Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN SCIENTIFIC AND METHODOLIGICAL AND SPECIFIC AND METHODICAL APPROACHES TO DESIGN OF EDUCATIONAL RESOURCES

Borschevskaya Yu.M. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K.Minin
Theoretical and practical approaches to design of educational resources as a means of individualization of pedagogical process under conditions of informatization of education are described. The relevance of the problem is affirmed. There is a contradiction between the recognition of the need to maximize consideration of individual psychophysiological opportunities and psychological characteristics of children´s development while starting school and in the initial period of schooling and insufficient development of pedagogical support funds of these features in preschool and primary education. New demands to educational programmes of preschool and primary school education are justified. Humanistic value of educational programmes and teaching technologies should be determined by their contribution to the child´s holistic development, healthsaving potential. Modern educational Internet-resources are classified, proposedpsycho-pedagogical information is analyzed and recommendations for their content filling are given. Ten groups of sites were identified.
socio-pedagogical network
Internet-resources
educational programme
humanization of education
individualization
educationalresources
informatization of education
В настоящее время наблюдается переход от постиндустриального общества к информационному, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и интенсивным использованием их гражданами, бизнесом, органами государственной власти, социально значимыми службами (медицина, образование, правоохранительная деятельность и т.д.)[4].

Важной объективной тенденцией современной социокультурной ситуации является информатизация образования. При этом по общепринятому мнению техническая часть современных информационных технологий в образовании значительно обгоняет их психолого-­педагогическое сопровождение и содержание.

Проблема осуществленного нами научно-теоретического и опытно-экспериментального исследования была сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и практические пути педагогического обеспечения индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей развития детей на этапе перехода их в школу и в начальный период школьного обучения посредством комплексного использования образовательных ресурсов?

При постановке проблемы нашего исследования мы исходили из того обстоятельства, что в практике современного образования наблюдается явно выраженное противоречие. Это противоречие между признанием необходимости            максимального учета индивидуальных психофизиологических возможностей и психологических особенностей и развития детей на этапе перехода их в школу и в начальный период школьного обучения и недостаточной разработанностью средств педагогического обеспечения этих возможностей в системе дошкольного и начального образования.

Дело в том, что при анализе проблемы современного детства, как зарубежные, так и отечественные ученые в области педагогики и смежных с ней дисциплин (М.М. Безруких [1], Н.В. Дубравинская [2], Ю.А. Лебедев [7], Д.А. Фарбер [5], Л.В. Филиппова [6]  и др.) все больше сходятся во мнении о том, что значительное количество детей (до 60 %) имеют функциональные отклонения, затрудняющие возможности развития в жизненно важных сферах - телесно-двигательной, когнитивной, социально-эмоциональной. Наиболее ярко такие ситуации проявляются к 6-8 годам, что обычно связано с существенным изменением привычных для ребенка условий - поступлением в школу и обучением в начальных классах.

При этом необходимо учитывать, что недостаточно актуализированные в детском возрасте индивидуальные возможности психофизиологического и психологического развития приводят к серьезным трудностям на дальнейших этапах развития человека, что затрудняет его адаптацию во всех сферах жизнедеятельности, успешную профессиональную деятельность, творческую саморегуляцию.

Таким образом, опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о целесообразности оценки индивидуализации как органичной части целостного педагогического процесса. Она должна проходить сквозь него «красной нитью», а не осуществляться в специально отведенные часы или в особых формах деятельности (О.А. Степанова [3]). И важная роль здесь должна отводиться средствам обеспечения индивидуализации педагогического процесса, к числу которых, прежде всего, относятся образовательные  ресурсы.

Осуществленный нами анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования показал, что гуманистическая ценность образовательных программ и педагогических технологий, которые являются важнейшими составляющими феномена «образовательные ресурсы», должна определяться вкладом их в целостное развитие ребенка здоровьесберегающим потенциалом.

По нашему мнению, ключевым фактором гуманизации образования является соблюдение принципа индивидуализации, основу которого составляет эволюция междисциплинарного знания о закономерностях и особенностях развития человека. В связи с этим и используемые в педагогическом процессе образовательные ресурсы должны иметь комплексную, междисциплинарную основу.

Основополагающей частью образовательного ресурса в системе дошкольного и начального образования является содержательная направленность образовательной программы.

