Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATIONAL – COGNITIVE INDEPENDENCE AS A FORMATION FACTOR OF THE SUBJECT POSITION AMONG STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE COURSE

Olkhovaya T.A. 1 Shakirova D.U. 1
1 Orenburg State University
Informational and cognitive independence as a formation factor of a subject position among students of a bachelor degree course is considered. Cognitive independence and cognitive strategies, projected on its basis, are a formation basis of student individual experience, which is essentially significant for development of a personal subject position. Informational and cognitive independence of future bachelors is considered as an integrative quality of the personality of a future bachelor, being characterized by his readiness independently to carry out cognitive activity, and also the activity connected with searching, the analysis, synthesis and processing of information, directed on professional self-development, self-realization and self-determination under the conditions of the quick growth of information volume and technological improvements. The realization of the interactive and information and communicative technologies, providing the designing and performance by students tasks for gaining experience of independent informational and cognitive activity, is considered as a leading pedagogical condition of subject position development among students of a bachelor degree course. Some features of scientifically – methodical maintenance of informational and cognitive independence development among students of a bachelor degree are designated.
interactive training
information technologies
cognitive independence
subject position
subjectivity
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность,  инновационность,  мобильность,  гибкость,  ответственность, динамизм  и конструктивность.  Будущий  профессионал  должен  обладать  стремлением  к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности  их  использования,  уметь  принимать  самостоятельные  решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

В настоящее время одним из стратегических ориентиров в развитии высшего образования оказывается аксиологическая парадигма педагогики. Аксиология образования - перспективное научное направление, отвечающее на многие вопросы и открывающее резервы повышения качества образования Аксиологической доминантой высшего образования является личность бакалавра с ее потребностью в самоактуализации, реализации творческого потенциала, саморазвитии, профессионального роста. Ценности личностного роста и благополучия: самоопределение; самореализация; индивидуальность; субъект-субъектные отношения; непрерывность образования; адекватность человека среде и ситуации; профессиональная мобильность; здоровье; корпоративность; конкурентоспособность. Познавательная самостоятельность студентов является показателем адаптации как первой стадии развития аксиологического потенциала личности [2]. Познавательная самостоятельность и проектируемые на ее основе познавательные стратегии инструментально формируют индивидуальный опыт студента, который является принципиально значимым для развития его субъектной позиции.

Позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за это образование, может обеспечить качественное профессиональное развитие бакалавра. Таким образом, основой профессионального роста и становления является активное и заинтересованное субъектное отношение к своему образованию. Субъектная позиция отражает индивидуальность, творчество, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию. В современной педагогической науке изучение субъектности и становления субъектной позиции в учебно-образовательном процессе имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического и общественного развития. В проблемном поле исследования субъектности и становления субъектной позиции в образовательном процессе  определились следующие исследования:

  • субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения [Ольховая Т.А];
  • субъектность - важное свойство личности, обеспечивающее успешное осуществление учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, и представляет собой особый уровень развития личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным, творческим преобразованием себя и окружающего мира [Бардынина В. А];
  • субъектность - особое качество человека, которое обусловливает интегрированность и целостность индивидуальности. [Гвоздева А.В];
  • субъектность как качественная и динамическая характеристика человека, интегрированная в современном социокультурном реалии диалога культур, указывающая на способности действовать в условиях свободы, толерантности, смыслотворчества и смыслопорождения, проявлять активную позицию, самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и креативно создавать способы и условия решения поставленных задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений [Недосека Л.А.].

Основным критерием успешности реализации концепции становления субъектности мы рассматриваем субъектную позицию студента. Субъектная позиция студента является выражением его образовательной активности в условиях университетского образования; выступая как сложная целостная система включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный, рефлексивный [5]. Актуальность данной проблемы также усиливает тот факт, что государству требуются высоко образованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать возможные последствия такого выбора, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к продуктивному сотрудничеству и взаимопомощи. Отметим также, что в связи с переходом на новые учебные стандарты бакалавриата, где сокращено время аудиторной работы, проблема становления и развития субъектности бакалавра становится особенно актуальной. В большинстве случаев, студенты, оказываясь после окончания школы в вузе, характеризуются недостаточным уровнем учебной организации  и самостоятельности, низким уровнем сформированности знаний, умений и навыков, отсутствием профессиональной направленности и положительной мотивации к учению. А также отсутствием качеств личности, необходимых для учебной и будущей профессиональной деятельности, слабой учебной активностью, ориентацией на репродуктивные способы решения учебных задач и неразвитостью самоконтроля. Таким образом, формирование субъектной позиции студентов бакалавров должно стать доминантной целью современного профессионального образования.

