Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE STRUCTURE OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN HUMANITIES

Sinitsina I.A. 1 Madzhuga A.G. 1 Calimova L.Kh. 1
1 Ulianov Sterlitamakskij branch "Bashkir State University"
The article gives a definition of "creative abilities", showing their structure with position vector-contextual approach and features of their development of students in the conditions of a modern University based interactive educational technologies. The description of the most effective interactive teaching methods to ensure the actualization of the creative potential of students in the context of jointly-dialogical productive activity, the specific features of interactive learning and describes the basic principles of learning in interactive mode. Special attention is paid to the description of the structural components of creative abilities of students in Humanities and the identification of psycho-pedagogical determinants influencing the development of the productive behaviour of the individual in situations of novelty and uncertainty.
vector-contextual approach
hermeneutic approach
psihosemiotichesky approach
integrated approach
the ontological approach
interactive methods
the structure of creative abilities of the individual
creative potential
the ability to predict
research position
professional reflection
drugodominantnost
creative abilities
creativity

Рассматривая возможности постнеклассического периода в аспекте современного познания, можно отметить, что он имеет преимущества, поскольку выделяет «человекомерность» научного знания, рассматривая это как глобальную тенденцию науки. Важно подчеркнуть, что эффективность постнеклассического периода связана с учетом всего комплекса антропологических факторов, развитием социальной среды, интерактивных межсубъектных коммуникаций. Таким образом, в постнеклассической науке утверждается, что мироздание, биосфера, ноосфера, общество и человек представляют собой единую целостность. При этом человек, познающий объект, находится не вне, а внутри него - он лишь часть, познающая целое. Здесь человек включается в контекст науки не только в качестве объекта исследований, а в качестве особого параметра порядка, влияющего на результат научного знания. В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения феномена креативности личности и механизмов ее развития в различных контекстах в рамках принципиально нового методологического подхода - векторно-контекстуального.

Этимологические корни самого слова «вектор» и «контекст» следующие. Латинское слово «vector» трактуется как буквально несущий, движущая сила, «contextus» дает значение понятию как тесная связь, соединение. Как правило, контекст образуется не только связями, а группой факторов и связей, в которых доминирующим может оказаться какой-то один из видов связей, либо преобладающую роль будут играть группы факторов, связей или отношений.

По нашему мнению, векторно-контекстуальный подход - это интегративный подход, устанавливающий соотношение между феноменами «вектор», показывающего направление действия силы и «контекст», локализующего события или процессы в пространстве и времени. В контексте данного подхода развитие креативности личности определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов, при этом главной составляющей процесса развития креативности является, в первую очередь, направленная активность студентов, их действия, включенность в образовательный процесс. Из многочисленных акций, действий и интеракций складывается общий ход и интегральные результаты процесса развития креативности.

Анализируя представления о феномене «креативность», мы определяем креативные способности с позиций векторно-контекстуального подхода как ценностно-личностную созидательную категорию, которая будучи имманентной стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний, умений и навыков, сколько ориентированностью или направленностью личности на другого, способностью предвосхищать результат, вычленять в постоянном потоке восприятия значимые для нее фрагменты информации, изменять устоявшиеся стереотипы с целью получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений задач в различных контекстах.

Учитывая тот факт, что профессиональная деятельность специалистов гуманитарного профиля тесно связана с коммуникативным взаимодействием между людьми и профессиями социономного типа, в качестве ключевых среди личностных качеств специалистов гуманитарного профиля мы выделили способность к прогнозированию, профессиональную рефлексию, исследовательскую позицию, другодоминантность, необходимые для совершения деятельности и действий, направленных на созидание новых образовательных продуктов. В контексте совместно-диалогической деятельности участников образовательного процесса возникает пространство интеракции, которое включает обозначенные нами векторы (исследовательская позиция, другодоминантность, профессиональная рефлексия, способность к прогнозированию), при этом категория «вектор» здесь выступает как элемент психологического пространства личности, обладающий направлением и дихотомическими проявлениями - нарастанием или деструкцией. В этом случае образуется интеракция как исключительно феноменальное следствие взаимодополнения и взаимодействия упорядоченных контекстов - психологического, телесного, социокультурного, духовно-нравственного, образующих механизм развития креативности. Взаимодействие креативных способностей, системно связываемых в особую целостность с тенденцией к саморазвитию, образуют креативный потенциал личности.

Акцентируя свое внимание на психологической сущности феномена «креативные способности студентов вузов гуманитарного профиля» отметим, что постоянно изменяющаяся внешняя среда часто требует от человека разрешения новых задач и проявления креативных способностей. В этих условиях его адаптация может быть эффективной только при наличии способности прогнозировать определенные события ближайшего или отдаленного будущего, чтобы максимально эффективно действовать в новых условиях. Способность к прогнозированию, к предвосхищению будущего, основанного на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации, проявляется на разных уровнях познавательной деятельности: сенсорно-перцептивном, речемыслительном и уровне представлений [4]. Однако для того, чтобы прогнозирование было возможным, человек должен обладать способностью - вычленять в постоянном потоке восприятия значимые для него фрагменты информации.

