Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC SAFETY – THE BACKBONE FACTOR OF SOCIAL WELL-BEING

Goreva O.M. 1 Gordievskaya E.F. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
This Article is devoted to the analysis of social well-being of the population in the public security system of Tyumen city. The global changes happening in the Russian society today, actualize the necessity, studying of public opinion on questions of safety of citizens, city objects and work of the services responsible for activity of the city. The object of research is a system of safety of the population, object is Tyumen city as social system, the work purpose – studying of public opinion in the sphere of public safety Tyumen city. The article presents the results of an interview, of the population about a condition of system of public safety. Results of the conducted research can be used by specialists of public authorities and local government for the purpose of definition of the priority directions in the solution of social problems, planning and an assessment of influence of social programs and projects.
social well-being
public safety
social safety
social dangers
satisfaction with life
Общественная безопасность представляет собой многогранное социальное явление, отражающее противоречивые интересы различных социальных групп и личностей, возникающих при их взаимодействии в процессе всей жизнедеятельности. Жители всех городов России в разной степени обеспечены целостной системой безопасности, ибо ее структура зависит не только от целенаправленной деятельности различных органов местной власти и соответствующих организаций, но и созданной в стране целостной системы безопасности личности, общества, государства.

Внутреннюю основу общественной безопасности, по мнению Г.Ю. Семигина, составляют: 1) высокий уровень развития экономики. 2) четко отлаженный механизм хозяйствования. 3) наличие общественного согласия в отношении долгосрочных интересов и целей, обеспечивающего условия для выработки и реализации стратегии социально-экономического развития страны и претворения ее в жизнь [5].

Г.Ю. Семигин подчеркивает, что безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз, экономического, социального, политического, экологического, военного, техногенного, информационного характера, предполагающее установление социальной, экономической, политической стабильности в государстве, исполнение законов, поддержание правопорядка и развитие международного сотрудничества на основе партнерства [5].

В.М. Родачин отмечает, что дословно «безопасность» означает отсутствие опасности. Такое значение носит условный характер, так как в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются довольно редко. Более реалистичным представляется понимание безопасности как результата фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, негативно и деструктивно воздействующие на человека и социальные группы. Естественно, что люди всегда испытывают потребность в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают какие-либо деструктивные факторы. Потребность в безопасности, как правило, реализуется и на индивидуальном, и на коллективном, общественном уровнях [3].

Возможность жить, не подвергая себя опасностям и различным рискам, всегда ценилась и ценится людьми. Безопасность приобрела форму внутренней ценности, но реализоваться она может только в процессе жизнедеятельности человека [2]. Общественная безопасность в современных условиях является, несомненно, важной теоретической и практической проблемой, от решения которой зависит определение стратегии деятельности по обеспечению общественной безопасности как в стране в целом, так и в отдельных регионах страны. В России, с ее историей бесконечных войн и других различных испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда являлась первостепенной [3].

Особое место в системе общегосударственных мер по защите прав и свобод, жизни и здоровья граждан, организаций, отводится общественной безопасности. Актуальность вопросов обеспечения общественной безопасности в 21 веке настолько возросла, что еще в 2007 году на заседании Совета Безопасности РФ было принято решение об инициировании исследований в данной  сфере [1].

Тема проведенного исследования - состояние общественной безопасности г. Тюмени, объектом является город Тюмень как социальная система, предмет исследования - система безопасности населения. Цель работы - получение информации и аналитических данных, выявляющих общественное мнение в сфере общественной безопасности города Тюмени. Исследование проводилось в 2014 году посредством проведения анкетирования жителей г. Тюмени. Выборка для опроса формировалась из респондентов 18-70 лет по территориальному принципу. В рамках исследования опрошено чуть более 300 респондентов, в среднем по 75 человек из каждого административного округа г. Тюмени.

Основным источником информации по многим вопросам общественной безопасности является личный опыт жителей города и неформальный обмен мнениями с членами семьи, друзьями и сослуживцами.

Результаты проведенного опроса позволили выделить четыре группы угроз городскому сообществу.

Первая группа - опасности в социальной сфере. Одной из тревожащих проблем многих жителей Тюмени является проблема наркомании; именно поэтому подавляющее число горожан (73 %) признали эту проблему весьма острой. Иной точки зрения («проблема есть, но она не относится к самым острым») придерживаются относительно немногие - 16 %. Один из десяти (10 %) участников опроса не мог определить степень проблемности наркомании для Тюмени, и, по мнению лишь одного из ста человек (1 %), проблемы наркомании в Тюмени вообще нет.

Общественное мнение Тюмени фиксирует усиление криминогенной среды. И это становится одним из факторов тревожности людей. По данным исследования, у населения города вызывает тревогу распространение преступности и коррупции, появление их новых форм. Сегодня телефон стал орудием криминального промысла, а сотовый (или мобильный) в особенности. Как свидетельствует международная статистика, ежегодные совокупные потери операторов связи и абонентов от телефонного мошенничества составляют примерно $10-40 млрд. Точно подсчитать невозможно - операторы о своих потерях делятся крайне неохотно, а абоненты, «кинутые» на 100-500-900 руб., зачастую никуда не обращаются [6]. Каждый год в Тюмени жертвами телефонных мошенников становятся несколько сотен человек. Около 60 % опрошенных сталкивались с данным видом мошенничества, а 47 % стали его жертвами. Подавляющее большинство респондентов (более 90 %) убеждены в том, что необходимо усовершенствовать законодательную базу в этой сфере.

