Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BASIS OF DEVELOPMENT SOCIOCULTURAL CHILDREN AND TEENAGERS LANGUAGES AND CULTURES OF FOREIGN COUNTRIES

Seliverstova A.E. 1
1 State budget educational institution of Moscow secondary school with advanced study of English № 1213
The article presents the author´s approach to the organization of the educational complex as a cultural center in the city. Complex sociocultural conditions was developed based on an analysis of the scientific literature, the study of the internal environment of an educational institution (SWOT), external environment (PEST), constructing the tree project "Socio-cultural development of children and adolescents on the basis of the development of the languages and cultures of foreign countries" and includes are the formation of a scientific outlook in children and adolescents (in accordance with their age), promotes awareness of human capabilities in a modern metropolis sociocultural environment, countries of the world; the inclusion of children and adolescents in active social and cultural activities that promote the development of the languages and cultures of foreign countries, using extensible capabilities educational complex ;development in children and adolescents sustained motivation for the development of the languages and cultures of foreign countries; development interest of parents, representatives of local authorities and the public in support of socio-cultural initiatives of children and adolescents ;increase the competence of teachers in the field of development of teenagers and the languages and cultures of foreign countries.
social and cultural conditions
languages and cultures of foreign countries
and educational complex
Основу освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран формируют такие процессы социокультурной направленности: освоение страноведческих знаний о культуре страны, язык которой изучается (история, география, экономика, государственная символика, литература, искусство, обычаи, традиции и др.); знакомство детей и подростков с детской и молодежной субкультурами страны, язык которой изучается (жизненные идеалы ровесников, их интересы и проблемы, любимые занятия и игры, темы для общения, музыкальные пристрастия, предпочтения в одежде, особенности школьной жизни, отношения с одногодками и взрослыми, стереотипы поведения в типичных ситуациях и др.); осмысление национальной культуры собственного народа, ее роли и вклада в мировую культуру; сопоставление и сравнение национальных культур и привлечение детей и подростков к диалогу культур; формирование умений представлять культуру своей страны средствами языков зарубежных стран; умение вести себя адекватно к социокультурным особенностям чужой страны.

Развивающая цель освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран предусматривает развитие и совершенствование их социальных способностей:

  • способности и готовности к общению на межкультурном уровне;
  • умения преодолеть чувство страха и неопределенности при встрече с чужими;
  • умение видеть общие черты, которые объединяют всех людей и специфические национальные особенности;
  • толерантное отношение к культурным ценностям других стран.

Для того, чтобы сформировать у детей и подростков способность и готовность к освоению языков и культур зарубежных стран необходимо научить их общаться в пределах определенных сфер деятельности путем освоения конкретного речевого материала, конкретных социокультурных ситуаций. При этом, Н.Гальскова отмечает, что социокультурный компонент освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран не должен стать рекламой чужого стиля жизни. Его цель заключается в расширении общего кругозора учащихся и обучение путем межкультурных сравнений объективной оценки культурных феноменов своей страны и страны, язык которой осваивают, осмысление, в первую очередь, ценностей культуры своего народа, ее вклада в мировую культуру. Принципиальным моментом является добровольность участия детей и подростков; отсутствие учета и контроля знаний как на обычном школьном уроке. Проверка результатов освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран осуществляется в форме выставок, конкурсов, защит проектов, вечеров дружбы и др. [2].

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста языки других стран явление чрезвычайно интересное, но зачастую слово вне общей культуры страны изучаемого языка имеет абстрактные значение. В западной педагогике достаточно широко распространена теория «кружки и кувшина», в соответствии с которой учитель является огромным кувшином, наполненным знаниями, которые впоследствии вливаются в учеников. Ученик же может принимать только определенное количество знаний. Объем знаний, который ученик может принять, зависит от уровня интеллекта ученика. Из этой теории видно, что передача информации и обучение - это естественный способ деятельности педагогов, которые считают, что ум является фиксированным значением, данным при рождении, и не меняется со временем. Еще одна распространенная теория: ученики, это сырой материал, из которого лепят прочное знание. Данная парадигма заработала множество положительных мнений, так как большинство взрослых помнят то сильное влияние, которое на них оказывали воодушевленные учителя. Тем не менее, существует возможность манипуляции учениками и предания им той формы, которую хочет видеть учитель. Практики отдачи от обучения на языковых курсах или школах очень сильно отличаются от преподавания в обычных школах, где ученики не могут понять, зачем они чему-то обучаются и насколько полезны те знания, которые они получают.

