Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFICIENCY CRITERIA OF REGIONAL SYSTEM OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESS TAXATION

Perekrestova L.V. 1 Irizepova M.Sh. 1
1 Volgograd State University
Heterogeneity of tax capacities of the Russian territories causes need of flexible approach to creation of tax climate for each region. Special importance is gained by continuous rationalization of tax incentives of development of small and average business on the basis of objective economical and statistical estimation of the acting regional systems of the taxation. The publication purpose – a statement of an author´s technique of an assessment of efficiency of regional system of the taxation of small and medium-sized enterprises (RSNMSP). In article the following results are received: 1) the main quantitative criteria of an assessment of target efficiency of regional system of the taxation of small and medium business are allocated; 2) the new tool of an assessment of RSNMSP in the form of criterion function of several variables representing criteria of an assessment of efficiency of RSNMSP is offered; 3) the technique of an assessment of efficiency of functioning of RSNMSP on the basis of quantitative calculation of the criterion function of efficiency (CFE) is developed.
efficiency
fiscal productivity
factor
medium business
system of the taxation
criterion function of efficiency
indicator
tax regime
technique
small business

Действующая региональная налоговая система в каждом субъекте РФ определяет объем доходов бюджета и влияет на уровень социально-экономического развития. Неоднородность налоговых потенциалов российских территорий обусловливает необходимость гибкого подхода к созданию налогового климата в каждом регионе. Особую важность приобретает постоянная рационализация налоговых стимулов развития малого и среднего предпринимательства. Анализ зарубежных экономических систем показывает, что для наиболее эффективных из них характерно динамичное развитие предприятий такого уровня. Например, по статистическим данным за 2012 год, в странах Европы и США доля малого бизнеса в экономике превышает 50 процентов. В то же время в России доля малого бизнеса представлена всего 22 процентами рабочих мест в стране, а обеспечиваемая малым бизнесом доля ВВП равняется лишь 23,6 процентам [1]. В России, несмотря на активную поддержку государства, в последние годы наблюдается спад в развитии малого и среднего предпринимательства. Правительством Российской Федерации 17.10.2014 г. одобрен ряд законопроектов по поддержке малого бизнеса, в том числе о налоговых каникулах и уменьшении страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для определенной группы предпринимателей [5]. Названные инициативы повлекут за собой масштабные изменения региональных систем налогообложения малого и среднего бизнеса.

Применяя системный подход к исследованию региональных систем налогообложения малых и средних предприятий (РСНМСП), можно выделить системные элементы РСНМСП, их функции, связи и взаимодействия; доказать индивидуальность каждой РСНМСП, функционирующей на территории отдельного субъекта РФ [2, 4]. Региональные различия проявляются уже в объектных элементах РСНМСП (все налоговые режимы и система налоговых льгот, применяемые малым и средним предпринимательством в регионе), но наибольшее влияние на изменчивость РСНМСП оказывают субъектные элементы системы (сами малые и средние предприятия, так как они вправе применять вышеуказанные режимы; налоговые органы, контролирующие правомерность и правильность использования систем налогообложения; органы законодательной власти субъектов РФ, которые устанавливают определенные Налоговым Кодексом РФ элементы отдельных налогов, необходимые для их исчисления и уплаты).

В отечественной налоговой теории применяется ряд подходов к оценке эффективности региональных систем налогообложения, однако научно обоснованные и апробированные на практике методики специально для РСНМСП пока не разработаны. Возникла практическая необходимость теоретического обоснования и формализации методов оценки эффективности региональных систем налогообложения малого и среднего бизнеса, что определило основные направления данного исследования.

Для решения научной задачи формирования ряда последовательных действий при оценке целевой эффективности РСНМСП, прежде всего, необходимо определить итоговый результирующий количественный показатель. Под целевой эффективностью РСНМСП понимается совокупность результатов функционирования этой системы, обеспечивающих региону достижение намеченных фискальных, экономических и социальных целей, имеющих количественную определенность. Квантификация целей через некоторые показатели задает критерии эффективности системы, представляющие для исследователей возможность анализировать и прогнозировать результаты:

  • темп роста налоговых доходов (фискальный показатель);
  • темп роста доли ВРП от предприятий малого и среднего бизнеса (экономический показатель) ;
  • темп роста числа занятых в малом и среднем бизнесе (социальный показатель) ;
  • темп роста количества малых и средних предприятий, приоритетных для региона видов экономический деятельности (региональный показатель) .

Тогда целевая функция эффективности РСНМСП есть некая математическая функция от четырех переменных:

ЦФЭ = , (1)

где ЦФЭ – целевая функция эффективности.

В качестве примера предлагаем использовать ЦФЭ как линейную функцию нескольких переменных с соответствующими весами каждой переменной:

(2)

где Vi – вес соответствующего критерия, i = 1÷ 4,

(3)

Численные значения весов определяются исследователями в зависимости от приоритетов развития региона по направлениям – фискальный, экономический, социальный, региональный, но в сумме они не могут превышать единицы. При этом плановое численное значение целевой функции исследователем также может быть определено самостоятельно в зависимости от решаемых задач.

