Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF YOUNG PEOPLE

Zangieva Z.N. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)”, Vladikavkaz Branch
Civic identity of students is the result of the process of relating the individual to the civil community, with the norms of behavior and values of this community, which helps the student to understand himself as a citizen of his country and a member of the civil society, to feel its significance for the civil community, assess its rights and obligations which are realized in the course of active involvement in her life. All socio-political events are evaluated by students in terms of values of a civil community, which act as the motivation of behavior and activity. Education teaches to "live together" with people from other cultures that have different views and beliefs, to find a fair compromise between these cultures and its adherents. Content of the formation of civic identity is formed by students from the content of its structural components – valuable, cognitive and behavioral – that are inseparably linked with each other.
civil identity
civic community
person
communication
ethno-cultural approach
value-based approach
the standards of conduct
Потребность связи человека с окружающим его миром, с обществом, в котором он живет, является одной из самых необходимых потребностей человека, так как человек находится в обществе с самого момента своего рождения. Он рождается для того, чтобы жить в общении с другими, себе подобными.

В наше время, время глобальных социальных преобразований, происходящих в мире, людям все сложнее становится общаться друг с другом. Эти проблемы связаны с перестройкой гражданского общества, с возрастающим коммуникационным единством мира, которые не всегда приводят к совпадению людских интересов и взаимопроникновению ценностей, которые рекламируются обществом. Эти проблемы ведут к потере социальных ориентиров, к формированию комплекса «гражданской неполноценности». В настоящее время человеку очень трудно утвердить себя в обществе как гражданина, личность, индивидуальность.

И хотя миры различных людей, пытающихся сохранить свою суверенность, сильно разнятся между собой, человек не может существовать в одиночестве, без общения с другими, ему подобными. Как утверждал Э. Фромм, человек должен обязательно соотнести себя с какой-нибудь системой, которая задавала бы направление в его жизни и придавала ей смысл. Если этого не происходит, человека могут переполнить сомнения, полностью сковывающие его способности, а значит, и саму жизнь. Человек потому и живет, что принадлежит к обществу, членом которого он является. В связи с этим проблема формирования у молодых людей чувства гражданской идентичности является одной из важнейших социально-педагогических проблем современности [4, 125].

Проблема формирования гражданской идентичности является сравнительно новой проблемой в науке. Было доказано, что идентичность является результатом процесса соотнесения личности с другими людьми: с внутренним миром, с ценностями, с гражданской общностью и т.д. Структура такого явления как «идентичность» отражает не только индивидуальность самого человека, но и его направленность на социальное окружение.

Однако, осознавая необходимость разработки самого понятия «гражданская идентичность», ученые по-разному понимают сущность данного явления.

Различные ученые выбирают различные аспекты изучения гражданской идентичности в зависимости от научных интересов самого ученого: одни (Т.В. Водолажская) считают, что гражданская идентичность (наряду с гендерной, этнической, возрастной, религиозной и другими) входит в состав различных категорий и рассматривается как реализация основных потребностей человека в принадлежности к какой-либо группе; другие (И.В. Конода) выделяют в ней политико-правовую компетентность личности, ее активную политическую и гражданскую позицию, чувство принадлежности к обществу. Некоторые ученые (А.М. Кондаков) осмысливают гражданскую идентичность как принадлежность человека к определенной, имеющей для него важное значение, общности людей той или иной страны. А есть и такие (М.А. Юшин), которые отождествляют понятие личности со статусом гражданина, делая акцент на готовность и способность человека выполнять определенные обязанности, сопряженные с наличием гражданства, пользоваться правами и активно участвовать в жизни государства.

Несмотря на то, что проблемы гражданского воспитания и образования находятся в поле внимания многих исследователей, вопросы формирования у студентов чувства гражданской идентичности практически не разработаны.

Современное образование одной из своих задач ставит формирование умения современного студента соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет молодым людям осознавать себя полноправными гражданами своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности.

Образование учит «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим культурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и ее приверженцами.

Однако даже самые опытные педагоги, целенаправленно стремящиеся сформировать у студентов верное представление о гражданской общности, об идентичности, о великодушии и благородстве, толерантности и др., а также умение вести себя в этом обществе и сотрудничать с другими людьми, не всегда в совершенстве владеют нужными методами, осуществление которых на практике обеспечивает достижение студентами нужного результата. Поэтому формирование у студента чувства гражданской идентичности как формы личностного образования является одним из реальных способов разрешения названного противоречия.

Разрабатывая практико-ориентированную концепцию формирования гражданской идентичности студентов в современном мире, необходимо принимать во внимание то, что, несмотря на различия во взглядах, отношение к ценностям, пониманию происходящих социальных изменений, оценкам, граждане поддерживают связь со своим Отечеством, сохраняют традиции и обычаи, соотносят себя с определенной гражданской общностью, способствуют процветанию своей Родины, испытывая при этом чувство нескрываемой гордости. Идея создания идеального гражданина общества является одним из стратегических направлений педагогического мышления. Именно потребность каждого из нас в тесной связи с окружающим миром, с гражданским обществом, с Отечеством и дает полет такому мышлению [1, 189].