Освоение языков и культур зарубежных стран детьми и подростками требуют от каждого ребенка умения формировать собственную самооценку. Если ребенок реально достигает характеристик, позволяющих утверждать, что достигнут идеальный «образ Я» - у ребенка высокая самооценка. Если ребенок чувствует существенный разрыв между реальными достижениями и ожидаемыми, то зачастую самооценка низкая. Задача педагога - определить факторы, которые влияют на самооценку ребенка в процессе освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран, что позволит избежать высокой тревожности, присущей детям в такой педагогической ситуации.

Взаимосвязь успешности освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран и совершенствования самооценки обучающихся лежит в основе самоуправления собственной деятельностью. Самоуправление - процесс творческий, тесно связанный с созданием нового: постановкой новых целей; поиском новых решений; разработкой планов для достижения целей.

Анализ литературы позволил определить структуру самоуправления: сознательная постановка целей; составление плана их достижений; выполнение действий, решений и контроль за результатами. Таким образом, человек управляет своими поступками (самовыражение), формулирует в себе желательные черты характера (самовоспитание), интеллектуальные, творческие способности (самообразование), реакции на условия среды (саморегуляция). Гладилина И.П. отмечает, что процесс освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран во многом зависит от постоянно изменяющихся обстоятельств, ситуаций и событий [2;3;4]. Это заставляет детей и подростков реагировать на происходящее вокруг, принимать решения и действовать. Определение комплекса социокультурных условий потребовало провести анализ внешней и внутренней среды образовательного учреждения.

Исследования внешней среды ГБОУ СОШ № 1213 было выполнено при помощи PEST-анализа. Внешняя среда - это окружающий социум, в котором образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность. Другими словами, это совокупность социальных и природных факторов, действие которых лежит в основе создания, функционирования и развития образовательного учреждения как открытой, социально-ориентированной и социально-ответственной системы. От влияния внешней среды зависят направления деятельности образовательного учреждения.

Данный метод, по мнению А.И. Моисеева, О.М. Моисеевой, достаточно прост. Алгоритм PEST-анализа включает пять шагов.

Шаг первый. Временный творческий коллектив (группа учителей под руководством директора ГБОУ СОШ № 1213 - автора данного диссертационного исследования) определяют временной промежуток анализа - учебный год. Анализ предполагается проводить по следующим крупным блокам: социокультурный; управленческий; экономический; политико-правовой.

Шаг второй. По всем четырем блокам выделяются и фиксируются все явления и события, которые могут сильно воздействовать на развитие ГБОУ СОШ № 1213. Необходимо зафиксировать наибольшее количество факторов, которые реально влияют на ОУ.

Шаг третий. Разделяются предполагаемые влияния на положительные и отрицательные.

Шаг четвертый. Положительные факторы ранжируются по следующим вопросам:

  • какие конкретно положительные последствие для ОУ даст этот фактор;
  • каким образом можно использовать новые возможности;
  • как увеличить полезное влияние выделенного фактора на ГБОУ СОШ № 1213;
  • что именно должны сделать члены коллектива.

Таким образом, PEST-анализ позволил выделить положительные и отрицательные факторы влияния внешней среды Тимирязевского района САО г. Москвы на развитие ГБОУ СОШ № 1213. По результатам PEST-анализа была продолжена работа по исследованию путей нейтрализации выявленных отрицательных факторов. В ходе исследования была выдвинута идея создания образовательного комплекса, позволяющего объединить вокруг инновационной идеи использования социокультурных условий для освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран образовательные учреждения Тимирязевского района САО г. Москвы: ГБОУ СОШ № 1213 и детский сад № 2195. Объединение ресурсов образовательных учреждений позволит предотвратить выявленные риски путем актуализации кадрового потенциала (совместные проектные группы; дистанционные формы обучения детей, их родителей, всех сотрудников). Основная цель - образовательный комплекс станет объединяющим социокультурным пространством городского сообщества в Тимирязевском районе мегаполиса.

Но PEST-анализ должен в течение всего учебного года дополняться новыми факторами, возникающими во внешней среде образовательного учреждения. Исследование внутренней среды ГБОУ СОШ № 1213 было выполнено при помощи SWOT-анализа. Полученные результаты позволили построить дерево проекта «Социокультурное развитие детей и подростков на основе освоения языков и культур зарубежных стран». Анализ литературы и исследование внутренней и внешней среды образовательного учреждения позволили разработать Концепцию развития инновационного образовательного комплекса, создаваемого путем присоединения к ГБОУ СОШ № 1213 ГБОУ детский сад № 2195.

