Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

AESTHETIK EDUCATION OF GROWING GENERATION OF KAMYSHIN AND ITS DISTRICT BY MEANS OF THE ART OF MUSIC

Степанов А.Н.
Опыт педагогической деятельности убеждает нас в том, что эстетиче-ское воспитание студентов является эффективным, если наряду с учебно-воспитательным процессом оно осуществляется во внеаудиторное время, при посещении музеев, лекториев культуры и искусства, а также при активном участии в художественно-эстетических смотрах, конкурсах, фестивалях и других мероприяти-ях. Посещение студентами художественной галереи и историко-краеведческого музея их ознакомление с изобразительным творчеством многих художников г. Волгограда, волгоградской области и в частности г. Камышина, их активное участие в коллективах художественной самодеятельности всё это способствует формированию творческой всесторонне развитой личности.
The main idea of the article in aesthetic students‘ education. According to author’s teaching experience, aesthetic education of students is only effective when goes along with educational process and is also carried out outside their regular hours, for example, when visiting museums, attending some lectures on culture and art, as well as taking an active part in amateur arts festivals and other arrangements of thet sort. When visiting art galleries and historical museums, students get their firsthand view of local artists, as well as participating in amateur arts festivals, all these things contribute much to formation of creative all-round educated personality.

Огромное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения придавал замечательный педагог В. А. Сухомлинский - музыке. «Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Музыка начинается там, где кончается слово. И если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным...» / Родчанин Е. Г. Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель, Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. - М.: Педагогика, 1991. - С. 63 - 64. /

Сегодня наряду с музыкальной подготовкой детей и подростков в условиях специальных учебных заведений города Камышина, огромная армия подрастающего поколения активно участвуют во многих кружках, студиях и коллективах художественной самодеятельности нашего города и прилегающего к нему района. Каждый год в нашем городе проводятся фестивали детского творчества, где выступают многие детские музыкальные коллективы, ансамбли, кружки и группы.

Так, в 2009 году в апреле месяце были отмечены юбилейные даты таких творческих коллективов как ансамбль «Радость» и «Колокольчик». Педагоги и воспитанники ансамбля «Радость» получили в эти дни теплые поздравления и слова благодарности прозвучавшие в адрес хореографов Надежды и Владимира Вшивковых, концертмейстеров В. Волковой и С. Кирюхина. Образцовому коллективу «Радость» исполнилось 10 лет. За это время юные танцоры неоднократно становились призерами и победителями региональных и всероссийских конкурсов творческого мастерства, обладателями Гран-при фестиваля «Юность». Выпускники ансамбля продолжают творческий путь на профессиональной сцене, работают хореографами в разных городах России и за рубежом.

Особые поздравления получили руководители-педагоги и их воспитанники ансамбля саратовские гармоники «Колокольчик», руководителем которого является Вячеслав Банков, и концертмейстер Николай Литвинов. Ансамблю «Колокольчик» исполнилось 15 лет. Творческая биография коллектива гармонистов насыщена яркими событиями: победы в областных и всероссийских конкурсах, участие в телевизионной программе «Играй, гармонь любимая!», выступление в Кремлевском Дворце съездов, творческая поездка в Германию.

Выступления этих детских коллективов, которые базируются в Детско-юношеском центре, всегда являются главным украшением любой концертной программы на фестивале детского творчества или празднике городского масштаба. Юные артисты «зажигают» задором и мастерством, поднимая настроение маленьким и взрослым зрителям. В эти юбилейные дни от сей души вас поздравляют ваши поклонники
и желают новых творческих успехов
(См.: «Камертон» от 22 апреля 2009 г. №31).

