Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHNOCULTURAL SELF-IDENTIFICATION OF INDIVIDUALS IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Yurochkin D.M. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ufa State University of Economics and Service"
This paper investigates axiological bases on ethnic and cultural identity of the individual in a multicultural society. Copyright revealing topic through the prism of national values and values of the individual, shows that ethno-cultural identity is one of the most complex phenomena of his social development. The process of ethnic and cultural identity occurs to a greater extent due to national values and promotes the formation of an individual of certain stable qualities, world view as a whole, which are inherent in a particular nation. The meaning of national values in the ethno-cultural identity of the individual in a multicultural space in the formation of a representative national ethnic caused spiritual world mentality that can ensure the safety, continuity of traditions, culture and their transmission from generation to generation. Also defines the role of the individual in maintaining and developing ethnicity and ethnic culture.
globalization
values
valuable systems
identity
individual
multicultural space
Изучение аксиологических оснований этнокультурной самоидентификации в полиэтническом пространстве  позволяют осмысливать не только историю и культуру этноса через призму социально-психологических свойств наций, но способствуют вырабатывать оптимальные условия сохранения и развития наций и этнических культур. Выявление предпосылок этнокультурной самоидентификации индивида открывает широкие возможности для адекватного решения проблем выживаемости этноса, при сохранении его культурной самобытности и одновременного многообразия этнической действительности.

На современном этапе развития социально-культурных процессов глобализационные тенденции охватили многие стороны человеческой жизнедеятельности, что, в конечном счете, ведет к стиранию политических, идеологических и культурных границ между народами и нациями. Сегодня многие народы и нации в той или иной форме испытывают не только экономическое, политическое, но и культурное, социальное влияние других народов. В ходе исторического развития у каждого народа формируется своя собственная устойчивая система культурных связей, основанная на определенных, вырабатываемых этносом в течение длительного времени ценностных ориентациях и установках, которые индивидуализируются в процессе этнокультурной самоидентификации индивида. При этом наравне с исторической формой трансляции этнически обусловленных ценностных установок, когда происходит передача ценностей от поколения к поколению, существует и актуальная, которая является процессом передачи культурной и социальной информации внутри данного социума. Ретрансляция культуры от поколения к поколению служит для умножения культурного фонда человечества и включения ценностей прошлого в обращение современного общества. А трансляция внутри общества - для творческого производства новых культурных ценностей и передачи их широкой аудитории [3]. Индивид, благодаря данным формам передачи национальных ценностей и этнически обусловленных ценностных установок, получает возможность и предпосылки этнокультурной самоидентификации. Но при этнокультурной самоидентификации индивида в поликультурном пространстве, где сосуществует множество культурных начал, возникают противоречия: индивид, будучи представителем определенного этноса, вынужден выбирать из совокупности полиэтнических и поликультурных ценностных установок конкретные самоидентификационные стратегии, исходя из собственного понимания актуальности тех или иных ценностных ориентаций. Исходя из аксиологического отношения к миру, возникающего в процессе освоения транслируемых в обществе ценностей, индивид формирует для себя четко иерархизированное, структурированное ценностное видение мира, согласно которому все предметы и явления рассматриваются индивидом по критерию важности и значимости для его жизни. В этом отношении ценности и ценностные установки являются прямыми регуляторами человеческой деятельности на пути становления индивида как личности, а национальные ценности способствуют определению его этнической принадлежности. Становление индивида как личности предполагает формирование мировоззрения. Справедливо отмечает Х. Вильданов: «Ценностное мировоззрение человека - это его личностные особенности, отношение к окружающей действительности, где ценности выступают универсалиями, в которых отражены, с одной стороны, его индивидуальные интересы и установки, а с другой - социальные требования к поведению личности» [1]. Процесс этнокультурной самоидентификации индивида предполагает усвоение им определенных культурных ценностей, а также тех норм и правил поведения в обществе, в котором он живет и к которому принадлежит. Именно усвоение индивидом определенных культурных ценностей формирует его мировоззрение, потому что только «...то или иное осмысление или осознание действительности через призму предзаданных систем ценностей создают ценностные ориентации индивида или ценностно-ориентированное сознание» [5]. В конечном итоге индивид приходит к отождествлению самого себя с конкретной культурной и национальной общностью. Осознание своей принадлежности к какому-либо обществу, культуре, нации помогает индивиду найти свое место в поликультурном пространстве и свободно в нем ориентироваться.