Сначала необходимо рассмотреть этнокультурный и ценностный подходы, реализующиеся с помощью ряда принципов, характерных самой сущности этих подходов. С помощью ряда принципов, таких как ценностная ориентация, рефлексивная направленность процесса образования, субъектность, поступки и действия «там и тогда», «здесь и сейчас», диктат совести и некоторых других и реализуется ценностный подход к формированию у студентов чувства гражданской идентичности. Он связан с приобщением студентов к определенным ценностям (ценностный компонент гражданской идентичности) и осуществляется через формирование у студентов понятий о моральных ценностях, о ценностях расширения категориальных рамок мышления студентов (когнитивный компонент гражданской идентичности), а также через решение студентами определенных моральных проблем и способности оценивания ими по освоенным критериям полученных результатов (ценностный компонент гражданской идентичности).

Сформировать у студентов ценностный подход к гражданской идентичности можно также через приобретение молодыми людьми определенного опыта работы и гражданского поведения (деятельностный компонент гражданской идентичности). Что касается этнокультурного подхода, то он реализуется с опорой на принцип диалога культур, народности, культуросообразности и помогает студенту войти в другую культуру, раскрывает ему сущность толерантности, помогающей взаимодействовать с представителями других культур и дающей возможность соотнести себя с представителями этих культур как одну из составляющих. Что касается этнокультурной направленности ценностных ориентаций, она основана на знании (когнитивный компонент гражданской идентичности).

Обоснование структуры процесса формирования гражданской идентичности студентов как таковой определяется содержанием ее компонентов. А источниками такого содержания, реализуемого в рамках направлений деятельности педагога, соответствующего компонентам гражданской идентичности, выступают такие категории и понятия, как «гражданская общность», «гражданин», «идентичность», «толерантность», «долг», «ответственность», «гордость», «справедливость» и многие другие, имеющие ценностное значение. Источником процесса формирования у студентов чувства гражданской идентичности является также определенный опыт работы и гражданского поведения, который проявляется в определенных действиях и поступках людей. Этот опыт представлен в конкретных отношениях, которые проявляются в деятельности молодых людей, их гражданском поведении и которые, являясь способом осуществления ценностей, определяют «работу» студентов с ценностями.

Эффективность деятельности педагога, реализующего содержание этой программы, проявится только тогда, когда студенты начнут самостоятельно решать моральные дилеммы, заключенные в контексте деятельности и гражданского поведения, когда они овладеют методикой создания Интернет-проектов, научатся создавать web-сайты, оказывая влияние на представления пользователей этого сайта на систему ценностей, на гражданское поведение, выражая тем самым личностное отношение к ценностям, высказывая свое мнение относительно происходящего в регионе и в стране в целом.

В содержание когнитивного компонента гражданской идентичности включены знания о гражданской общности, об идеальном гражданине, о символике государства; знания об истории и культурных традициях родной страны, ее законах, происходящих в стране политических событиях и другие. А такие понятия как «Родина», «долг», «любовь к Отечеству», «гордость за страну», «справедливость» и др. составляют содержание ценностного компонента гражданской идентичности.

Что касается поступков и действий гражданского содержания, то они составляют поведенческий компонент гражданской идентичности. Это может быть участие в митингах, гражданских акциях, различных социальных проектах, соблюдение общественного порядка, участие в мероприятиях по благоустройству территории и многих других.

Различные компоненты гражданской идентичности выполняют различные функции: функция когнитивного компонента - рефлексивно-оценочная, ценностного компонента - мотивационная и регулирующая, поведенческий компонент выполняет ценностную и оценочную функции.

Ценностный подход к формированию гражданской идентичности студентов нацелен на раскрытие студентам смысла таких понятий, как «честность», «справедливость», «ответственность», «благородство», «великодушие» и других. Все эти понятия воспринимаются студентами в связи с соотнесением их с явлением единения граждан, что помогает студентам осмыслить свою принадлежность к определенной гражданской общности, причастность к определенным ценностям и нормам. Реализуя данный подход, оценочная функция необходима для того, чтобы студенты могли сравнить себя с другими людьми, с другой гражданской общностью, с ее ценностями, нормами жизни, объединяющими этих людей [2, 60].

Этнокультурный подход к формированию гражданской идентичности помогает студентам приобщиться к ценностям другой культуры, прививая им такие качества, как толерантность, терпимость к другим культурам, возможность сопоставить себя с представителями других культур именно как гражданина.

Наиболее адекватны сущности ценностного подхода такие принципы, как принцип рефлексивной направленности процесса обучения, принцип ценностной ориентации, принцип поступка, действия, принцип субъектности, диктата совести. Сущности этнокультурного подхода больше соответствуют принцип народности, культуросообразности, диалога культур. Конкретизировано представление студентов о принципах ценностной ориентации и субъектности.

Новым в понимании сущности принципа ценностной ориентации является то, что этот принцип стимулирует педагога на поиск студентами в создаваемом ценностно-ориентационном поле в качестве актуальных ориентиров определенных ценностей, выбор которых основывается на отборе способов достижения сформированной студентом цели деятельности и гражданского поведения. Новым в понимании принципа субъектности можно назвать то, что он ориентирует педагога на формирование у студентов нравственных принципов, благодаря которым они воспринимают чужого как своего, принимают его ценности как свои, соотносят себя с его гражданской общностью.

Содержание процесса формирования гражданской идентичности студентов формируется из содержания его структурных компонентов. Источниками же этого процесса являются не только различные понятия и категории, обладающие ценностным значением (например, такие, как «гражданин», «гражданская общность», «великодушие», «гордость», «справедливость» и др.), но также деятельность человека и обобщенный опыт гражданского поведения. Основными направлениями деятельности педагога, соответствующими составляющим гражданской идентичности студента, являются формирование представлений студентов о понятиях и категориях, обладающих ценностным значением, приобщение студентов к этим ценностям, а также становление опыта гражданского поведения и деятельности.

Воспитательная ценность Интернет-проектирования состоит в том, что создаваемые студентами реальные или виртуальные общественно значимые продукты (web-сайт и т.д.) являются для них формой выражения собственной гражданской идентичности, средством формирования такой же гражданской идентичности у любого пользователя сайта. Сам процесс формирования гражданской идентичности студентов осуществляется в рамках направлений творческой деятельности педагога с помощью определенных методов, адекватных задачам каждого этапа обучения.

Идея формирования гражданской идентичности студентов - идея объединения граждан общества, различающихся нравственными взглядами, оценками, ценностями, пониманием социальных перемен, поддерживающих связь с Отечеством, соблюдающих традиции и обычаи своего народа, соотносящих себя с гражданской общностью и испытывающих чувство гордости за свой народ, свою Родину, и способствующих ее процветанию.

Движение к идее объединения граждан осуществляется в контексте соотнесения студента с гражданской общностью, с ее нормами поведения и ценностными ориентациями. Благодаря этому соотнесению, студент начинает ощущать себя полноправным гражданином своей страны, законным членом гражданского общества.

В связи тем, что ценностный подход к формированию гражданской идентичности связан с приобщением студентов к ценностям общества (ценностный компонент), он осуществляется не только через формирование у студентов понятий о морали, через расширение категориальных рамок морального мышления (когнитивный компонент), но и через принятие студентами морального выбора и самостоятельное решение моральных проблем (деятельностный компонент).

Реализуя в жизнь ценностный подход, студенты не просто оценивают достигнутый результат, а сравнивают себя с другими, с гражданской общностью, с ее ценностями, принятыми нормами поведения. Все это лежит в основе единения граждан.

Этнокультурный подход к формированию гражданской идентичности связан с вхождением студентов в иную культуру. Он направлен на выявление смысла толерантности, помогающей студентам осуществлять коммуникацию с представителями различных культур, соотносить себя с субъектами других культурных общностей. Область применения этнокультурного компонента отграничено ценностью «толерантность».

Формирование гражданской идентичности студентов является важнейшей социально-педагогической проблемой. Решив ее, мы не только подведем студента к осознанию себя полноправным гражданином своего Отечества и членом гражданского общества, но и к осознанию своей принадлежности к этому обществу, к ориентировке студентов жить, соблюдая золотые правила нравственности.

Глубокий анализ научной литературы позволил нам выявить, что основное внимание в психоаналитической концепции уделено глубинным механизмам формирования идентичности. Обычно они коренятся в беспокойстве и страхе потерять свое личное Я. В символическом интеракционизме в основе идентичности личности лежит принцип осознания социальной роли своего личного Я через восприятие его другими людьми. В когнитивной психологии гражданская идентичность воспринимается как эмоционально окрашенное явление осознания и обобщения сходства индивидов, принадлежащих к какой-либо одной группе или общности. Единственное, что объединяет взгляды этих ученых, представителей различных научных школ, - это понимание того, что развитие идентичности личности происходит нелинейно и неравномерно.

Идентификация есть процесс отождествления объекта и субъекта. Идентичность является процессом соотнесения личности с чем-либо, с внутренним миром другой личности, с ценностями другого человека и т.д. Идентичность как междисциплинарную категорию нельзя сравнивать с идентификацией. Она означает тождественность, равнозначность, полное соответствие чего-либо чему-либо и содержит множество вариантов сочетаний качеств личности. Существует огромное разнообразие точек зрения относительно понимания учеными понятия идентичности. Эти точки зрения объединяет лишь идея о ее социальном характере.

Гражданская идентичность студентов является результатом процесса соотнесения личности с гражданской общностью, с нормами поведения и ценностями этой общности, которые помогают студенту осознать себя гражданином своей страны и членом гражданского общества, ощутить свою значимость для гражданской общности, оценить свои права и обязанности, реализуемые в ходе активного участия в ее жизни. Все общественно-политические события оцениваются студентами с точки зрения ценностей гражданской общности, которые выступают в роли мотивации поведения и деятельности.

Все структурные составляющие гражданской идентичности - ценностная, когнитивная и поведенческая - находятся в неразрывной связи между собой.

Рецензенты:

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор; профессор кафедры начального образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ.

Хадарцева Л.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Иностранные языки» Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ.