Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EARLY FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN (MONITORING ON THE EXAMPLE OF BELGOROD REGION)

Moiseenko O.A. 1
1 Belgorod State National Rese arch University (NRU “BelSU”)
The article considers the results of innovative activity in early foreign language education of preschool children and primary school children (first form) which has been taking place on the territory of Belgorod Region. In the process of research it was developed and examined the model ofearly foreign language education. In accordance with it, the innovative technologies of early English language education of preschool children and primary school children were introduced. The continuity of preschool and primary school linksand English Cultural Studiesaspect were taken into account. In the process of experiment it was worked out a stable system of criteria and indicators forthe purpose of estimating of efficiency of teachers of additional educationin nursery schools and English teachers of primary schools, those being trained, material and technical and methodical maintenance for the process of education.The presented monitoring reflects the most essential criteria and indicators ofearly foreign language education on the territory of Belgorod region.
early foreign language education
continuity
technology of education
monitoring
methodical maintenance of educational process
Инициирование более раннего иноязычного образования на территории Белгородской области, включение иностранного языка (английского) в учебный план дошкольного образования и начальной школы (первый класс) является практическим шагом в реализации личностно-ориентированной программы гуманитарного образования. Это необходимый и ответственный шаг, предоставляющий детям возможность включиться в инновационное будущее, войти в более раннем возрасте в мир иноязычной культуры. Все самое передовое, что есть в мире, должно быть представлено, прежде всего, детям - современным жителям XXI века, которым предстоит жить и работать в условиях нового информационного общества, в мире, который находится в состоянии ярко выраженных перемен, обусловленных поступательными процессами глобализации. И эти обстоятельства требуют от каждого знания не одного, а нескольких иностранных языков. Недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов. Знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Инновационная деятельность по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников (первоклассников) на территории Белгородской области созвучна так же контексту рекомендаций Болонского соглашения и Совета Европы по возможно более раннему обучению детей  иностранным языкам как средству коммуникации и приобщению их с раннего детства к сокровищам мировой культуры.

Согласно Программе регионального проекта с 2007 по 2013 годы на территории Белгородской области проводилось экспериментальное научное исследование по реализации идей более раннего обучения английскому языку детей в системе «детский сад-начальная  школа», обеспечивающее формирование элементарных навыков иноязычного общения у дошкольников и младших школьников (первоклассников).

В процессе исследования разработана и апробирована экспериментальная модель, в соответствии с которой внедрены передовые технологи и раннего обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев и с учетом лингвострановедческого аспекта[1,2].

Положение об организации и проведении мониторинга инновационной деятельности как важнейшего инструмента отслеживания и оценки эффективности содержания раннего иноязычного образования в системе «детский сад-начальная школа» и используемых технологий и  методик послужило как основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и начальной школе, так и для принятия эффективных управленческих решений в ходе экспериментального исследования. Положение отражало цели,  задачи, направления и содержание проектной деятельности, обязанности исполнителей, формы отчета и сроки их предоставления, что  создало условия для эффективной организации мониторинговых процедур. К проведению диагностических процедур привлекались все участники образовательного процесса: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, психологи, логопеды, воспитатели, родители. Такая совместная аналитическая деятельность априори ориентировала  на положительный  результат - некую  базу данных, которая в ходе эксперимента была подвергнута сбору и классификации. В ходе эксперимента была создана относительно стабильная система критериев и показателей,  по которым оценивалась эффективность деятельности педагогов дополнительного образования, учителей английского языка, обучающихся, материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Среди основных критериев в мониторинге выделены: результаты иноязычного образования дошкольников и младших школьников (первоклассников) с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев; качество и коррекция процесса иноязычного образования детей указанной категории; обученность детей (уровень учебных достижений по иностранному языку, приобретенных ребенком для самостоятельной деятельности); обучаемость обучающихся (способность ребенка овладевать заданным содержанием обучения);характеристика обучающихся; уровень воспитанности дошкольников и младших школьников (первоклассников); кадровое обеспечение; обеспеченность оборудованием и его использование в процессе обучения; совместная деятельность администрации ДОУ и начальной школы. В соответствии с критериями были обозначены показатели мониторинга.

