Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF RESILIENCE OF A PERSON PEDAGOGUES BASED VOLUNTEER ACTIVITY

Shubnikova E.G. 1
1 Chuvash State Pedagogical University
The characteristic of the concepts of volunteer activities students pedagogical high school the, in the process which the formation of valuable orientations, personal resources, which are protective factors against substance use. A comparative analysis of the structural components of resilience based on psychological and pedagogical researches. Implemented experimental research of coping strategies, the level of subjective control, the level of resilience future pedagogues and revealed that volunteer activities of students promotes formation of structural components of resilience. Were revealed pedagogical conditions of efficiency of formation resilience personality future pedagogues on the basis of volunteer activities. Resilience is considered by us as a pedagogical goals nonspecific prevention of addictive behavior among youth. Results of experimental research have confirmed that volunteer activities are a factor contributing to the formation of resilience as a personal quality of future pedagogues.
nonspecific pedagogical prevention of addictive behavior among students
volunteer activities
resilience of personality

Современному российскому обществу нужны активные инициативные молодые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, гибкостью, конкурентоспособностью, обладают чувством ответственности за страну, за ее социально-экономическое развитие.

В задачи вуза входит не только выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта, но и развитие у студентов способности к жизненному самоопределению, к осуществлению выбора своей позиции в неоднозначном и противоречивом в ценностном отношении мире, самореализации и адаптации. Ранее мы уже рассматривали условия эффективности профилактики употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи [8]. Позднее результаты наших исследований привели нас к убеждению, что формирование жизнеспособности личности будущих педагогов лежит в основе профилактики зависимого поведения студенческой молодежи [3]. В свою очередь, одним из важных факторов формирования жизнеспособности выступает волонтерская деятельность студентов педагогического вуза.

Тема волонтерства (добровольчества) на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Они по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды.

В Примерном стандарте оказания услуги «Вовлечение граждан в возрасте от 14 до 30 лет в добровольческую (волонтерскую) деятельность», который осуществляется государственными и муниципальными органами по работе с молодежью, под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимают форму социального служения, которая осуществляется по свободному волеизъявлению молодых людей, направлена на бескорыстное оказание социально значимой помощи на различных уровнях и способствует личностному росту и развитию выполняющих волонтерскую деятельность добровольцев. В этом же документе под молодежным добровольчеством понимается волонтерская деятельность молодых людей по разрешению социальных проблем, которая осуществляется по их инициативе и оказывает социализирующее влияние на личность волонтеров. Обратим внимание на то, что в этих понятиях особое внимание уделяется самореализации личности самих добровольцев, их личностному росту и становлению субъектной позиции. Добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, их активной жизненной позиции. Формирование этих факторов защиты от употребления психоактивных веществ способствует, в свою очередь, неспецифической профилактике зависимого поведения в молодежной среде. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность для нашего исследования.

Предназначение педагогической науки сегодня заключается в том, чтобы ответить на вопросы: как нужно воспитывать молодежь, способную жить и успешно развиваться в нестабильном обществе, как повысить конкурентоспособность каждого члена общества, как обеспечить адекватную социальную адаптацию личности, развитие ее функциональных возможностей в условиях новой социально-экономической реальности, как подготовить новые поколения россиян к полноценной жизни и работе.

В современных условиях, когда снижаются уровень и качество жизни населения, когда каждый человек самостоятельно делает выбор вектора личностного развития, можно утверждать, что молодые люди обладают низким уровнем психологической готовности к трудностям, которых могут встретиться в их жизненном пространстве, недостатком знаний, несформированностью личностных качеств и способностей, защищающих личность от дезадаптации в современном нестабильном обществе.

Исследование жизнеспособности личности молодого человека, выявление личностных и поведенческих характеристик, помогающих ему жить достойно, делающих его сильным и стойким, позволят целенаправленно формировать эти качества. Вместо того чтобы изучать недостатки и слабые стороны, а также способы их преодоления, психологи и социальные педагоги, изучающие жизнеспособность, сегодня направляют усилия на поиск защитных факторов для личности молодого человека. Особо изучаются условия социума, способствующие изменению неблагоприятной социальной действительности с помощью различных социальных программ и проектов, в том числе в рамках волонтерской деятельности. Анализ полученных результатов позволяет повысить эффективность воспитательной деятельности педагогов. Таким образом, развитие теории жизнеспособности может внести серьезный практический вклад в развитие общества.