В основу построения образовательного комплекса легли следующие идеи: особенности контингента детей и учащихся (многонациональный состав, изначально разный уровень образования при поступлении детей и учащихся в детский сад и школу); шаговая доступность учреждений для обучающихся и воспитанников; создание условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося в изменяющихся запросах общества и инновационной экономики.

Объединение ресурсов при создании образовательного комплекса позволит: аккумулировать потенциал способных и одарённых детей и создать им максимальные условия для раскрытия творческого потенциала (инновационная учебная среда, дистанционные формы обучения и взаимодействия воспитанников и учащихся, педагогов) и др. в непрерывном образовательном пространстве; объединить передовые идеи и инновации в области образования (в области педагогики, психологии, логопедии, ИТ технологий) и др.; использовать кадровый и материально-технический потенциал в рамках образовательной сети (создание совместных проектных групп, дистанционные формы обучения детей, родителей, сотрудников).

Созданный образовательный комплекс в итоге станет объединяющим социокультурным пространством городского сообщества в Тимирязевском районе.

Инновации в московском образовании выявлены следующие: повышение качества и доступности московского образования основаны на принципе объединения интеллектуальных и социокультурных ресурсов мегаполиса; осуществляются в тесном взаимодействии с экспертными сообществами и родительской общественностью; включают в себя современные инструменты, педагогические технологии и учебное оборудование; разрабатываются и внедряются высококвалифицированными педагогическими и управленческими кадрами.

Выявленные инновации легли в основу предотвращения возможных рисков со стороны внешней среды для определения комплекса социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран. Также данные инновации интегрированы во внутреннюю среду ГБОУ СОШ № 1213.

Разработанная Концепция развития инновационного образовательного комплекса, создаваемого путём присоединения к ГБОУ СОШ № 1213 ГБОУ детский сад №2195, в основе которой лежит реализация комплекса социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран, базируется на вышеуказанных составляющих московского образования.

Социокультурные условия освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран при реализации фактора «Доступность» приобретают высокую эффективность за счет: современных инструментов взаимодействия между родителями, учениками и воспитанниками, образовательным комплексом; содействие развитию информационно-коммуникационных навыков родителей и помощь детям в формировании ИКТ-компетенций в соответствии с современными стандартами и требованиями к организации успешного освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран; удобство пользования и сбережения времени.

Фактор «Качество» в реализации социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран в образовательном комплексе представлен следующим образом: цель - успешность; направление - создание условий; оценка; составляющие - обучение, воспитание, среда.

При этом стандарт качества образования включает в себя критерии, показатели, процесс, результат, инструменты измерения и процедуры оценки.

Фактор «Прозрачность» осуществляется посредством интерактивной обратной связи с общественностью через интернет-ресурсы. Результат - формирование бренда образовательного комплекса, реализующего социокультурные условия освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран.

Фактор «Таланты» можно рассматривать как развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, а также, как лучшие практики по развитию профессионального сообщества.

В условиях образовательного комплекса освоение детьми и подростками языков и культур зарубежных стран к организации и содержанию данного процесса в ходе исследования были определены следующие требования: освоение языков и культур зарубежных стран должно опираться на комплекс социокультурных условий; материал, который используется в исследуемом процессе, должен быть максимально информационным и интересным; добровольное участие детей и подростков в мероприятиях по освоению языков и культур зарубежных стран необходимо объединять с обязательным выполнением ими определенных поручений; целенаправленность и постоянность исследуемой работы, направленной на развитие творческой инициативы и самостоятельности детей и подростков.

Комплекс рассматриваемых социокультурных условий был разработан на основе анализа научной литературы, исследования внутренней среды образовательного учреждения (SWOT - анализ), внешней среды(PEST- анализ), построения древа проекта «Социокультурное развитие детей и подростков на основе освоения языков и культур зарубежных стран» и включает в себя:

  • формирование научного мировоззрения у детей и подростков (в соответствии с их возрастом), способствующее осознанию возможностей человека в современной социокультурной среде мегаполиса, страны, мира;
  • включение детей и подростков в активную социокультурную деятельность, способствующую освоению языков и культур зарубежных стран, расширяемую с использованием возможностей образовательного комплекса;
  • развитие у детей и подростков устойчивой мотивации к освоению языков и культур зарубежных стран
  • развитие заинтересованности родителей, представителей местных органов власти, общественности в поддержке социокультурных инициатив детей и подростков;
  • расширение профессиональных компетенций педагогов в области освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран.

Рецензенты:

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.