Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Бобков А.В., Цветков О.Ю., Заваров К.В

Территория Дальневосточного федерального округа (ДФО), согласно данным Росстата составляет 36,1 % от общей площади России, что соответствует первому месту. При этом ДФО на последнем месте по численности населения, составляющей всего 4,6 %, среднегодовой численности населения, занятой в экономике - 4,9 %, основным фондам в экономике - 4,9 %, валовому региональному продукту - 4,3 %. Тем не менее, в ДФО существуют потенциальные инновационные возможности развития экономики. Например, по доле инвестиций в основной капитал на душу населения ДФО находится на 2-м месте, а по числу персональных компьютеров на 100 работников на 3-м месте в РФ. В таблице 1, по данным инновационного портала Хабаровского края, представлены показатели, характеризующие научно-технический потенциал ДФО. В докризисный период все показатели, кроме численности персонала, занятого исследованиями и разработками,  имели  положительную  динамику  изменения. При этом значительная доля научных  исследований приходилась на вузовский сектор науки.

В условиях нынешнего экономического кризиса стало очевидным, что недостаточные темпы развития научно-технической сферы региона могут привести к долгосрочному снижению его региональной конкурентоспособности. Негативные последствия проявятся особенно остро при выходе из кризиса, когда начнется новый виток экономического роста и будут востребованы новые технологии и конкурентоспособный продукт. Научная деятельность как никакая другая способствует экономическому и социальному развитию территорий, поэтому система высшей школы РФ должна сыграть важную роль в переводе    экономики региона на инновационный путь развития.

В настоящее время число высших учебных заведений ДФО составляет 50, из которых         38 относятся к государственным и муниципальным учреждениям. Кроме того, функционируют 110 филиалов средних специальных и высших учебных  заведений,  из  них  36  являются  негосударственными.

Для первичной оценки уровня научно-исследовательской деятельности дальневосточных вузов были проанализированы данные за 2006 год по результативности научных исследований в 18 вузах ДФО системы Рособразования (см. таблицу 2), которые можно отнести к ведущим в области научной деятельности в регионе.

Результативность научных исследований вуза определялась как среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала, а востребованность научно-исследо-вательских работ (НИР) оценивалась с помощью объема финансирования работ из внебюджетных источников, приходящегося на единицу научно-педагогического персонала. Такие приведённые показатели характеризуют не абсолютный объем научных исследований вуза, а активность научно-педагогического персонала с учетом масштаба вуза.

Таблица 1. Показатели научно-технического потенциала ДФО

Число организаций, выполняющих исследования и разработки

Год

 2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число

157

154

151

153

146

142

156

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Человек

14 184

14 356

14 816

14 949

14 673

14 347

14 051

Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. руб.

734,6

1 083,8

1 797,3

2 302,4

1 831,7

2 606,2

3 502,2

Внутренние текущие затраты на прикладные исследования

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. руб.

488,2

433,6

597,6

925,2

1 416,0

1 566,8

1 934,3

Внутренние текущие затраты на разработки

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. руб.

354,7

692,9

440,5

262,9

381,2

364,1

456,5

Количество выданных патентов на изобретения, полезные модели и с 2006 года промышленные образцы

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Кол-во

425

386

485

588

536

501

524

Таблица 2. Перечень вузов

Вуз

 1

Амурский государственный университет

 2

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

 3

Благовещенский государственный педагогический университет

 4

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

 5

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия

 6

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

 7

Дальневосточный государственный технический университет

 8

Дальневосточный государственный университет

 9

Дальневосточный технологический центр

 10

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга

 11

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

 12

Сахалинский государственный университет

 13

Северный международный университет

 14

Тихоокеанский государственный университет

 15

Тихоокеанский государственный экономический университет

 16

Уссурийский государственный педагогический институт

 17

Хабаровская государственная академия экономики и права

 18

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Среднегодовой объем финансирования научных исследований составил 70,1 тыс. рублей на единицу научно-педагогического персонала.   7 вузов, под номерами 12, 14, 16, 2, 6, 5, 13 (вузы ранжированы по мере уменьшения объема финансирования) превысили средний показатель результативности. Лидером стал Сахалинский государственный университет.

Среднегодовой объем финансирования НИР составил 53,6 тыс. рублей из внебюджетных источников на единицу научно-педагогического персонала. У 6 вузов (12, 7, 10, 4, 14, 11) средний показатель превышен. Лидер остался прежний, а гуманитарные вузы уступили часть своих позиций техническим университетам, у которых традиционно большой удельный вес в финансировании научной деятельности приходится на хозяйственные договоры и коммерческие контракты. Средняя стоимость одного договора с хозяйствующими субъектами составила 151,08 тыс. руб. У 6-ти университетов (12, 1, 11, 14, 7, 4), половина которых относится к техническим, показатель оказался выше среднего. Приведённые данные свидетельствуют о наличии достаточного научно-технического потенциала и востребованности результатов работы научных коллективов вузов. Однако говорить о том, что в регионе наблюдается научно-технологическое возрождение и модернизация на этой основе основных фондов, не приходится.

Как известно, понятие потенциал включает в себя возможности, средства, а также задел, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. В последние годы государство стало активно привлекать вузовский сектор науки к процессу формирования рыночной инновационной системы. Однако предпринимаемые меры не всегда были системными и последовательными. Как следствие, рост расходов на науку, происходящий в последние годы, пока не принёс желаемых результатов по успешной реализации научно-технического потенциала вузов. В связи с этим необходима систематизации полученных результатов и анализ существующих проблем с целью поиска путей их решения.