Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION RETRIEVAL IN THE INTERNET ENVIRONMENT AS THE FACTOR OF COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENTS

Eliseev V.N. 1
1 Orenburg State University
Information retrieval in the Internet environment is considered as an obligatory component of an educational trajectory of the higher education institution students, providing continuity and complexity of the educational experience, got in the conditions of on-line and off-line-training formats variety. Development of students´ cognitive independence in the Internet environment involves designing a system of information and communication links between them, which they realize by mastering instruments of web technologies (technical aspect) and are initiated by means of pedagogical technologies (axiological aspect). Information retrieval competence is presented as the integrative analytical characteristic of the student’s identity, which appears in the ability to identify and find the information, insufficient for adequate understanding and solving educational and life problems. Components of information retrieval competence of the higher education institution students are marked: gnostic, strategic, technical, critical, axiological. The pedagogical essence of the personal educational environment as personal development phenomenon is revealed.
information retrieval
information retrieval competence
cognitive independence
student’s personal learning environment
Образование в информационном обществе, как и все социальные процессы, все больше становится объектом технологического воздействия. Высшее образование становится более динамичным, сетевым и все более электронным. Современный студент живет в мире Интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио и видео контента, что дает ему возможность, с одной стороны, иметь неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам, а с другой - позволяет поддерживать коммуникацию с преподавателем в любое время, в любом месте.

Одной из актуальных ключевых компетентностей современного человека является информационная компетентность, однако, такие ее составляющие, как умение определить проблемы и пути их решения, самостоятельно найти необходимую для этого информацию, умение анализировать новые ситуации и формулировать поисковые запросы для такого анализа, способность осваивать новые знания по собственной инициативе формируются в образовательном процессе вуза, в большинстве случаев, стихийно.

Суть новой образовательной парадигмы состоит в смещении основного акцента с усвоения заданного объема информации на развитие самостоятельного (критичного) мышления, с использования готового знания на обогащение опыта работы с любой информацией при решении разнородных и разноуровневых задач. В новой концепции образовательного процесса в вузе акцент сделан на внедрении различных форм организации самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов, что позволит будущим профессионалам быть готовыми к постоянным изменениям в технологиях и знаниях. Информатизация и виртуализация определены как одни из ведущих тенденций инновационного развития университетского образования [2]. Значительная часть самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов осуществляется в Интернет-среде. При этом специально организованная самостоятельная информационно-познавательная деятельность студентов в Интернет-среде представляется весьма перспективным направлением оптимизации образовательного процесса в вузе, так как Интернет, представляя собой ключевую информационную среду современного общества, становится эргономичным пространством обучения и самообразования. Кроме того, Интернет как информационная и информационно-образовательная среда имеет значительный, в полной мере не актуализированный и не используемый в образовательном процессе вуза потенциал саморазвития человека.

Поиск информации в сети Интернет - это одно из ключевых направлений, которое необходимо освоить современным студентам. Это связано с тем, что в сети Интернет происходит экспонентный рост объемов информации и при отсутствии знаний в области поиска информации в Интернете эффективность работы с ним становится значительно ниже. Для успешной личностной и профессиональной социализации современного человека необходимы новые методы работы с информацией: за единицу времени необходимо получить информационный максимум.

Актуальность исследования информационно-поисковой деятельности студентов в Интернет-среде подтверждена сложившимися к настоящему времени в высшем профессиональном образовании противоречиями между:

  • между потребностью общества в выпускниках вузов, способных работать в инновационном режиме, что предполагает развитую компетентность в информационно-поисковой деятельности, и недостаточной подготовленностью будущих профессионалов к этой деятельности;
  • расширением информационного потока, увеличением объема и скорости появления и передачи информации и недостаточной разработанности эффективной технологии формирования компетентности студентов в области поиска, анализа и интерпретации информации;
  • потенциальными возможностями информации для личностно-профессионального развития студентов и сохранением традиционного ее транслирования в учебном процессе вуза.

Выявленные противоречия, анализ научной литературы, образовательной практики вузов и опыта собственной педагогической деятельности позволили определить проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки научно-методического сопровождения освоения студентами эффективной информационно-поисковой деятельности в Интернет-среде, направленной на формирование у них познавательной самостоятельности.

