Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESSENCE OF THE CONCEPT «MOTIVATIONAL READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY»

Votskiy A.Z. 1
1 Troitsk branch "Chelyabinsk State University"
In article the author´s treatment of the concept "motivational readiness for innovative activity" as the quality of the personality defining an orientation and nature of its actions is given, at the solution of the complex, multipurpose problems connected with initiation or inclusion in innovative activity in the presence of conditions favorable for this purpose. The essence of the concepts "innovation", "innovative activity", "motivational readiness" reveals in relation to preparation of students in higher education institution. It is emphasized that an important point of motivational readiness is readiness of the personality for transformation of activity, correction of the motivational system defining activity at change of external conditions, capable to affect such transformation that is the extremely important in the innovative environment. The structure of motivational readiness for innovative activity of graduates of higher education institution is allocated: adjusting, cognitive, konativny components. The contents of everyone and components and its place in structure of motivational readiness for innovative activity reveals.
innovations
innovative activity
motivational readiness for innovative activity
preparation of students in higher education institution
structure of motivational readiness for innovative activity
Анализ современного состояния экономики России приводит к заключению, что её полноценное развитие возможно лишь при активизации инновационного движения, при создании целого класса квалифицированных специалистов (бакалавров, магистров), способных к ведению такой деятельности. Однако прежде, чем говорить, как именно можно это сделать, необходимо раскрыть суть ключевых понятий исследования, таких как «инновации», «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности», «мотивационная готовность к инновационной деятельности» и др.

«Инновация» как научное понятие было введено в употребление в 1911г. американским учёным Й. Шумпетером [10]. Инновацию он рассматривал как «осуществление новых комбинаций», т.е. ученый связывает инновацию, прежде всего, с использованием уже имеющихся достижений и ресурсов. Если проанализировать мнения отечественных и зарубежных ученых [1; 3; 4; 10 и др.], работавших в этой области, то трактовка термина «инновация» может быть сведена к одному из следующих перечислений: новшество; результат инновационной деятельности; сама инновационная деятельность; разработка нового продукта или технологии; не только разработка, но и реализация (внедрение) нового продукта или технологии; собственно реализация новой технологии или продукта.

Развернутое определение дается в Новейшем философском словаре [6]. Здесь «инновации» рассматривается, прежде всего, как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

Данное определение является базовым для нашей работы, так как в этом случае исходным выступает представление о культуре как некой целостности, в которой присутствует два различных процесса: «творческого», направленного на изменение, обновление, креативность и т.д. и процесса «структурирования» (нормативности, упорядоченности, стандартизации и т.д.).

Обозначенные процессы существуют одновременно [6], так как любая инновация становится достоянием культуры, лишь встраиваясь в наличные системы норм и традиций, но и всякий стереотип (стандарт) генетически произведен от имевшей место в культуре инновации. Такое понимание инноваций позволяет нам обосновать наличие этого феномена в любой исторический период и использовать накопленный в науке и практике опыт в области формирования готовности к инновационной деятельности. Кроме того, принятое нами определение позволяет проанализировать соотношение творческого вектора и вектора структурирования и прийти к выводу, что на современном этапе развития общества крайне важно не только увеличить градиент первой составляющей, т.е. подготовить специалиста (бакалавра, магистра), способного продуцировать новые идеи, менять стереотипы, находить нестандартные решения, но и способного реализовать эти новшества в успешных проектах. Однако это невозможно сделать без развития психологической (и прежде всего мотивационной) готовности к инновационной деятельности.

Рассмотрим, что представляет собой «инновационная деятельность». Данный конструкт включает в себя основополагающее понятие - «деятельность». Несмотря на то, что «деятельность» является одним из ключевых понятий в психологии и активно исследуется уже более ста лет, оно до сих пор не имеет однозначной трактовки. Исследуя в работе мотивационные аспекты инновационной деятельности, мы считаем целесообразным в дальнейшем рассматривать деятельность как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей. В логике этого уточним понятие «инновационная деятельность».

«Инновационная деятельность» определяется авторами, исходя из их понимания сущности понятия «инновация». Например:

  • родоначальник теории инноваций Йозеф Шумпетер [10] рассматривает инновационную деятельность как деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. При этом, он подчеркивает, что инновационная деятельность включает научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую составляющие;
  • в социологии, как правило, инновационную деятельность определяют вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам [8];
  • в работах доктора экономических наук И.Т. Балабанова «инновационная деятельность» определяется как процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1];
  • творческую составляющую считают определяющей в инновационной деятельности психологи В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский [4]. Инновационный процесс, по их мнению, включает в себя также деятельность, обеспе­чивающую научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность;
  • доктор психологических наук В.И. Долгова [3] рассматривает инновационную деятельность не только как личностный феномен, но и межличностный, и межгрупповой. Это, по её мнению, обусловливает возникновение, существование и развитие внутренних и внешних психологических факторов формирования и проявления готовности к инновационной деятельности.

Проанализируем, каким образом отражено понятие «инновационная деятельность» в законодательных актах и основополагающих документах:

  • в «Рекомендациях по сбору и анализу данных по инновациям» (2010, Руководство. Осло: Организация экономического сотрудничества и развития) к инновационной деятельности приравниваются «... все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью». При этом подчеркивается, что некоторые виды инновационной деятельности «...являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации»;
  • в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) инновационная деятельность рассматривается как «... деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.07.2011 № 254-ФЗ).

Исходя из вышесказанного и придерживаясь принятых ранее определений понятий «деятельность» и «инновации», мы определяем инновационную деятельность как деятельность, направленную на создание и реализацию новшества с целью получения практического результата, оказывающего позитивное влияние на социально-экономическую, политическую, научную и др. сферы общества.

При этом мы выделяем два компонента инновационной деятельности: творческий и организационно-управленческий. Первый связан с продуцированием новых идей и креативных решений; второй - ближе к профессиональной деятельности менеджера.

Применительно к теме исследования, целесообразно рассмотреть исследования, связанные с изучением мотивационных аспектов инновационной деятельности.

Многие авторы [1; 3; 4; 5; 9] указывает на то, что мотивы инноваторов, выполняющие различные функции в инновационном процессе, существенно различаются: 1) мотивы разработчиков новаций (творческая составляющая) описаны исследователями достаточно подробно и не вызывают особых дискуссий; 2) мотивы работников, реализующих нововведения на предприятиях (организационно-управленческая составляющая), изучены крайне мало. Часто инновационные менеджеры оказываются вовлеченными в инновационные процессы в силу разного рода обстоятельств. Зачастую их деятельность приобретает форму принуждения, предопределяя применение соответствующих этой форме инструментов управленческого воздействия. Таким образом, недостаточная изученность психолого-педагогических механизмов мотивации всех звеньев инновационной деятельности существенно снижает эффективность инновационных процессов.

Сказанное выше позволяет сделать заключение, что приоритетной задачей подготовки современного специалиста (бакалавра, магистра) должно стать формирование его мотивационной готовности к инновационной деятельности. Для уточнения понятия «мотивационная готовность к инновационной деятельности» рассмотрим ряд исходных понятий - «мотивация», «мотив», «мотивационная готовность»

Термин «мотивация» в психолого-педагогических исследованиях трактуется по-разному, поэтому мы считаем важным уточнить, что в своей работе мы рассматриваем мотивацию, опираясь на труды К.К. Платонова [7], как совокупность мотивов, определяющих содержание, направленность и характер инновационной деятельности, а мотив - как устойчивую характеристику личности, определяющую её активность в области инновационной деятельности.

Однако следует признать, что при подготовке студентов вуза к инновационной деятельности, было бы неправомерно говорить о мотивации инновационной деятельности, как деятельности отсроченной во времени. Скорее всего, речь должна идти об «установке» или «мотивационной готовности» к деятельности, отсроченной во времени. Применительно к этому важно рассмотреть труды известного грузинского философа и психолога Д.Н. Узнадзе [9] в области теории установки.

Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности» - принятому ранее в науке двухзвенной схема: в классической психологии сознания это тезис о том, что явления сознания непосредственно определяют друг друга; в бихевиоризме - внешние раздражители непосредственно определяют поведение. По мнению ученого, между причиной и следствием находится некоторое образование, которое было названо им установкой.

Установка по Д.Н. Узнадзе [9] содержит не только побуждение к деятельности, потребность («каузальный» компонент), но и обобщенную модель будущей деятельности, отражающей её конечный результат («целеподобный» компонент). Следовательно, установка определяется субъективными (актуальная потребность, прошлый опыт, в особенности данного индивида) и объективными (конкретная ситуация) факторами и отражает, по мнению автора концепции, не только настоящее и прошлое, но и будущее.

Применительно к теме исследования интерес представляет тот факт, что, согласно теории установки, в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает состояние готовности (установка) к выполнению определенной деятельности и при неоднократном столкновении потребности и ситуации нужная установка фиксируется. Это позволяет нам предположить, что, таким образом, мы сможем сформировать у студентов вуза устойчивую во времени мотивационную готовность к инновационной деятельности.

Опираясь на это положение, уточним, относительно темы исследования сам термин «готовность», так как в научной литературе он не имеет однозначной трактовки. В дальнейших исследованиях мы рассматриваем:

  • готовность как качество личности, а готовность к инновационной деятельности как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её инновационной деятельности.
  • мотивационную готовность к инновационной деятельности как качество личности, определяющее направленность и характер её действий, при решении сложных, многофункциональных проблем, связанных с инициацией или включением в инновационную деятельность при наличии благоприятных для этого условий.

Важным моментом мотивационной готовности является готовность личности к трансформации деятельности, коррекции своей мотивационной системы, определяющей деятельность при изменении внешних условий, способных повлиять на такую трансформацию, что крайне важно в инновационной среде. Кроме того, в инновационной деятельности важны установки, связанные с: использованием субъектного опыта в новых ситуациях; «пересмотром» своего образа мира; профессиональной и личностной самореализацией; устойчивая познавательная мотивация; оптимальное сочетание мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Таким образом, мотивационная готовность рассматривается нами как более сложный конструкт, чем мотивация инновационной деятельности. В состав мотивационной готовности кроме установочного компонента мы включаем когнитивный и конативный компоненты.

Раскрытие содержания выявленных компонентов проводилось на основе следующих критериев: важность параметра при рассмотрении мотивационных аспектов инновационной деятельности; возможность формирования рассматриваемого параметра при подготовке бакалавров (магистров, специалистов) в вузе (учитываются как возрастные особенности, так и особенности вузовского образования); возможность диагностики параметра в ходе экспериментальной работы.

Установочный компонент отражает мотивационные установки студентов в аспекте инновационной деятельности. В этом случае, ориентируясь на рассмотренные нами работы [2; 9], мы принимаем во внимание тот факт, что установка формируются: когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто в конкретное время, и требуется достижение промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. Исходя из сказанного, в состав установочного компонента мы вводим как «действующие» мотивы, так и «потенциальные»: профессиональная мотивация; познавательная мотивация; мотивация творческой деятельности; мотивация самореализации; мотивация достижения успеха.

Когнитивный компонент связан с содержательной основой мотивационной готовности к инновационной деятельности, он отражает уровень интеллектуальных способностей, позволяющих гибко изменять мотивы, определяющих направленность и характер инновационной деятельности под воздействием вновь поступающей значимой информации. Принимая во внимание выше сказанное, в состав компонента мы включаем: знание психолого-педагогических и технологических основ инновационной деятельности, логическое, критическое и творческое мышление.

Конативный компонент является интегрирующим, так как связан с практической деятельностью и определяет способность человека в ситуации значимого изменения внешних условий активизировать свой мотивационный потенциал в области инновационной деятельности. Конативный компонент включает в себя умения целепологания, планирования, оценки своей деятельности в инновационном поле в ситуациях изменения значимых внешних условий на основе изменений мотивационной системы. Кроме того, конативный компонент отражает те качества личности, которые не только позволяют создать мотивационную основу инновационной деятельности, но и гибко её корректировать на основе анализа изменившихся значимых условий. В состав компонента входят: рефлексивность, флексибильность, субъективный контроль, фрустрационная толерантность.

Все перечисленные компоненты - установочный, когнитивный, конативный - тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Раскрытие содержания компонентов позволило нам организовать психолого-педагогическое содействие развитию каждого из указанных выше параметров и их интеграции при подготовке специалистов (бакалавров) в условиях вуза. Эксперимент по оценке эффективности психолого-педагогического содействия проходил в Троицком филиале Челябинского государственного университета с 2012 по 2014 год. Результаты эксперимента показали значимую разницу между уровнем развития мотивационной готовности и инновационной деятельностью в контрольных и экспериментальных группах студентов. Это позволяет судить об эффективности разработанного психолого-педагогического содействия и правильности выделенного нами содержания компонентов мотивационной готовности.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк.