Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF FORMATION BIOETHICAL RESPONSIBILITY PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF A MEDICAL PROFESSIONAL SCHOOL

Sokolov V.M. 1
1 SEI HPE Branch of Bashkir State University
The formation of moral and responsibility of a man and a specialist sample of a new century – is a difficult problem for the whole mankind. It happens because from the one hand the formation of a free, autonomous and moral person is widely discussed, but from the other, it remains an insoluble task. From the author’s point of view topicality of the problem caused by the necessity of intensification of bioethics education in the sphere of future specialists’ training. The article given deals with some of the problems of realization of principles and norms of bioethics from the point of view of medical practice legitimization. Criteria and peculiarities of formation of medical students’ bioethical responsibility are established.
medical profession
bioethical education
bioethical responsibility
bioethics
Для медицинской профессиональной школы, в качестве совершенствования системы социально-гуманитарной подготовки специалистов, назрела необходимость и осознана потребность в подготовке биоэтически ориентированных специалистов, из чего вытекает задача нахождения эффективных способов и средств для совершенствования системы биоэтического образования и воспитания. По словам академика РАМН И.Денисова: «Только гуманитарная составляющая в образовании нашего врача позволит ему стать по-настоящему образованным специалистом. Именно нравственная составляющая отличает грамотного врача от хорошего» [5, с.163]. В условиях актуализации нравственных ориентиров профессиональной медицинской деятельности и гуманистических ценностей  медицины биоэтика как комплексная интегративная наука и предмет преподавания призвана повысить качество профессиональной подготовки студентов-медиков в плане развития у них чувства биоэтической ответственности.

Специфика понимания моральной ответственности в биоэтике связана с обострением глобальных эколого-антропологических проблем, возникающих в результате применения высоких технологий и требует мобилизации интеллектуальных и нравственных ресурсов общества и их развертывание в сторону повышения сферы ответственности научно-образовательного комплекса за воспроизводство специалиста-профессионала образца ХХI века. В то же время, несмотря на  широкое распространение биоэтической информации в научно-образовательных кругах и средствах массовой информации, процесс формирования биоэтического мировоззрения медицинского студенчества находится на низком уровне. Данная проблема имеет особую остроту в связи с «опасностью знания», которым обладает современный человек. Вот почему, например, проводимые на молекулярном уровне исследования по генетике человека поставили сегодня даже в более острой форме, чем в свое время ядерная физика, проблему социального контроля того, что происходит в науке и что может угрожать человеку. Как было отмечено в итоговой резолюции IV Российского философского конгресса: «В мире увеличивается объем опасного знания», связанного с разрушительными для человека пороками» [2, с.87].

Известно, что уровень подлинной гуманитарно-этической (интеллигентной) культуры влияет не только на общее развитие личности, но и на все сферы жизни и, как одно из следствий, на профессиональную деятельность человека. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Но, зачастую именно в процессе обучения, будущий медработник приобретает узко-функциональный подход к своей специальности и сохраняет его как устойчивый феномен. С этой своей задачей медицинское образование справляется более или менее успешно. Хотя в теории и практике образования давно доказано, что профессия, нравственность и ответственность - это органически взаимосвязанные феномены. Подобно тому, как нравственная культура является интуицией нравственного разума, так и интуиция ответственности проявляется в свободной, творчески созидательной деятельности.

Видимо, не в последнюю очередь следует учитывать тот факт, что в современном социуме образование как социальный институт и сфера непосредственного духовного производства уже не служит креативному совершенствованию личности и, в целом, потребностям и запросам людей в их гуманистическом понимании. Вот поэтому, сама постановка проблемы формирования социально-профессиональной ответственности личности будущего специалиста-медика, как представителя интеллигенции имеет несомненно высокую актуальность и своевременность. Считается также, что «способность интеллигенции играть роль своего рода мозга и совести нации и общества подразумевает образованность, высокую внутреннюю культуру, порядочность, желание и умение строить жизнь по законам высокой этики и эстетики» [6, с.229].

Исследование проблемы качества подготовки медицинских специалистов предполагает анализ организации процесса обучения, ведущий к формированию биоэтической направленности личности студента. В последние годы в качестве одного из направлений по реформированию социально-гуманитарного образования в медицинских учебных заведениях разного уровня было введено преподавание биомедицинской этики. В исследовании проблем обновления медицинского образования особого внимания заслуживает анализ особенностей формирования навыков биоэтического мышления и нравственного поведения студента-медика, которые определяют  профессионально-нравственную целостность его личности и  моральные установки, являющиеся результатом убежденности и направленности будущего специалиста на ценности медицинской профессии. Российский ученый Б.Г. Юдин выделяет образовательный аспект проблемы формирования биоэтически ориентированного мировоззрения: «Необходимое условие компетентного участия людей в обсуждении и решении острейших проблем, порождаемых новыми биомедицинскими технологиями, - улучшение качества и расширение сфер биоэтического образования» [7, с.32-35].

Биоэтическое образование становится сегодня исключительно важным для любого специалиста: оно развивает духовно-нравственную сферу личности, помогает включить специальную деятельность в общекультурный контекст, наделяя ее ценностно-мировоззренческим значением. Прогресс медицинской науки и практики актуализирует проблему качественных изменений в сфере медицинского образования, направленных на поиск адекватных моделей биоэтически ориентированного образования и просвещения. В развитии нравственного сознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в учебные программы медицинских учебных заведений разного уровня. Биоэтика, как социальный феномен, создает предпосылки для выработки философских оснований исследования особенности процесса формирования социально-профессиональной ответственности современного студенчества.

В формировании биоэтического мировоззрения важная роль принадлежит как естественнонаучным, так и специальным дисциплинам. Но главная роль в формировании биоэтического мировоззрения, безусловно, должна принадлежать социально-гуманитарным  наукам. В сфере медицинского образования социально-гуманитарная подготовка объективно является наиболее важным компонентом общепрофессиональной подготовки, чем в других специальностях. Это связано с тем, что в практической деятельности медицинского работника особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции, а среди многообразия всех личностных проявлений медика особого внимания заслуживает нравственно-этический компонент его самосознания.

Многими авторами отмечается проблема невостребованности социально-гуманитарного знания и в том числе самой философии и этики. Так, по словам А.В. Миронова, данная ситуация «вызвана оторванностью академической этики от современных проблем и низким авторитетом носителей философского знания в среде профессионалов в иных областях человеческой деятельности» [4, с.176]. Эта проблема имеет актуальность для нас еще и в том  плане, что одной из главных причин бессистемного биоэтического образования, по нашему мнению, является недостаточная, на наш взгляд, интеграция биоэтического знания в комплекс учебных дисциплин. Поэтому, большее внимание должно уделяться взаимодействию естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Центральным моментом здесь выступает способность биоэтического знания выступить интегрирующим ядром всего комплекса социально-гуманитарного знания. Из сказанного вырастает задача формирования принципиально новой парадигмы взаимоотношения естественных, специальных (клинических) дисциплин и социально-гуманитарных наук.

В медицинском образовании особую актуальность приобретает проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, осознающей свою ответственность через профессиональную деятельность. Необходимо также подчеркнуть культурно-воспитательное значение социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации  междисциплинарного взаимодействия наряду с философией может стать биоэтическое познание. Отдельные вкрапления биоэтики в образовательное пространство не способны разрешить проблему. Биоэтическое мышление носит мировоззренческий, а не узкопрофессиональный характер, ибо в центре внимания оказывается человек, с его многообразными правами, ценностями, свободами. Поэтому, важное значение в этом плане имеет этическая/ценностная направленность образования, которая объединяет  различные средства для достижения целей и задач в сфере формирования биоэтического сознания студентов.

В медицинской школе необходима разработка методического комплекса и внедрение специальных курсов: «Биоэтика и право», «Биоэтика и политика», «Биоэтика в сфере философского знания» и др. Результатом изучения теоретических проблем биоэтики и многолетней практики преподавания студентам различных аспектов биоэтического развития привели нас к выводу о необходимости разработки и учебной реализации специализированного курса «Биоэтика в духовной сфере общества». Дисциплина «Биоэтика», являясь интеллектуальным исследованием духовности и моральных ценностей современной эпохи, должна быть практически и профессионально ориентированной, но вместе с тем быть адаптированной к профилю вуза и специализации студентов.

Заслуживает внимание и тот факт, что наши студенты отмечают необходимость более широкого использования на занятиях дискуссионных форм. Биоэтика, как учебная дисциплина и предмет преподавания, призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента, его собственному отношению к проблеме. Это и поднимает биоэтическое мышление до статуса философского. Оно помогает определить моральные критерии поведения, влияет на динамику профессионального самосознания, выработку критериев биоэтически ответственного мышления и поведения.

Как поисковая форма человеческого знания биоэтика выходит на более широкий уровень мировоззренческих, ценностных и онтологических представлений, ставит проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось человечество. Посредством биоэтики философия смыкается с другими науками о человеке в исследовании биогенетических угроз, возникающих в поле преобразования телесности. Вместе с тем, биоэтика, фиксируя возможности радикального преобразования физической и психической идентичности человека, порождает новый виток антропологической рефлексии в философии. При разработке программы курса по биоэтике для студентов гуманитарных специальностей мы исходили из необходимости разграничения его содержательных и дидактических задач.

К содержательным структурам предмета биоэтики были отнесены следующие:

  • обозначение категориального аппарата биоэтики с учетом разнообразия терминологических интерпретаций;
  • ознакомление с основными подходами, принципами и направлениями биоэтики, образующими своего рода биоэтический кодекс;
  • анализ современных проблем биоэтики в аспекте ее соотнесенности с социально-мировоззренческими концепциями, касающимися места и роли человека в природе и социуме;
  • ориентирование в проблемном поле биоэтики, ее основаниях и перспективах.

