Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE CREATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY

Slobodchikova I.V. 1 Bodzhaeva V.V. 1
1 Kalmyk State University
The necessity of transition of the Russian regions on the path of innovative development. It is shown that sustainable economic development of the region is possible only in the case of transfer of innovative technologies entrepreneurial University in the regional economy. The questions about the use of innovative capital and infrastructure of the University as a strategic element of the innovation economy. The prerequisites for technology transfer University in the real sector of the economy. Highlights the main elements of innovation infrastructure and define their functions. Discusses some possible measures to create favorable conditions for development of innovation activity in the Russian regions taking into account the level of development and the nature of business.
region
innovation development
innovation capital
innovation infrastructure
entrepreneurial university
В современном мире важной составляющей социально-экономического развития являются инновации, в основе которых лежит научно-технический прогресс, связанный с научной деятельностью. В свою очередь, достижения науки, проявляющиеся в открытиях и изобретениях, оказывают существенное влияние на рост производительности труда, улучшение качества производимой продукции и оказываемых услуг, во многом определяя конкурентоспособность. Поэтому одним из стратегически важных направлений развития российского региона является инновационное, характеризующееся многократно возросшими возможностями научно-технических достижений и способное обеспечить решение стоящей перед экономикой страны и регионов задачи перехода в качественно новую стадию устойчивого подъема производства. Что обуславливает актуальность исследования.

Однако создание, заимствование и внедрение технологий невозможно без определенного уровня научно-технического развития учреждений и предприятий, размещенных на территории региона. Поэтому решение стоящей перед российскими регионами задачи перехода к стабильному социально-экономическому развитию на основе внедрения в производство научных достижений вызывает необходимость формирования соответствующего инновационного потенциала. Следует отметить, что под инновационным потенциалом региона следует понимать совокупность имеющихся средств, внутренних возможностей конкретного региона для осуществления и развития на его территории инновационной деятельности, т. е. для создания инноваций, эффективного их использования.

Республика Калмыкия, занимая площадь в 74,7 тыс. кв. км, расположена на крайнем юго-востоке европейской части Российской Федерации и входит в состав Южного федерального округа. Для устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия существуют все необходимые условия. Геоэкономически республика находится в относительной близости от некоторых крупных развитых центров (Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Астрахань). Природный и интеллектуальный потенциал, наличие минерально-сырьевых ресурсов в сочетании с имеющимися кадрами, создают условия для ускоренного социально-экономического развития республики.

При этом социально-экономическое положение республики по сравнению с Российской Федерацией и субъектами Южного федерального округа достаточно сложное. В Республике Калмыкия проживает 0,1% населения страны и 0,19% экономически активного населения, производится 0,07% ВРП, 0,5% продукции сельского хозяйства РФ, доля инвестиций в основной капитал РФ составляет 0,1%.

В связи с этим основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Калмыкия является преодоление бедности, обеспечение эффективной занятости и существенного роста реальных доходов населения, формирование благоприятной хозяйственно-предпринимательской, социокультурной и экологической среды для его устойчивого воспроизводства на уровне современных стандартов. Средством достижения этих целей является переход экономики Республики Калмыкия на путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Такая цель предполагает технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности товаров, производимых на территории республики, увеличение их экспортного потенциала, а также превращение интеллектуальных ресурсов в реальный экономический фактор. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: увеличение числа инновационно-активных организаций; увеличение объема инновационной продукции, производимой на территории республики, конкурентоспособной на российском и мировом рынках; интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса; развитие инновационной инфраструктуры.

Не смотря на рост внутренних текущих затрат Республики Калмыкия на прикладные исследования и разработки, затраты на фундаментальные исследования снизились. В целом этот показатель остается достаточно низким (таблица 1).

