Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENT’S ADDITIONAL EDUCATION AS A DETERMINANT OF IMPROVING THE QUALITIES OF EDUCATIONAL SERVICES UNDER CONDITIONS OF THE COMPE-TITIVENESS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

Vinokurova N.V. 1 Mazurenko O.V. 1
1 «Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Yevsevyev»
The article considers the existing interconnection between the system of students’ additional education and the higher school competitive system. The authors prove the direct dependence on improving the qualities of educational services aimed at the needs of employers and labour market as a whole. The authors of the article propose the experiment of specialist’ professional training based on the additional education program “Coach of childish fitness (pre-schoоl age). The result of the investigation of higher school activity on ensuring specialists’ qualitative training are as follows: graduates’ training as qualified competent specialists on a level with up-to-date technologies, able to compete at labour market, ready to carry out their professional activity under various conditions and constant advance, development of the system of additional professional training with regard for regional economy needs.
competitiveness
Higher professional education
the qualities of educational services
childish fitness
the system of additional education
competences
Обеспечение качества образования становится в последнее время ключевой идеей и новой философией образования. Резкое повышение теоретического и практического интереса к исследованию вопросов повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности образовательных учреждений обусловлено сложившимися рыночными условиями функционирования всей сферы услуг: качество подготовки квалифицированных специалистов должно не только удовлетворять требованиям потребителей, но и превосходить их ожидания. Актуализирует данную проблематику и стремление учреждений сферы образования к стабильности на фоне сложившейся негативной демографической ситуации в стране.

Конкурентоспособность образовательного учреждения напрямую зависит от качества осуществления образовательной деятельности.

Понятие качества рассматривается как фундаментальная социально-экономическая и педагогическая категория и активно используется в различных областях знаний [1]. Поскольку сфера образовательных услуг является исключительным фактором экономического роста национальных экономик, уровень развития которых напрямую отражается на экономических и социальных условиях жизни населения, качество образования приобретает оценочный смысл и определяется как качество продукции, качество оказываемых услуг. В связи с этим в основу улучшения качества образовательной деятельности должны быть положены нужды и пожелания обучающихся, родителей, работодателей как потребителей образовательных услуг.

В целях укрепления конкурентных позиций в системе высшего профессионального образования вузу необходимо динамично развиваться, внося в свою деятельность коррективы, обусловленные складывающейся на рынке труда ситуацией.

Отдельным направлением борьбы учебных заведений за привлечение абитуриентов (наряду с обновлением содержания образовательных программ, использованием инновационных технологий профессионального обучения и пр.) является разработка и активное функционирование системы дополнительного образования. С переходом высшей школы на двухуровневую систему обучения освоение студентами (в особенности бакалаврами) дополнительных образовательных программ является необходимой мерой повышения востребованности выпускников вузов профессиональной средой. В создавшихся условиях дополнительное образование является эффективным способом решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

Представим опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)», внедренной в 2013 году в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».

Актуальность выбранной направленности определяется приоритетными векторами развития России в вопросах укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, обозначенными Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [7]. Однако поиск эффективных путей оздоровления подрастающего поколения, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих физкультурно-спортивных и восстановительно-профилактических технологий и методик не всегда приводят к желаемым результатам.

Исследователи констатируют неудовлетворённость значительной части детей и подростков традиционными занятиями физической культурой, потерю интереса к занятиям и, как результат, снижение уровня физической подготовленности [6]. В этой связи важной образовательной задачей становится переход от сложившихся схем содержания и организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях к инновационным. Вслед за Е.Г. Сайкиной под детским фитнесом понимаем «инновацию в области физической культуры, значимое социокультурное явление, целенаправленный систематический процесс занятий с оздоровительной направленностью, способствующий физическому развитию занимающихся, повышению уровня их физической подготовленности, самостоятельности, предприимчивости, толерантности» [6].

Находясь в составе гуманитарного, социального и экономического цикла профессиональной подготовки, дисциплина «Физическая культура» вместе с тем является составной частью общей культуры студента, так как ее изучение связано с формированием таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство, физическое и психическое благополучие. Содержание дисциплины базируется на двух компонентах - общекультурных и профессиональных компетенциях.

Общекультурные компетенции рассматриваются как результат образования, выражающийся в готовности решать личностно значимые задачи и задачи социального взаимодействия, такие как способность ориентироваться в ценностях жизни, культуры, бытия (ОК-1); способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии физического, интеллектуального, культурного, нравственного, духовного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-8) и др.

Профессиональные компетенции соответствуют основным видам профессиональной деятельности и формулируются как: готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни (ПК-11), готовность к формированию мотивации отдельных лиц по поддержанию здоровья (ПК-17) и др.

Целью любой дополнительной образовательной программы является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентностного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций, поскольку качественная профессиональная подготовка предусматривает не только овладение знаниями, умениями и навыками в данной образовательной области, но и становление профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, развитие его способности к инновационному труду.

