Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CRITERIA AND STANDARDS OF MANAGER READINESS FOR THE INFORMATION AND ANALYTICAL WORK

Zolnikova I.N. 1
1 Branch of Tyum State Oil and Gaz University in Tobolsk
The article discusses the relevance to form readiness for the information and analytical work of the future managers by the means of information and communication technologies. Reveals the concept essence of the "information-analytical work" and "willingness to information and analytical work." The structure of preparedness for the information and analytical work includes four major components: motivational, cognitive, operational and personal. The level of preparedness for the information and analytical work of the future managers is based on a number of criteria and standards specified in the article. The author pays attention to the fact that the use of mixed technology training and the tools of information and communication technologies promotes the formation of readiness for the information and analytical work of the future managers.
information and analytical work
willingness to information and analytical work
levels of readiness
Важной частью деятельности различных видов предприятий, организаций, банков, финансовых учреждений сегодня становится информационно-аналитическая поддержка, без которой невозможно принятие управленческих решений. Современный уровень информатизации общества предполагает подготовку менеджеров, обладающих высоким уровнем готовности к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Проблема подготовки специалистов менеджеров изучалась многими учеными. Среди них - Грищенко Л.П., Киселева Н.А., Силкин А.В., Фомин В.И. и др. Однако, в большинстве своем, указанные исследования являются односторонними, не затрагивающими проблемы современного компетентностного подхода к подготовке будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности на основе средств информационно-коммуникационных технологий.

Для устранения разрыва между требованиями работодателей к информационно-аналитической готовности будущих менеджеров и содержанием дисциплин образовательной области информатика нами было проведено анкетирование среди работников банковской сферы, финансовых менеджеров г. Тобольска и Тобольского района.

Необходимо отметить, что результаты анкетирования респондентов показывают достаточно равномерное распределение в разных видах работы по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а именно - для поиска информации - 17 %, для подготовки отчетов - 20 %, для использования автоматизированных систем - 20 %, для электронной почты - 21 %, для использования компьютерной техники - 22 %. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение респондентов по применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Анализ анкетирования работников банковской сферы, финансовых менеджеров показал, что около 70 % из них столкнулись в начале своей профессиональной деятельности с трудностями, связанными с недостаточным уровнем знаний и умений в области информатики.

Понятие «готовность» имеет ряд интерпретаций в психолого-педагогической литературе и определяется как: психологическая установка (Д.Н. Узнадзе, Б.Е. Фишман); профессиональная компетентность (И.А. Зимняя, А.К. Маркова); активность личности (K.M. Дурай-Новакова, Т.И. Чечет); состояние подготовленности, владение теоретическими знаниями и практическими умениями (Е.А. Гудков, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко); комплекс качеств личности (Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, Н.М. Дресвянникова) [6].

Как отмечает В.А. Сластенин, готовность к деятельности есть такое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, определенных социальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [8].

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию понятия информационно-аналитическая деятельность. Согласно Фомину В.И., информационно-аналитическая деятельность специалиста понимается как «...извлечение из информации об изучаемом объекте (процессе), представленной в виде некоторой знаковой системы, интересующих исследователя компонентов и преобразование их к удобной для восприятия форме; последующую их интерпретацию на основе использования полуформальных и формальных языков для построения статических и динамических информационных моделей предметной области; их дальнейший предметный анализ в контексте процесса семиозиса как такового (т.е. «означивание» изучаемых моделей или самих объектов предметной области и поиск их интерпретаций). При этом интерпретация осуществляется в процессе предметного анализа путем извлечения из текста (в широком смысле этого слова) информации, посредством обращения к локальной картине мира в рамках предметной области или профессиональной сферы» [7].

В работе Трофименко А.Е. информационно-аналитическая деятельность определяется как деятельность по аналитико-синтетической обработке и переработке информации различных видов и форм с целью получения качественно нового знания для оперативного обеспечения процесса принятия решений в различных сферах деятельности [9].

И.Н. Кузнецов под информационно-аналитической деятельностью понимает процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию - аналитический документ [3].

Мы разделяем точку зрения Кривобоковой А., что «информационно-аналитическая деятельность (ИАД) - особый вид человеческой деятельности, призванный обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания» [2].

