Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUCTURE SUBJECTIVE WELL-BEING OF REPRESENTATIVES OF IN CONTACT ETHNIC GROUPS VOLGA

Grigoreva M.V. 1
1 «Saratov State University named after NG Chernyshevsky» Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Presents the empirical results research ethnopsychological singularities the structure of subjective well-being of Russian, Kazakh and Moldovans.The total sample size of 105 persons at the age 17–20 years. Comparative analysis of the structure of subjective well-being of the representatives of Russian, Kazakh and Moldovan ethnic groups allowed to reveal similarities and differences in experiencing emotional well-being and satisfaction of certain aspects of life and learning activities. It is shown that the structure of subjective well-being has Ethnopsychological specificity expressed in the prevalence of different types of satisfaction: for Russian - their professional choice, for Kazakhs – relationships in a group, relationships with educators, the content of the education, for Moldavians – relationships with educators, the content of the education, their professional choice. For Russian the most relevant in the formation processes of self-determination are, for Kazakhs – communication and information processes, for Moldavians – business and organizational interaction. The structure of subjective well-being from the three ethnic groups are voltage is related to low satisfaction: for Russian and Kazakh – low satisfaction with their abilities and Moldavians – low satisfaction with material maintenance of the educational process.
subjective well-being
emotional well-being
satisfaction
russian
Kazakh
Moldovans
Проблема субъективного благополучия личности в современных условиях развития общества имеет особое значение. Благополучие личности зависит от многих факторов, среди которых немало негативных - социальная дифференциация, высокий темп жизни, повышенные требований к профессиональной деятельности человека и т.п. Как следствие глобализации экономики и мобильности населения, наблюдается поликультурность  общества и необходимость взаимодействия представителей различных этносов. В Саратовской области, по данным Википедии, проживают представители русского, казахского, татарского и др. этносов [6]. Сохраняя свое национальное своеобразие, представители различных этносов по-разному реагируют, переживают, действуют, адаптируются в трудных жизненных ситуациях. Предположительно, и структура субъективного благополучия у них будет различной.

Актуальность. Стремление человека к благополучию вносит значительный вклад в детерминацию его поведения и деятельности. В то же время общее благополучие человека формируется в результате его благополучия в отдельных сферах активности, в результате этого можно говорить о материальном, физическом, эмоциональном, социальном и т.д. благополучии. Эти переживания по поводу значимых процессов в своей жизни человек интегрирует в целостное отношение к себе, своей жизни, деятельности. Важнейшей характеристикой субъективного благополучия личности является переживание удовлетворенности [9].

Субъективное благополучие является предметом психологии и представляет интерес для многих исследователей. Психологами показано, что субъективное благополучие по-разному связано с адаптационной активностью личности [1, 3, 5, 8] и эта взаимосвязь имеет этнопсихологическую специфику [2, 4,7]. В социальной психологии крайне мало эмпирических исследований структуры субъективного благополучия у представителей различных контактирующих этносов. Знание этнопсихологической специфики структуры субъективного благополучия необходимо для эффективной работы с молодежью в образовательном пространстве профессиональных учебных организаций.

Цель исследования - провести сравнительный анализ структуры субъективного благополучия (эмоционального компонента и удовлетворенности) у представителей контактирующих этносов Поволжья.

Эмпирическая база. В исследовании приняли участие три группы, относящие себя по результатам опроса к этническим группам русских (60 человек), казахов (30 человек) и молдаван (15 человек). Общий объем выборки - 105 человек. Возраст испытуемых 17-20 лет. Исследование проводилось на базе средних и высших профессиональных учебных заведений города Саратова и Саратовской области.  Группы были выровнены по условиям социализации. Русские и казахи имеют исторический опыт взаимодействия на территории Саратовской области, так как область граничит с Казахстаном. Опыт взаимодействия русских и молдаван имеет недолгую историю и обусловлен закреплением молдавских мигрантов на территории Саратовской области. В исследовании принимали участие дети молдавских мигрантов, родившиеся в России или приехавшие в нее в раннем возрасте.

Методы и методики. Применялись методы беседы, тестирования и шкалирования. В качестве тестовой методики применялась шкала субъективного благополучия, определяющая эмоциональный компонент субъективного благополучия [10]. Удовлетворенность основными компонентами жизни и ведущей деятельности определялась шкалированием по 10-балльной системе. Шкалы сформулированы автором на основе результатов беседы с испытуемыми: удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями; содержанием получаемого образования;     профессиональным выбором; материальным обеспечением учебного процесса; взаимоотношениями в учебной группе; своей внешностью; своим характером; своими способностями. Сравнительный анализ проводился с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их анализ. Средние баллы эмоционального компонента субъективного благополучия и удовлетворенности основными сторонами жизни и деятельности по группам, полученные в ходе обследования, представлены в таблице.

