Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARATION OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS USE OF DISTANT TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING OF HR MANAGERS (FOR EXAMPLE LMS «MOODLE»)

Lavina T.A. 1, 1 Yaruskina E.T. 1
1 Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The rapid development of information and communication technologies can significantly extend the possibilities of their use in the professional activities of HR managers. Under these conditions, change the requirements for the organization of the process of preparation of students (information mobility, innovation, modernity, etc.), allowing teachers of higher educational institutions to update, rebuild the educational process, improve their professional and pedagogical competence through effective use of distance learning technologies, which ensures success and competitiveness future HR managers. The article describes the main benefits of introducing teachers of special subjects elements of distance learning university in the educational process, process steps and the effectiveness of the training of teachers of special subjects to specific features of remote technologies in the learning process of HR managers. The analysis of the scientific literature on this issue. The results of a survey of teachers of higher educational institutions before and after the study distance course. Conclusions are drawn on need of introduction of elements of distance learning in educational process.
distance learning
system of distance learning
HR manager
Постоянные изменения, происходящие в сфере информатики и ИКТ, предполагают непрерывное обучение специалистов любого профиля в области реализации возможностей ИКТ в профессиональной деятельности. В современных условиях информатизации всех сфер экономики процесс подготовки успешного и конкурентоспособного менеджера по персоналу невозможно представить без широкого использования ИКТ еще на этапе его обучения в вузе. Реализация данного условия предполагает соответствующую подготовку современных преподавателей вуза (независимо от профессиональной направленности) к эффективному использованию ИКТ для организации дистанционного обучения.

В условиях информатизации образования перед преподавателями вузов встают принципиально новые требования, которым необходимо соответствовать для обеспечения эффективной жизнедеятельности и удовлетворения своих профессиональных потребностей [3]. Дистанционные технологии обучения, базирующиеся на достижениях ИКТ, приобретают все большую популярность, так как отвечают современным требованиям, таким как технологичность, доступность, открытость, гибкость и индивидуализация [4], [8].

Введение элементов дистанционного обучения в учебный процесс позволяет будущим менеджерам по персоналу непрерывно (в течение всего периода обучения в вузе) совершенствовать свою компетентность в области ИКТ. Включение элементов дистанционного обучения способствует закреплению и углублению полученных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ, подготовки к сдаче экзаменов, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках, в том числе у студентов, не посещающих занятия в течение какого-то отрезка времени в силу ряда причин и т. д.

Таким образом, одной из приоритетных задач развития высшего профессионального образования является внедрение в процесс обучения технологий дистанционного обучения (от англ. «e-learning» - электронное обучение).

Одной из первых попыток создания технологии дистанционного обучения в мире была предпринята в 1840 году, когда английский педагог, изобретатель Исаак Питман при помощи почтовых отправлений стал обучать стенографии английских студентов.

Официальной датой введения в Российское вузовское образование дистанционного обучения принято считать 30 мая 1997 года (дата выхода приказа Минобразования России, разрешающий образовательным учреждениям обучать студентов дистанционно). Организация дистанционного обучения регламентируется приказами Министерства образования Российской Федерации № 1050 от 30 мая 1997 г. и № 1924 от 27 июня 2000 г. и «Положением о проведении эксперимента в области дистанционного образования (с учетом результатов, полученных в 1997-99 годах)».

За последние годы дистанционное обучение изменило облик образования во многих странах мира, таких как: Великобритания, Франция, Испания, США и др. Непрерывное увеличение количества инновационных новаторских проектов, не­посредственно ориентированных на потенциал современных ИКТ, наблюдается сейчас и в Китае, Индии, Пакистане, Нигерии, Египте, Индонезии, Бразилии, Мексике, Бангладеш [8]. В России развитие дистанционного обучения идет достаточно стремительно, чему способствует повышение спроса на образовательные услуги, интенсивное развитие ИКТ, рост Интернет-аудитории и т. д.

Несмотря на это, в июле 2008 года на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в ходе рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития нашей страны было сказано, что «определенная часть преподавателей сегодня просто избегает использования современных информационных технологий в своей ежедневной практике. Причина этого - недостаточная подготовка и методологическая поддержка преподавателей по использованию новых возможностей» [6].

Изучением идеи дистанционного обучения занимались: А.А. Андреев, В.Г. Домрачеев, С.А. Щенников, И.В. Роберт, Е.С. Полат, А.В. Хорошилов, А.В. Хуторской, А.В. Барабанщиков, С.А. Нестеренко, Н.Г. Краюшенко, К.И. Веришко, О.П. Молчанова, Т.А. Лавина, Ю.Г. Круглов, Ю.Т. Чесноков, Я.А. Ваграменко, В.П. Кашицин, В.В. Рождественский, В.П. Чернов, Д.А. Богданова и др. авторы.

Далее остановимся на определении понятия «дистанционное обучение». По мнению таких авторов, как Е.С. Полат [7], А.А. Андреева [1], дистанционное обучение представляет собой совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Т.А. Лавина и И.В. Роберт определяют дистанционное обучение как интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающее все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемое в условиях реализации возможностей ИКТ [5].

