Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE CONFIDENCE OF THE MINERS TO DIFFERENT CHANNELS OF INFORMATION ON THE SAFE USE OF MEDICINES

Petrov A.G. 1 Bogomolova N.D. 1 Petrov G.P. 1
1 SEI HPE «Kemerovo State Medical Academy," the Ministry of Health of Russia
The aim of the study was to improve the quality and effectiveness of information technology to provide miners with reliable information about the safe use of medicines. It was found that most respondents need more information about safe use of medicines after their purchase. The survey revealed that 73.5% of the respondents would like to have access to information about the safe use of medicines. It has been proved that 80.7% of customers are satisfied with the information about the rules of admission and purchase drugs? not satisfied - 15.6%, partially satisfied- 3.7%. It has been revealed that 87.1% of visitors seek more information from pharmacists, do not ask information- 12.9%. Physicians influenced the option of drugs in 72,1%, pharmacists’ advice-13,7%, relatives and frieds-6,8% , their own knowledge and experience, 4.6%, Advertising-2,8%.
pharmaceutical care; development of information technology; safe use of medications
За последние 30 лет человечеством было воспроизведено столько же информации, сколько за три предшествующих тысячелетия, и темп прироста информации продолжает расти. Это стало в большей степени возможным благодаря развитию сети Интернет [1].

В этой связи для успешной деятельности современным специалистам любых отраслей требуются навыки поиска и критической оценки информации, селекции целевой информации и фильтрации информационного шума.

Отсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования
лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам.

За рубежом и в России отмечается большое число исследований, направленных на разработку и внедрение концепции ФП в процесс лечения отдельных заболеваний, в т.ч. профессиональных [2].

В связи с этим в процессе управления качеством фармацевтической помощи одной из важнейших задач является обеспечение шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств. Актуальность такого утверждения основана на том, что в мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяет их недолжным образом [4].

Развитие информационных технологий привело к изменению не только основных источников получения информации, но и предопределило создание новых инструментов ее оперативной доставки к массовому по­требителю [6].

Понимание роли фармацевтического работника в аспекте принципов ФП как квалифицированного консультанта медицинских специалистов и пациентов по вопросам рационального применения ЛС коренным образом меняет стратегическую цель работы   аптеки и переводит ее из плоскости отношений «продавец-покупатель» в сферу охраны здоровья и терапевтических взаимоотношений «врач-пациент-провизор» [2].

Современные научные подходы концепции ФП свидетельствуют о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени особенностей ФП, с включением в нее модели качества фармацевтической помощи, с учетом повышения значимости фармацевтической культуры в системе отношений «провизора-пациента-врача».

Социальная цель фармацевтической культуры достигается в основном за счет общей профессиональной культуры специалистов. В данном случае речь идет о фармацевтической культуре и врача, и провизора, и пациентов.

В системе отношений всех участников фармацевтической помощи важное значение имеет фармацевтическая образованность, включающая фармацевтическую осведомленность специалистов, фармацевтические личностные установки, которые связаны с фармацевтическим образованием, фармацевтический интеллект, знания психологии общения, современную номенклатуру лекарственных средств, нормативно- правовую базу и др.

Однако на сегодняшний   день   правовое   поле,   регулирующее     фармацевтическую  сферу,  находится   на  стадии   развития   и   имеет  в недостаточной степени проработанные механизмы контроля. В связи с этим в деле обеспечения безопасного использования шахтерами лекарств особую роль приобретают действия,  направленные  на прямое  воздействие  на потребителей (консультирование, обучение).

Цель исследования - повышение качества и эффективности информационных технологий в обеспечении шахтеров достоверными сведениями о безопасном использовании лекарственных средств.

Материалы и методы исследования. Объект исследования при изучении доверия шахтеров к различным каналам получения информации о безопасном использования лекарственных средств представлен шахтерами основных групп профессий (целевое исследование): горнорабочий очистного забоя, проходчик, горнорабочие подземные, мастер- взрывник, электрослесарь подземный, машинист горных и выемочных машин. Количество респондентов  (n=200) определено на основе случайной бесповторной выборки.

Исходя из актуальности обсуждаемой темы и для использования различных каналов передачи информации о рациональном использовании лекарств, было решено провести количественное медико-социологическое исследование. Для проведения исследования выработана методика, на основе которой составлена анкета для количественного опроса. В анкете выделены вопросы, относящиеся к потребителю ЛС, частоте использования лекарств, желанию быть осведомленным о правилах рационального использования ЛС и др. Материал обработан в программе Statistica 6.1 (лицензионное оглашение  B092231FAN3).