Областью напряженности является наличие в Тюмени приезжих, мигрантов из других регионов России и из бывших советских республик. За шесть месяцев 2014 года в Тюмени задержано 800 мигрантов. Половина участников опроса (54 %) считает, что количество приезжих «достаточно велико» и еще треть населения (34 %) - «слишком велико». Подобная установка может генерировать чувство агрессии по отношению к приезжим и усиливать общую тревожность.

Полную безопасность в городе ощущает лишь один из каждых десяти (10 %) опрошенных, кроме того, еще четверо (41 %), не говоря о существовании безопасности, все же не испытывают особой тревоги за себя и близких. Таким образом, половина населения Тюмени рассматривает город как относительно спокойную, безопасную среду проживания. Треть (31 %) - ощущают тревогу за себя и членов своих семей и испытывают беспокойство по поводу сохранности их имущества. Исследование подтвердило, что проблема собственной безопасности в городе - сложна и многоаспектна: 17 %  участников опроса не смогли определиться с ответом.

Вторая группа - опасности в коммерциализации здравоохранения, образования, культуры; претензии к работе сотрудников полиции. В результате рыночных преобразований и перехода к капиталистическим отношениям в образовательной и медицинской сферах, как и во всех сферах жизни общества, стали формироваться рыночные отношения, что привело к постепенной коммерциализации здравоохранения и образования в нашей стране. Естественно, появление коммерческих услуг порождает ряд проблем как экономических и правовых, так и социальных. Реализация прав на бесплатное образование и медицину по степени важности для россиян находится на втором месте (65 %) после права на жизнь (69 %) [4]. Несмотря на это, сегодня сохраняется устойчивое расширение рынка платных образовательных и медицинских услуг. Талантливые врачи уходят в частные (платные) клиники, таким образом, снижается качество предоставляемых услуг в бесплатном секторе здравоохранения.

У многих вузов, прежде всего региональных, за последние 2 года существенно уменьшилось количество контрактников. Это значит, что содержать образовательную инфраструктуру приходится меньшему количеству студентов, то есть платить контрактники должны больше. Некоторые вузы в контрактах на обучение прописывают норму, согласно которой они имеют право корректировать плату за обучение с учетом инфляции.

Негативное отношение к резкому сокращению бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами высказали 87 % участников опроса, более половины отметили,  что коммерциализация в данных сферах приводит  к росту социальной напряженности, к снижению человеческого потенциала, а почти 80 % респондентов выразили мнение о неприменимости рыночных принципов в сфере массового образования и здравоохранения.

Значительная доля населения Тюмени имеет серьезные претензии к органам обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем примерно такая же часть горожан видит успехи в деятельности полиции. В целом же оценка работы отделений полиции города не является ни позитивной, ни негативной. Респонденты считают, что в первую очередь усилия органов внутренних дел не только Тюмени, но и России в целом, направлены на борьбу с «громкими» преступлениями. В результате чего деятельность, направленная на предупреждение и пресечение преступлений общественного характера, остается без должного внимания, хотя нарушения общественного порядка значительно больше влияют на формирование правопорядка в обществе и состояние защищенности горожан.

Третья группа - опасности в экологической и транспортных сферах. Тревожность по поводу состояния окружающей среды - общая проблема всех современных городов. Тюмень  - не исключение. Наибольшее беспокойство вызывает состояние городских водоемов (реки, пруды, озера) и качество воздуха в городе. Первая проблема вызывает обеспокоенность 72 % населения, вторая - тревожит 69 % респондентов. Качество питьевой воды и состояние улиц и дворов вызывает несколько меньшее беспокойство жителей Тюмени: на загрязненность питьевой воды указывают 63 % горожан.

В силу некоторых причин от одной пятой до четверти горожан мало знакомы с работой маршрутных и обычных такси. Но знающие их в целом оценивают позитивно их работу. Оценки деятельности муниципальных автобусов более поляризованы. Несколько более половины горожан рассматривают работу транспорта в позитивном свете, но при этом четверть населения не удовлетворена их деятельностью.

Четвертая группа - опасность военной агрессии. Ещё 2012-2013 годах 7 % опрошенных опасались угрозы от других государств. Таким образом, проблема войны, хотя и присутствовала в сознании населения Тюмени, но она не доминировала, являясь периферийной. В 2014 году подавляющее число горожан (83 %) считают военные действия в Украине огромной угрозой для России.

В настоящее время многие жители Тюмени замечают позитивные изменения в городской среде и фиксируют улучшение их материального положения. Но одновременно следует заметить существование значительного разброса во мнениях, а - значит- реального социально-экономического положения горожан. Новые благоустроенные, современные дома и квартиры, обновляемый центр города, ощущение спокойствия в обустроенных районах - одна сторона жизни города. Старые, покосившиеся застройки, вечерняя темнота и неухоженность улиц за пределами центра, тревога, ощущаемая жителями этих районов, - другая реальность городской жизни.

