Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CULTURAL AND INFORMATION INTERACTION OF INTERNET USERS

Chevtaeva L.N. 1
1 Saratov State Technical University n.a. Gagarin Y.A.
The object of this scientific research is cultural and information interaction of users in the Internet. The purpose of it is obtaining quantitative measures of user activity on the use of various services, and downloading content. Research methods used in the article are a questionnaire and a description. In the process of work, the author had made up a questionnaire and used it to survey and to analyze the results. The research has revealed that most people want to get background information – 61.90 % of the answers, download software – 28,57 %, play online games – 18.60 %, download textbooks – 16.28 %, and visit educational sites – 13.95 %. According to the data it was found out that the most of active Internet users are young students. E-mail is on the 6th position in popularity among users. It is more popular than instant messenger service such as ICQ. This suggests that older communication services do not disappear when new ones emerge. The research results can be used for writing a science thesis.
telecommunication
source
exchange
interaction
Internet
Потребность человека в информации является одной из основных жизненных потребностей. В настоящее время Организацией Объединенных Наций признается право человека на информацию и, как следствие этого, неотъемлемое право на доступ в сеть Интернет. Оно было документально закреплено в положении A/HRC/17/27 от 16 мая 2011 года [5].

По данным Международного Союза Электросвязи (МСЭ) около двух миллиардов людей на планете постоянно пользуются Интернетом, не учитывая мобильных пользователей, выходящих в сеть периодически [2]. Таким образом, можно сказать, что основная масса населения Земли имеет желание реализовать свое право и потребность в информации и посещает Интернет. Вследствие этого он развивается гигантскими темпами. Это развитие связано не только с техническим, но и с социокультурным прогрессом, который является его следствием и необходимостью, продиктованной жизнью.

На данный момент Интернет выполняет три основополагающих функции.

  1. Он является главным и всеобъемлющим источником информации, включающим в себя все СМИ. В этом аспекте его роль уникальна.
  2. Интернет - это всемирная база данных, объединяющая сетевые энциклопедии, словари, библиотеки, справочные сайты и торрент-трекеры, содержащие различные мультимедийные продукты. Кроме того, сеть содержит огромное количество информационных сервисов научного, образовательного или развлекательного характера и просто свободную информацию различного плана.
  3. Интернет является универсальной средой для телекоммуникации, которая дает людям возможность общения, даже если они не были ранее знакомы и (или) географически удалены друг от друга. Коммуникация в сети становится возможной благодаря электронной почте, форумам и чатам, сервисам мгновенного обмена сообщениями, таким как ICQ, Skype, Jabber, а также блогам и социальным сетям.

Необходимо вспомнить, что изначально сеть проектировалась как единая коммуникационная система. Попадая в нее, пользователи обращаются к различным базам данных, службам и сервисам, взаимодействуя, таким образом, с самой сетью Интернет путем скачивания или отдачи контента. В случае использования глобальной сети как средства телекоммуникации пользователи взаимодействуют друг с другом внутри сети. Говоря об этой системе, нужно заметить, что сейчас она является особой, специфичной средой «обитания» пользователей и, можно сказать, иным уровнем духовного бытия, значительно отличающегося от бытующего в реальной жизни. Такое бытие огромной массы людей предполагает существование своеобразной социокультурной среды, которая сложилась за последние десятилетия. Эта среда в лице ее представителей в силу своих особенностей имеет особые традиции, культуру поведения, образ жизни, язык и т.д. С самого своего рождения человек первично существует лишь в мире физических объектов, коим является и он сам. Его социокультурное бытие привязано к этому миру и определяется его реальным общением - взаимодействием с другими индивидами. Попадая в Интернет, человек погружается в виртуальную среду, которая существенно отличается от реальной жизни, так как ей присуща своя культура - Интернет культура. Это целый мир, необходимость изучения которого особенно актуальна сейчас, поскольку виртуальная реальность и культура этой среды появились относительно недавно. В этом окружении человек проходит процессы социализации и инкультурации. В ходе социализации, как известно, происходит обучение человека жизни в современном обществе. Инкультурация предполагает обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре [3]. Поскольку глобальная сеть имеет свою особую культуру, которая часто не зависит от национальной культуры страны, то будет правильным считать, что при погружении в нее индивида оба эти процесса происходят с ним одновременно.

Глобальная сеть предполагает формирование и функционирование таких социальных групп и взаимодействий, которые не могли бы появиться и существовать в реальном мире. Все эти сообщества создаются на базе технических и информационных возможностей, которые коренным образом отличаются от возможностей, предоставляемых в обычной жизни. В отличие от мобильного телефона Интернет позволяет создавать длительные телекоммуникационные связи. Социальные связи, возникающие при этом, носят устойчивый характер. Они могут самообразовываться спонтанно или при определенной необходимости. При использовании телефонов такие процессы не происходят, и это главное отличие Интернет коммуникации от других видов.