Результаты и их обсуждение. В исследованиях показано, что медицина и фармация как особая сфера образовательного процесса органично связана с самопознанием человека в системе социальных взаимоотношений.

Современная эпоха с возрастающим количеством информации, с ускорением технологических процессов обусловила необходимость пересмотра принципов и парадигм в образовательном процессе.

В понимании фармацевтической культуры большое значение имеют такие понятия, как культура, фармацевтическая культура [3].

Культура - специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека в ее исторически конкретных формах на различных этапах социального развития; характеризует особенности поведения, деятельности людей в различных сферах жизнедеятельности [3].

Фармацевтическая культура - это процесс сохранения и развития отношений между врачом, фармацевтическим работником, пациентом, который строится на основе достоверной информации о болезни пациента и обеспечение устойчивого и конструктивного профессионального взаимодействия в них специалистов фармацевтического профиля и представителей медицинских организаций, а также органов управления здравоохранением, способствующих повышению качества жизни пациента [5].

Большинство респондентов констатировали, что после покупки лекарств нуждаются в дополнительной информации об их безопасном применении. В ходе опроса выявлено, что 73,5% анкетируемых хотели бы иметь доступ к информации о безопасном использовании лекарств.

Исследование показало, что большинство потребителей доверяют
консультации о рациональном использовании лекарств, реализуемой
специалистами по различным каналам связи.

Исследованиями также выявлено, что особую значимость в повышении медицинской и фармацевтической культуры шахтеров приобретают информационно-консультационные услуги.

Информационно-консультационное обеспечение фармацевтической помощи шахтерам - совокупность            мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛС или ЛС, которые будут применяться.

Предоставляемая пациенту и врачу информация о ЛС должна соответ­ствовать требованиям действующих нормативных документов.

Основная цель информационно-консультационной услуги - повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости для его здоровья фармакотерапии  конкретного заболевания, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у пациента должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению или улучшению самочувствия.

Информационно-консультационная услуга, предоставляемая врачом и провизором пациенту, должна включать информацию о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент.

В ее содержании должны присутствовать следующие блоки информации: цели лекарственной терапии, свойства и действия ЛС, режим применения ЛС, схема лечения, дозировка ЛС, положительные и побочные эффекты, меры предосторожности, взаимодействие с другими ЛС, хранение ЛС и режим питания.

Сведения о цели лекарственной терапии предусматривают доступную пациенту информацию о заболевании, методах лечения, значимости ЛС в терапии конкретной болезни, предполагаемых результатах.

Сведения о свойствах, действиях ЛС включают групповую принадлежность ЛС, механизм действия назначенных препаратов, из которого вытекают показания к применению, противопоказания и побочные действия.

Информация о режиме применения ЛС подробно обсуждается с пациентом, при этом следует обращать внимание на кратность приема, продолжительность курса лечения, возможность и целесообразность их повторения и продолжительность перерыва между ними. Сообщается схема действий пациента в случае пропуска приема одной или нескольких доз, а также сведения о возможности возникновения синдрома отмены.

Подробно освещаются ожидаемые побочные эффекты, возникающие в процессе лечения, сообщаются неотложные действия, которые должен предпринять пациент.

Пациент должен знать особенности взаимодействия принимаемого препарата с другими ЛС, которое может возникнуть при одновременном приеме нескольких препаратов и привести к изменениям фармакологического действия.

Информация об особенностях хранения ЛС предусматривает обязательность соблюдения сроков годности препарата, определенных условий их сохранности в зависимости от свойств (температурный режим,  зашита от влаги, света, огня).

Режим питания определяется в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и фармакологических характеристик, назначенных ЛС, их сочетания с пищевыми продуктами, режимом приема пищи и соблюдения диеты.

Известно, что необходимым условием эффективности лекарственного средства является его правильное применение. В связи с этим изучение фармацевтической культуры пациента, включающее поведение пациента в отношении назначенной терапии, имеет важное значение в оказании фармацевтической помощи и является достаточно новым направлением научных исследований.

Новое направление исследований постепенно привело к формированию целостной концепции, повлекло за собой разработку специальных методов, а также собственной специфической терминологии. Общеупотребительными для специалистов, занимающихся проблемами медицинской информации, информирования пациентов и взаимодействия с ними, стал термин «комплаенс» [1].

Обычно под «комплаенсом» понимают точное выполнение пациентом всех врачебных рекомендаций и назначений в рамках профилактики, лечения заболевания и реабилитации.