Таблица 1

Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ [7]
(миллионов рублей)

 

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

Разработки

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Российская Федерация

95881,3

106924,0

108160,9

92010,7

113096,8

129304,4

301558,8

348365,9

417596,4

Южный федеральный округ

1965,9

2376,1

2448,9

2342,4

3587,6

4575,5

8115,9

9332,1

10563,9

Республика Адыгея

53,7

79,6

83,0

1,5

63,8

70,1

2,7

2,8

2,9

Республика Калмыкия

52,0

69,4

36,3

10,4

10,7

14,1

0,3

0,7

10,5

Краснодарский край

712,6

958,0

908,1

1118,0

1352,7

2181,8

1228,4

1290,2

1421,8

Астраханская область

225,6

117,2

86,8

118,9

342,7

329,0

24,5

79,2

84,9

Волгоградская область

286,7

313,5

281,1

329,7

665,5

725,5

1790,3

2054,3

2162,0

Ростовская область

635,3

838,4

1053,7

763,9

1152,1

1254,9

5069,6

5904,9

6881,9

Инновационная активность организаций Республики Калмыкия характеризуется низкой степенью их участия в осуществлении инновационной деятельности. В таблице 2 приведена сравнительная характеристика уровня инновационной активности организаций Российской Федерации и регионов Южного федерального округа.

Таблица 2

Инновационная активность организаций (в процентах) [7]

 

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

9,4

9,3

9,5

10,4

10,3

Южный федеральный округ

8,0

7,2

7,5

6,5

7,4

Республика Адыгея

10,4

9,1

10,0

9,7

6,8

Республика Калмыкия

-

-

-

1,1

1,2

Краснодарский край

6,8

5,4

6,2

6,1

7,4

Астраханская область

6,9

9,9

12,8

5,2

5,8

Волгоградская область

9,5

8,4

8,4

7,9

7,1

Ростовская область

9,4

7,8

7,3

6,6

8,7

Северо-Кавказский федеральный округ

5,2

5,8

6,2

5,2

6,4

Республика Дагестан

8,3

7,9

6,7

2,9

6,5

Республика Ингушетия

-

-

-

5,9

-

Кабардино-Балкарская Республика

4,1

6,2

8,3

9,9

9,4

Карачаево-Черкесская Республика

5,3

5,6

4,3

4,3

2,8

Республика Северная Осетия - Алания

3,3

5,5

7,7

5,4

4,5

Чеченская Республика

...

...

0,8

0,8

-

Ставропольский край

7,2

7,3

7,2

5,8

8,8

Приведенные данные подтверждают тот факт, что в настоящее время созрела необходимость создания технологической платформы, консолидирующей усилия органов власти, научно-образовательного и бизнес-сообществ для формирования государственной политики в инновационной сфере. Республика Калмыкия является регионом с преобладанием аграрного производства, на долю которого приходится 34% ВРП. Научные исследования ведутся по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики, одним из которых является агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство выступает потенциальным потребителем наукоемкой продукции. Однако научной составляющей производственного процесса не уделяется должное внимание, что подтверждают данные таблицы 3.

Таблица 3

Используемые передовые производственные технологии [7]

 

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

184374

201586

203330

191650

191372

Южный федеральный округ

7748

8301

7743

7522

7848

Республика Адыгея

15

26

120

128

141

Республика Калмыкия

6

6

6

16

15

Краснодарский край

2088

2070

2159

2128

2261

Астраханская область

282

490

551

591

554

Волгоградская область

2941

3182

2243

1989

2055

Ростовская область

2416

2527

2664

2670

2822

Таким образом, устойчивое экономическое развитие региона возможно только в случае трансфера инновационных технологий предпринимательского университета в экономику региона. А предпринимательский стиль управления позволит вузу эффективно развиваться, быть устойчивым, давать качественное образование и получать доход от реализованных инновационных проектов, базирующихся на научных исследованиях. Предпринимательский университет может не только активно участвовать в региональном развитии, но и значительно расширить сферу воздействия на устойчивое экономическое развитие региона.

Мировая практика коммерциализации результатов научных фундаментальных исследований свидетельствует, что классические университеты имеют значительный потенциал для реализации себя как системообразующих элементов инновационной экономики. Данная реализация возможна через процесс трансфера технологий. Трансфер технологий следует понимать как компонент процесса трансфера знаний, обеспечивающий перенос новых технологий от создателей к пользователям. [2]

Современным центром науки и образования в Республике Калмыкия является Калмыцкий государственный университет, имеющий необходимые ресурсы - специалистов, опыт, материальную базу, научную базу,  способный стать организационным катализатором для достижения цели инновационного развития республики. Одним из основных приоритетных направлений университета является развитие интеллектуального пространства, что обусловлено необходимостью инновационного прорыва как в области производства, так в науке и образовании. Осуществлять этот прорыв способны специалисты, обладающие нестандартным мышлением и необходимыми компетенциями. 