В глобальной сети сообщества пользователей по интересам включают в себя людей разных по социальной принадлежности, уровню культуры и образования, месту проживания, национальности и т.д. Сообщества могут быть взаимосвязаны, но при этом не имеют четких границ. Они интернациональны и жестко не ограничены резкими рамками. Более того, они взаимоувязаны в форму глобального информационного сообщества, средой существования которого является пространство Интернета.

Для самого общего начального изучения культурологических компонентов, составляющих виртуальное пространство глобальной сети, нам необходимо в первую очередь изучить основные культурно-информационные страты (потоки) и их наполнение.

С этой целью был проведен культурологический анализ особенностей информационного взаимодействия пользователей Интернета. Методологическую основу исследования составило разработанное и проведенное автором анонимное анкетирование при помощи сервиса «Вопросы и ответы» в поисковой системе Google, а также компаративный анализ полученных при этом данных относительно сетевого контента [1]. В опросе приняли участие 112 пользователей, которым было предложено ответить на 25 вопросов по теме «С какой целью вы посещаете Интернет». Очевиден факт, что респонденты, отвечавшие на вопросы, были разного возраста, пола, социальной принадлежности, что позволяет нам исключить корреляции с типичными ответами пользователей однотипных групп. Была также выдвинута гипотеза, что при появлении новых сервисов в сети старые становятся не популярными и малоиспользуемыми.

Результаты проведенного нами исследования показали, что лидирующее место по числу ответов занял поиск информации справочного характера - (61,90 %). Следовательно, можно сделать вывод, что более половины населения использует всемирную сеть, когда нужно навести справки или уточнить какие-либо факты. С появлением мобильных устройств выход в Интернет и пользование сетью с целью мгновенного получения информации стало еще более доступным. Теперь пользователи это делают, например, для навигации и просмотра карт, уточнения расписания движения транспорта, режима работы предприятий, прогноза погоды и просмотра афиши кинотеатров и театров. Последние 5 лет существует даже выражение «загуглить» или «погуглить», что означает искать какую-либо информацию в поисковой службе Гугл. Таким образом, использование Интернета в качестве глобального источника и хранилища информации, как показывают данные опроса, очевидно.

Скачивание «софта» или обмен им занимают второе место по востребованности среди пользователей и составляют 28,57 %. Это неудивительно, поскольку компьютер не может работать без программного обеспечения. А так как аудитория Рунета, в отличие от зарубежной, предпочитает пользоваться свободным программным обеспечением - его пользователи часто заходят в сеть для обновлений.

Данные проведенного исследования указывают на популярность компьютерных игр, которые можно получить из сети или играть непосредственно on-line. Поэтому игроки выходят в сеть и используют ее полезным для них образом. По уровню популярности игры занимают третье место с 18,60 %.

Четвертое место разделяют номинации посещения профессиональных сайтов и чтение или скачивание учебной или специализированной литературы, набравшие 16,28 %. Следом в списке идет посещение образовательных сайтов с 13,95 %. Можно предположить, что основной контингент российского Интернета - это учащаяся молодежь (школьники и студенты). Вполне естественно, что некоторую часть своего свободного времени они посвящают образованию или самообразованию. Необходимо отметить, что учащиеся посещают сайты образовательного уклона, являющиеся по сути своей банками рефератов, в основном по изучению языков и прочим гуманитарным дисциплинам. По другим наукам обеспечение сайтов информацией намного хуже.

На шестой позиции в рейтинге самых востребованных наименований стоят скачивание музыки и пользование электронной почтой. Несмотря на то, что электронной почте уже более 30 лет, как оказалось, она как и прежде не теряет своей актуальности в сфере бизнес коммуникации. Это можно объяснить тем, что для бизнеса электронная почта так же как и факс являются основными инструментами передачи данных, которые имеют широкие возможности для архивации, аутентификации и встраиваемости системы электронного обмена данными.

12,50 % опрошенных респондентов любят посмотреть или скачать из Интернета какой-нибудь художественный фильм. Следом идет чтение или скачивание художественной литературы (11,63 %), что указывает на то, что чтение все еще остается одним из приоритетных увлечений россиян и русскоговорящего населения зарубежья. Очевидно, что аудио книги не смогли полностью вытеснить текстовые аналоги.