Результаты диагностики структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов

Группы участников исследования

Эмоциональный компонент субъективного благополучия

Удовлетворенность

Взаимо-отношениями с преподава-телями

Содержанием получаемого образования

Профессио-нальным выбором

Материальным обеспечением учебного процесса

Взаимо-отношениями в учебной группе

Своей внеш-ностью

Своим характером

Своими способ-ностями

Общий результат

Русские

54,02

6,6

6,9

7,6

6,4

6,6

6,3

5,2

4,3

6,2

Казахи

51,9

7,9

7,9

7,7

6,4

8,4

6,7

5,9

4,9

6,9

Молдаване

60

9,2

9,2

8,9

4,4

7

7,2

6

6

7,2

Из таблицы видно, что в структуре субъективного благополучия русских наиболее выражена удовлетворенность своим профессиональным выбором, а удовлетворенность своими способностями ниже среднего значения. Очевидно, для русских юношей и девушек важны процессы профессионального и личностного самоопределения, и их субъективное благополучие формируется под влиянием этих процессов.

У представителей казахского этноса в структуре субъективного благополучия наиболее выражена удовлетворенность взаимоотношениями в группе, взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, удовлетворенность своими способностями средняя. Можно отметить, что субъективное благополучие казахов формируется в связи с коммуникативными и дидактическими компонентами образовательной среды учебной организации.

У молдаван высока удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, своим профессиональным выбором, ниже среднего выражена удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса, что показывает значительную позитивную роль деловых и учебных взаимодействий и негативную роль организационных моментов учебного процесса в формировании субъективного благополучия у представителей молдавского этноса.

Таким образом, удовлетворенность некоторыми сторонами жизни и деятельности имеет различную структуру у представителей различных этносов и связана с разными психологическими и социально-психологическими процессами: у русских наиболее актуальными в формировании удовлетворенности оказываются процессы самоопределения, у казахов - коммуникативные и информационные процессы, у молдаван - деловые и организационные взаимодействия.

Сравним выраженность составляющих элементов структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов. Из таблицы видно, что эмоциональный компонент субъективного благополучия значимо сильнее выражен у молдаван по сравнению с русскими (tСтьюдента= 1,91, при p<0,05) и казахами (tСтьюдента= 2,32, при p<0,01). Значимых различий в переживании эмоционального благополучия между русскими и казахами нет. Более выраженное эмоциональное благополучие молдавских юношей и девушек свидетельствует о том, что они чаще, чем русские и казахи находятся в хорошем расположении духа, переживают позитивные эмоциональные состояния, что связано, очевидно, с более выраженным позитивным самоотношением, отсутствием высокой напряженности, ощущением уверенности и удачливости, соматическим здоровьем, удовлетворенностью своим социальным окружением.

Удовлетворенность отношениями с преподавателями значимо различается во всех трех группах. Самая высокая удовлетворенность отношениями с преподавателями у представителей молдавского этноса по сравнению с русскими (tСтьюдента= 7,87, при p<0,000) и казахами (tСтьюдента= 3,78, при p<0,001). Это, возможно, связано, со стремлением молдавской молодежи соответствовать требованиям преподавателей, признанием их деловых и личностных качеств, желанием наладить эффективные деловые взаимоотношения, толерантностью по отношению к личностным особенностям преподавателей. Ниже удовлетворенность у русских по сравнению с молдаванами и казахами (tСтьюдента= 3,26, при p<0,001), что может являться потенциальной причиной конфликтных отношений русской молодежи с преподавателями.

Удовлетворенность содержанием получаемого образования выражена в группах примерно так же, как и удовлетворенность отношениями с преподавателями. Значимо выше у представителей молдавского этноса по сравнению с русскими (tСтьюдента= 7,04, при p<0,000) и казахами (tСтьюдента= 3,17, при p<0,001), значимо ниже у русских по сравнению с молдаванами и казахами (tСтьюдента= 1,98, при p<0,05). Представители русского этноса более критичны к получаемым знаниям, считают их или неполными, или ненужными, или недовольны формой и средствами обучения, в то время как молдаване удовлетворены получаемыми знаниями, считают их полезными и готовы применять их в будущем. Казахи  в целом довольны содержанием получаемых знаний, но отдельные моменты, связанные, возможно, с содержанием отдельных дисциплин, снижают общее удовлетворение содержанием образования.