Нужно отметить, что индивид одновременно принадлежит разным типам общностей. Соответственно выделяются различные виды идентичностей - социальная, профессиональная, политическая, религиозная, культурная и т.д. Нас в данном случае, прежде всего, интересует этнокультурная идентичность индивида в современном поликультурном пространстве, т. е. возможность правильного определения индивидом своей национальной принадлежности, и принадлежности к какому-либо этносу или культурной группе, что в свою очередь ведет к пониманию своей этнокультурной принадлежности индивида, формированию его ценностного отношения к самому себе, окружающим и миру в целом. Этнокультурная самоидентификация происходит в большей мере благодаря национальным ценностям и способствует развитию у индивида определенных устойчивых качеств, мировоззрения в целом, которые присущи той или иной нации. В этом отношении: «Национальные ценности - это не только совокупностью черт психики, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов конкретного народа, которые, в конечном счете, определяют этнический характер, но и выступают методами, приемами и средствами достижения целей» [2], формируя конкретную идентификационную стратегию и духовно-нравственные принципы всех представителей нации.

Процесс этнокультурной самоидентификации индивида, являясь одним из самых сложных явлений социального развития на современном этапе, предполагает деление носителей всех культур на своих и чужих, что может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям конкуренции между представителями разных культур. Поэтому определяющими факторами при этнокультурной самоидентификации индивида в поликультурном пространстве являются специфические особенности того или иного народа, нации. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, строят свои отношения на основе своих сложившихся ценностей, которые сформировались как этническое самосознание. В полиэтничном пространстве духовные начала общества очень мозаичны, различно культурное, этническое, социальное развитие. При таком обществе неизбежно возникают условия для взаимопроникновения одних культур в другие и взаимовлияния специфических этнических особенностей одних на особенности других этносов. При этом нужно учитывать, что далеко не всегда такие процессы происходят взаимно. Отношения и взаимовлияние между различными культурами и этносами могут протекать не одинаково. Нередко наблюдается поглощение или подчинение одной культуры другой, что на уровне индивида приводит к неспособности последнего формировать собственную этноориентированную стратегию самоидентификации, следствием чего становится утрата индивидом своей традиционной культуры, потеря чувства принадлежности к своему этносу. При соприкосновении культур отдельный индивид воспринимает представителей других культур как чужих, что также способствует возникновению между представителями разных культур противоречий.

Нивелированию аксиологических оснований ценностного мировоззрения этноса на современном этапе приводят процессы глобализации и интеграции. Обществом процессы глобализации и интеграции воспринимаются по-разному: одни в них видят распространение и развитие универсальных, общечеловеческих ценностей, способных ускорять развитие не только материальных, но и духовных основ общества, тогда как другие данные процессы воспринимают как опасность, возможность потери свободы, самоопределения и унификации  духовных основ общества. Нужно отметить, что любая культура и любой этнос по-своему неповторимы, и характеризуются присущими только им национальными ценностями и ценностно ориентированным мировоззрением. Противоречие сложившейся ситуации заключается в том, что самобытность культуры, этноса в условиях глобализации и интеграции особенно четко проявляется при культурных контактах с традициями и ценностями других народов, благодаря которым отдельный индивид ощущает свою принадлежность к конкретной культуре. Но и при этом усиливается влияние и проникновение инородных, порой надкультурных явлений, вытесняющих национальные ценности из ценностно ориентированного сознания индивида. И в большинстве своем данный процесс выходит за пределы осознанной деятельности индивида, его самоидентификационной стратегии. Поэтому мирное сосуществование разных культур и прогрессивное развитие возможно при осознанном восприятии индивидом своей национальной принадлежности и специфики собственной культуры.

