Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES FOR EVALUATING THE QUALITY OF EDUCATION IN A BOARDING SCHOOL

Chepuryshkin I.P. 1 Terenteva I.V. 2 Vasilenkova N.I. 1
1 Smolensk regional government budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII of Species"
2 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
The essence of management boarding school as a sustainable interaction between the subjects of life of the boarding school and the local community, aimed at eliminating the formation of segregation and discrimination, to create conditions for self-realization and the active participation of children in society, improving the competitiveness of the boarding school in the education market. Revealed the contents of the control of quality of education in a boarding school, as a subject of integration, providing the implementation of the educational needs of children in accordance with their abilities and capabilities, the formation of their positive motivation to independent living, self-help skills and the inclusion of a full-fledged social activities. Ascertained that the evaluation - is a cognitive activity that takes place after a well-defined and designated procedures in order to make a judgment about something and carried out to produce the effect, tangible outside the treated area. The assessment may be synthetic and analytical functions. Defined and scientifically sound principles for assessing the quality of education at a boarding school: systematic, transparency and openness, constructiveness, competence, dynamism.
the implementation of the educational needs of children functions of education quality evaluation
subject integration
the conditions for self-realization of children´s competitiveness boarding school
the system of interaction of subjects of life of a boarding school
the principles of assessing the quality of education in a boarding school
the management of the quality of education in a boarding school
management of the boarding school

Управление школой-интернатом - это система устойчивого взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната и местного сообщества, направленная на устранение в образовании сегрегации и дискриминации, создание условий для самореализации и активного участия детей в жизни общества, повышения конкурентоспособности школы-интерната на рынке образовательных услуг [4].

Под управлением качеством образования в школе-интернате мы понимаем систему субъектной интеграции, обеспечивающую реализацию образовательных потребностей детей, в соответствии с их способностями и возможностями, формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [5].

Цель статьи - определить принципы оценки качества образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание оценки, как познавательной деятельности; выяснить функции оценки качества образования в школе-интернате.

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Оценка - это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо и проводимая для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области. Оценка может иметь синтетическую и аналитическую функции.

Если оценка имеет синтетическую функцию, она ориентирована на улучшение практики ведения дел, усовершенствование ее структуры и процедуры, а также изменение, плохо работающие составляющие. Такая оценка, по сути, основана на экспертных оценках качества, даже если она зависит от неких данных или показателей. В заключение обычно даются некие рекомендации. Оценщики играют роль участника процесса или ответственного за процесс контроля.

Если оценка выполняет аналитическую функцию, то основное внимание уделяется отчетности в процессе сертификации или (в некоторых случаях) аттестации, аккредитации. Такая оценка основывается на данных и показателях, содержит заключения и суждения. Оценщики играют роль нейтрального наблюдателя и внимательно относятся к результатам проверки [3].

По нашему мнению, в процессе оценки можно выделить следующие компоненты:

  1. основания для проведения, т.е. выявление адресата процедуры оценки; основной функции оценки;
  2. определение основной цели учреждения, работу которого оценивают, т.е. на что должна быть ориентирована оценка; внутренняя эффективность - сравнение первоначально определенных задач с результатами работы по программе; внешняя эффективность - сравнение поступивших извне требований с результатами работы по программе на предмет соответствия;
  3. инструменты, используемые для вынесения решений (знание системы ценностей в оцениваемой организации; определение показателей, которые описывают основные цели, связанные с системой ценностей организации; знание способов сбора информации, на основании которой можно сделать выводы и вынести решения (конструктивные, объединяющие или смешанного типа) на базе фактических данных) [3].

Выяснено, что качество образования нельзя измерять в отрыве от качества жизни. Качественное образование проявляется в качестве человеческой жизни, в общественном благополучии, экономическом и социальном статусе, как потребителя образовательной услуги, так и всей страны [2]. В основу оценки качества образования в школе-интернате может быть положена совокупность следующих принципов.

1. Принцип системности, то есть отношение к оценке качества образования как к системе, имеющей две составляющие.

Первая составляющая - это оценка качества образования внешними компетентными экспертами (специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти и др.).

Вторая составляющая - это оценка качества образования субъектами управления школой-интернатом. Условием глубокого изучения структуры системы, ее качественного анализа является определение свойств системы [1].

Мы предлагаем выделить следующие свойства оценки качества образования как системы:

  1. первичность целого (системы), то есть не компоненты образуют целое (систему), а целое делает возможным существование компонентов: индивидуальная программа психолого-медико-педагогической реабилитации; психолого-медико-педагогический консилиум; абилитационно-воспитательное пространство школы-интерната и т.д.;
  2. неаддитивность - не сводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее компонентов и не выводимость свойств целостной системы из свойств компонентов, то есть каждый компонент может рассматриваться только во взаимосвязи с другими компонентами системы. На практике - это может проявляться в интеграции учебной и воспитательной работы; подготовке и реализации сопряженных образовательных программ и т.п.;
  3. сложность структуры системы, которая характеризуется многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; объемом информации, необходимой для управления и другим (наличие положений об основных направлениях деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной школы-интерната; структура подготовки кадров; структура учебных планов и т.д.);
  4. вертикальная целостность системы, то есть количество уровней иерархии и степень их взаимосвязи; степень влияния субъекта управления на объект. На практике это проявляется в том, что оценку качества образования дают как субъекты управления школой-интернатом, так и внешние компетентные эксперты. Руководители школой-интернатом должны обеспечить единство целей всех участников процедуры оценки качества образования;
  5. горизонтальная обособленность системы - количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали. На каждом горизонтальном уровне разворачивается своя структура комиссий, советов; имеет место оценка внешних экспертов и тому подобное;
  6. иерархичность системы, при которой каждый компонент может рассматриваться как подсистема: структура подготовки специалистов; медико-психолого-педагогическая комиссия; механизм управления качеством образования и т.д.;
  7. открытость системы, то есть интенсивность обмена информации с окружающей средой; количество систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную систему; совместимость системы с другими системами. На практике - это может проявляться в деятельности Совета попечителей и т.п.;
  8. целенаправленность системы, то есть соответствие содержания образовательных программ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;
  9. приоритет качества различных подсистем (объектов), который обеспечивает выживание системы. На практике - это может проявляться в системе критериев оценки профессиональной компетентности специалистов (педагогов, психологов, медиков); образовательных программ и др. При этом количественные оценки должны быть основаны на фактических показателях;
  10. эмерджентность, то есть цели компонентов системы могут не совпадать с целями системы. Например, цели детей могут не совпадать с целями педагогического коллектива; цели руководителей школы-интерната могут не совпадать с целями педагогов, психологов, медиков и т.п.;
  11. непрерывность функционирования и развития системы за счет противоречий в различных сферах деятельности, многообразия форм и методов функционирования, развития и прочего. Например, несоответствие оценок качества образования внешних экспертов и субъектов управления школой-интернатом;
  12. инерционность системы, то есть скорость изменения выходных параметров системы в ответ на изменение входных параметров. На практике это может проявляться в возникновении новых систем оценки качества образования воспитанников и пр.;
  13. адаптивность системы к внешней среде: матричная структура управления; элективные курсы, направленные на приобретение детьми навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; и так далее;
  14. инновационный характер деятельности системы, основанный на различных нововведениях, постоянном развитии [7].

2. Принцип информационной прозрачности и открытости. Процесс оценки качества образования должен быть прозрачным, а применяемые процедуры и стандарты качества образования должны быть точно определены аккредитационной организацией и ясны образовательному сообществу и детям [3]. Особую значимость принцип информационной прозрачности и открытости имеет для работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу.

3. Принцип конструктивности. Отношения и процедуры оценки качества образования должны носить консультативно-развивающий, а не констатирующий характер. Устанавливаемые показатели и критерии деятельности должны быть привлекательными для школ-интернатов. Достижение высокой результативности по этим показателям должно повышать их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [10].

Опыт работы авторов показывает, что реализация принципа конструктивности на практике обуславливает следующие требования к педагогам: 1) постоянное изучение индивидуальных особенностей воспитанников (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, к труду, ценностные ориентации, жизненные планы; знать и чувствовать уровень тревожности и уровень конфликтности своих воспитанников, поскольку это влияет на снятие трудностей социализации, уровень психологического самочувствия, соотношения оценки и самооценки); 2) готовность стимулировать самовоспитывающую активность ребенка и помогать ему в этом процессе; 3) способность признавать самоценность детства как жизни, а не подготовки к жизни; 4) императивом педагогической деятельности определить концепцию «быть всегда с ребенком, быть всегда на его стороне», «ребенок - главная ценность школы-интерната» [5].

4. Принцип компетентности. Процедура оценки качества образования должна осуществляться с использованием современных научно обоснованных методов. Особенность экспертных качественных оценок в школе-интернате состоит в том, что их должны давать компетентные специалисты с гуманистической направленностью [6]. Идеи гуманизма - это своеобразный социально-педагогический феномен, отражающий современные тенденции развития образования. Ведущая идея гуманизации образования - развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы [8]. Вследствие особенностей воспитанников школ-интернатов эксперты должны обладать не только профессиональной компетентностью, но и гуманистической направленностью.

5. Принцип динамичности. На практике - это может быть мониторинг качества образования, включающий диагностику уровня образования детей, диагностику качества учебно-воспитательного процесса, диагностику готовности детей к адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество. Оценка качества образования на основе данного принципа обуславливает мобильность форм образования [9]. Для реализации данного принципа в образовательной практике необходимо совершенствование нормативно-правового обеспечения управления качеством образования.

Результаты исследования. Рассмотренные нами принципы оценки качества образования школ-интернатов не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты, направленные на получение образования в соответствии со способностями и возможностями воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

По нашему мнению, оценка качества образования в школе-интернате диалектично взаимосвязана с оценкой его конкурентоспособности, которая представляет собой очень сложную работу.

Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы персонала и детей по всем стадиям жизненного цикла школы-интерната.

Во-вторых, в настоящее время отсутствуют документы по оценке конкурентоспособности (по аналогии с международными стандартами по статистике, метрологии, финансовой отчетности, системам качества и сертификации, обеспечению безопасности экосистемы и др.) школы-интерната.

В-третьих, материально-техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение (достижение) конкурентоспособности школы-интерната.

Степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг может быть оценена на основе применения различных показателей, которые имеют результирующий характер. Например, сравнительные показатели полноты и оригинальности рабочих учебных планов, универсальности учебно-методического обеспечения, эффективности применения методик, технологий обучения и видов учебных занятий, эффективности организационных структур обучения и т.д.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.