Вместе с тем, наличие инновационного капитала является условием, при котором возможно эффективное развитие, но при условии существования форм, в которых он сможет реализоваться. В качестве форм реализации инновационного капитала выступают объекты инновационной инфраструктуры. Как свидетельствует мировой опыт, наличие соответствующей иннова­ционной инфраструктуры является необходимым условием результативного инновационного развития. Так, в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

Следует отметить, что инновационная инфраструктура университета представляет собой систему структурных элементов, обеспе­чивающих формирование и эффективное использование инновационного капитала и способствующих активизации инновационной деятельности. Инно­вационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инно­вации, между научной идеей и ее практическим воплощением.[1]

К числу задач формирования и развития инновационной инфраструктуры следует отнести: поддержку функционирования вузовской науки; реализацию инновационного капитала университета; обеспечение осуществления инновационной деятельности; продвижение готовой продукции на рынок; оказание услуг инновационным предприятиям.

На сегодняшний день на базе Калмыцкого государственного университета созданы элементы инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса на основе поддержки научных разработок, к числу которых следует отнести учебно-производственные и образовательные центры, молодежные инновационно-технологические центры, малые инновационные предприятия, инновационно-аналитический отдел.

Так, 19 учебно-производственных и образовательных центров занимаются исследованиями в области иммуногенетических исследований животных, изучением проблем физической культуры и спорта, организацией и проведением курсов иностранных языков и т.д.

Результаты научных исследований, полученные на площадках шести молодежных инновационно-технологических центров (нанотехнологий и энергоэффективных систем, 3Д-прототипирования, выставочный, интеллектуальной собственности и др.), легли в основу создания 14 малых инновационных предприятий. Большая их часть связана с сельскохозяйственным производством, являющимся отраслью специализации республики.

Следует отметить, что важную роль в привлечении молодежи к научным исследованиям, раскрытии и реализации их потенциала играет Клуб «УМНИК» - Объединение молодых ученых и студентов для участия в развитии инновационных процессов республики. Поддержку умники получают из государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На сегодняшний день из более чем 140 разработанных проектов молодых ученых КалмГУ данным Фондом поддержаны 78 по программе У.М.Н.И.К. Активно подаются заявки на получение авторских свидетельств и патентов на инновационные разработки. На сегодняшний день получено 50 охранных документов, подготовлено 20 заявок.

Следует отметить, что важнейшей стадией научно-инновационного процесса, обеспечивающей востребованность и практическую реализуемость инновационного проекта, является коммерциализация технологий. Основными источниками финансирования инновационных проектов гранты, программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, собственные средства. Можно выделить следующие этапы коммерциализации интеллектуальной собственности: отбор наиболее перспективных проектов, определение спроса и предложения, разработка бизнес-плана, оформление документации, организация производства, продвижение продукции на рынок.

Таким образом, серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволит обеспечить выполнение всех своих функций, а также быстро адаптироваться к постоянным изменениям, связанным с непрерывным процессом создания новых знаний. Можно выделить несколько общих принципов решения этой задачи:

  • инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;
  • объектам инновационной инфраструктуры необходима координация действий при оказании услуг, а также взаимодействие с аналогичными организациями других субъектов РФ для обмена опытом;
  • при формировании инфраструктуры следует опираться на отечественный и зарубежный опыт. [6]

В заключении отметим, что региональные вузы играют определенную роль в формировании инновационной экономики субъектов Российской Федерации. В частности, Калмыцкий государственный университет может внести свой вклад в решение этой задачи, обеспечить реализацию проектов имеющейся научной и производственной базой. А от уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества ее функционирования будет зависеть не только скорость осуществле­ния инновационных преобразований, их стоимость и результатив­ность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (14-32-01260)

Рецензенты:

Мантаева Э.И., д.э.н., профессор, проректор по экономике и инновациям, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет", г. Элиста;

Бадмаев С.Б., д.э.н., профессор,  профессор кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет", г. Элиста.