В настоящее время существует большое количество программного обеспечения, позволяющего автоматизировать ряд наиболее типовых операций процесса дистанционного обучения так называемых систем дистанционного обучения, реализующих обучение с применением информационно-коммуникационных технологий через сеть Интернет. К ним относятся LMS (от англ. «learning management system» - система управления обучением): «Learning Space», «ATutor», «Прометей», «HyperMethod», «ОРОКС», «LAMS», «OLAT», «OpenACS», «MOODLE» и т. д. Все эти системы схожи по своим функциональным возможностям, разница лишь в их: интерфейсе, стоимости, требовании к технике и программному обеспечению.

Анализ существующих на сегодняшний день систем дистанционного обучения позволил нам остановить свой выбор на системе «MOODLE» (от англ. «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» - Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Учебная Среда). «MOODLE», благодаря обширному инструментарию, различным функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения.

В отличие от многих широко известных систем аналогичного назначения, является свободно распространяемым программным обеспечением, поддерживаемым сообществом разработчиков посредством сайта www.moodle.org, на котором находится документация, инсталляционные пакеты последней версии и т. д.

Начиная с 2011 года в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева» управлением информатизации и мониторинга образования активно внедряются дистанционные технологии в учебный процесс вуза. Несмотря на это, опрос, проведенный нами среди преподавателей специальных дисциплин, обучающих студентов - будущих менеджеров по персоналу, показал, что среди основных причин, по которым они не включились в этот процесс, являются следующие: отсутствие стимулирования, неясное представление о том, как конкретно можно внедрить дистанционный курс в образовательный процесс, незнание возможностей ИКТ как в образовательной, так и в предметной областях.

Для реализации подготовки преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу нами был создан курс базе системы дистанционного обучения «MOODLE», ориентированный на приобретение знаний, умений и навыков организации дистанционного обучения; закрепление и углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в образовательном процессе.

При отборе содержания курса мы опирались на андрогогический подход (технологии обучения взрослых), разработкой которого занимались как отечественные, так и зарубежные авторы (С.И. Змеев, М.Ш. Ноулз, Л.В. Линевич, С.А. Филин, Л.В. Глазырина). В основу данного подхода легли принципы организации процесса обучения взрослых людей (преподавателей). Выделим наиболее существенные принципы обучения, которыми следует руководствоваться: принцип самостоятельного обучения, совместной деятельности, опоры на опыт обучающегося, индивидуализации, системности, актуализации результатов обучения, элективности, осознанности обучения [2].

Иными словами, в процессе обучения, главными становятся обучающиеся (преподаватели вуза), являющиеся активными участниками и влияющие на сам процесс обучения. «Взрослый человек стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению. Обучающийся уже обладает определенным жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, поэтому и рассчитывает на безотлагательные применения полученных новых умений, навыков, знаний и качеств» [9, с. 111].

Подготовка преподавателей ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева» к организации дистанционного обучения проходила в несколько стадий.

Первой стадией подготовки являлось ознакомление с основами теории использования технологий дистанционного обучения для организации обучения студентов (этапы внедрения, возможности систем дистанционного обучения и т. д.).

Далее, на следующей стадии подготовки преподавателей, проходило обучение основным навыкам работы с системой дистанционного обучения «MOODLE». Преподавателей знакомили с основными модулями системы и их описанием, особенностями организации учебных групп, размещением методических материалов, системой проведения тестирования полученных знаний.

На завершающей стадии подготовки преподавателей вуза нами было предложено принять активное участие в усовершенствовании процесса подготовки будущих менеджеров по персоналу к осуществлению дистанционного обучения.

Далее представим содержание разработанного нами курса для подготовки преподавателей к организации дистанционного обучения, состоящего из следующих модулей:

  1. Теоретические основы дистанционного образования.
  2. Основы работы в системе дистанционного обучения LMS «MOODLE».
  3. Основы разработки дистанционного курса.
  4. Примеры элементов системы дистанционного обучения LMS «MOODLE».
  5. Разработка интерактивного курса по специальной дисциплине.

Кроме того, курс содержит электронные ресурсы, ссылки на специальное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать работу менеджера по персоналу, методические указания к выполнению практических заданий, иллюстрирующие элементы профессиональной деятельности менеджеров.

Опрос, преподавателей специальных дисциплин после изучения разработанного нами курса, позволяет констатировать, что 73,33% будут использовать разработанный ими интерактивный курс по преподаваемой дисциплине. По их мнению, это позволит значительно усовершенствовать качество лекционных и практических занятий; осуществлять подготовку конкурентоспособных, мобильных будущих выпускников вуза, способных адаптироваться в динамично меняющейся экономике. В тоже время 26,67% преподавателей, прошедших дистанционное обучение, считают затруднительным использование разработанного ими курса, называя при этом следующие причины: отсутствие постоянного доступа к сети Интернет, неуверенные навыки работы на компьютере, отсутствие реального общения преподаватель-обучающийся.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач современной системы образования России является подготовка преподавателей вуза к использованию возможностей дистанционных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Это позволяет педагогам соответствовать требованиям времени, формирует у них информационную мобильность, инновационность. Решение этой задачи предполагает целенаправленную подготовку преподавателей вузов в области организации дистанционного обучения.

Рецензенты:

Павлов И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.

Кожанова М.Б., д.п.н., профессор, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.