Эффективность взаимодействия личности с информационной средой сопряжена с:

  • развитием информационной культуры (Н.И. Гендина, Е.В. Гнатышева, В.П. Казанцева, Э.Л. Семенюк, И.Ю. Степанова);
  • освоением эффективных стратегий информационного поиска (Я.С. Гончарова, Л.Н. Горюнова, М.А. Круглова, Я.А. Провоторова, В.Н. Цыган);
  • формированием информационно-поисковой компетентности (Э.Ю. Новикова) и информационно-познавательной самостоятельности (В.А. Садова).

Анализ зарубежных концепций информационного поиска показал, что внимание исследователей сосредоточено на разных аспектах процесса поиска: часть моделей описывают конкретные действия человека во время поиска информации [7, 9], часть - этапы или стадии процесса [10], а третья группа моделей описывает факторы, определяющие успешность поиска либо влияющие на него каким-либо образом. К числу таких факторов разные авторы относят, во-первых, характеристики внешней среды (нехватка времени или других ресурсов, дизайн поисковой системы), во-вторых, особенности ищущего человека (пол, возраст, предыдущий опыт, различные знания и навыки, мотивация, а также черты личности), и в-третьих, характеристики информационно-поисковой задачи (её сложность) [6, 8].

В отечественной исследовательской практике механизмы деятельности, связанной с процедурами просмотра и селекции значимого материала, в настоящее время детально изучаются только в библиотековедении и информатике. В этих науках исследуют характеристики стратегии построения запроса к информационной системе, процесс отбора необходимых данных. Однако остаются без решения проблемы соответствия поиска задачам и целям деятельности конкретного человека, оценки способов поиска, подготовки студентов вузов к образовательному и профессионально-ориентированному взаимодействию в цифровой (информационной) среде.

В нашем исследовании информационный поиск в Интернет-среде мы рассматриваем как обязательный компонент образовательной траектории студентов, обеспечивающий преемственность и комплексность (системность) образовательного опыта, получаемого в условиях многообразия форматов on-line и off-line-обучения. Информационный поиск - целостный познавательный процесс в информационной среде, включающий этапы: определение цели, формулирование задачи поиска; разработка рабочей программы поиска; реализация поиска; детализация результатов поиска; конструирование субъектно-нового знания.

Теоретический анализ и концептуальный синтез позволил определить содержание и компоненты информационно-поисковой компетентности студентов. Информационно-поисковую компетентность мы определяем как интегративную аналитическую характеристику личности студента, проявляющуюся в умении идентифицировать и находить информацию, недостающую для адекватного понимания и решения образовательных и жизненных задач. Информационно-поисковая компетентность включает следующие компоненты:

  • гностический - осознание необходимости самостоятельного информационного поиска для эффективного решения образовательных задач;
  • стратегический - умение определять оптимальную (по эргономичности и временным затратам) стратегию сбора и обработки информации для конкретных образовательных и жизненных ситуаций и задач;
  • технический - умение эффективно пользоваться информационными ресурсами и технологиями, инструментами и сервисами Интернета в поисковой деятельности;
  • критический - умение оценить надежность информационных источников и найденной информации;
  • аксиологический - интеграция отношений, отражающих ценностные доминанты самостоятельного информационного поиска.

Интернет изменил динамику педагогического взаимодействия, ускорив ритм информационно-коммуникационных процессов между субъектами образования, «работающими» благодаря этой технологии в режиме реального времени, что можно определить как «сворачивание пространства и времени» (Э. Гидденс). Интернет как информационно-коммуникационная структура создаёт новый тип образовательного пространства и новый тип педагогического взаимодействия, так как создаёт качественно новые возможности актуализации познавательной самостоятельности студентов.

В этом контексте значимым для нашего исследования является актуализация образовательного потенциала новой концепции Интернета Web 2.0 (Тим О'Райли). Web 2.0 - новый термин, описывающий различные подходы и принципы работы и взаимодействия с информацией в сети. Концепция Web 2.0 позволяет сетевым пользователям одновременно получать информацию из большого количества разных сайтов и доставлять ее на свой собственный сайт для того, чтобы найти ей новое применение. Таким образом, Web 2.0 позволяет данным работать в качестве самостоятельной субстанции, которую каждый может корректировать, изменять или интегрировать по своему усмотрению.

Аксиологической доминантой концепции Web 2.0 является идея opensource, т.е. открытого программного обеспечения. Феномен свободного программного обеспечения зародился в недрах академической (университетской и научно-исследовательской) среды. Идея открытого программного обеспечения и создаваемые на ее основе открытые образовательные курсы (базовые образовательные ресурсы) открывают не просто новые технологии, возможности и коммуникации, но и новую философию образования. Именно на принципы opensource опираются глобальные инновационные проекты в университетском образовании.

Преимущества образовательных инициатив на основе открытого программного обеспечения мы видим в следующем:

  • обеспечение фундаментального права на образование (альтернатива приватизации знания);
  • децентрализация и доступ к «элитным» знаниям;
  • бесплатный доступ и легальность использования образовательно-информационных ресурсов;
  • удобство и комфорт, эргономичность;
  • актуализация субъектной позиции студента (новые статусы комментатора, соучастника дискурса, производителя информации).

Именно новый образовательный интернет-потенциал Web 2.0 в контексте opensource формально и содержательно изменяет учебный процесс в современном университете. Преподаватель - уже не транслятор информации, а равноправный партнер, который помогает студенту активно конструировать новое знание на основе информационного поиска и познавательной самостоятельности.

Как вариант актуализации образовательного потенциала новой концепции Интернета мы рассматриваем конструирование персональной образовательной среды студента. Мы полагаем, что составляющие информационного ресурса преподавателя и образовательной среды студента, представленные в открытой информационно-насыщенной среде, имеют свои области пересечения. В этой связи необходимо совмещение данных областей через рассмотрение общих принципов функционирования и поиск информационно-коммуникационных средств их реализации. При этом информационно-коммуникационным базисом персональных образовательных сред студентов и преподавателей является Интернет, с его инновационными сервисами Веб 2.0.

Проектирование персональной образовательной среды является одним из инструментов организации обучения в сетевом сообществе. Обучение в сетевом сообществе (сетевое обучение) - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой (совместной) организацией взаимодействия участников. Такой подход послужил основой для возникновения синергетических эффектов [5]. А в результате перегруженности информацией возникает потребность в новых способах анализа, отбора, структурирования информации в соответствии с ее значимостью. Как показало исследование Т.А. Ольховой, синергетические эффекты являются необходимым условием становления субъектности студентов [4]. Познавательная самостоятельность студентов является одним из показателей становления субъектности, а информационно-поисковую компетентность мы рассматриваем как результат личностно-субъектных обретений студента в процессе образовательной деятельности. Познавательная самостоятельность студента есть результат его субъектной активности, проявляющийся в инициативности, критичности, проективности и адекватной оценки результатов информационного поиска и информационного решения. Поэтому принцип субъектности является одним из ключевых для проектирования и функционирования персональной образовательной среды студента. Данный принцип предполагает актуализацию субъектной позиции студентов, развитие субъект-субъектных (полисубъектных) отношений в процессе совместной информационно-познавательной деятельности.

Развитие информационно-познавательной самостоятельности студентов в Интернет-среде предполагает проектирование системы информационно-коммуникативных связей (сетевых контактов, взаимодействия) студентов, реализующихся на основе освоения инструментов web-технологий (технический аспект) и инициирующихся посредством педагогических технологий (аксиологический аспект). Результатом информационно-познавательной самостоятельности является компетентностное (личностно-профессиональное) развитие студентов, включающее освоение новых знаний, умений, навыков, способов и видов деятельности и ориентацию на познание и информацию как ценность.

Персональная образовательная среда является инструментом и пространством познавательной деятельности студента, в которой интегрируются ресурсы открытого информационного пространства, формального и неформального образования, удовлетворяющие личностные информационно-образовательные потребности и запросы студентов и формирующие ценностно-смысловой контекст самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов. Как информационно-технологический феномен персональная образовательная среда характеризуется набором постоянно обновляющихся и расширяющихся сервисов Веб 2.0.

Педагогическая сущность персональной образовательной среды (как личностно-развивающего феномена) состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного управления своей образовательной деятельностью, в актуализации их субъектной позиции. Персональная образовательная среда одновременно выступает как среда организации самостоятельной информационно-познавательной деятельности студентов и как средство управления учебными коммуникациями в рамках предметных областей вузовских дисциплин.

На методическом уровне успешность развития познавательной самостоятельности студентов на основе освоения информационно-поисковой деятельности в Интернет-среде определяется степенью овладения студентами инструментами и методами информационного поиска; актуализацией аксиологических составляющих информационного поиска; вариативностью использования мирового виртуального пространства в качестве ресурса образовательного процесса. Дальнейшее исследование обозначенной проблемы развития познавательной самостоятельности студентов мы связываем с разработкой и внедрением комплекса усложняющихся профессионально-ориентированных информационно-поисковых задач.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.