Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN A BOARDING SCHOOL

Terenteva I.V. 1 Chepuryshkin I.P. 2 Vasilenkova N.I. 2
1 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
2 Smolensk regional government budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII of Species"
The article reveals the content management boarding school as a sustainable interaction between the subjects of life of the boarding school and the local community, aimed at eliminating the formation of segregation and discrimination, to create conditions for self-realization and the active participation of students in the community, improving the competitiveness of the boarding school on the market educational services. It has been established that the management of the quality of education at a boarding school can be understood as a system of subject integration, ensuring the implementation of the educational needs of children in accordance with their abilities and capabilities, the formation of their positive motivation to independent living, self-help skills and the inclusion of a full-fledged social activities. The mechanism of quality management education at a boarding school includes subjects and objects of management, structure, methods, management and quality assessment. Quality management education in a boarding school is different from managing a boarding school that is primarily aimed at providing every child with the opportunity to realize their full potential to benefit society and to become a full member.
the subjects and objects management
the mechanism of quality management education
and educational needs of children
the system of subject integration
quality management education at a boarding school
the competitiveness of the boarding school
the conditions for self-pupils
management of the boarding school system of interaction of subjects of life of a boarding school
Под управлением школой-интернатом мы понимаем систему устойчивого взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната и местного сообщества, направленную на устранение в образовании сегрегации и дискриминации, создание условий для самореализации и активного участия детей с ограниченными возможностями в жизни общества, повышения конкурентоспособности школы-интерната на рынке образовательных услуг [4]. Цель статьи - разработать механизм управления качеством образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание управления качеством образования в школе-интернате и провести анализ компонентов механизма управления качеством образования в школе-интернате (субъектов и объекты управления, структуры, методов, функций управления). Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Под управлением качеством образования в школе-интернате мы понимаем систему субъектной интеграции, обеспечивающую реализацию образовательных потребностей детей, в соответствии с их способностями и возможностями, формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [5]. Механизм управления качеством образования в школе-интернате может включать субъектов и объекты управления, структуру, методы, функции управления и оценку качества [3]. Рассмотрим составляющие этого механизма подробнее.

Во-первых, это субъекты и объекты управления качеством образования в школе-интернате. Под объектами управления качеством образования в школе-интернате мы понимаем образовательные услуги и их потребителей, учебно-воспитательный процесс, абилитационно-воспитательное пространство, образовательные достижения учащихся, профессионально-педагогическую деятельность сотрудников [4]. К субъектам управления мы относим тех, кто участвует в целеполагании: во-первых, учащихся и их родителей (опекунов); во-вторых, педагогов, психологов, медиков, директора школы-интерната и его заместителей, непосредственно управляющих процессом образования ребенка; в-третьих, руководителей и специалистов органов управления образованием (различного уровня) и местного самоуправления. Во многих программных документах модернизации и реформирования образования говорится, о создании инструментов общественного участия в управлении социально - образовательной средой. Мы предлагаем рассматривать общественность как субъект управления, если она имеет достаточно определенные критерии оценки (показатели качества), процедуры оценки, на основании которых может получить значимые результаты оценки как информацию для принятия решения [6]. Субъектом управления общественность может быть только при условии достаточно определенно поставленных целей управления и разработанных механизмы их достижения [1].

Вторая составляющая механизма управления качеством образования в школе-интернате - это его структура, которая обеспечивает взаимодействие субъектов и объектов управления; взаимосвязь основных видов управленческих действий и характеризуется количеством уровней иерархии управления; многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; объемом информации, необходимой для управления и другим. Установлено, что структура диалектично взаимосвязана с функциями управления качеством образования в школе-интернате, которые мы делим на две группы: общие и специальные.

К общим функциям управления качеством образования мы относим планирование, организацию, контроль, мотивацию и регулирование. Планирование - это комплекс работ по анализу ситуаций и факторов как внутренней, так и внешней среды, прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения цели, задач. Особенностями планирования деятельности по обеспечению качества образования в школе-интернате является неопределенность плановых ситуаций в связи с долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам. Организация процессов связана с реализацией планов, распределением функциональных обязанностей между участниками, определением их прав, ответственности, механизма взаимодействия. Контроль связан с обеспечением выполнения программ, планов, заданий, документов, реализующих управленческие решения. Процесс мотивации - одно из необходимых условий активной деятельности человека. И задача руководителя использовать методы формирования мотивации для оптимизации управления качеством образования. Регулирование предполагает изучение изменений факторов как внешней, так и внутренней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения [1].

К специальным функциям управления качеством образования мы относим: воспитательную, обеспечивающую деятельностное развитие учащихся, формирование оптимальных навыков социальной адаптации и позитивной мотивации к независимой жизни; организационно-коммуникативную, направленную на формирование гуманистической направленности эмоционально-поведенческого пространства образовательного учреждения, готовности у педагогов и других сотрудников школы-интерната к помощи и поддержке учащихся, уважению и пониманию их; диагностическую, направленную на выявление уровня образования каждого ребенка для постановки задач, адекватных ближайшим перспективам развития, повышения успешности; психолого-педагогическую, обеспечивающую снятие стрессообразующих факторов учебно-образовательного процесса, и создание на занятиях доброжелательной атмосферы; социально-медицинскую, направленную на организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья; превентивную, заключающуюся в предупреждении социальных отклонений среди детей, формировании установок здорового образа жизни, оказании социально-бытовой, психологической, юридической, медицинской и другой помощи; социокультурную, обеспечивающую формирование социокультурной направленности личности учащихся; научно-методическую, включающую рекомендации, направленные на оказание научно-методической помощи сотрудникам и администрации школы-интерната в организации учебно-воспитательного процесса и обеспечивающие его эффективность [2].

Разработанная структура управления качеством образования в школе-интернате должна обеспечивать не только выполнение общих и специальных функций управления, но и консолидацию деятельности субъектов управления по социальной защите, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; охране их прав и интересов, укреплении физического и психического здоровья; созданию условий для разработки, апробации и внедрения образовательных программ; формированию среды обучения, адекватной здоровью детей [8].

Методы управления качеством образования в школе-интернате представляют способы деятельности субъектов управления, обеспечивающие достижение цели и направленные на реализацию задач. Пригодность различных методов управления качеством образования определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом является тот, который более всего адаптирован к ситуации [9]. По нашему мнению, можно выделить следующие группы методов управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями:

1. Организационно-административные методы, основанные на принуждении.

Во-первых, это система федеральных, региональных нормативно-законодательных актов: федеральные, региональные законы, указы, постановления, государственные образовательные стандарты, положения, инструкции, утвержденные федеральными, региональными органами управления образованием для обязательного применения на территории всей страны или региона. Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества образования. Далее определяются цели первого, второго, третьего уровней («дерево целей»).

Во-вторых, это система нормативно-директивных и методических документов образовательного учреждения и вышестоящей организации: методики, положения, инструкции, приказы, распоряжения указания и тому подобное [6]. Документы этой системы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем образовательного учреждения, а так же технические и экономические документы.

В-третьих, это система оперативного руководства, то есть планы, программы, задания и тому подобное.

2. Методы побуждения, связанные со стимулированием, мотивацией и опирающиеся на интересы субъектов управления. Методы побуждения можно разделить на три подгруппы:

2.1. Экономические методы (формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда, премии, ценные подарки и тому подобное).

2.2. Социолого-коррекционные методы (тестирование, анкетирование, хронометраж, организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучаемых и другие).

2.3. Психолого-педагогические методы, которые представлены:

2.3.1. Методами просвещения - убеждения (разъяснение, приведение ярких, образных примеров, сравнений, постановок вопросов, обсуждение ответов и т.п.). Умение педагога подойти к воспитаннику, найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью и жизнедеятельности - не что иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач в педагогической деятельности. И большим успехом любого педагога здесь будет то, если он сумеет поставить обучаемого позицию «взрослого», когда формирующейся еще личности приходится брать на себя персональную ответственность за все, что происходит с ней. Педагог должен уметь создать ситуацию успеха в овладении учащимися навыками накопления собственного здоровья и социальной адаптации. Педагог должен обладать специальными психологическими знаниями и умениями, которые позволят гибко, с учетом реальных индивидуальных особенностей обучаемых выбирать методические приемы и средства, оценивать эффективность своей педагогической деятельности [7].

2.3.2.Методами стимулирования - мотивации (искреннее признание заслуг; выражение одобрения по поводу малейшей удачи окружающих; частые вариативные поощрения и тому подобное). Под мотивацией понимается динамический процесс формирования мотива как сложного интегрального психологического образования, определяющего стратегию деятельности человека. В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, степень удовлетворения потребности, мотивационные образования, направленные на качество образования, могут быть разных видов: мотивационная установка; желание; убеждение; интерес; направленность личности.

2.3.3. Методами самообразования, обеспечивающими получение качественного образования в соответствии со способностями и возможностями, в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни. К методам самообразования можно отнести: самопознание (базирующегося на самооценке, самонаблюдении, самоанализе); самоопределение (осознанном выборе не только своего места в системе социальных отношений, но также и своего отношения к собственному образу жизни); самореализацию (раскрытии всего спектра способностей личности) и самоконтроль (самоограничении, способности отказаться от непродуктивных, вредящих, например, здоровью действий). Ориентируя себя на саморазвитие, личность способствует активизации своих само-процессов: начиная от самопознания, она переходит к овладению собственным поведением; затем начинается процесс самоопределения, т.е. осознанный выбор определенного образа жизни, что, в конечном счете, приводит к этапу самореализации, тому состоянию, когда человек готов принимать себя в качестве нормального, реального субъекта данной деятельности. Самоконтроль же утверждает его во мнении, что сделанный им выбор оптимального решения не является отказом от намеченной ранее цели, а способом ее достижения приемлемыми методами. А цели любой деятельности формируют мотивы и ценности.

3. Методы субъектной интеграции, основанные на устойчивом взаимодействии субъектов жизнедеятельности школы-интерната и личностно-ролевом участии детей, в целеполагании, планировании, организации, корректировке собственного образования: 1) наличие различных вариантов учебных программ, учебников и дидактических материалов, позволяющих индивидуализировать процесс обучения; 2) постоянный систематический анализ и оценка способов проработки учащимися программного материала; 3) использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения; 4) переход в условиях образовательного учреждения к многобалльной системе оценивания; 5) определение индивидуального двигательного режима учащихся, способствующего повышению функционирования организма как источника здорового образа жизни [7].

4. Методы прогнозирования, с целью определения тенденций развития. Примером может служить имитационное моделирование, позволяющее изучать реакции объектов управления на действия субъектов [10].

Результаты исследования. Управление качеством образования в школе-интернате отличается от управления школой-интернатом тем, что направлено, прежде всего, на предоставление каждому ребенку возможности полностью реализовать свой потенциал, принести пользу обществу и стать полноценным его членом.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.