Анализ вариативных образовательных программ возможен лишь при условии включения их в широкий социокультурный контекст, что обеспечивается системой методологических подходов: 1) уровень философской методологии, 2) уровень конкретно-научной предметной методологии, 3) уровень методологии интерпретации результатов (Л. В. Филиппова [5,6]).

Основываясь на данных теоретико-методологических постулатах, мы пришли к убеждению, что требования к современным образовательным программам могут быть сгруппированы следующим образом: нормативно-правовые требования; требования к содержанию образования; организационно-педагогические требования; психолого-педагогическое обеспечение программы; обеспечение преемственности программы с начальной ступенью школьного образования; требования к программно‑методическому обеспечению; требования к методическим рекомендациям по работе с отдельными категориями детей; требования к кадровому обеспечению, необходимому для реализации программы; требования к сочетанию программ; региональные требования к программам. Именно на основании этих требований нами была разработана «Информационно-экспертная карта оценки образовательных программ».

Наше исследование показало, что образовательные программы, которые используются в образовательных учреждениях разного вида и категории, должны соответствовать его специфике, а также специфике той или иной формы организации образования.

Одним из направлений нашего исследования стало изучение современных образовательных Интернет-ресурсов.

В настоящее время в глобальной информационной сети «Интернет» существует огромное количество образовательных ресурсов, образовательные порталы, сайты образовательных учреждений разного уровня, информационно-образовательные сайты для родителей и т.д. В связи с этим очень актуальной проблемой представляется классификация образовательных Интернет-ресурсов и анализ предлагаемой там психолого-­педагогической информации.

В ходе нашего исследования было установлено, что в самом общем виде классификация образовательных ресурсов глобальной информационной сети «Интернет» и рекомендации по их содержательному наполнению (проектированию) могут быть представлены следующим образом.

1. Сайты, содержащие общую информацию о развитии детей

Самая распространенная и обширная группа сайтов. Включает в себя информацию о планировании и ведении беременности, родах, роддомах, детских больницах, советы родителей по уходу за детьми и их воспитанием и развитием, обмен мнениями и т.д.

Информация на таких сайтах представлена в популярной форме, простым языком. К работе ряда сайтов (но далеко не всех!) привлекаются специалисты в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии, детской психологии и педагогики. Любому желающему человеку (родителям, специалистам) представляется  возможность высказать свое мнение по той или иной проблеме, задать интересующий вопрос.

Однако информация на многих таких сайтах очень плохо структурирована, фрагментарна, обрывочна. Источник информации, представленной на некоторых сайтах, ее достоверность, часто не известны.

2. Сайты для детей

Здесь собраны сказки, детские стихи, песни, колыбельные, развивающие игры. Есть сайты, на которых можно посмотреть мультфильмы, послушать детские песни, почитать книги.

Однако возможности детей дошкольного и младшего школьного возраста в работе с компьютером крайне ограничены. Материалы подобных сайтов могут транслироваться им, прежде всего, с помощью взрослых. Кроме того, на таких сайтах, как правило, собран разнообразный материал для детей разного возраста и не вводится четких границ, рекомендаций относительно возрастной адресованности материалов.

3. Сайты для особых семей

Есть многодетные семьи, семьи с близнецами и двойняшками (тройняшками),            разнополыми детьми, двуязычные семьи, многонациональные семьи, приемные семьи и т.д. В таких семьях неизбежно возникают дополнительные, специфичные для них  проблемы.

Таких сайтов в настоящее время, к сожалению, очень мало. К работе этих информационно-образовательных ресурсов необходимо привлекать специалистов, которые глубоко и всесторонне знают эти проблемы. Учитывая специфичность проблем таких семей, обязательно нужно рекомендовать родителям соответствующую литературу, давать полезные ссылки, по возможности - размещать доступные информационные материалы.

4. Сайты родителей о своих детях (семейные странички)

Таких сайтов довольно много. Главное их назначение - возможность для родителей общаться с другими людьми по поводу развития и воспитания своего ребенка, обмениваться опытом.

5.Сайты для родителей детей, имеющих трудности развития

Учитывая состояние современной детской популяции, таких сайтов в настоящее время мало. Они затрагивают далеко не все проблемы нарушенного развития детей, а лишь явно выраженные - нарушения зрения, гиперактивность, ДЦП, логопедические проблемы и т.д.

Сайтов, специально посвященных широко распространенным проблемам детского развития (социальная неуверенность, медлительность, психосоматическая ослабленность, агрессивность, застенчивость и т.д.), в настоящее время обнаружить не удалось.