В связи с этим еще одной важной составляющей креативных способностей является исследовательская позиция, которая характеризуется как свойство и проявление личности, позволяющее человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью.

Относительно коммуникативного взаимодействия для специалиста гуманитарного профиля определяющую роль играет постепенное вытеснение принципа деятельности принципом взаимодействия в коллективном творчестве, при этом влияние креативных способностей должно отражаться не только в мыслительной активности человека, его исследовательской позиции, но и в межличностном общении.

Другодоминантность - ориентированность или направленность личности на другого. Понятием «другодоминантности» как предпосылки подлинного «глубинного» общения Г.С. Батищев обозначает принцип, который выводит человеческого субъекта с его «своецентризмом» навстречу Другому и Другим. Соответственно этому, участник образовательного процесса наделяет своего партнёра презумпцией равенства себе: «один для другого - то же, что и другой для него, никакой выделенной позиции у субъекта нет. Другой познается в сопереживании, как мое другое я, как alterego» [3, с. 90]. Иными словами, развитие креативных способностей личности проходит наиболее эффективно, если в условиях совместного решения задач реализована доминанта на Другого, при этом результат деятельности по решению группой проблемной ситуации определяется совокупным вкладом характеристик всех членов группы, а не влиянием наиболее креативного участника дискуссии.

И наконец, в контексте профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля в современных условиях важным механизмом продуктивного мышления выступает профессиональная рефлексия (от латин. reflexio - обращение назад), которая представляет собой особую организацию процессов понимания происходящего в широком системном контексте (включающая оценку ситуации и действий, нахождения приемов и операций решения задач). Ее можно также рассматривать и как процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения). Кроме того, рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия. В процессе рефлексии обеспечиваются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности. В то же время феномен рефлексии рассматривается как самопрезентация и самоанализ себя и своих чувств, помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач. Как механизм саморегуляции, профессиональная рефлексия выполняет функцию не только многоуровневой обратной связи, но и организации, регулировки психических процессов «второго порядка», таких как прогнозирование, планирование и антиципация [2]. Многообразие функций, которые рефлексия выполняет в процессе мыследеятельности и в поведении и значимость ее роли в регулировании поведения и действий, дают все основания рассматривать рефлексию как важный элемент креативности личности, ее профессионально-личностной рефлексии, недостаточное развитие которой лишит его возможности конструктивно совершенствовать свое профессиональное мастерство, обозревать и наполнять новым содержанием «пространство своей внутренней духовной жизни, осознавать свою профессиональную деятельность и многообразный, сложный мир педагогической действительности в контексте социокультурных процессов и явлений.

Компаративистский анализ представленных выше подходов дает нам основание для выявления механизмов, лежащих в основе формирования креативных способностей личности. Под механизмом формирования креативных способностей личности мы понимаем объединенную, согласованную и скоординированную деятельность участников образовательного процесса, имеющую перманентный характер действий, а также комплекс внешних и внутренних факторов, образующих единое пространство интеракции, во взаимодействии с которым происходит развитие креативных способностей и профессиональное совершенствование личности. В качестве системообразующего начала в структуре креативных способностей выступает самость (Я) -целостный спектр психических явлений у человека, выражающая единство личности как целого. На рис. 1 представлена структура креативных способностей личности с позиций векторно-контекстуального подхода.

Рис.1.Структура креативных способностей личности с позицийвекторно-контекстуального подхода

Отметим, что в качестве факторов, обеспечивающих актуализацию креативных способностей, необходимо рассматривать, прежде всего, особенности совместной творческой деятельности, активизирующей воображение, мышление, а также внутреннюю мотивацию студентов. С точки зрения развития креативных способностей необходимо не только накопление знаний, но и приобретение самого разнообразного опыта, позволяющего формировать индивидуальные мнения, убеждения, развивать созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Именно поэтому, важнейшими механизмами развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля в рамках векторно-контекстуального подхода выступают интерактивная образовательная среда, которая определяется нами как образовательный процесс, где студенты, опираясь на свой личностный потенциал, вовлечены в интерактивную учебно-познавательную деятельность, способствующую их саморазвитию и самоосуществлению. В этом контексте, в качестве важного педагогического требования к образовательному процессу выступают непрерывность, преемственность и включение студентов в самостоятельное управление творческим процессом, что позволит сформировать потребность в творческом поиске, сформировать исследовательскую позицию. При этом, акцент следует делать не только на интеллектуальную подготовку студентов, но и на развитие систем отношений взаимодействия индивидов и возможностей их самоопределения в этих отношениях. Отметим, что основной вектор при построении образовательного процесса предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. В связи с этим, для развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля особое значение приобретает дидактическое обеспечение названного процесса. Предлагаемый нами векторно-контекстуальный подход связан с созданием антрополого-психологической модели образовательной среды, ориентированной на развитие креативных способностей личности, взаимодействующей с различными контекстами, при этом наиболее эффективными методами, позволяющими обеспечить актуализацию креативного потенциала студентов, являются интерактивные технологии и методы, способствующие созданию пространства рефлексивного диалогического взаимодействия.