Непрерывный мониторинг инновационной деятельности на экспериментальных площадках и полученные результаты экспериментальных исследований по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников, имеющих место на территории Белгородского региона,  доказывают, во-первых, настоятельную необходимость более раннего  вхождения детей в мир иноязычной культуры, а именно, с четырех лет в детском дошкольном образовательном учреждении, не прерывая обучение в первом классе начальной школы и осуществляя плавный переход во второй класс начальной школы, где иностранный язык является обязательным школьным предметом. В нашем случае, иноязычное образование детей дошкольного  и младшего школьного возраста осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность детей  к овладению иностранным языком еще не утрачена.  С рождения и до девяти лет активно работают «биологические часы мозга» ребенка. В этот период своего развития ребенок является специалистом в овладении речью. После девяти лет мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и  уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Указанный возраст предрасположен  как к восприимчивости иностранного языка благодаря врожденной речевой функции ребенка, так и к глобально действующей у детей игровой мотивации [6]. С рождения и до пяти-шести лет ребенок получает больше эмоционального и интеллектуального чем всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период формируется базис личностной культуры, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития ребенка. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной  жизни и деятельности, в себе самом. Кроме того, более ранний старт в изучении английского языка как первого глобального языка, непрерывность, системность, и преемственность в обучении позволят в перспективе  вывести языковое образование в регионе  на более качественный уровень.

Во-вторых, проведенная опытно-экспериментальная работа в регионе показывает, что в процессе раннего иноязычного образования у детей прослеживается положительная динамика в развитии основных психических механизмов: зрительной и слуховой памяти, концентрация непроизвольного и частично произвольного внимания,  эмоциональной сферы, воображения, постепенно проявляются и развиваются задатки логического мышления, формируется элементарное умение вступать в коммуникацию, расширяется общий кругозор.

В-третьих, основным требованием программно-методического обеспечения более раннего этапа обучения детей английскому языку является коммуникативно-психологическая адаптация дошкольников и младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера. Пройдя дошкольную подготовку по формированию элементарных навыков иноязычного общения, дети проявляют психологическую готовность  к дальнейшему восприятию иностранного языка в начальной школе, к развитию иноязычных навыков и формированию универсальных умений.

В-четвертых, отмечается высокий уровень мотивации у дошкольников и младших школьников к изучению языка. Это говорит в пользу того, что не только педагогическое сообщество, но и родители и их дети осознают чрезвычайную важность владения иностранным языком в современном поликультурном мире, видят в раннем иноязычном образовании детей указанного возраста широкие перспективы.

В-пятых, опыт иноязычного образования детей в экспериментальных  группах позволяет так же сделать вывод  о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность в иноязычной коммуникации при имитировании жизненных ситуаций, с легкостью овладевают социальными формами деятельности. Для дошкольников и младших школьников характерно участие в разнообразных формах предметной деятельности, стремление познавать новое, проявлять творческую активность в диалогово-полилоговой коммуникации, в выполнении различных заданий, в исполнении ролей игровой деятельности.        

В-шестых, использование коммуникативно-игрового метода как ведущего метода обучения на раннем этапе оправдало ожидания всех участников образовательного процесса: именно через игру формируется прочная мотивация у детей к изучению иностранного языка, обеспечивая их готовность к иноязычному общению. Игра способствует формированию коммуникативности - важнейшего свойства человеческой личности. Широкое применение в процессе экспериментального обучения английскому языку получили следующие методические и технологические приемы: а) познавательные и ролевые игры; б) драматизация; в) инсценирование; г) театрализованная деятельность.

В-седьмых, наблюдаемая в ходе эксперимента социальная эффективность проекта выражена в способности исполнителей проекта вызывать интерес и удовлетворять потребителей, выполняя заказ общества. Внешним показателем социальной активности являются результаты общественной деятельности в рамках проекта. Этот показатель определяется активностью педагогов и родителей, участвующих в жизни своих подопечных. По сравнению с показателями социальной эффективности в начале проектной деятельности по раннему иноязычному образованию детей они резко возросли. Эффективность проявилась также в том, насколько живо и активно заинтересованная общественность  вела и ведет дискуссии о раннем вхождении детей в мир иноязычной культуры на научно-методических семинарах и конференциях муниципального, регионального и всероссийского характера,  на педагогических форумах, и в том, как много статей опубликовано  в сборниках различных уровней, и сколько откликов и отзывов из других субъектов РФ и из-за рубежа мы получили от коллег, которым не безразлична деятельность по раннему иноязычному образованию детей. Комментируемость материалов учебно-методического сопровождения со стороны заинтересованных педагогов, желание использовать материалы в своей работе- это внутренний показатель социальной эффективности инновационной проектной деятельности его исполнителей. В этом состоит результативность и ценность эксперимента.