9,82 % пользователей выходят в сеть, чтобы посмотреть документальный фильм или почитать новости, а также пообщаться в социальных сетях или в сервисе Skype. За последнее время Skype становится особенно популярным среди пользователей благодаря не только голосовому, но и визуальному контакту между собеседниками, которые могут находиться в разных точках планеты. Интернет не знает границ, и это его свойство дает колоссальные возможности как для общения, так и для информационного обмена в целом.

Аналогичная, но более простая программа-сервис обмена сообщениями ICQ значительно отстает в настоящее время по уровню популярности и набрала лишь (4,46 %), уступая просмотру эротических фильмов (8,93 %), просмотру клипов и фото (8,04 %) и даже посещению Интернет магазинов (6,98 %). Делать покупки в сети для русскоязычного населения - явление сравнительно новое, но, как мы видим, оно становится все более распространенным и востребованным. Такой способ приобретения вещей отличается удобством, поскольку позволяет выбирать товары, не выходя из дома. Кроме этого, покупателю становятся доступны вещи, находящиеся даже в других городах, так как с помощью Интернет магазинов покупки доставляются непосредственно по адресу заказчика.

4,76 % пользователей размещают в сети имеющуюся у них музыку и свои собственные статьи, а 4,65 % - художественные фильмы, клипы и фото. Столько же людей ведут свои блоги или поддерживают твиттер-аккаунты. Эти сервисы являются сравнительно новыми. Вероятно, это одна из причин, по которой они пока еще не получили широкого распространения в Рунете. Еще меньше процент использования Интернета для размещения частных объявлений или рекламы, он составляет 2,33 %.

Таким образом, мы видим, что гипотеза относительно полного отмирания старых сервисов Интернета не получила подтверждения, как в случае с использованием электронной почты. В то же время этот процесс происходит применительно к программе-сервису обмена сообщениями ICQ.

Очевидно, что глобальная сеть предоставляет интерактивные возможности пользователям, которые могут как получать, так и отдавать информационные продукты в той или иной форме, взаимодействуя друг с другом или со службами самой сети. Проведенное нами исследование ее составляющих и ее посещений указывает на то, что в большей степени пользователи потребляют контент, получая информацию из сети, и в значительно меньшей степени делятся ею, отдавая что-либо в культурологическое пространство для всеобщего пользования. Но, однако, даже эти низкие показатели свидетельствуют о некоторой отдаче, и, следовательно, происходит своеобразный культурно-информационный обмен, который весьма благотворно сказывается на развитии глобальной сети и культуры человеческого общества в целом. Можно предположить, что с развитием культуры подобные взаимодействия будут еще более активными. Полученные данные помогают сформировать общее представление об основных культурно-информационных потоках получения и отдачи контента в Интернете, которые способствуют появлению крупных и мелких Интернет сообществ и внутренних сетей различной направленности. Они могут представлять ценность для дальнейшего изучения виртуального пространства Интернета в этом аспекте.

Подобный обмен может способствовать преобразованию культурологических элементов отдельных пользователей и уже существующих сообществ, меняя коммуникативные особенности речи и манеру общения, поведенческий статус и морально-этические ценности под влиянием других индивидуумов. Обмен личным и профессиональным опытом, культурными и духовными ценностями, национальными традициями и достижениями науки и техники в безграничном культурно-информационном пространстве Интернета дает колоссальные возможности для образования и интеллектуального обогащения личности. Последнее позволит нивелировать проблему цифрового разрыва не только в развивающихся странах, но и странах третьего мира.

Нельзя не согласиться со Смирновой И.А. относительно глобальной роли всемирной сети. В этом смысле Интернет может стать «одним из факторов, под воздействием которого намечается тенденция интеграции национальных культур в мировые культуры» [4]. С другой стороны, Интернет может способствовать замедлению культурной ассимиляции народов, поскольку позволяет сохранять документальные и культурологические материалы. Представители различных национальных культур могут пользоваться этими медиа продуктами, а также осуществлять коммуникацию с помощью телекоммуникационных средств глобальной сети, будучи на любом расстоянии от своей исходной национальной культуры. Возможен также и обратный эффект, выражающийся в проникновении культуры мировой периферии в развитые страны. В дальнейшем такие тенденции в некоторой степени будут способствовать культурной консолидации мирового сообщества для решения глобальных проблем человечества. Эти процессы, несомненно, еще предстоит изучить.

Рецензенты:

Виноградский В.Г., д.ф.н., профессор кафедры СГД, ФГБОУ ВПО «РГТЭУ», г. Саратов.

Черняева Т.И., д.с.н., профессор, заведующий кафедрой социальных коммуникаций «Поволжского института имени П.А. Столыпина» - филиала РАНХиГС при президенте РФ, г. Саратов.