Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CHARACTERISTICS OF BACHELOR DEGREE STUDENTS´ TRAINING FOR THEIR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Dikikh E.R. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The author of article offers option of creation of the content of vocational training to pedagogical activity in the conditions of development of information society. On the basis of requirements imposed by the educational standard to the graduate of pedagogical higher education institution, and the analysis of a sociocultural situation requirements to results of training of the student of a bachelor degree to professional pedagogical activity in information and educational space are formulated. Based on structure of professional pedagogical activity in information and educational space, and also logic of development of pedagogical disciplines in educational process of pedagogical higher education institution, the author of article defined three stages of realization of a through naddistsiplinarny educational program of training of students of a bachelor degree to professional pedagogical activity in the information and educational space, developing readiness for professional pedagogical activity in information and educational space. The short characteristic of each stage of a through naddistsiplinarny educational program is given.
professional pedagogical activity
student of a bachelor degree
content of preparation
through naddistsiplinarny educational program
Реалии современности задают вектор развития образования: переход к информационному обществу связан с необходимостью подготовки человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологиями работы с ней.

Цель современного образования сформулирована президентом России В.В. Путиным и акцентирует внимание на способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В соответствии с этим в условиях глобальной информатизации образования актуальной становится проблема подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности, готовых к решению профессиональных задач на основе опыта обращения с информационными ресурсами и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.

Избыточные информационные ресурсы, информационная инфраструктура образовательного пространства, средства и технологии информационного взаимодействия, которые сегодня активно используются субъектами образовательного процесса для достижения целей образования, принято называть информационно-образовательным пространством [1, 3].

Вопросам профессиональной педагогической подготовки в условиях информатизации образования посвящено большое количество педагогических исследований. В рамках исследования была поставлена цель сформулировать требования, предъявляемые к результатам подготовки студента бакалавриата, готового осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в информационно-образовательном пространстве, а также в соответствии с этими требованиями описать содержание этой подготовки.

Анализ учебного плана подготовки бакалавров педагогики показал, что вопросы использования информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия не выделены в отдельную дисциплину в образовательном процессе педагогического вуза, а представлены в виде отдельных разделов в курсах «Информатика» и «Информационные технологии» без учета специфики профессиональной педагогической деятельности. В этой связи становится актуальным теоретическое обоснование подготовки к профессиональной педагогической деятельности в области комплексного использования возможностей информационно-образовательного пространства в профессиональной деятельности. В нашем исследовании мы не предлагаем для решения на практике исследуемой проблемы создавать новые курсы, ресурсы, технологии; мы «вписываем» свое исследование в существующую реальность подготовки студентов бакалавриата. Кроме этого, с нашей точки зрения, чрезвычайно важно научить студентов педагогического вуза осваивать информационно-образовательное пространство в рамках освоения педагогических дисциплин, задавая тем самым контекст решения учебных и учебно-профессиональных задач. Исходя из этого, необходимо комплексно интегрировать вопросы использования информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия в содержание педагогических дисциплин и представить содержание подготовки к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве в виде сквозной наддисциплинарной образовательной программы.

На основе требований, предъявляемых образовательным стандартом к выпускнику педагогического вуза, и анализа социокультурной ситуации нами были сформулированы требования к результатам подготовки студента бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве. В учебных программах, конструируемых в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, результаты освоения программы формулируются через «знать», «уметь», «владеть». Предполагается, что, освоив программу, студент бакалавриата:

  • знает об особенностях осуществления педагогической диагностики в образовательном процессе, происходящем в пространстве, насыщенном информационными ресурсами разных типов; о возможностях и особенностях инфраструктуры информационно-образовательного пространства и использовать ее в целях образования; о технологиях, программном обеспечении и сервисах, реализующих интерактивное взаимодействие между людьми, а также особенности и этикет Интернет-коммуникации; о возможностях информационно-образовательного пространства в организации образовательного процесса; о возможностях инфраструктуры информационно-образовательного пространства в осуществлении профессионального самообразования;
  • умеет осуществлять педагогическую диагностику развития личности ученика, анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать образовательную программу (в том числе опыт обращения с информацией и технологиями работы с информацией) и в зависимости от этого корректировать индивидуальный образовательный маршрут ученика; использовать инфраструктуру информационно-образовательного пространства (образовательные порталы, социальные сети) для осуществления образовательного процесса; организовывать интерактивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; определять затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, строить индивидуальный маршрут самообразования с использованием ресурсов и инфраструктуры информационно-образовательного пространства;
  • владеет технологиями педагогической диагностики; технологиями организации образовательного процесса в виртуальном пространстве (Интернет-коммуникация, веб-квест, гипертекстовая технология, телекоммуникационный проект и др.); технологиями осуществления интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса (в том числе и опосредованного); технологиями создания, развития и использования электронных образовательных ресурсов, технологиями создания информационного контента для учащихся в целях образования; технологиями поиска и отбора информации, связанной с осуществлением профессионального самообразования.