Значимым моментом учебного курса выступает процесс развития духовно-нравственного потенциала студентов на основе интериоризации и интерпретации ими воспитательного потенциала биоэтических знаний в ценностно-формирующую плоскость профессионально-личностного саморазвития и совершенствования ответственных паттернов поведения. Преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам важные знания, но и выступать экспертным организатором дискуссий и обсуждений. Только в этом случае вырабатываемые в рамках «биоэтических диспутов» оценочные суждения послужат основанием для дальнейшего развития идей, устанавливающих приоритет нравственно-ответственного образа мышления, построенного на принципах нового гуманизма.

Большое значение в формировании социально-профессиональной ответственности личности студента-медика является хорошо поставленная организация учебно-воспитательной работы. Следует всегда помнить о необходимости просветительского и наставнического подходов, об ответственности в вопросах медицинской этики, чтобы студенты не забывали о природе врачебного дела, о важности сопереживания страданиям больного и стремления облегчить их, о целях медицины. По словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства»[1, с.163].

Следовательно, в процессе учебно-воспитательного процесса необходимо создать для студентов условия развития биоэтического самосознания, подготовки их к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Мы также полагаем, что в преподавании социогуманитарных дисциплин воспитательно-образовательные аспекты должны превалировать над учебно-познавательными. Подводя итоги обсуждения проблем воспитательной работы в современной профессиональной школе, Ж.Т. Тощенко отмечает, что в нашем обществе  наблюдается смена воспитательной парадигмы: «Причем, это происходит неоднозначно и противоречиво: от крайностей готовить только интеллектуалов, которые усваивают профессиональные знания и интерес которых сосредоточивается на сугубо утилитарных, меркантильных целях, до еще реального опыта подготовки интеллигенции с ее идеей служения обществу, народу». В этой связи, по мнению ученого, важен вопрос об обогащении внутреннего мира человека. «Эта идея побуждает человека соизмерять свои дела с проблемами общества, быть ответственным за свое поведение» [3, с.93].

Таким образом, решение проблемы воспитания биоэтико-гуманистического потенциала личности будущего специалиста-медика выдвигает перед медицинскими образовательными учреждениями целый ряд принципиально новых задач. Назовем некоторые из них.

  1. В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики.
  2. Биоэтическое измерение человеческого существования становится в наше время условием сохранения антропологической (родовой) и психической идентичности человека. Поэтому, биоэтические принципы могут реализоваться посредством осознания их практической необходимости, и не ограничиваться только их спекулятивным провозглашением.
  3. Взамен технократическому подходу утверждать гуманистическую парадигму медицинского образования. В отношении к медицинской науке, как впрочем, и к содержанию всего корпуса общемедицинских дисциплин, изучаемых в профессиональной школе главными должны стать не методологическая рефлексия и гносеологический анализ, а  биоэтическая оценка и экспертиза  применения полученных знаний, умений и навыков в медицинской практике.

Особую значимость имеет перенос теоретического концепта биоэтики из стадии медико-философских исследований в практическую плоскость учебно-воспитательного процесса. В новых условиях углубляется, прежде всего, содержание и смысл сложившихся ранее аксиологических параметров медицинского образования, ядром которой отныне становится биоэтический императив. Воспитательное воздействие биоэтического образования достигается путем целенаправленного формирования гуманистически ориентированных форм сознания, представлений, понятий. А принадлежность биоэтического знания как одной из форм интеллектуального и нравственного воздействия придает человековедческую направленность содержанию медицинского образования.

Наличие единого пространства проблем существенно сближает философию и биоэтику. Философы также активно участвуют в разработке теоретических оснований биоэтики во взаимодействии с другими специалистами. При этом, как было отмечено выше, они значительно раздвигают рамки биоэтического дискурса в сторону философской рефлексии над глобальными проблемами человеческой цивилизации. Философская методология позволяет расширить проблемно-содержательные границы биоэтического дискурса, в рамках которого возможно по-новому осмыслить фундаментальные мировоззренческие вопросы, затрагивающие пределы  человеческого существования. Как теоретическое ядро мировоззрения философия функционально ответственна за формирование соответствующего нашей эпохи социального типа личности.

В этой своей человекотворческой (воспитательной) функции философия не только не противопоставляется образованию, но все более может осознаваться как непременное условие универсальной целостности образования. Мировоззренческая парадигма философии задает конституирующие ориентиры ментальности мышления в приложении к различным областям бытия человека, общества, природы; обладает наибольшими возможностями синтезирования различных аспектов практических проблем, наиболее актуальных для нынешнего этапа человеческого существования и нуждается сегодня в качественном обновлении. В качестве одного из ведущих показателей сформированности биоэтической ответственности медицинского работника является уровень развитости его биоэтико-мировоззренческого потенциала в единстве с  другими аспектами гуманистической ментальности.

Исходя из вышеназванных позиций, мы определяем биоэтическую ответственность медицинского работника как систему духовных установок личности на социальные объекты (человека или живое существо), обусловленную моральными ценностями и нормами общества, а также нравственными нормами и ценностями медицины и здравоохранения на современном этапе их развития. Установка на формирование нравственно-ответственного самосознания как личностно-значимого приобретения медицинского работника связана с осознанием абсолютной слитности общественно значимых норм моральной ответственности с человеческим бытием, практикой медицинской деятельности.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.

Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.