Появление понятия «жизнеспособность личности» в педагогической науке объясняется насущными запросами практики. Педагогов не может не тревожить тот факт, что молодежь как социальная группа сегодня характеризуется не свойственными данному возрасту активности и инициативности, а склонностью к отклоняющемуся, зависимому, экстремистскому поведению. В этой связи сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья молодого человека является актуальной проблемой гражданского общества. В воспитании разносторонне развитой, социально адаптированной личности смысловым ядром мы считаем именно жизнеспособность как интегральное свойство личности, определяющее полноценность жизнедеятельности, способность к самоактуализации и саморазвитию, являющееся фактором защиты от употребления психоактивных веществ.

В педагогических исследованиях жизнеспособность личности связывают с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления. Так, по мнению И.М. Ильинского и М.П. Гурьяновой, «жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, т. е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее» [2]. 

Психологи А.В. Махнач, А.И. Лактионова предлагают под жизнеспособностью понимать индивидуальную способность человека к социальной адаптации и саморегуляции, являющуюся механизмом управления собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и условий среды [5, 14].    

Е.А. Рыльская рассматривает жизнеспособность как «общесистемное, интегративное свойство, релевантное человеку как саморазвивающейся системе и характеризующее потенциальную возможность сохранять свою целостность, удерживая жизнь в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения» [7]. Общесистемность жизнеспособности подразумевает ее вхождение в число свойств, обеспечивающих саму возможность существования человека как социальной системы, то есть жизнеспособность определяется автором как интегральная возможность становления человека в социуме, которая реализуется в форме универсальной смыслотворческой коммуникабельности. Важным научным достижением психологических исследований Е.А. Рыльской является выделение основных компонентов жизнеспособности как феномена: способность к адаптации, способность к саморегуляции, способность к саморазвитию, осмысленность жизни и коммуникабельность в виде интегрального фактора, в форме которого и реализуются другие названные составляющие [7, 19].   

А.А. Нестеровой в социально-психологической концепции жизнеспособность личности определяется как системное качество личности, характеризующее единство индивидуальных и социально-психологических способностей человека к реализации ресурсного потенциала, использованию конструктивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях, который обеспечивает возвращение личности на докризисный уровень функционирования или определяет посткризисный личностный рост. Жизнеспособность рассматривается А. А. Нестеровой как устойчивая диспозиция личности, которая включает в себя следующие компоненты: 1) способность к активности и инициативе; 2) способность к самомотивации и достижениям; 3) эмоциональный контроль и саморегуляция; 4) позитивные когнитивные установки и гибкость мышления; 5) самоуважение; 6) социальная компетентность; 7) адаптивные защитно-совладающие стратегии поведения; 8) способность организовывать свое время и планировать будущее [6, 15].     

В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляют исследования копинг-поведения (совладающего поведения) Т.Л. Крюковой, под которым она понимает поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Поскольку механизмы совладания используются сознательно и целенаправленно, Т.Л. Крюкова относит совладающее поведение к факторам активности человека, называя его дескриптором субъекта и поведением субъекта [4].

В качестве фактора, способствующего формированию жизнеспособности личности студентов, в нашем исследовании выступает волонтерская деятельность. Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л.Е. Никитина, Н.И. Никитина, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, М.В. Шакурова) дают возможность рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. Здесь важны не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как актуальных ценностей. Е.В. Богданова под волонтерской деятельностью студентов понимает особую форму их отношения к миру, которая отражает их готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствует формированию их ценностных ориентаций и социального опыта [1].

Наша экспериментальная работа была проведена в 2013-2014 учебном году на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». В исследовании приняли участие 25 студентов, занимающихся волонтерской деятельностью. 

На первом этапе констатирующего эксперимента на основе выявленной структуры жизнеспособности мы решили измерить одно из важных ее составляющих - поведение в трудных жизненных ситуациях. Мы использовали методику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) (адаптированный Т.Л. Крюковой вариант методики Н. Эндлера и  Д. Паркера) (Coping Inventory for Stressful Situations (CISS)). Были получены следующие результаты: - среди студентов лишь 9 человек (32 % опрошенных) обладают адаптивным поведением; - у 12 студентов (48 % испытуемых) наблюдается псевдоадаптивное поведение; - дезадаптивное поведение характерно для 5 респондентов (20 % студентов). Результатами такого копинг-поведения является дезадаптация и социальная изоляция на основе неэффективного функционирования копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы провели опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК). Было выявлено, что у 19 студентов преобладал низкий уровень субъективного контроля (76 % испытуемых). По шкале интернальности в области достижений 16 студентов  (64 % опрошенных) имели низкие показатели, а по шкале интернальности в области неудач у всех 25 студентов наблюдается низкий показатель. Полученные данные свидетельствуют о том, что волонтеры не готовы и не хотят брать ответственность за свои действия и события, происходящие с ними, склонны приписывать окружающим обстоятельствам.