ВОЗ предлагает более сложное определение, а именно: «степень соответствия поведения пациента в отношении применения лекарств, выполнения рекомендаций по питанию или изменению образа жизни назначениям и указаниям врача» [1].

Некоторые ученые считают, что «комплаенс» - это процесс от начала лечения до его завершения, который включает три фазы: согласие пациента с планом лечения, выполнение плана назначений, прекращение лечения. [1]

Увеличение числа исследований комплаенса в последнее десятилетие привело к возникновению нового направления исследований, которое получило название «фармионика».

Фармионика как концепция исследований комплаенса аккумулирует разработанные методики выявления нон-комплаенса, систематизирует индикаторы, в результате чего предлагает некий целостный подход к изучению феномена, направленный на применение комплекса доказательных и валидных методов оценки комплаенса. [1]

Повышению фармацевтической культуры важное значение имеет отношение шахтеров к самолечению.

Установлено, что к самолечению положительно относятся - 47,8%, считают, что самолечение следует применить в редких случаях - 39,1%, отрицательно относятся к самолечению - 20,6%.

Таким образом, самостоятельный выбор аптечных товаров является проявлением самопомощи или самолечением. Следует признать, тенденция к самопомощи характеризуется ростом среди шахтеров повышения фармацевтических знаний, способствуют этому и проблемы здравоохранения, а также постоянно возрастающая медицинская и фармацевтическая культура шахтеров.

Исследованиями установлено, что 82,9% респондентов выполняют предписания врачей, не выполняют - 17,1%, из них из-за недоверия к своему лечащему врачу - 21,4%, предпочитают самолечение - 42,8%, и по другим причинам - 8,5%. 76,6% считают, что эффективные профилактические мероприятия помогает предотвратить заболевания, профилактикой заболевания занимаются лишь 22,4% респондентов.

Особый интерес представляет исследование фармацевтической культуры шахтеров, которое предусматривает знание потребителями правил хранения и применения ЛС. Установлено, что 75,7% респондентов знакомы с правилами хранения и применения ЛС, 24,3% - нет. Эта цифра указывает на то, что фармацевтические работники должны заниматься повышением осведомленности респондентов по этим вопросам.

Исследованиями установлено, что просматривают сроки годности лекарств в аптечке - 82,6% респондентов, нет - 17,4%. Строго соблюдают лекарственный режим (правила приема, дозировка и сроки) - 69,7% опрошенных, в начале соблюдают, по мере улучшения самочувствия уменьшают прием лекарств - 26,2%, не соблюдают лекарственный режим - 4,2%. Инструкции по применению лекарственных средств читают 79,8%, не всегда - 17,3, не читают - 2,9%. Дату промышленного изготовления ЛС умеют читать -  77,6% шахтеров, нет -  22,4%. При покупке ЛС в аптеке срок годности проверяют - 30,3% респондентов, иногда - 61,8%, не проверяют - 7,9%.

Установлено, что 80,7% покупателей удовлетворены информацией о правилах приема и приобретения ЛС, не удовлетворены - 15,6%.

Выявлено, что 87,1% посетителей обращаются за дополнительной информацией к аптечному работнику, не обращаются - 12,9%.

На выбор покупки ЛС оказали влияние врачи - 72,1%, совет аптечного работника- 13,7%, советы родственников и знакомых - 6,8%, собственные знания и опыт - 4,6%, реклама -  2,8%.

В исследованиях показано, что респонденты всегда советуются с врачом о лекарствах, о которых они узнали из рекламы, специальных журналов и книг - 67,1%, иногда советуются - 24,2%, не советуются -  8,7%.

Самостоятельным выбором лекарственных средств пользуются 65,7% шахтеров, причем часто - 32%, отрицают такой выбор -  34,3%.

Заключение. Анализ существующих научных подходов к концепции фармацевтической помощи, включая медицинскую и фармацевтическую культуру, основанный на социологических исследованиях, свидетельствует о необходимости разработки адаптированной к требованиям настоящего времени системы ФП. Это необходимо для повышения качества и определения ключевых направлений в совершенствовании фармацевтической помощи шахтерам.

Социологические методы  исследования показали, что в работе с потребителями нет систематизированного подхода, но он помогает выделить  определенные закономерности в поведении клиентов и дает возможность выработать собственную продуманную стратегию о безопасном использовании лекарственных средств среди разных групп потребителей.

Рецензенты:

Ивойлов В.М., д.м.н., профессор, ректор ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России, г. Кемерово;

Макаров С.А., д.м.н., главный врач Кемеровского кардиологического диспансера, г. Кемерово.