Готовность менеджера к информационно-аналитической деятельности предлагается понимать как совокупность мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, определяющих его направленность на осуществление информационно-аналитической деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Так как в системе высшего профессионального образования подготовка будущих менеджеров осуществляется на основе компетентностного подхода, то готовность к ИАД будет выражаться совокупностью компетенций, представленных в ФГОС нового поколения.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080200 менеджмент были отобраны компетенции, необходимые в информационно-аналитической деятельности менеджера [10]:

  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
  • владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
  • владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

В структуре готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров мы выделяем четыре составляющие [5]:

  • мотивационный компонент, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;
  • когнитивный компонент, который характеризует владение знанием содержания компетентности;
  • деятельностный компонент, определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;
  • личностный компонент, который проявляется в осознании будущего выпускника (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков.

Для оценки степени сформированности готовности к ИАД будущих менеджеров необходимо применение уровневого подхода и разработке системы критериев. Критерии прежде всего раскрываются через определенные показатели, по мере их проявления можно констатировать и степень выраженности критерия [5]. На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы были выделены критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности

Критерии

Показатели

Мотивационный

- стремление развивать личность;

- стремление овладеть информационными технологиями;

- стремление применять информационные технологии в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- стремление применять средства информационно-коммуникационных технологий в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- стремление к достижению высокого уровня профессиональной компетентности.

Когнитивный

- понимание роли информации в жизни индивида, роли и перспектив использования ИКТ в финансовой и банковской сфере;

- знание базовых понятий, связанных с информацией, информационными процессами, техническими и программными средствами реализации информационных процессов в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- знание принципов, методов и средств ИКТ, применяемых в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- знание технологий применения средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности.

Деятельностный

- владение инструментальными технологиями поиска, передачи, преобразования и хранения данных с использованием ИКТ;

- владение средствами ИКТ, необходимыми для представления деловой информации в эффектной и удобной для восприятия форме;

- владение технологиями инструментального анализа данных для решения поставленных задач в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- способность к анализу, систематизации, обобщению, представлению полученных результатов, выбору путей их достижения.

Личностный

- способность адекватно оценивать собственные достижения при использовании средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- развитие профессионально важных качеств (психологические, социальные и т. д.);

- настойчивость в овладении информационными технологиями.

Поскольку готовность к ИАД включает четыре компонента (мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного), определить уровень ее сформированности и последующего развития можно, определив уровень сформированности каждого из этих компонентов, а затем применить итоговую оценку.

В соответствии с выделенными показателями были определены уровни готовности к ИАД: низкий (незначительный интерес или его отсутствие к ИАД, отсутствие системы знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию носит эпизодический характер); средний (устойчивый интерес к ИАД, сформированная система знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию заметен, но носит циклический характер); высокий (значительный интерес к ИАД, свободное владение и творческое использование знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию очевиден и постоянен).

Выявленная структура готовности к ИАД требует выбора таких средств, технологий и методов обучения, которые бы способствовали ее развитию и формированию. В качестве таких средств были выбраны средства ИКТ и технология смешанного обучения. Как отмечает К. Кун, в качестве цели смешанного обучения выступает стремление объединить преимущества очного преподавания и электронного обучения, осуществляемого при поддержке образовательных ресурсов, так, чтобы постараться исключить недостатки обеих форм обучения [4].

В общем виде средства ИКТ, применяемые в обучении, можно представить в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих программных и методических средств, созданных на электронных носителях информации и самих технических устройств, без которых данные средства не могут быть использованы в учебном процессе. Они позволяют транслировать информацию, осуществлять информационный обмен, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Они являются не только средством наглядного представления информации, но и применяются для повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний [1].

Таким образом, готовность к информационно-аналитической деятельности будущего менеджера становится в современных условиях ведущей составляющей профессиональной компетентности менеджера и представляет собой целостное единство четырёх взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного, деятельностного, личностного и мотивационного. Все это подтверждает идею об актуальности применения средств ИКТ в формировании готовности к ИАД.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск.

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, ведущий профессор кафедры педагогики «Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.