В ходе опроса респондентам было предложено оценить работу различных служб, ответственных за жизнедеятельность города. Полученные данные можно трактовать по-разному, в частности, неудовлетворительные оценки тех или иных служб могут быть интерпретированы как индикаторы областей тревожности людей: ведь если службы не справляются с возложенными на них функциями по обеспечению работы городского хозяйства, то это создает предпосылки для возникновения проблем, осложняющих жизнь населения. В целом оказывается, что основные службы обеспечения жизнедеятельности города, по мнению населения, работают успешно и не вызывают заметной тревоги жителей Тюмени.

Обнаружилась слабая информированность населения Тюмени о работе пожарной службы и городской МЧС. Может быть, в данном случае - это свидетельство их спокойной, плановой работы, которая, как правило, не привлекает внимания властей и журналистов. Во всяком случае, те, кто оценивал деятельность этих двух служб спасения, в основном дали хорошие и удовлетворительные оценки.

Неудовлетворительно участники опроса оценили лишь работу одной городской службы - ЖКХ. Это единственный случай, когда доля негативных оценок (51 %) оказалась выше доли позитивных оценок (31 %).

Общее отношение населения Тюмени к властям города неоднозначное; чуть больше половины респондентов занимает примирительно-критическую позицию, считая, что власти предпринимают некоторые усилия, но их явно недостаточно. Около половины жителей города фиксируют некоторые позитивные результаты в деятельности власти в отношении повышения уровня общественной безопасности. Подавляющая часть населения не верит в то, что власть прислушается к мнению людей, соответственно, лишь малая часть горожан обращается во властные структуры с предложениями по поводу конкретных случаев преступности или защиты окружающей среды. Не удивительно, что лишь один из десяти взрослых жителей города знает своего представителя в Городской думе.

Участие населения Тюмени в решении вопросов повышения безопасности крайне низкое, потому, что некоторые хотели помочь в решении проблем экологии и некоторых форм преступности, но не знают, как это сделать.

Главные причины слабой работы власти и полиции горожане видят в неналаженности механизма взаимодействия людей с властными структурами и в недостаточном профессионализме представителей правоохранительных органов. Положительным фактом является то, что доминирующее отношение населения к стратегии решения проблем безопасности может быть передано словами: «от центра многое зависит, но нам нельзя лишь ждать».

В настоящее время лишь 7 % жителей Тюмени, по их словам, участвуют в обеспечении безопасности города, у всех остальных наблюдается нежелание использовать свои полномочия. Одни (15 %) - готовы, но не видят, не знают, что и как можно сделать; другие (27 %) - полагают, что их состояние здоровья, загруженность на работе, семейные заботы не позволяют им участвовать в подобных акциях; третьи (18 %) - считают, что обеспечение безопасности города вообще не дело отдельных граждан. Но большинство (33 %) возлагает обеспечение безопасности города на полицию.

По мнению населения, главные причины, снижающие эффективность системы безопасности в городе, коренятся в деятельности властных структур. Не хватает ответственности властных структур (25 %), недостаточен профессионализм представителей правоохранительных органов (15 %), не решены вопросы технического оснащения сотрудников полиции (11 %), низка готовность правоохранительных органов к сотрудничеству с населением (8 %). Одновременно жители города считают, что они сами делают далеко не все возможное для собственной безопасности. Один человек из десяти (10 %) отметил низкую ответственность отдельных граждан при посещении общественных мест, недостаточное законопослушание и т.п., такая же доля респондентов (10 %) указала на неготовность населения к сотрудничеству с правоохранительными органами.

Почти половина (45 %) жителей Тюмени уверены, что проблемы безопасности должны в первую очередь решаться в регионах, городах, тогда и в стране в целом ситуация улучшится. С ними солидарны еще одна пятая населения города (21 %), а пассивной позиции придерживается лишь 10 % опрошенных.

На фоне подобных высказываний особую важность приобретает деятельность муниципальных властей по снижению угроз жителям города. В связи с тем, что угрозы безопасности носят комплексный характер, данная деятельность должна быть системной. Для обеспечения системности при разработке муниципалитетами стратегии действий по устранению угроз безопасности можно выделить несколько основных направлений (рис.1):

Рис. 1. Основные направления разработки стратегии действий по устранению угроз безопасности

Результаты проведенного опроса респондентов могут быть использованы властными структурами тюменского региона при принятии решений в сфере муниципального и регионального управления по вопросам социальной политики и общественной безопасности. Регулярное (2 раза в год) изучение мнения населения по вопросам общественной безопасности - условие конструктивного диалога горожан и властных структур, и, как следствие, повышения эффективности социальной политики и улучшения социального самочувствия граждан. Считаем, что в дополнение с проведением опросов населения целесообразно одновременно проводить экспертные интервью, которые помогут сформировать адекватный прогноз развития событий в регионе.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, ГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, ГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.