Практически одинаково выражена удовлетворенность своим профессиональным выбором у русских и казахов (см. табл.). Значимо выше она у молдаван (tСтьюдента= 3,27 и 3,18, при p<0,001). Следует отметить, что исследование проводилось среди учащихся, получаемых гуманитарное образование, престиж которого в современном обществе невысок. Тем не менее молдаване довольны своим профессиональным самоопределением, очевидно, сравнивая свои профессиональные возможности с профессиональными возможностями своих родителей.

Одинакова, выше среднего, удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса у русских и казахов. У молдаван удовлетворенность этой стороной образования значимо ниже и выражена ниже среднего (tСтьюдента= 2,92 и 2,53, при p<0,01). Представители молдавского этноса считают, что материальные затраты на образовательный процесс могли бы быть выше, обеспеченность техническими и компьютерными технологиями лучше, обстановка учебных помещений дороже. Возможно, удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса у молдаван низкая из-за недостатка материальных средств и размера стипендии. В группах русских и казахских учащихся этот недостаток материальных средств, возможно, переживается не так остро, что косвенно может свидетельствовать о существовании материальной поддержки со стороны родителей.

Удовлетворенность отношениями в учебной группе значимо выше у представителей казахского этноса (при сравнении с русскими tСтьюдента= 4,43, при p<0,000 и молдаванами 2,00, при р<0,05). Казахи толерантны по отношению к своим однокурсникам, дружелюбны, переживают позитивные эмоции в процессе общения с ними. Все это свидетельствует о значимости социального окружения для представителей казахского этноса. Русские, наоборот, более критичны к однокурсникам, более нетерпеливы в процессе общения, в большей степени настроены на конфронтацию, хотя удовлетворенность отношениями в учебной группе у представителей русского этноса выражена выше среднего (см. табл.).

Как видно из таблицы и по результатам подсчета t-критерия Стьюдента, во всех группах, участвующих в обследовании, отсутствуют значимые различия в удовлетворенности своей внешностью и своим характером, она выражена средне. И русские, и казахские, и молдавские юноши и девушки в среднем довольно критичны к своей внешности, еще более критичны к своему характеру, что связано, должно быть, с продолжающимися процессами личностного самоопределения и стремлением к идеальному образу.

Существуют значимые различия в удовлетворенности своими способностями у молдаван и русских (tСтьюдента= 2,67, при p<0,01) и у молдаван и казахов (tСтьюдента= 2,69, при p<0,01). Русские и казахи более критичны к своим способностям, в большей степени недовольны их развитием, оценивают удовлетворенность своими способностями ниже среднего. Выше среднего удовлетворенность своими способностями у молдаван, что связано, возможно, с оцениванием факта поступления в профессиональное учебное учреждение как достижения, более высокой оценкой своих практических навыков и умений быстро принимать решения и приспосабливаться к окружающей действительности.

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов позволил выявить сходства и различия в переживании эмоционального благополучия и удовлетворенности некоторыми сторонами жизни и учебной деятельности:

  • не имеет этнопсихологической специфики удовлетворенность своей внешностью и своим характером, она выражена одинаково средне во всех трех обследуемых группах;
  • в целом субъективное благополучие выше у молдаван по сравнению с русскими и казахами;
  • структура субъективного благополучия имеет этнопсихологическую специфику, выраженную в преобладании тех или иных видов удовлетворенности (у русских - своим профессиональным выбором, у казахов - взаимоотношениями в группе, взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, у молдаван - взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, своим профессиональным выбором);
  • удовлетворенность некоторыми сторонами жизни и деятельности у представителей различных этносов связана с разными психологическими и социально-психологическими процессами: у русских наиболее актуальными в формировании удовлетворенности оказываются процессы самоопределения, у казахов - коммуникативные и информационные процессы, у молдаван - деловые и организационные взаимодействия;
  • в структуре субъективного благополучия представителей трех этносов имеются напряженные составляющие, связанные с невысокой удовлетворенностью: у русских и казахов - невысокая удовлетворенность своими способностями, у молдаван - невысокая удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического испециального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов.

Рягузова Е.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедройпсихологии личности Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.