Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE INTERACTION OF THE EDUCATION OBJECT AND SUBJECT IN TRAINING STUDENTS AT THE PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE CHAIR

Bashmakov O.A. 1 Polev A.V. 2 Zhaboeva S.L. 3
1 Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU)
2 ANO «Research Medical Center, «Gerontology»
3 The limited liability company “Medicine of beauty”
Over the last period of time the humanity has stepped far forward the way of public progress, in this connection the problems of governing, the whole complex of questions related with guaranteeing public life administration are becoming the most important kinds of the human activities. Health care administration in today’s age marked by rapid development of medical science causing specialization cannot be realized without a correct evidence-based selection of people for performing these functions and without their specific training on all the issues connected with this kind of activity. This is required also by that high level of public care system development, achieved by the Russian state today, what demands thorough selection on the stage of the future students entering already.
administration technologies.
administration theories
academics
the subject and object of education
«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма», - указывал К. Маркс в одной из своих работ. Эти слова были написаны ещё в тот период времени, отдаленный от нас многими десятками лет, когда уровень материального производства в обществе, а соответственно и развитие сферы обслуживания, были ещё очень невысокими [1,2,3,4,5].

Самая большая проблема в настоящее время - квалифици­рованный профессиональный отбор в системе управления. Низкий уровень у большинства современных организаторов здравоохранения, сформированности профессионально важ­ных качеств и низкий уровень востребованности этих качеств системой здравоохранения приводят к примитивному стилю управления в отрасли и отсутствию мотиваций специалистов к обучению. Противоречия между уровнем освоения педагогами знаний по специальности и по педагогике [6-15]. Несмотря на то, что каждые пять лет педагоги проходят обучение на факультете повышения квалификации специалистов, навыки использова­ния прогрессивных форм и методов преподавания, формирова­ния адекватного содержания образовательного процесса у них развиты слабо в связи с тем, что вопросы педагогики излагают преподаватели, не знающие специальности. Противоречие между социальной значимостью кафедр общественного здоровья и здравоохранения и низким социаль­ным статусом преподавателей (низкий уровень оплаты труда, большая педагогическая нагрузка, примитивный регламент и др.) [16-24].

Разрешить данные противоречия возможно только путем внедрения современных теорий управления в практику рабо­ты организаторов здравоохранения и внедрения современных эффективных образовательных технологий в образователь­ный процесс подготовки студентов соответствующих кафедр.

Результаты и обсуждение. Главным объектом образования является личность, ее раз­витие, формирование и социализация. Личность - это челове­ческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Социализация - взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интег­рация личности в социальную среду, приспособление к ней пу­тем усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, социальной группе, и воспро­изводство им социальных связей и социального опыта.

Особенности формирования и социализации личности оказывают большое влияние на результаты образовательного процесса, которые зависят от следующих факторов:

  1. Задатки - анатомо-физиологические особенности ор­ганизма, являющиеся предпосылкой способностей.
  2. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осущест­вления определенного рода деятельности, которые обнаружи­вают в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности и задатки у организато­ра здравоохранения следует определять путем оценки профес­сионально важных качеств (ПВК) в процессе профотбора на конкретную должность.
  3. Среда - реальная действительность, в условиях кото­рой происходит развитие и жизнедеятельность человека (гео­графическая, национальная, школьная, семейная, социаль­ная).
  4. Общение - категория жизнедеятельности, проявляю­щаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
  5. Уровень социализации - уровень взаимодействия че­ловека с обществом.
  6. Воспитание - процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации.
  7. Деятельность - форма бытия и способ существования, который обеспечивает материальные условия жизни челове­ка, способствует удовлетворению естественных потребностей, познанию и преобразованию окружающего мира, духовному развитию личности, реализации ее культурных потребностей, личностного потенциала, достижению жизненных целей само­реализации человека.
  8. Самовоспитание - осознание, принятие и осуществле­ние личностью объективной цели как мотива своей деятель­ности.

Таким образом, чтобы прогнозировать результаты обуче­ния организатора здравоохранения, оценить готовность кон­кретного специалиста воспринять учебный материал у конк­ретного преподавателя с определенным уровнем интеллекта, опытом работы и качеством преподавания, необходимо опре­делить параметры каждого из вышеперечисленных факторов у конкретного организатора здравоохранения. В зависимости от уровня влияния этих факторов следует подбирать состав пре­подавателей, способ преподавания материала, соотношение лекционного и практического материала, методику текущей и итоговой аттестации.

Объект преподавания - организатор общественного здравоохранения, как правило, управленец, работа которого связана с принятием управленческих решений и ответствен­ностью за их последствия. В настоящее время следует учитывать следующие аспекты деятельности руководителя, которые определяют особенности его подготовки:

  1. Повышение уровня интенсивности, интеллектуаль­ности и эмоциональной напряженности труда современного руководителя, необходимого для эффективного функциони­рования управляемой организации, грамотной кадровой по­литики, создания эффективных рабочих команд.
  2. Постоянное экологическое и параэкологическое загряз­нение организма (физическая дезадаптация и хронический стресс), что приводит к снижению качества здоровья и отра­жается на эффективности работы руководителя и, в дальней­шем, на функционировании организации.
  3. Наличие множества стрессов в работе руководителя: сложность и противоречивость отечественного законодатель­ства и нормативной базы, низкая мотивация сотрудников и необходимость постоянного контроля их деятельности, от­сутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конф­ликты с ними, постоянная нехватка времени, чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства, ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами, потеря смысла деятельности, стресс несбывшихся надежд (Кемалов Р.Ф., 2005).
  4. Необходимость постоянно соблюдать хорошую форму и поддерживать высокий уровень здоровья.
  5. Высокие требования к личности и уровню руководите­лей, которые не только должны уметь принимать адекватные управленческие решения, нести ответственность за их выпол­нение, но и быть способными осознанно относиться к состо­янию своего организма, регулировать психические процессы (управлять своими чувствами, мыслями, желаниями), успеш­но приспосабливаться к социально-политической, экономи­ческой и управленческой среде, прогнозировать и управлять стрессом.
  6. Возрастающее значение социально-психологических методов управления, конечной целью которых является изме­нение трудового поведения работников, их эмоционального состояния, когниций (знаний, полученных в результате познавательных процессов) и поведенческих интенций (намерений, предваряющих действия), то есть трансформация установок работника.
  7. Необходимость изучения когнитивных процессов в сознании руководителя как субъекта управления и объекта образовательных воздействий (Вялков А.И., Кучеренко В.З., Татарников М.А., 2005).

Сложность управленческой деятельности требует качест­венного профессионального отбора на должности руководите­лей любого уровня и постоянного мониторинга их соответс­твия управленческой деятельности как на этапе обучения, так и в процессе их деятельности. В основе мониторинга ле­жит оценка задатков, способностей и установок личности.

Задатки к определенному виду деятельности называют специальными задатками, которые наследуются и могут ус­пешно развиваться в благоприятных условиях ещё во время студенческой поры.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осущест­вления определенного вида деятельности, которые обнаружи­ваются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способ­ностей - талант, гениальность.

Главенствующие установки личности студента - будущего организатора - устойчивые пред­расположенности к определенной оценке, схеме мышления и поведения, основанные на когнициях, аффективных реакциях, интенциях и предшествующем поведении, способные влиять на познавательные процессы, эмоции, формирование интен­ций и будущее поведение. Установки взаимодействуют между собой и с другими компонентами личности, что приводит к их взаимовлиянию: новое знание - изменение установки - из­менение эмоционального состояния и интенций - изменение поведения. Основные компоненты установочной системы личности: аффективные реакции, когниции, поведение, пове­денческие интенции.

В результате индивидуальная интерпретация окружающей действительнос­ти на основе сложившихся установок имеет большее влияние, чем объективная реальность как таковая. Учитывая большое влияние поведения и установок студента - будущего организатора здравоохране­ния на качество, объем и интенсивность труда медицинского персонала, перед обучением следует оценить личность каждо­го слушателя, его управленческие качества и способность вос­принять учебный материал.

В подготовке организаторов здравоохранения следует учитывать известные способы повышения эффективности мышления, связанные с эвристическими методами обработки информации:

  • уменьшение самоуверенности руководителей в непог­решимости своих мыслительных способностей и точности оценок социальных ситуаций;
  • понимание механизмов особенностей собственного мышления (психологических основ восприятия и интерпрета­ции информации);
  • повышение навыков адекватного восприятия окружаю­щих людей и ситуаций (психологическая подготовка);
  • необходимость изучения основ теории вероятности и статистики, которое приводит к адекватному восприятию лю­дей и социальных ситуаций.

Субъект преподавания - личность педагога, которая име­ет те же самые факторы формирования, что и объект препо­давания. Чтобы преподавать организацию здравоохранения, преподавателю необходимо:

  • иметь опыт клинической деятельности в медицинских учреждениях;
  • иметь опыт работы организатора территориального уровня;
  • хорошо знать теорию управления, экономику и органи­зацию здравоохранения;
  • иметь навыки работы со сложной социальной группой, уметь управлять ей и направлять ее деятельность;
  • иметь навыки и опыт педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, современный преподаватель дисциплины «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - это не просто несостоявшийся клиницист, а социально зрелая личность, свободно владеющая специальностью, имеющая опыт управленческой деятельности и дополнительное обра­зование по важнейшим аспектам преподаваемой дисциплины (управление, экономика, право). Это определяет необходи­мость реформирования существующей системы подготовки преподавателя и значительное повышение его социального статуса. Целью каждого преподавателя является оптимизация учебного процесса для повышения результативности обуче­ния, однако эффект обучения будет зависеть и от уровня взаи­модействия объекта и субъекта образования в рамках конкрет­ного учебного процесса.

Рецензенты:

Макконен К.Ф., д.м.н., профессор, кафедра факультетской терапии НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Чеботарев А.П., д.м.н., зав. кафедрой охраны труда, безопасности жизнедеятельности и промышленного здравоохранения ПГУ, г. Полоцк.