Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ELECTRONIC PORTFOLIO AS A MEANS OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY GRADUATE

Tatyanenko S.A. 1
1 FGBOU VPO "Tyumen State Oil and Gas University," branch "Tobolsky Industrial Institute"
Nowadays the problem of preparing a competitive specialist in the labor market is an important aim in the system of higher education. One of the modern technologies to prepare students for their future professional activity allowing them to plan effectively and evaluate the process and the results of the studies is a portfolio technology. In scientific and pedagogical literature there is no consensus on the use of a portfolio technology in a technical university under the implementation of the federal state educational standards, the questions concerning to portfolio as a means of improving the competitiveness of a specialist have not been studied yet. The article gives the results of the research dedicated to the development of organizational and educational conditions as well as the use of portfolio in the system of competitive university graduate training. Based on the analysis of the psychological essence of engineering and pedagogical researches on the problem of training a future engineer, the author presents a developed model of a competitive university graduate the elements of which are correlated with a structure of a student’s portfolio.
portfolio technology
competitive specialist
training of a future engineer

Высокое качество подготовки инженерных кадров всегда являлось важнейшей государственной задачей. Современная социокультурная ситуация ставит перед вузом важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция за рабочее место происходит не только среди выпускников вуза, но и среди специалистов с опытом работы. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями: вузы выпускают специалистов с общими представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности. Становление современного инженера как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентоспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса в техническом вузе. Вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики ведущие вузы нашей страны апробируют модульно-рейтинговую, кредитную технологии, игровой и проектный методы, разноуровневое обучение, обучение посредством кейсов (case-studies) и др.

Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании. Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте.

Под электронным портфолио понимают организованную обучающимся с помощью компьютерных средств совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов.

Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что наибольшее число отечественных работ посвящено применению метода портфолио в школьном образовании. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку. Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения о использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.

На сегодняшний день технология портфолио используется в некоторых вузах Москвы, Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Казани. В Тюменском государственном нефтегазовом университете также применяются элементы метода учебного портфолио, однако, применение этой технологии в основном носит эпизодический характер.

Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены противоречия:

  • между социальным заказом общества на конкурентоспособную личность выпускника технического вуза и ограниченностью реально существующей системы профессиональной подготовки в соответствии с современными тенденциями развития образования;
  • между наличием зарубежного и отечественного опыта использования технологии портфолио студентами высших учебных заведений, позволяющего усилить эффективность образовательного процесса, тем самым повысив конкурентоспособность выпускника, и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в практике технических вузов.

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке организационно-педагогических условий, применения портфолио в системе подготовки будущего инженера.

Объект исследования: процесс подготовки будущего инженера.

Предмет исследования: портфолио студента технического вуза как условие его профессионального становления.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего инженера.

Гипотеза исследования: образовательный процесс в техническом вузе будет более эффективно обеспечивать развитие конкурентоспособной личности выпускника, если в педагогической системе его подготовки использовать метод портфолио.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической и методической литературы выделить и систематизировать основные признаки, задачи, функции инженерной деятельности, профессионально значимые качества личности инженера.

2. Разработать модель конкурентоспособного выпускника технического вуза, определить уровни сформированности конкурентоспособности.

2. На основе анализа педагогической и методической литературы обобщить основные методы и средства обучения в техническом вузе, зарубежный и отечественный опыт использования метода портфолио в образовательной деятельности.

3. Разработать структуру портфолио студента технического вуза на основе модели конкурентоспособного выпускника.

6. Экспериментально проверить результативность влияния применения метода портфолио на формирование конкурентоспособности будущего инженера.

Новизна исследования: в исследовании представлен один из возможных вариантов решения важнейшей задачи высшего профессионального образования - повышение конкурентоспособности выпускника технического вуза. На основе разработанной автором модели конкурентоспособности выпускника разработана структура электронного портфолио студента технического вуза, в котором элементы портфолио соотносятся с формируемыми компетенциями будущего инженера.

Анализ исследований психологической сущности инженерной деятельности показывает, что она представляет собой сложное многоаспектное образование, имеющее следующие признаки: творческая, инновационная деятельность, целью которой является технический прогресс; решение инженерных задач; инженерные исследования. К профессионально значимым качествам личности современного инженера можно отнести: физиологические (здоровье, эмоционально-волевая готовность), психологические (внимание, восприятие, словесно-логическая и образная память техническое, оперативное, системное мышление, способность к творчеству, способность принимать решения), социальные (работоспособность, организованность, уважение к людям, самокритичность и др.), нравственно-мотивационно-целевые (культура труда, культура общения, мотивы, интересы и др.).

