией, в 15 раз чаще по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля (48,6 % против 3,2 %), отмечали хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями. Выразили сомнения в достаточно хорошей организации такой помощи 20,6 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, и 41,9 % родителей детей из групп общего профиля. Негативно оценивают организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями 18,7 % и 51,6 % опрошенных родителей соответственно [6]. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворённость организацией помощи детям с аллергическими заболеваниями значительно выше у родителей, чьи дети в дошкольных образовательных учреждениях посещают специализированные группы, по сравнению с ответами родителей, чьи дети посещают группы общего профиля.

Ответы родителей об организации здоровьесберегающей работы с детьми с аллергопатологией распределились следующим образом [4]. С утверждением, что воспитатели детского сада достаточно информированы об особенностях работы с детьми, имеющими аллергию, согласились 52,9 % опрошенных родителей, 11,6 % респондентов считают, что воспитатели недостаточно информированы, 10,1 %, что не информированы совсем. Затрудняются ответить на этот вопрос 25,4 % родителей. Показательно, что 65,4 % опрошенных родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергией, оценивают как достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с такой категорией детей. Аналогичное мнение выразили только 6,5 % родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что воспитатели групп общего профиля не знакомы с особенностями работы с детьми дошкольного возраста, имеющими те или иные соматические заболевания.

С утверждением, что в дошкольных образовательных учреждениях в должной / необходимой мере оказывают оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, согласились 57,2 % всех родителей, не согласны с таким утверждением 22,5 %, затруднились конкретизировать свое мнение 20,3 %. При этом отметим, что положительную оценку оказания оздоровительной помощи детям с аллергопатологией выразило абсолютное большинство родителей (75,0 %), чьи дети посещают специализированные группы, против 12,9 % опрошенных родителей детей, посещающих группы общего профиля. Считают помощь недостаточной 8,4 % родителей детей из специализированных групп и 70,9 % респондентов, чьи дети посещают группы общего профиля. Затруднились ответить на вопрос 23,4 % родителей детей специализированных групп и 16,2 % родителей детей из групп общего профиля.

Полностью удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении менее половины респондентов (40,6 %); удовлетворены частично (39,1 %), совсем не удовлетворены оздоровительными мероприятиями в детском саду (13,1 %), затруднились ответить на вопрос (7,2 %). Показательно, что удовлетворены оздоровлением ребенка в ДОУ 52,4 % родителей детей, которые посещают специализированные группы, и 6,5 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Частично удовлетворены оздоровительными мероприятиями 40,1 % родителей детей из специализированных групп и 32,2 % - из групп общего профиля. Не удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении 0,1 % родителей детей специализированных групп и 54,8 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Не определились с ответом на вопрос 7,4 % и 6,5 % родителей соответственно.

Респондентам было предложено оценить в баллах (от 0 до 10) эффективность работы по профилактике аллергических заболеваний в детском саду [3]. Оценки родителей распределились следующим образом: 29 человек оценили эффективность профилактической работы в 10 баллов (27 %); 8 человек - 9 баллов (7 %); 18 человек - 8 баллов (17 %); 17 человек - 7 баллов (16 %); 18 человек - 5 баллов (17 %); 2 человека - 4 балла (2 %); 2 человека - 3 балла (2 %); 1 человек - 1 балл (1 %); средний балл - 7,7. Были родители, которые не смогли определиться с ответом. При этом важно отметить, что родители детей из специализированных групп достоверно выше оценивали эффективность работы по профилактике аллергических проявлений в детском саду.

Изучение мнения родителей о необходимости расширения сети специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях позволило получить следующие результаты [5]. Так, создание специализированных групп для детей с аллергопатологией считают целесообразным 90,3 % родителей детей из групп общего профиля и 98,2 % родителей детей из специализированных групп; не видят в этом необходимости 3,2 % родителей детей из групп общего профиля и 0,9 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, 6,5 % и 0,9 % родителей не определились с ответом. Т.е. по данному вопросу мнения родителей сравниваемых групп практически совпали.

Таким образом, компарация оценок родителей позволяет сделать следующие основные выводы. Родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали: в 15 раз чаще хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями; в 5,5 раз реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений; в 10 раз чаще достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с детьми с аллергопатологией; в 5,5 раз чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией; в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме этого, обращает на себя внимание и тот факт, что не все родители обеспечивают создание гипоаллергенной среды для ребенка дома. В 72 % семей есть комнатные растения, в 27 % семей есть домашние животные, 69 % родителей полностью или частично не обеспечивают детям соблюдение гипоаллергенной диеты (причем 89 % информированы о перечне продуктов питания, вызывающих аллергические реакции), что, конечно же, снижает эффективность здоровьесберегающей социализации.

Таким образом, специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией практически реализуют здоровьесберегающую социализация таких детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, что позволяет говорить о бесспорных перспективах институционализации рассматриваемой в работе социальной практики.

Родителями, чьи дети посещают специализированные группы, были высказаны следующие замечания и предложения по оптимизации предлагаемой инновационной практики: оптимизировать питание детей с аллергопатологией, улучшить реализацию общеукрепляющих оздоровительных мероприятий, организовать просмотр познавательных видео-и аудиоигр для детей (в контексте профилактики аллергии), создать гипоаллергенный фон на территории самого дошкольного образовательного учреждения и прилегающей к нему местности. Очевидно, эти меры не требуют кардинальных организационно-экономических решений и могут быть реализованы в рамках конкретных учреждений, что позволит повысить эффективность реализации здоровьесберегающей социализации рассматриваемой категории детей.

По результатам проведения социологического исследования нами были сформулированы практические рекомендации по организации медико-социальной помощи детям с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработать программу совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Систематически проводить образовательные программы по обучению детей и их родителей правилам сохранения и укрепления здоровья, повышения резистентных возможностей организма, соблюдения режима труда и отдыха, режима питания, закаливания и т.д.

Регулярно проводить специальные мониторинговые программы с целью изучения качества жизни, выявления обусловленных заболеванием особенностей личности ребенка и предупреждения аллергических заболеваний у детей различных возрастных групп.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что сохраняющаяся тенденция к росту заболеваемости среди детей дошкольного возраста требует своевременной организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья и разработки комплексных подходов к их оздоровлению. В этой связи представляется целесообразным в системе дошкольного образования выделение специальных групп и расширение сети имеющихся, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью предупредить прогрессирование заболеваний и переход их в хроническую форму.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.