Актуальной задачей нашего исследования выступает обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие субъектной позиции студентов бакалавров.

Проведенные исследования в области развития познавательной самостоятельности (Калашникова И.В., Поторочина К.С., Черноусова Н.В., Перькова Н.В., Кондаурова И.К.), развития информационно-познавательной самостоятельности (Ольховая Т.А., Садова В.А.,) и результаты нашего пилотажного исследования, на факультете информационных технологий свидетельствуют, что одним из факторов становления субъектности выступает информационная познавательная самостоятельность. В связи с этим возникает обширная проблемная область, где необходимо оценить значимость информационной познавательной самостоятельности студентов университета и найти пути ее успешного развития на основе использования информационно-коммуникативных технологий.

Проанализировав исследования по данной проблеме было определено понятие «информационная познавательная самостоятельность будущих бакалавров» как интегративное качество личности будущего бакалавра, характеризующееся его готовностью самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, а также деятельность, связанную с поиском, анализом, синтезом и переработкой информации, направленных на профессиональное саморазвитие, самореализацию и самоопределение в условиях стремительного роста объема информации и совершенствования технологий [9].

В нашем исследовании в качестве одного из педагогических условий выбрана реализация интерактивных и информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих проектирование и выполнение студентами заданий на приобретение опыта самостоятельной информационно - познавательной деятельности.

В настоящее время в развитии высшего профессионального образования совершенствуются организационные формы образовательного процесса, его материально-техническая база, внедряются современные методы обучения и интерактивные образовательные технологии. Основные задачи высшего профессионального образования сегодня сводятся к формированию системы профессиональных знаний, умений, навыков и созданию положительного эмоционального настроя по отношению к выбранной профессии. Основой высшего образования является фундаментальное образование, получая которое бакалавр «усваивает основные законы природы и законы развития общества, формирует способность логически рассуждать, анализировать и систематизировать факты, принимать решения» и применять научный подход к изучению явлений, событий, процессов [6, с. 148]. В рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, математическое образование выступает частью фундаментального образования бакалавров вуза. Фундаментальность математического образования определяется многофункциональностью, наличием универсальных математических методов, основой которых является достаточный уровень логической обоснованности изучаемых явлений, ориентирует бакалавра не только на осуществление специализированной деятельности по рациональному использованию математического аппарата, но и способствует развитию личностных качеств. Во многом качество математического образования будущих бакалавров определяется интенсивностью реализации интерактивных и информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения.

Необходимость внедрения новых технологий, активизирующих субъекта образовательной деятельности связана с реализацией в высшей школе интерактивного обучения. Понятие «интерактивный» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или с кем-либо (например, с компьютером, книгой, человеком). Понятие «интерактивное обучение» представлено следующими его трактовками:

  • специальная форма организации познавательной деятельности учащихся в условиях их вовлеченности в процесс познания и возможности рефлексии этой деятельности (Суворова Н.Г.) [8];
  • специальная форма организации образовательного процесса, то есть совместная деятельность учащихся над освоением учебного материала (Козлова В.А.) [3];
  • диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на создание комфортных условий, когда студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность (Назарова В.Д.) [4].

Мы разделяем мнение Бутаковой С.М., Осиповой С.И., которые определяют интерактивную технологию как организацию процесса обучения, которая обеспечивает участие в коллективном, основанном на взаимодействии всех участников процесса, обучающем познании, а интерактивное обучение как обучение, построенное на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [1]. Интерактивное обучение характеризуется: субъектной позицией студента, опыт которого служит основным источником учебного познания.

Компьютеризация обучения позволяет организовать интерактивное обучение, интенсифицировать образовательный процесс. Важно отметить, что компьютер (нотбук, нетбук, планшеты и др.) являются таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого не только качественно изменяет и увеличивает возможности накопления и применения знаний каждым бакалавром, но и расширяет возможности познания.

Использование информационных технологий, интерактивный характер информационной познавательной деятельности позволяют усилить интеллектуальную функцию образования и сократить объем технической деятельности по дисциплине «Математика». Так, используя материалы учебно-методических комплексов дисциплины «Математика», был разработан специальный комплект рабочих тетрадей для студентов направления подготовки 220100 Системный анализ и управление, которые использовались студентами в электронном варианте. Данный комплект рабочих тетрадей использовался для проведения практических занятий, самостоятельной работы и в ходе промежуточной аттестации. Цель создания комплекта рабочих тетрадей - развитие практических навыков решения задач. Особенностью данных тетрадей являются уровневые задания, которые выполняя, студент овладевает конкретным материалом по данной дисциплине. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять основные группы, вычленять главное, знание приемов запоминания и т.д.

Задания первого уровня должен уметь выполнить каждый студент, прежде чем приступить к работе следующего уровня.

Задания второго уровня расширяют материал первого уровня, обеспечивают овладение студентами общими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Задания данного уровня увеличивают объем сведений, помогают глубже понять данный материал. Выполнение заданий данного уровня поднимает студента на уровень осознанного, творческого применения знаний и предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Этот уровень позволяет студенту проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Преимущество использования таких тетрадей как элементов технологий интерактивного обучения является то, что студенты становятся активными участниками образовательного процесса, при этом:

  • увеличивается объем информации, воспринимаемый студентом на занятии, так как механизм ее восприятия направлен в большей степени на «зрительную модальность;
  • повышается познавательная мотивация студента к изучению предмета;
  • возможность осуществить самоконтроль и самооценку студентом результатов своей учебной деятельности.

Приведем ещё один элемент технологии интерактивного обучения - это пример создания игровой ситуации, которое применялось нами на практическом занятие по дисциплине «Математика». В конце изучения темы «Определенный интеграл» одно из практических занятий проходило в форме деловой игры. Игра эффективно использовалась нами в качестве формы контроля знаний по данной теме в учебном процессе. Учебная группа студентов разбивалась на три игровые микрогруппы, равноценные по уровню математической подготовки. Из студентов, хорошо успевающих по данному предмету, заранее назначалась экспертная группа: три эксперта и один ведущий игры.

До проведения занятия данная группа разрабатывала под руководством преподавателя для каждой микрогруппы индивидуальные, равные по сложности задания (причем задания были сформулированы так, чтобы выяснить понимание студентами основных понятий, формул, методов вычисления, геометрического и физического приложения определенного интеграла) и продумывала правила игры (формулировала алгоритм игры, разрабатывала критерии оценки работы микрогрупп и оценки индивидуальной работы каждого игрока экспертом в группе), также готовила необходимые слайдовые презентационные материалы.

Главная функция ведущего во время игры заключалась в том, чтобы следить за соблюдением правил игры каждым участником и правильным ходом игры. Кроме того, в его обязанности входил контроль за временем, отведенным на выполнение каждого задания. Эксперт на протяжении всей игры вел наблюдение за поведением игроков своей микрогруппы и заносил в особую таблицу соответствующие баллы. Работа экспертов и ведущего оценивалась самими игроками и преподавателем. При оценивании индивидуальной и групповой работы игроков учитывались правильность выполнения заданий и форма их представления, количество индивидуальных и групповых ошибок, досрочное выполнение задания микрогруппой, факты нарушения правил игры, а также деятельность студентов в группе в ходе игры (корректность, самостоятельность, культура общения, умение слушать, эмоциональность, стремление к лидерству).

Использование таких игровых ситуаций на практических занятиях дает возможность преподавателю создать условия для проявления инициативы студента, способствует становлению его субъектной позиции в обучении и за короткий срок позволяет выявить уровень освоения каждым бакалавром данной темы и акцентировать внимание бакалавра на прикладных аспектах материала раздела «Определенный интеграл».

Как показал опыт, такие методы организации интерактивного обучения способствуют более активному взаимодействию преподавателя и студентов в форме диалога, а также обеспечивают обратную связь и контроль за усвоением содержания изучаемого материала, так как в течение практического занятия обсуждаются совместно со студентами правильность решения задач.

Таким образом, ключевым условием эффективности учебного процесса в вузе и приобретение опыта самостоятельной информационно - познавательной деятельности является совершенствование содержательной составляющей математического образования с учетом комплексного использования различных дидактических, методических и технических компьютерных средств, в ходе реализации интерактивных технологий в процессе обучения.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Мосиенко Л.В.,  д.п.н., доцент кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.