В нашем понимании, интерактивные методы(«inter» - это взаимный, «act» - действовать) - это те методы, которые обеспечивают, прежде всего, взаимодействие между преподавателем и студентами в процессе обучения, детерминацию личности участников образовательного процесса в сторону развития их креативных способностей, выработку умений ориентироваться в ситуациях альтернативного выбора, способствующих возникновению «изобретений» и «открытий» и обеспечивающих достижение высокого уровня обучения, предполагающего истинное творчество в процессе различных видов активности: физической, социальной и познавательной [5].

Наш опыт показал, что к наиболее эффективным интерактивным методам, способствующим развитию креативных способностей студентов вузов гуманитарного профиля выступает метод интерактивной игры, метод аналогий и метафор, метод анализа конкретных ситуаций (casestudy) и технология веб-квест.

Метод интерактивной игры (ролевые и деловые игры) выступает одним из особенно продуктивных, создающих оптимальные условия развития креативных способностей участников педагогического процесса. При этом, ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. В интерактивной игре студент выбирает для себя в качестве партнера «значимого другого» и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается «значимым другим». В этом контексте, взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого»,представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Другим методом, способствующим формированию креативных способностей, выступает метод аналогий и метафор. По убеждению Аристотеля, «располагаясь посередине между непонятным и общеизвестным, метафора, больше чем что-либо, способствует знаниям» [1] . Всякий раз, оказываясь в новой ситуации, человек старается осмыслить ее, соотнося происходящее с чем-то уже знакомым. Когда он мыслит аналогиями, то переносит глубинную структуру известного ему класса объектов на неизвестный объект. Этот мыслительный процесс, согласно Дж. Халперну, называется структурным отображением, что означает создание в памяти сетевых структур, репрезентирующих понятия, при котором внутренние структурные связи и внешние признаки (физические характеристики), служащие основой для кодирования, являются общими для каждого понятия [6].

Метод анализа конкретных ситуаций (casestudy) является специфической разновидностью проектной технологии. В проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности студентов, тогда как в данном методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Несомненно, объединение в новом взаимодействии различных способностей человека, информационных сетей, письменных, устных, аудиовизуальных способов коммуникации и ряда контекстов с течением времени подвергаются все большей трансформации. Такая потенциальная интерактивность меняет современную культуру, в результате чего рождается новая культура - культура виртуальной реальности и компьютерная коммуникация становится принадлежностью образованной части населения, помогая в решении профессиональных задач, охватывая сферу социальной активности.

Совершенным результатом обучения студентов в условиях современного вуза считается умение самостоятельно ставить задачу, прогнозировать ее результат, находить знания из различных источников, оценивать результаты своей деятельности и затем вновь формулировать новые задачи. Именно поэтому, следующим возможным решением проблемы развития креативных способностей студентов выступает технология веб-квест (Б. Додж, Т. Марч) - инновационная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность студентов с управляющей ролью преподавателя посредством информационно-коммуникативных технологий. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя поставленную педагогом учебную задачу. Названная технология сочетает проблемное задание с элементами ролевой игры. В процессе работы студент учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, обучается работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль), приобретает опыт участия в дискуссии. Результатом работы с веб-квестом, является появление культурных атрибутов, публикации минипроектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет). В качестве критериев оценки веб-квеста рекомендуется использовать оригинальность проекта, его исследовательский характер, качество аргументации, проявление навыков работы в микрогруппе, качество текста и устного выступления (презентации).

Итак, интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются: принцип организации мыследеятельности; принцип организации смыслотворчества; принцип организации рефлексии и свободы выбора.

В качестве детерминант, оказывающих влияние на развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля выступают структурные компоненты креативных способностей, рассмотренных нами с позиций векторно-контекстуального подхода. Развитие названных способностей возможно через адекватное дидактическое обеспечение, в роли которого выступают интерактивные технологии и методы, позволяющие развивать способность к прогнозированию, исследовательскую позицию, другодоминантность, профессиональную рефлексию.

Рецензенты:

Царева Р.Ш., д.п.н., профессор, профессор, Стерлитамакский филиал НОУ ВПО «Восточно-экономическая юридическая академия», г. Стерлитамак.

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор, профессор, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.