Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RUSSIAN PRACTICE OF THE TRANSITION TO «A GREEN ECONOMY»

Gasanov M.A. 1 Egorova M.S. 1 Glik P.A. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The analysis of the root causes that determined the emergence of entirely new direction in economic science. Analyzed and identified the main factors responsible for Russia´s transition to a "green economy". Analyzed plan post-Soviet countries for their economic "greening". The process of "greening" the economy through international experience. Assessing the level of eco-economic situation has revealed the most weaknesses of the system of monitoring and enforcement of natural resources and assessing the level of impact on the nature of industrial enterprises. Examined the legal framework of Russia in the field of green economy. Modern methods of assessing the level and quality of life revealed a number of shortcomings of the main indicator of the economy - the gross domestic product. The analysis of the environmental and economic situation in Russia on the basis of two types of indicators of the economy, as well as the current state of the Russian economy and related ecology. The prospects of development of Russia in the field of "greening" of the economy for the next decade. Assess the degree of interest of politicians and economists into all activities in Russia´s transition to a "green economy". Defined economic potential of Russia, given its natural wealth. Assessed the quality of Russia´s transition to a new economic model.
eco-economic situation in Russia
ecologization
well-being index
"green economy"
classic economy
Современная экономика России сталкивается с рядом весьма трудных, но вполне преодолимых проблем. Проблемы разноплановые, имеют различное значение для развития страны (макроэкономические - международного характера, микроэкономические - на уровне регионов и предприятий субъектов страны). Но вместе с тем все больший акцент стали приобретать проблемы и вопросы, связанные с переходом классической экономики России к «зеленой» экономике. Актуальность научного исследования данного вопроса заключается в необходимости научного анализа факторов, способствующих решению проблем, связанных с реализацией «зеленого» курса в России.

Классическая экономика любой страны, включая Россию, подразумевала использование собственных природных запасов (энергоресурсов) в качестве материальных (производственных) ресурсов, то есть опосредованно и без учета их качества и количества в долгосрочном периоде. Момент энергетического взрыва, обусловленный увеличением объемов добываемой мировой нефти в 60-е годы прошлого века, ничего не предвещал, а наоборот, способствовал экономическому и техническому развитию, а также повышению уровня жизни. Спустя десятилетия, а точнее ближе к 80-м годам наблюдается тенденция снижения добычи основного энергетического ресурса, что послужило отправной точкой к переходу мировой экономики на более развитый уровень. На данном этапе природные ресурсы обозначаются иначе - как энергетический капитал [4]. Именно капитал, а не ресурсы. Новое положение в происходящей ситуации заставило серьезно задуматься правящую элиту страны.

Сложившаяся ситуация привела к появлению совершенно новой - «зеленой» экономики. Большинство стран мира объединились в поиске решения данного вопроса - вопроса, направленного на определение степени зависимости экономики от использования природных энергоресурсов в современных условиях.

Следует отметить, что не все страны начали переход к «зеленой» экономике одновременно. Первыми, кто пришел к такому довольно серьезному решению стали Германия, США, Австрия, Канада, Великобритания. Первое, что предприняли данные страны - сменили индикаторную оценку экономического развития страны [6]. Конкретнее, перечисленные страны стали оценивать благосостояние страны (нации) не по показателю валового внутреннего продукта (ВВП) или в ряде стран по чистому национальному продукту (ВНП), а с помощью другого показателя. Таковым стал в 1990 году индикатор подлинного прогресса (ИПП). Также индикатор ИПП в ряде стран (Канада, Германия, Австрия) называют несколько иначе - индекс благополучия (index of welfare) [6]. Данный индекс показывает реальный уровень развития государства в плане экономической обеспеченности, экологической обстановки на территории страны и отражает реальную ситуацию в обеспеченности граждан теми или иными ресурсами, отражающими высокий уровень жизни и качество этой жизни.

В России до 2010 года вопрос о переходе к «зеленой» экономике оставался в стороне. В стране происходило наращивание производственных мощностей, увеличение объемов добычи нефти, каменного угля и других полезных ископаемых.

На момент осмысления сложившейся ситуации в России начал проводиться анализ трех составляющих, на которых основана «зеленая» экономика: экологической, социальной и непосредственно экономической. В качестве отправной точки было принято последовать примеру стран, которые уже предприняли осмысленные шаги к переходу к совершенно новой экономике и имеют достаточно полноценный опыт в данном направлении. Именно в 2010 году был впервые рассчитан индекс благополучия, но при этом только обеспеченных граждан. Также проведен расчет данного индекса и за предыдущий (2009) год. При расчете было условно принято, что на начало января 2010 года индекс благополучия граждан составляет 100,0 пунктов. Полученные расчетные данные приведены в таблице 1 [7].

Таблица 1 - Динамика изменения индекса благополучия обеспеченных россиян с января 2009 года по август 2010 года

Дата

Значение индекса благополучия

Дата

Значение индекса благополучия

Январь 2009

60,1

Ноябрь 2009

90,3

Февраль 2009

65,4

Декабрь 2009

97,9

Март 2009

71,6

Январь 2010

100,0

Апрель 2009

80,2

Февраль 2010

102,3

Май 2009

78,1

Март 2010

105,9

Июнь 2009

78,3

Апрель 2010

109,8

Июль 2009

82,3

Май 2010

102,7

Август 2009

81,9

Июнь 2010

103,1

Сентябрь 2009

88,3

Июль 2010

103,4

Октябрь 2009

90,4

Август 2010

98,9

Согласно таблице 1 отчетливо видно, что индекс меняется постоянно и не имеет какой-либо конкретной тенденции в определенном направлении. С другой стороны, является бесспорным, что уровень благополучия обеспеченных россиян в 2010 году заметно вырос по сравнению с 2009 годом.

Проанализировав данные таблицы, можно отметить сходство ВВП с индексом благополучия в краткосрочном периоде. Например, в 2009 году отмечается снижение ВВП на 7,8% по отношению к 2008 году, а в 2010 году наблюдается увеличение ВВП на 4,0% по сравнению с 2009 годом. То есть и показатель ВВП, и индекс благополучия возрастают в 2010 году, но это не является обязательным условием экономического развития страны [4].

Высокое значение ВВП, а также ВВП на душу населения отражает лишь цифру, которую можно сравнить для различных государств и сделать ряд выводов, но качественной оценки этот показатель не дает. При увеличении ВВП не всегда увеличивается индекс благополучия, поскольку при наращивании объемов производств (увеличение ВВП) при устаревших технологиях, способных резко ухудшить экологическую ситуацию страны, об увеличении индекса благополучия говорить - вовсе не стоит.

Согласно авторской точке зрения, переход России к «зеленой» экономике начал осуществляться в 2005 году. Тогда Россия и постсоветские страны (такие как Казахстан, Армения, Таджикистан и другие) в составе ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) приступили к инициативной стратегии «зеленого» роста. Данная стратегия подразумевала четыре основных приоритетных вектора развития [1].

1. Создание рациональных моделей производства и потребления.

2. Программа «озеленения» рынков, основанная на «озеленении» предприятий.

3. Создание устойчивой инфраструктуры, основанной на «зеленой» налоговой политике.

4. Проведение бюджетных реформ.

В последующем к ним добавились еще два направления:

5. Проведение инвестирования в природный капитал.

6. Разработка показателей качественной и количественной экологической эффективности.

Самое удивительное в этой ситуации то, что ни одна из стран, разрабатываемых и принявших решение о новой экономико-экологической стратегии, должным образом не проводила никаких существенных преобразований вплоть до 2010 года.

2010 год стал знаменательной датой и для России. Как отмечалось ранее, в этом году впервые был рассчитан индекс благополучия российских граждан, в этом же году правительство Российской Федерации начинает разрабатывать план статистического учета природоресурсного потенциала России. Данный план должен включать в себя ряд методологий оценки различного типа ресурсов: водного и минерально-энергетического комплекса, земли и биологических ресурсов и прочих.

Такой план был сформирован окончательно к 2013 году и сразу же запущен в действующую реализацию. Оценка запасов, ресурсов, а также проведение сбора статистических данных, казалось бы, носит скорее информационно-аналитическое значение, чем практическое для перехода России к новой модели экономики. На самом деле смысл проведения сбора таких данных достаточно глубокий.

Сам по себе учет природного богатства той или иной страны подразумевает ее собственный промышленный и экономический потенциал, а также принимается в расчет, что не все природные ресурсы являются возобновляемыми. То есть работа ведется главным образом на долгосрочный период. Следует отметить, что за последние десятилетия проводится анализ в большей мере по топливным энергоресурсам (нефть, газ, уголь, торф), но не только данные ресурсы обеспечивают качество жизни и благосостояние нации в целом. Чистый воздух, качество водных ресурсов, бережное отношение к природе, развитые инфраструктуры и их взаимосвязь, а также умелый контроль над всеми исполнительными органами - все это позволит улучшить именно качество жизни, только с таким отношением возможен полноценный переход к «зеленой» экономике.

Переход России к «зеленой» экономике осложняется тем, что сама по себе страна обладает одним из самых огромных в мире природно-энергетических потенциалов, что позволяет лишний раз не задумываться о дальнейшей эколого-экономической ситуации на такой, казалось бы, бескрайней территории. Ввиду этого в последние четыре года ускоренными темпами проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества жизни россиян.

Такими мероприятиями являются в большей мере издание и изменение нормативных документов, устанавливающих жесткие требования к промышленным производствам с целью поддержания двух основных направлений: «бережливого» и безотходного энергетического производств. Задача этих нормативов заключается в вовлечении отходов производства в последующий производственный цикл с целью улучшения экологической ситуации на предприятии и в регионах.

Так, в 2012 и 2013 годах внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», изменения были направлены на ужесточение требований к производству и утилизации отходов. Согласно данному закону снижен налог на отходы, но при этом с 2013 года узаконен и с января 2014 года действует высокий налог на утилизацию этих отходов [3].

Также в 2013 году внесены изменения в Постановление Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». Данное постановление полностью согласуется с вышеуказанным Федеральным законом [5]. Изменения коснулись всех промышленных производств, в ходе работы которых образуются жидкие, твердые или газообразные отходы. Нормативы платы были повышены настолько, что всем предприятиям пришлось резко задуматься о технологиях утилизации или использования отходов производства, поскольку без применения данных технологий стало менее прибыльным основное производство.

Основной из программ любого предприятия является оптимизация производства. В ходе оптимизации одним из пунктов снижения затрат на производстве является снижение налоговых сборов. Именно такая программа по увеличению налогов на выбросы и отходы приводит к «озеленению» предприятия, поскольку у промышленных предприятий объемы выбросов исчисляются десятками, сотнями тонн, а это уже совсем не маленькие цифры. Потому производителю проще убить сразу двух зайцев: привнести изменения в технологию производства, тем самым снизив объемы вредных выбросов и улучшив качество воздуха, воды и экосистем вблизи завода, а также снижаются затраты на налоговые сборы, тем самым осуществляется оптимизация производственного цикла [4].

Особо значимым в Постановлении Правительства РФ является то, что при соблюдении допустимых норм (ДН) выбросов налог незначительный, а при превышении ДН налог резко возрастает на весь объем выбросов. Некоторые данные указанного постановления приведены в таблице 2 [5].

Таблица 2 - Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, руб.

Наименование загрязняющих веществ

Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ

В пределах установленных допустимых нормативов выбросов

В пределах установленных лимитов выбросов

Азота диоксид

52

260

Бензол

21

105

Гексан

0,05

0,25

Диметиламин

410

2050

Диэтилртуть

6833

34165

Капролактам

35

175

Керосин

2,5

12,5

Метан

50

250

Пыль шерстяная

68

340

Сажа

80

400

Как видно из таблицы 2, при превышении допустимых нормативов выбросов того или иного загрязняющего вещества норматив платы за его выброс увеличивается ровно в пять раз. Здесь же следует отметить, что большинство промышленных предприятий России работает с 60-70-х годов прошлого века, и ввиду этого их экологическое состояние лежит в пределах установленных лимитов выбросов.

Большая доля сложности перехода России к «зеленой» экономике относится к ее территориальному фактору. Для контроля осуществления и выполнения всех нормативных документов и прочих эколого-экономических требований необходима прочная система надзора, которая смогла бы своевременно урегулировать нарушения и спорные вопросы данного направления. На европейской части России ввиду большей населенности данной территории выполнение данных требований является наиболее вероятным. Как показала практика, каждое седьмое серьезное промышленное нарушение все же остается незамеченным органами по надзору за выбросами и отходами производства [8].

Что же касается восточной части России - за Уралом, то здесь ситуация более сложная. Следить за исполнением требований по допустимым выбросам производств является делом несколько затруднительным. Проблемы возникают в своевременном контроле предприятий, в расположении самого предприятия и независимых органов по надзору. Их удаленность друг от друга приводит к отсутствию дисциплинированного отношения производителей к исполнению их обязанностей. Чаще всего проверка является запланированной, что сводит контроль к его краткой периодичности. Здесь следует отметить само отношение производителей к экологии.

Говоря об общей ситуации в России, можно отметить, что переход от классической к «зеленой» экономике наращивает обороты и мощности. Главная особенность российского «озеленения» экономики - европейский опыт и содружество с европейскими эколого-экономическими объединениями и организациями (Организации международного развития и сотрудничества (OECD), Экологическое движение, Экологическое содружество) [2].

Перенимая опыт, российские предприятия и промышленные производства стали выходить на более высокий экономический уровень, главным образом, обусловленный экологизацией производства. С 2010 года разрабатываются проекты по утилизации и дальнейшему применению попутного нефтяного газа (ПНГ), вводится запрет на сжигание ПНГ на факелах. Происходит более уважительное и менее расточительное использование природных ресурсов, обусловленное не столько их исчерпаемостью, а, скорее, последствиями от их нерационального употребления. Стоит только задуматься, что попутный газ миллиардами кубических метров просто сжигают. Хотя это и не оказывает значительного эффекта на экологию страны, но сколько российских городов можно было отопить таким объемом газа с учетом климатических условий России.

Сегодня Россия стоит на новой «временной отсечке», прохождение которой может привести к необратимым последствиям, а именно: вырубка лесов, выработка месторождений полезных ископаемых, истощение нефте- и газоносных слоев, ухудшение качества воды по тем же причинам и прочие. Если своевременно не задуматься над разумным, рациональным и целесообразным использованием энергоносителей и природных биологических ресурсов, то спустя некоторое время бессмысленной станет дальнейшая судьба России. В связи с этим в последние годы в России разрабатываются проекты по внедрению альтернативных источников тепла и энергии, которые не способствуют ухудшению экономико-экологической ситуации в самой стране и за ее пределами. Такими проектами стали атомная энергетика, использование солнечной энергетики в южных и энергии ветра в северных и восточных регионах страны. Также изначально разрабатывались проекты по созданию дополнительных гидроэлектростанций, но ввиду их влияния на качество воды и нерест рыбы в весенний период данные проекты временно заморожены [9].

Таким образом, сегодня Россия, общество, а главное, само правительство РФ направили свое внимание на дальнейшую экономико-экологическую судьбу страны. Все мероприятия в этой сфере направлены на улучшение качества и уровня жизни россиян в ближайшие годы. И в ближайшие десятилетия все проекты будут реализованы в качественной и количественной формах. Следует также отметить, что взгляд российских экономистов устремлен на «озеленение» российской экономики. Сегодня, как никогда, Россия переживает и осуществляет качественный переход к «зеленой» экономике.

Рецензенты:

Барышева Г.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.

Канов В.И., д.э.н., профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.