Музыкально воспитание направлено на приобретение знаний, привития детям любви к музыкальному искусству, через осмысление и переживание лучших произведений, на выработку у детей умения оценивать музыкальное творчество. Музыкально-эстетическое воспитание - процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив, легко отражает полученное от окружающей действительности в своих играх. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. В.А. Сухомлинский,... считал, что овладение... азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту - особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В этом В.А. Сухомлинский был единомышленником
А.С. Макаренко и Л.Н. Толстого. Макаренко много раз писал и говорил: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы сделаете его к пятому году жизни». Еще раньше эту мысль образно выразил Л. Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - ужасающее пространство». / Родчанин Е.Г. Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. - М.: Педагогика, 1991. - С. 59. /. Ярким подтверждением всего этого является массовое участие подрастающего поколения в различных музыкальных кружках и коллективах города Камышина и Камышинского района. Так, в апреле 2009 года в детском Дворце культуры «Дружба» состоялся ежегодный, традиционно проводящийся, городской смотр-конкурс детского музыкального творчества, учредителем которого является комитет по образованию городского округа - город Камышин. Наряду с детьми из детских музыкальных школ № 1, 2 и 3 активное участие приняли солисты, вокальных и инструментальных ансамблей, оркестры и хоровые коллективы. Юные дарования продемонстрировали свое мастерство в представленных на суд зрителей и компетентного жюри номерах. Каждое учреждение представило разножанровую концертную программу, состоящую из произведений народного, классического, джазового характера. Выступления порадовали собравшихся в зале ценителей искусства умением учащихся держаться на сцене, их раскованностью и недюжинным талантом. Со сцены прозвучали русские народные песни, произведения В. Моцарта, Л. Вебер, Г. Гладкова и других именитых композиторов.

Разумеется, не все из них станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в музыкальных школах, студиях, а также в массовой музыкальной самодеятельности, могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности. И хотя популярность классической музыки сегодня не велика, однако настоящим искусством среди множества современных музыкальных продуктов является именно она. А непопулярность ее объясняется тем, что эту музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. / См.: Газ. «Камертон» 29 апреля 2009 г. «Ее величество музыка» /.

Огромной популярностью в городе Камышине пользуется детская школа хореографического искусства. Директором хореографической школы является Любовь Васильевна Гавриш.

Сегодня, когда отмечается во многих странах мира, в том числе и в России День танца 29 апреля в честь реформатора балетного театра Жана Жоржа Новерра, танцевальные коллективы гор. Камышина традиционно отмечают этот праздник. Первые участники праздника Терпсихоры давно покоряют творчеством многие города России и зарубежья. Многие из них являются учениками известного в городе педагога-хореографа Любови Васильевны Гавриш.

Первые представления Терпсихоры зарождались в стенах Дворца культуры «Текстильщик» и с успехом проходили в зрительных залах и на сценических площадках гор. Камышина и Камышинского района. Зрители до сих пор помнят чудесные хореографические представления в исполнении образцового ансамбля «Веселые ребята» на различных праздниках и мероприятиях. К постановке каждой хореографической композиции Л. В. Гавриш подходила творчески.

За творческие успехи коллектив награждался Большой медалью Всесоюзного смотра художественного творчества и дипломом государственного ансамбля танца СССР Игоря Моисеева. «Веселые ребята» - ныне театр танца «Триумф» вошел в большой и творческий состав детской школы хореографического искусства. В копилке достижений - звание лауреатов российских, всесоюзных и международных конкурсов. Юным артистам рукоплескали в Чехословакии, Болгарии, Франции, Испании, Финляндии и Швеции. Яркие выступления этого ансамбля вошли в программу телепередач «Утренняя звезда». Художественным руководителем этого коллектива является талантливый педагог Любовь Васильевна Гавриш. С ее именем в нашем городе связано становление хореографической школы, формирование творческих традиций, которые бережно хранит не одно поколение ее воспитанников. В настоящее время многие профессиональные хореографы школ Камышина, Волгограда, Самары, Саратова, Москвы - это «дети» Гавриш. Ирина Киселева открыла свою школу в Лос-Анджелесе, Галина Орлова стала народной артисткой России, многие воспитанники танцуют в профессиональных коллективах.

В эти апрельские дни в гор. Камышине состоялось интересное мероприятие, которое при поддержке творческого коллектива ДК «Текстильщик» был организован рок-фестиваль «Музыке -да! Наркотикам - нет», в котором приняли участие как самодеятельные, так и профессиональные команды. В программе фестиваля приняли участие З. Григораш / КТК /, К. Козлова / СГА /, Е. Ковальская / ПУ № 22 /, коллективы «Вечная молодость» / КТИ /, «Три С» / училище искусств /, «Сервайс» и «Студия «Ритм» / оба - ДК «Текстильщик» /, а также гости из Петрунино - «Барби Некст» и «Виват». В честь юбилея творческому коллективу - старейшей камышинской рок-группе «Студия «Ритм» был преподнесен подарок - ДВД-плеер.

Таким образом, все перечисленные формы эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи гор. Камышина и Камышинского района способствуют формированию творческой всесторонне развитой личности.