Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE MODERN EDUCATION SYSTEM OF KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF GLOBAL INTEGRATION

Satymbekova K.B. 1 Kydyrova Zh.Sh. 1 Kerimbek G.K. 2 Suleymenova I.A. 1
1 South Kazakhstan state university of M. Auezov
2 Eurazia national university of L. Gumilev
In work the analysis of development of an education system in the Republic of Kazakhstan as component of social policy of the state is done. The attention to an assessment of achievements of the educational sphere from the point of view of officially published reports of various international organizations and the rating agencies which studying allowed to systematize the standard indicators is paid. At the same time the education system role in the conditions of globalization when processes occurring in separately taken country, can have a certain impact on integration components of other countries is investigated. As object of research subjects of an education system of the Republic of Kazakhstan are chosen, however separate indicators of their development are considered not, and influence of universal tendencies on a condition of the educational sphere as a whole is shown. The international experience is also generalized and conclusions are drawn on prospects of development of an education system of Kazakhstan taking into account available problems and shortcomings.
international ranking
market of educational services
the higher education
education system
В Казахстане достаточно на высоком уровне реализован принцип всеобщей доступности образования. Приоритетным направлением казахстанского образования является обеспечение его конкурентоспособности в мировом контексте, определяемой главным образом высоким уровнем качества.

Сфера образования рассматривается сегодня как базовый фактор геополитического позиционирования государства. Глобальные вызовы в области образования имеют прямую зависимость от факторов экономической и финансовой ситуации, в том числе демографических и миграционных процессов.

Мировая тенденция сокращения государственных расходов на социальные проекты и рост безработицы могут критически повлиять на процветание страны.

Цель исследования

Таким образом, целью работы является осуществление глубокого анализа современной системы образования Республики Казахстан и на его основе выявление и обобщение факторов, влияющих на эффективность рынка образовательных услуг в условиях глобализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть факторы, влияющие на образовательный потенциал в Республике Казахстан;
  • выявить соответствие системы подготовки кадров современным вызовам рынка труда;
  • раскрыть пути эффективного участия субъектов рынка образовательных услуг в процессах глобализации.

Объектом исследования являются учебные заведения высшего, среднего и среднего профессионального образования.

В качестве предмета исследования выступают взаимоотношения между субъектами рынка образовательных услуг, которые функционируют в условиях глобальных экономических перемен.

Материал и методы исследования

Сегодня ведущие международные организации для ранжирования стран по уровню экономических и социальных показателей используют не только количественные статистические данные, но и качественные, определяемые опросным путем всех участников образовательного процесса. Тем самым общественность получает информацию о реализации принципа публичности и ответственности государственных органов и его институтов.

Будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы. Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования.

Эффективность реализации государственной образовательной политики зависит от многих внешних и внутренних факторов, в том числе уровня экономического развития страны, демографических и миграционных процессов.

В процессе подготовки данного исследования были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования, а именно диалектический и исторический подход, синтез, сравнительный анализ, метод анализа научной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщающим индикатором реализации экономических процессов является валовый внутрениий продукт (ВВП). Данный показатель характеризует уровень благосостояния страны, а значит и уровень жизни его населения.

Структура ВВП страны включает три составляющие - производство товаров (40,9%), производство услуг (53%) и налоги на продукты и импорт (6,1%). При этом образование входит в структуру «Производство услуг». По данным МОН РК, на его долю приходится 4,2% от ВВП. Следует отметить, что при значительном росте абсолютных значений объемы финансирования системы образования республики по отношению к ВВП недостаточно высокие в сравнении с мировыми индикаторами в 6 - 8% от ВВП [4].

При определении темпов или уровня социально-экономического развития населения необходимо объективнее учитывать как денежные доходы, так и расходы населения. В структуре расходов населения на образование основная часть приходится на высшее и дошкольное образование и расходы на питание. Менее одного процента составляет плата населения за начальное и общее среднее образование. В бюджете населения на покупку учебников приходится 3,4%, неформальные расходы - 5,4% и услуги репетиторов - 2,5% [4].

Система образования республики учитывает уровень развития отдельных отраслей экономики, обеспечивая координацию системы подготовки кадров и достижение баланса между структурой выпускников организаций образования и потребностями рынка труда. По данным Агенства Республики Казахстан, по статистике в 2013 году наблюдался рост численности экономически активного населения в возрасте от 15 лет и старше на 207 295, занятого населения - на 205 517 человек. Вместе с тем отмечается незначительный рост безработного населения - на 1 778 человек [5].

Уровень образования является одним из основных факторов конкурентоспособности работника на рынке труда. Среди населения республики 61,8% занятого населения имеют высшее или техническое и профессиональное образование (30% и 31,8% соответственно). Доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась на 2%, со средним профессиональным сократилась на 2,3% [4] .

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что показатель образования определяет наличие работы - чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. Существенно выше показатель безработицы и ниже занятость среди населения, не имеющего профессионального образования. Таким образом, сегодня система образования в контексте социально-экономических показателей республики достаточно полно обеспечивает подготовку и повышение квалификации трудовых кадров, их профессиональных навыков и знаний. При этом реалии экономической необходимости требуют от человека, наряду с полной профессиональной реализацией полученных знаний, и постоянного совершенствования полученных навыков в ходе осуществления преобразовательной деятельности во благо общества и государства.

Качественное образование как важнейший фактор экономического роста и развития страны способствует ее конкурентоспособности в мировом пространстве. Казахстан уверенно позиционирует себя в мировых рейтингах благодаря одной из самых быстрорастущих экономик в мире.

Один из признанных рейтингов благополучия стран мира - Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК), публикуемый ежегодно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), ранжирует страны по 28 статистическим и 83 опросным показателям. Среди переменных, сгруппированных в 12 составляющих рейтинга, показатели начального и высшего образования, профессиональная подготовка, инновации и другие. По данным ГИК 2012-2013, Казахстан находится на 51 месте среди 144 стран мира [3].

Показателем высокой оценки результативности страны в мировом масштабе является Индекс человеческого развития (ИЧР), ежегодно публикуемый Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИЧР представляет собой более широкое определение благополучия и передает составляющую, сложенную из трех основных измерений человеческого развития: здравоохранение, образование и доход. Казахстан согласно классификации категории рейтинга входит в группу таких стран с высоким уровнем ИЧР, как Россия, Румыния, Малайзия, и занимает 69 место среди 186 стран [2].

Рейтинг, ежегодно проводимый Швейцарской исследовательской группой Международного института развития менеджмента (The International Institute for Management Development, IMD), определяет конкурентоспособность стран по уровню социально-экономических проводимых реформ. Важной является способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

Ежегодник по мировой конкурентоспособности применяет различные типы данных для расчета количественных и качественных показателей по отдельности. По данной методике страны классифицируются не только в зависимости от ВВП на душу населения, но и от численности населения. В рейтинге IMD лидирующие позиции занимают такие страны, как Гонконг, США, Швейцария, Швеция и Германия, которые имеют экспортно ориентированные производства. Казахстан улучшил свои позиции (+4) и занял 32 место среди 59 стран - участниц рейтинга [7].

Индекс процветания Института Legatum составляется на основе восьми параметров: «Экономика», «Предпринимательство», «Управление», «Образование», «Здравоохранение», «Безопасность», «Личная свобода» и «Социальный капитал» на основе статистических данных ООН, Всемирного банка, ОЭСР, Всемирной торговой организации. Рейтинг проводится на основе 89 показателей, объединенных в 8 субиндексов, отражающих различные аспекты жизни общества и параметры общественного благосостояния. Казахстан, по результатам британского аналитического центра Legatum Institute, в общем зачете занял 47 позицию среди 142 стран, опередив Беларусь (58 место), Китай (51 место) и Турцию (87) [8].

Всемирный доклад по образованию является независимой ежегодной публикацией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO). Всего в рейтинге участвует 205 стран. Однако только 120 из них имеют данные по индикаторам, необходимые для расчета стандартного Индекса развития образования (ИРО). По данным доклада ЮНЕСКО, в десятку лидирующих стран входят Япония, Швеция, Норвегия, Великобритания, Исландия, Швейцария, Казахстан, Франция, Нидерланды и Ирландия. Казахстан занимает 7 позицию среди 120 стран мира по Индексу развития образования (ИРО=0,992) [1].

Показателем качества системы высшего образования и узнаваемости казахстанских высших учебных заведений в мировом пространстве является участие ведущих университетов страны в рейтинге, проводимом британской консалтинговой компанией QS (Quacquarelli Symonds). QS основана в 1990 году, штаб-квартира находится в Великобритании (город Лондон). В рейтинг QS вошли 8 казахстанских вузов, как организации, демонстрирующие определенный прогресс в процессе развития и становления университетов мирового класса [6].

Особенно заметны успехи в системе высшего образования Республики Казахстан, так как именно параметры данного уровня наиболее заметны в глобальном контексте. В частности, увеличена доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания обучения (64,05%), - это достаточно высокий показатель востребованности молодых специалистов. Определены 10 инновационно ориентированных университетов для системного усиления вклада вузов в индустриально-инновационное развитие страны. Усиление инфраструктуры исследовательских университетов как важной составляющей глобальной конкурентоспособности страны и научная активность ППС вузов позволят трансформировать знания и компетенции обучающейся молодежи в новые технологии и инновации.

Выводы

Достигнутый успех подтверждает укрепление позиций казахстанских субъектов образования на мировом рынке образовательных услуг. Участие Казахстана в международных рейтингах демонстрирует эффективное управление учебными заведениями и соответствие образовательных программ лучшей международной практике.

Таким образом, практическая ценность международных рейтингов успешности стран мира в том, что результаты ранжирования обозначают не только достигнутые цели, но и являются ориентиром определения вектора дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики и социальной политики.

Качество системы образования сегодня становится критическим фактором роста конкурентоспособности любой страны. Доступность качественного образования и его ориентация на инновационную экономику и глобальный рынок труда - таковы основные тенденции в мировом образовании.

Таким образом, в стране ведется усиленная работа по обеспечению доступности качественного образования. Сеть университетов, колледжей, профессиональных лицеев и частных школ будет преобразована с учетом региональной специализации и ориентирована на запросы рынка труда.

Мировые тенденции развития образования сегодня диктуют необходимость интеграции системы в единое образовательное пространство. Современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер. В этой связи объединение ресурсов способствует развитию интеграционных процессов, повышению качества всех уровней образования и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны.

Рецензенты:

Ниязбекова Р.К., д.э.н., профессор, директор Шымкентского представительства Центра дистанционного обучения Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г. Шымкент.

Есиркепова А.М., д.э.н., профессор, директор НИИ проблем региональной экономики Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, г. Шымкент.