На таких сайтах, кроме соответствующей информации, игр, заданий и других методических материалов, обязательно должна быть библиотека по разным вариантам проблемного развития, координаты консультационных центров и специалистов, которые способны оказать помощь детям с трудностями в развитии.

6. Сайты по детской психологии

Эти Сайты предназначены, прежде всего, для специалистов.

Здесь можно найти полезные ссылки. Однако часто информация вводится в рекламных целях (презентация какой-либо методики, психологического центра). Представленная информация не всегда четко разделена по возрастам и направлениям развития ребенка. Сама возможность заочного психологического консультирования, предлагаемого на некоторых сайтах, - вопрос спорный.

7. Сайты по проблемам раннего развития детей

На этих сайтах - консультации специалистов, реклама развивающих игр, описание игр, реклама книг и т.д. Интерес они представляют, прежде всего, для родителей, нянь, гувернеров. Нужна четкая ориентация пользователей в изобилии предлагаемой на таких сайтах информации.

Сайты дошкольных образовательных учреждений и школ, частных детских садов и школ, детских центров; подбор нянь, гувернеров и т.д.

Такие сайты, как правило, преследуют исключительно рекламные цели. Однако они должны содержать полезную для родителей и педагогов информацию по различным вопросам развития, обучения и воспитания детей. Кроме того, ни одно образовательное учреждение не может функционировать изолированно -  вне связи с внешним миром. Поэтому на таких сайтах целесообразно открывать разделы типа «Приглашаем к сотрудничеству», «Приглашаем к обсуждению» и т.д.; давать полезные ссылки для педагогов и родителей (например, где можно познакомиться с той или иной образовательной программой, как можно организовать досуг детей, как учитывать в процессе воспитания и обучения ребенка его индивидуально-личностные особенности и т.д.). В этом случае сайты образовательных учреждений смогут в полной мере претендовать на звание «образовательных ресурсов».

Сайты фирм-производителей и продавцов детских товаров, игрушек, книг, детских журналов и т.д.

Кроме рекламы производимого и. продаваемого товара, указания телефонов и банковских реквизитов, на таких сайтах должна содержаться психологически и педагогически достоверная информация относительно того, как эту продукцию использовать - возрастная адресованность, методические рекомендации по организации развивающих игр с детьми того или иного возраста, примеры игр-занятий с предлагаемым материалом и т.д. Пользователи сайта должны иметь возможность познакомиться с санитарно-гигиеническими характеристиками предлагаемой продукции, увидеть сертификат качества, убедиться в ее безопасности для детей и т.д.

Сайты, посвященные вопросам демографической политики, государственной поддержке детства.

Учитывая приоритеты государственной политики в нашей стране в настоящее время, таких сайтов должно быть гораздо больше. Создаваться они должны, прежде всего, по инициативе местных органов власти.

К их разработке и функционированию должны привлекаться специалисты разных специальностей самого высокого уровня. У каждого пользователя должна быть возможность обсудить по «горячей линии» злободневную проблему, задать волнующий вопрос и обязательно получить высококвалифицированный исчерпывающий ответ.

На таких сайтах необходимо размещать нормативно-правовые документы по проблемам охраны материнства и детства, знакомить пользователей с законодательной базой организации образования. Здесь же должны содержаться координаты юридических и социальных служб, медицинских учреждений, психологических центров, специализированных образовательных учреждений и т.д. Посетители таких сайтов должны иметь возможность познакомиться с Федеральными образовательными проектами (конкурсами, грантами и т.д.). Здесь же должны быть ссылки на общественные организации, ассоциации, фонды, занимающиеся проблемами семьи, охраны материнства и детства, проблемами образования.

Таким образом, образовательные ресурсы глобальной информационной сети «Интернет» обладают богатым разноплановым психолого­педагогическим потенциалом, характеризуются динамичностью и постоянной обновляемостью информации и могут быть успешно использованы при организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Чрезвычайно актуальной проблемой в настоящее время, на наш взгляд, является также создание информационной социальной педагогической сети в Интернете с целью накопления образовательного ресурса для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, а также создание активной сети социально-педагогических сообществ.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры здоровьеформирующих технологий  ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Шамов А.Н., д.п.н., профессор,  заведующий кафедрой лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», г. Нижний Новгород.