Сформулировав требования к результатам подготовки студента бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, охарактеризуем содержание этой подготовки.

Для того чтобы охарактеризовать содержание подготовки студента бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, необходимо учитывать структуру этой деятельности. На основе анализа подходов А.К. Марковой [5], И.А. Зимней [2], Н.В. Кузьминой [4] к описанию структуры профессиональной педагогической деятельности была выявлена структура педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, включающая:

  1. Мотивационный компонент, предполагающий принятие новых источников информации, ресурсов и возможностей, предлагаемых информационно-образовательным пространством для осуществления профессиональной деятельности, а также определяющий направленность и активность педагога в освоении пространства.
  2. Гностический компонент, предполагающий регулярное систематическое получение новых знаний о структуре и функционировании информационно-образовательного пространства, об осуществлении коммуникации и установлении связей в информационно-образовательном пространстве, о средствах и технологиях работы с информацией.
  3. Операциональный компонент, включающий:
  • проектировочную деятельность, предполагающую проектирование педагогической деятельности с использованием возможностей и ресурсов информационно-образовательного пространства;
  • конструктивную деятельность, подразумевающую осуществление выбора технологий работы с информационными ресурсами информационно-образовательного пространства, использование информационных ресурсов разных типов;
  • организаторскую деятельность, предполагающую освоение новых технологий обработки и представления информации, осознанный подход в выборе средств работы с информацией в зависимости от вида и сложности задачи;
  • коммуникативную деятельность, напрямую связанную с осуществлением коммуникации (в том числе Интернет-коммуникации) субъектов образовательного процесса между собой.

Основываясь на структуре профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве и логике дисциплины «Педагогика» в образовательном процессе педагогического вуза, были определены три этапа реализации сквозной наддисциплинарной образовательной программы: ориентационный, теоретико-методологический и деятельностный. Эти этапы последовательно развивают компоненты профессиональной деятельности студента бакалавриата в информационно-образовательном пространстве, и так как программа интегрирована в процесс профессиональной подготовки, то логика ее реализации соотносится с этапами профессиональной подготовки студента бакалавриата.

Целью ориентационного этапа программы является развитие мотивационного компонента профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве. Освоение этого этапа направлено на накопление опыта решения задач по осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве (осмыслению сущности педагогической деятельности в новых условиях, возможностей информационных ресурсов разных типов и информационных технологий для решения задач и т.п.).

На теоретико-методологическом этапе акцент сделан на накопление опыта решения задач, направленных на овладение информационными и педагогическими умениями, связанными с освоением и организацией информации, полученной из различных источников (учебники, интернет-ресурсы, СМИ и др.), формирование целостного педагогического знания, отражающего современный уровень развития педагогической науки, развитие компетенций, связанных с работой с историко-педагогическими источниками. Этот этап направлен на развитие гностического компонента профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве.

На деятельностном этапе программы акцент сделан на развитие операционального компонента деятельности. На этом этапе особое внимание было уделено накоплению опыта решения задач, направленных на формирование и развитие проектировочных, коммуникативных, организационных умений и навыков профессиональной деятельности, построение дальнейшего индивидуального профессионально-педагогического маршрута, проектирование и становление индивидуализированной концепции педагогического знания, стиля будущей профессиональной деятельности. Деятельностный этап сквозной наддисциплинарной образовательной программы предполагает активное практическое освоение студентами информационной инфраструктуры и использование средств информационного взаимодействия и является заключительным в формировании готовности студента бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве.

В результате исследования мы пришли к выводам, что требования современного общества обуславливают необходимость подготовки студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в условиях избыточности информации, ее неструктурированности и многообразия. На основе этого было конкретизировано содержание компонентов структуры профессиональной педагогической деятельности в новых условиях. В соответствии с компонентами профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве, а также с логикой освоения педагогических дисциплин в образовательном процессе педагогического вуза, было разработано и содержание подготовки студентов бакалавриата к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве.

Рецензенты:

Чуркина Н.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой химии и методики преподавания химии, ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.