На третьем этапе констатирующего эксперимента нами был проведен «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» («Child and Youth Resilience Measure» (CYRM)), состоящий из двух частей «национальной» и «международной», созданных по единому стандарту в рамках международного проекта по исследованию жизнеспособности. В нашей работе была использована только национальная часть этого теста, состоящая из 15 вопросов, разработанная и апробированная А.В. Махначом и А.И. Лактионовой. При помощи данной методики возможно изучение жизнеспособности как индивидуальной способности человека управлять собственными ресурсами. Также данная методика позволяет оценить степень развития жизнеспособности подростков [5].

По этой методике нами были получены следующие результаты: 6 студентов (24 % респондентов) имеют высокий уровень развития жизнеспособности, что говорит об их готовности преодолевать жизненные трудности, приспосабливаться к окружающемуся миру, противостоять ее негативному влиянию. Со средним уровнем развития жизнеспособности было выявлено 14 респондентов (56 % испытуемых). Это студенты, которые могут успешно развиваться в привычных условиях, но им самим требуется помощь посторонних людей при кризисных ситуациях. 5 студентов (20 % опрошенных) имеют низкий уровень развития жизнеспособности, т. е. имеют низкие показатели по социальной адаптивности и продуктивности жизни. При преодолении проблем данные испытуемые имеют минимальную опору на личностные ресурсы, и в большинстве случаев оказывается беспомощными. Кстати, эти респонденты относятся к группе с дезадаптивным поведением.

В 2012 г. на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» была создана волонтерская организация «Корпорация Добра». Студенты выступили волонтерами в социальных акциях различной направленности: благотворительных (сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома, проведение утренников и новогодних представлений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, концерты для пенсионеров и пожилых в домах престарелых), творческих («Арт-мастерские в гостях у детей», танцевальные, музыкальные мастер-классы), информационно-просветительских (проект «Память о славной победе»), организационных (участие в соревнованиях по прикладному морскому троеборью, «Лыжня России - 2014»), обучающих («Домашняя кухня» для воспитанников детского дома, «Масленица с блинами» для детей из коррекционных учреждений), экологических и другие. В рамках этой деятельности каждый волонтер осуществлял социальный проект как руководитель разработанного им направления.   

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что количество студентов, имеющих высокий уровень жизнеспособности, увеличилось с 6 человек до 9 (36 % респондентов), средний уровень развития жизнеспособности был выявлен у 15 студентов (60 % испытуемых), а низкий уровень жизнеспособности - у 1 человека (4 % испытуемых).

В результате проведенного анализа литературы и экспериментальной работы нами выявлены педагогические условия эффективности формирования жизнеспособности личности будущих педагогов на основе волонтерской деятельности:  

  • целенаправленное педагогическое сопровождение преподавателями добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников, то есть составляющих жизнеспособности личности;
  • специальная организация самоуправляемой студенческой волонтерской деятельности, причем направления работы, план мероприятий, формы волонтерских акций предлагаются самими волонтерами, инициативными студентами, имеющими опыт добровольчества и обладающими организаторскими способностями;
  • реализация волонтерской деятельности на основе технологии социального проектирования.

Вариативность содержания волонтерской деятельности позволяет студентам сделать выбор как сферы волонтерской деятельности, так и меры своего личного участия в ней, принятия на себя определенных обязательств. Включение студентов в волонтерскую деятельность дает им возможность почувствовать важность и ценность служения обществу, проявить субъектную профессиональную позицию, развивать личностные качества, изменить отношение к себе, окружающим людям, социокультурному окружению в целом, повысить уровень формирования структурных составляющих жизнеспособности личности. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность условий использования волонтерской деятельности как фактора формирования жизнеспособности студентов.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке и издана в рамках научно-исследовательского проекта основного конкурса РГНФ «Подготовка студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи». Номер проекта: 13-06-00145а в РГНФ.

Рецензенты:

Кириллова О.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и развития образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Сергеева Н.Ю., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.