Концепция непрерывного языкового образования  как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области) явилась стимулом переосмысления существующих и разработки новых качественных технологий обучения иностранным языкам (ИЯ) в целом и на раннем этапе в частности [3].

Необходимым документом эксперимента выступает «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы, стимулирующая развитие вариативности и регионализации обучения иностранным языкам. Эта Программа носит рекомендательный характер и выступает ориентиром для  всех педагогов, работающих в данном направлении[4]. В соответствии с целями, задачами, принципами и методами, заложенными в  «сквозной» Программе,  разработаны и апробированы методические материалы, охватывающие все стороны, аспекты и направления раннего иноязычного образования детей в ДОУ и первом классе начальной школы. В частности подготовлены и апробированы пособия в помощь воспитателю детского сада, в помощь родителям, пособия по работе с детьми  в Лекотеке, в Школе раннего развития, в логопедической группе, в малокомплектном детском саду. Основное назначение разработанной серии пособий - оказать помощь педагогам, воспитателям и родителям в осуществлении дифференцированного подхода к обучению английскому языку детей, в том числе и детей, находящихся в специфических условиях иноязычного образования.

Созданы и апробированы в ходе эксперимента учебно-методические и методические пособия и дидактические материалы по страноведению и краеведению, которые помогут педагогу в формировании социокультурного компонента у дошкольников и младших школьников на элементарном уровне, а так же в  проведении дополнительной работы по английскому языку, в формировании диалога культур на элементарном уровне.

Таким образом, интенсивный характер  формирующего этапа эксперимента позволил создать необходимое программно-методическое обеспечение, включая учебно-методический комплект (УМК) «Easy English» для дошкольников и младших школьников (первый класс) (гриф «Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ»). УМК «Easy English» предполагает постепенное и целенаправленное формирование элементарных навыков иноязычного общения в условиях специально организованной  коммуникативно-игровой деятельности, с учетом специфических особенностей дошкольного и младшего школьного возраста, и ориентирует на общее развитие ребенка посредством английского языка, на раскрытие его творческих способностей. В основе УМК лежит путь, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. В состав УМК входят:

  • «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы;
  • Настольная книга педагога дополнительного образования для средней, старшей, подготовительной групп детского сада (шаг 1,2,3) и учителя начальной школы (дополнительный шаг) (4 единицы);
  • творческие тетради для дошкольников (шаг 1,2,3) и первоклассников (дополнительный шаг) (4 единицы);
  • презентации.

Существенным вкладом в экспериментальную работу является подготовленное совместными усилиями экспериментаторов учебно-методическое  пособие по диагностике  раннего иноязычного образования, использование которого  позволяет педагогам вести непрерывный учет индивидуальных и групповых особенностей детей в процессе их обучения английскому языку, поэтапно отслеживать достижения обучающихся в процессе формирования элементарных навыков иноязычного общения.

Опытно-экспериментальная работа, непрерывный мониторинг деятельности участников эксперимента доказывает, что наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном использовании всех перечисленных выше средств обучения, и при условии, что занятия в детском саду и первом классе начальной школы проходят не реже двух раз в неделю. Оптимальная продолжительность занятий варьируется от ступени к ступени (15-20, 20-30, 30-35 минут) и в первом классе равняется продолжительности обычного урока в школе. Рекомендуемая наполняемость групп колеблется от  8 до15 обучающихся.

Все составляющие в комплексе позволят педагогам почувствовать преимущества более раннего иноязычного образования детей, максимально использовать задатки и способности детей дошкольного и младшего школьного возраста в овладении иностранным (английским) языком. На современном этапе УМК «Easy English» и другие пособия используются в ДОУ и первых классах начальных школ Белгорода и Белгородской области, а также  в профессиональной подготовке и переподготовке работников системы образования в дошкольных учреждениях и начальных школах Белгородской области и других регионов России.

Рецензенты:

Равжаа Наранцэцэг, д.п.н., доцент кафедры иностранных языков института компьютерной техники и менеджмента, Институт компьютерной техники и менеджмента Монгольского государственного университета науки и технологии, г.Улаанбаатор.

Шеховская Н.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, профессор кафедры педагогики и методики начального образования, Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г.Белгород.