Целевым ориентиром программы «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» является подготовка специалиста для ве­де­ния профессиональной деятельности в сфере преподавания различных направлений детского фитнеса (рит­ми­ки, различных видов аэробики, танцевально-игровой гимнастики и др.) в дошкольных обще­об­ра­зо­ва­тельных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, фитнес-клубах, а также повышение уровня специальных профессиональных компетенций слушателя в области сохранения, укрепления и формирования здоровья, физического развития, физической подготовленности детей. К числу последних относим: осознает роль и специфику фитнеса в системе дошкольного образования, способен создавать оптимальные условия для физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, способен реализовывать различные направления детского фитнеса в соответствии с их спецификой и возрастными и физическими особенностями детей.

Выполнение поставленных перед программой задач позволит: сформировать представления о роли и значении фитнеса в жизни ребенка; изучить основы теории и методики детского фитнеса; повысить профессиональную компетентность слушателя в области реализации фитнес-программ для детей дошкольного возраста; развить познавательную активность будущих педагогов за счет использования современных технологий обучения.

К сожалению, некоторые научные исследования современных аспектов подготовки будущего педагога обнаруживают острую критику со стороны родительской и педагогической общественности, направленную в адрес качества подготовки будущего педагога дошкольного профиля и вызванную «излишней теоретизацией обучения» [5, с. 84]. Поэтому при разработке учебного плана программы [4] были учтены современные тенденции развития рынка, требования работодателей (заведующих образовательными организациями, директоров и менеджеров спортивных организаций), пожелания родителей и обучающихся.

Реализация программы происходит на базе Центра продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», позволяющего реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного возраста; организовать педагогическую и преддипломную практики студентов факультета педагогического и художественного образования; проводить семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; оказывать дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка [3].

Процесс освоения дополнительной образовательной программы «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» требует наличия определенных условий реализации образовательной программы [2]. Спортивный зал Центра оснащен современным инвентарем, необходимым для проведения занятий физической культурой, различного вида фитнес-занятий. Это и мягкие модули, легко трансформирующиеся в полосу препятствий, и массажные гимнастические физиороллы, и яркие гантели с неопреновым покрытием, а также гимнастические палки, обручи, разметки, фитболы, туннели, хопы и многое другое.

При реализации программы приоритетной становится ориентация на современные образовательные технологии (в принципах обучения - модульность, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация и др.; в формах и методах обучения - активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий; в методах контроля и управления образовательным процессом - распределенный контроль по модулям, использование тестирования (в том числе в системе Инфо-вуз), обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.; в средствах обучения - персональные базы данных [2; 4], обучающие тесты-тренажеры) [8].

Неотъемлемым звеном освоения программы становится стажировка слушателей, имеющая целью не только посещение и анализ занятий Мяч используется для упражнений направленных на развитие равновесия, для укрепления мышц спины и пресса, для самомассажа, массажа, коррекции нарушения осанки, плоскостопия, для активации нервных окончаний.Мяч способствует развитию координации движений, улучшению эмоционально-психического состояния ребенка.

специалиста по детскому фитнесу в Центре продленного дня, но и апробацию собственных занятий и их фрагментов.

В результате обучения по данной программе слушатель должен знать: теоретико-методические аспекты фитнес-занятий с детьми; методику обучения упражнениям (грамотное составление танцевальных и акробатических комбинаций); музыкальную грамоту (правильное использование музыкального сопровождения); методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей. Должен уметь использовать в работе с детьми современное оборудование; подбирать упражнения и регулировать нагрузку в зависимости от функционального состояния и предшествующей работы занимающихся, чередовать напряжение и расслабление психомышечной системы во время занятий; осуществлять грамотное планирование учебно-тренировочного процесса; анализировать полученные результаты двигательной подготовленности; проводить пропаганду знаний среди родителей по основам здорового образа жизни детей. Должен владеть системой движений, представленных в программе фитнес-направлений; приемами педагогического контроля и оказания первой медицинской помощи; навыками проведения подвижных игр.

О востребованности дополнительной программы «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» свидетельствует стремление пройти обучение и стать сертифицированными специалистами в области детского фитнеса студентов разных факультетов вуза, профессионально занимающихся или занимавшихся спортом, танцами; работающих в различных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах, досугово-развивающих центрах и пр.) города. Следовательно, вполне правомерно говорить о том, что освоение данной программы значительно расширяет сферу деятельности выпускника вуза, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.

Таким образом, освоение студентами дополнительной образовательной программы «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» открывает новые перспективы в их профессиональном образовании, так как способствует расширению квалификационных возможностей выпускников вузов, обеспечению их профессиональной мобильности и конкурентоспособности.

В целом анализ современных тенденций развития системы высшего профессионального образования в условиях конкурентоспособности позволяет определить как основные следующие направления деятельности образовательного учреждения по обеспечению качественной подготовки специалистов: подготовка выпускников как квалифицированных компетентных специалистов, свободно владеющих своей профессией на уровне передовых технологий, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в различных условиях и постоянному росту; развитие системы дополнительной профессиональной подготовки с учетом потребностей региональной экономики.

Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Карпушина Л.П., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.

Рябова Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.