Конкурентоспособность выпускника вуза рассматривается большинством исследователей как совокупность общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств.

Проведенный нами подробный анализ понятия и сущности инженерной деятельности, понятия профессиональной компетентности будущего инженера, моделей специалиста и выпускника технического вуза, ФГОС-3 позволил нам составить модель конкурентоспособного выпускника технического вуза, включающую общекультурные и профессиональные компетенции, а также профессионально-важные качества личности, способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей (рис. 1).

Рис. 1 Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза

Модель конкурентоспособного выпускника технического вуза как результат обучения требует от образовательного процесса вуза необходимых условий, способствующих формированию конкурентоспособности. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио. На основе разработанной нами модели конкурентоспособного выпускника технического вуза, а также на основе анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета, мы определили структуру портфолио студента технического вуза:

  • ФИО студента (фото);
  • направление подготовки,
  • профиль;
  • представление студента (приветствие);
  • автобиография;
  • мое отношение к профессии;
  • контакты;
  • портфолио работ:

1) достижения в учебно-профессиональной деятельности (учебный план; курсовые работы; практика; олимпиады; дипломный проект; стипендии; повышение квалификации);

2) достижения в научно-исследовательской деятельности (проекты; доклады на конференциях; доклады на семинарах; гранты; конкурсы; публикации и др.);

3) достижения в общественной и творческой деятельности (общественные поручения; дополнительное образование; увлечения; спортивные мероприятия; тренинги; волонтерская работа; профсоюз и др.)

  • Портфолио документов (сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т.д.);
  • Отзывы (резюме, характеристики, самоанализ и т.д.).

Разделы портфолио коррелируют с основными компонентами модели конкурентоспособного выпускника вуза: общекультурные и профессиональные компетенции представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение проектировать свой профессиональный рост. Раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности» направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации.

Электронное портфолио студентов - совокупность студенческих работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков, либо в виде web-сайта. В нашей работе для создания электронного портфолио использовалась программа Adobe Dreamweaver. В филиале Тобольский индустриальный институт разработкой собственного электронного портфолио занимались в течение 3-х лет 18 студентов группы АСОиУб-11, 7 студентов группы ЭСб-11 (экспериментальная группа).

Результативность формирования конкурентоспособности изучалась на основе представленной схемы взаимодействия компонентов электронного портфолио и элементов модели конкурентоспособного выпускника технического вуза. Профессиональные знания, умения, навыки и профессиональные компетенции оцениваются уровнем успеваемости, посещаемостью, результативностью научно-исследовательской работы, наличием курсов повышения квалификации и др. На рисунке 2 приведены результаты деятельности студентов экспериментальной группы, а также студентов группы ХТб-11 (контрольная группа). Уровень сформированности профессионально значимых качеств личности определялся активностью студентов в общественной и творческой деятельности, участием в воспитательной работе, грантах, волонтерских движениях и т.д. Для оценки сформированности профессионально значимых качеств личности была выбрана методика В. И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности»

Рис. 2 Результаты деятельности студентов

Для оценки сформированности уровня конкурентоспособной личности была выбрана методика В.И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособной личности» (табл. 1).

Группа

Уровни конкурентоспособности (в % студентов)

1-очень низкий

2-низкий

3-ниже среднего

4- чуть ниже среднего

5-средний

6-чуть выше среднего

7-выше среднего

8-высокий

9-очень высокий

Эксперимент. гр.

0

0

2

4

34

25

33

2

0

ХТб-11

1

7

13

24

42

12

1

0

0

Из таблицы видно, что у студентов экспериментальной группы, в отличие от контрольной, существенно повысился уровень сформированности конкурентоспособности. В экспериментальной группе у большинства студентов зафиксировано преобладание высокого уровня профессионально важных качеств личности. Установлена также положительная динамика в успеваемости студентов экспериментальной группы

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии

место работы: ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", филиал "Тобольский индустриальный институт", г. Тобольск;

Мехришвилли Л.Л., д.соц.н., доцент, должность: профессор кафедры социологии место работы: ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", г. Тюмень.