Этнокультурное самоопределение индивида в полиэтническом пространстве является результатом его осознанного выбора. Существование многообразия культур, этносов, представители каждой из которых объединены на основе определенных ценностных установок, ценностного смысла, составляющие глубинные духовные стремления индивидов, объединенных конкретным культурно-историческим типом, предполагает, что их духовное развитие, мировоззрение, цели и устремления не совпадают. На фоне сосуществования различных культур с разнонаправленными путями развития есть и точки соприкосновения культур разных народов, т.е. диалог - уважение, преодоление индивидом каких либо стереотипов, синтез своей самобытной культуры с другими культурами, выявление общих интересов, духовное взаимообогащение. В этом контексте очень важно индивиду понимать и увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур. Также следует отметить, что диалог культур в поликультурном пространстве возможен лишь на основе самобытности каждой культуры. Диалог и сосуществование культур предполагает взаимосопоставление национально-культурных ценностей между народами и нациями, и четкого понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование не возможно без уважительного отношения к другим культурам. Из сказанного следует, что этнокультурная самоидентификационная стратегия индивида может основываться только на понимании собственной этнической принадлежности и осмысленности духовных основ не только своей культуры, но и других культур, взаимодействующих и сосуществующих в данном поликультурном пространстве. 

Неравномерность уровня культурного развития разных народов, что является следствием объективных исторических причин, а также глобализационные и интеграционные процессы детерминируют разрушение культурных основ более мелких народов сильными культурами. В таких условиях неспособность индивида осознавать собственную этническую принадлежность и осмысливать духовные основы не только своей культуры, но и других культур, взаимодействующих и сосуществующих в данном поликультурном пространстве, приводят к самым серьезным последствиям. На макроуровне такие тенденции могут привести к религиозным, культурным, расовым противоречиям, а на личностном уровне - к этноцентризму, взгляду и отношению индивида на другие культуры через стереотипы, призму своей этнической культуры, отрицанию значения других культур и  возвеличивание своей собственной культуры. Этносы, сосуществуя в течение длительного времени в поликультурном пространстве, создали не только условия совместной жизнедеятельности, но и сформировали условия сохранения духовных основ самобытности собственных культур. А на современном этапе развития этносов необходимость сохранения самобытности культур требует создания определенных условий для этнокультурной самоидентификации индивида. Данными условиями, выходящими за пределы возможностей отдельного индивида, являются ликвидация напряженностей, возникающих в области межнациональных отношений, недопущение идей этноцентризма, формирование предпосылок распространения национальных культур. Условия этнокультурной самоидентификации индивида  зависят «... от многих факторов, где главное значение приобретает место национальных ценностей в общей структуре ценностных ориентаций индивида. Индивид, живущий в современных условиях, вынужден осуществлять постоянный выбор, выстраивая приоритеты в своих предпочтениях, которые в свою очередь способствуют выработке не только стратегий поведения, но и самоидентификационных стратегий индивида» [4]. Понимание этого факта ведет к признанию роли национальных ценностей в процессе этнокультурной самоидентификации индивида, с одной стороны, а с другой - самоценности и самобытности каждой национальной культуры и нации в целом. Поэтому насущной задачей на сегодняшний день является сохранение действующих нормативных систем - традиций, обычаев, правил социализации индивида, раннего его приобщения к этническим традициям, национальной культуре.

Таким образом, внутренний мир и видение человека базируется на ценностях, это и является предпосылкой при определении целей и идеалов, гарантом его духовного развития. Способность индивида к этнокультурной самоидентификации имеет огромную значимость, как для него самого, так и для всего общества в целом. Через призму аксиологического понимания этноса и культуры формируется духовный мир и менталитет индивида, обеспечивается хранение, преемственность, передача специфически-своеобразных, традиционных, устоявшихся ценностей от поколения к поколению, определяются дальнейшие векторы развития всего общества. Разрушение культурно-ценностной основы приводит к кризису, причем кризису как на уровне личности, так и общества в целом.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта № 14-13-02005 «Аксиологические основания культурной и национальной самоидентификации индивида в  полиэтничном пространстве».

Рецензенты:

Вильданов Х.С., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой национальные культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.

Истамгалин Р.С., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии, политологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.