Таким образом, алгоритм действий исследователя при анализе эффективности РСНМСП на основе ЦФЭ следующий.

1. Определяются плановые численные значения исследуемых показателей-факторов на плановый период ).

2. В зависимости от значимости на плановый период определяются численные значения весов исследуемых показателей.

3. Исчисляется плановое значение ЦФЭ.

4. После окончания планового периода производится расчет ЦФЭ на основе государственной статистической информации.

5. Проводится сравнительный анализ планового значения ЦФЭ с ее фактическим значением.

6. Проводится факторный анализ ЦФЭ.

7. Строятся выводы.

Факторный анализ ЦФЭ позволит измерить и оценить меру влияния отдельных факторов - критериев эффективности системы, на результативную оценку – саму ЦФЭ, и повысить качество принятия решений. На основе полученных результатов разрабатываются следующие управленческие решения:

  • динамическое прогнозирование возможных структурных изменений ЦФЭ под воздействием факторов;
  • выбор из возможных вариантов наиболее эффективного сценария развития ЦФЭ;
  • предотвращение негативных значений ЦФЭ путем проведения превентивных мероприятий;
  • коррекция плановых значений критериев эффективности системы (темпов роста: налоговых доходов, доли ВРП от предприятий малого и среднего бизнеса, числа занятых в малом и среднем бизнесе, количества малых и средних предприятий, приоритетных для региона видов экономический деятельности).

Все эти мероприятия способствуют повышению эффективности РСНМСП, что, в свою очередь, обеспечивает фискальный, экономический и социальный эффекты.

Например, на 2015 год администрацией субъекта РФ поставлена задача реформирования РСНМСП для достижения следующих целей: сохранения показателей темпа роста налоговых доходов и доли ВРП от предприятий малого и среднего бизнеса, а также увеличения числа занятых в малом и среднем бизнесе и количества малых и средних предприятий, приоритетных для региона видов экономический деятельности на 50%. Тогда плановое значение ЦФЭ будет:

(4)

При этом вес первого и второго параметров, как мало значимых, принят в расчетах как 1/6, а третьего и четвертого – 1/3.

Если при ретроспективном анализе эффективности РСНМСП в 2015 году значение ЦФЭ окажется меньше планового, то желаемый эффект не достигнут. Если при нормативных значениях весов существенный вклад в численное значение ФЦЭ дадут первое или второе слагаемое, то желаемый эффект достигнут за счет изменения первых двух факторов, что также определяет недостигнутый результат.

Для детализированной оценки эффективности РСНМСП нами разработана методика, которая учитывает как объективные факторы, формирующие региональные особенности РСНМСП, так и субъективные факторы выбора режима налогообложения [3].

Предлагаемая методика основана на информационной базе региональной статистики и включает шесть последовательных этапов.

1 этап: Формирование совокупности абсолютных и относительных показателей, их субординация по значимости для оценки РСНМП.

Формируется совокупность следующих показателей:

  • №1 – среднедушевой налоговой квоты, равной отношению налоговых доходов регионального бюджета к численности занятого населения;
  • №2 – среднедушевой налоговой квоты по региональным предприятиям, относящимся к малому бизнесу, отражающей отношение налоговых доходов, полученных от предприятий малого бизнеса к численности населения, занятого в этом бизнесе;
  • №3 – налоговой нагрузки как отношения налоговых доходов регионального бюджета к валовому региональному продукту;
  • №4 – налоговой нагрузки на малый бизнес как отношения налоговых доходов, поступивших от малых предприятий, к валовому региональному продукту, созданному сектором малого предпринимательства;
  • №5 – структуры налоговых доходов, отражающей доли налоговых доходов от упрощенной системы налогообложения (УСН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), патентной системы налогообложения (ПСН), системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) и общей системы налогообложения (ОСН);
  • №6 – абсолютного влияния налоговой базы на изменение суммы налогов, определяемого по каждому налогу методом цепных подстановок при базисной налоговой ставке;
  • №7 – абсолютного влияния налоговой ставки на изменение суммы налогов, определяемого по каждому налогу методом цепных подстановок при базисной налоговой базе;
  • №8 – абсолютного изменения объема налоговых отчислений как разности отчислений по каждому налогу в динамике;
  • №9 – доли дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения объема налоговой базы, определяемой методом факторного анализа по каждому налогу;
  • №10 – доли дополнительных отчислений в бюджет за счет изменения налоговой ставки, также определяемой методом факторного анализа по каждому налогу.

В представленной выборке показатели (1) – (5) выполняют главную роль в оценке РСНМП, а показатели (6) – (10) несут в себе дополнительную информацию для более глубокого анализа.

2 этап. Расчет совокупности показателей, сформированной на этапе 1.

Чем выше значение показателя среднедушевой налоговой квоты, тем больше налоговых поступлений приходится на каждого занятого. Уменьшение среднедушевой налоговой квоты может происходить за счет увеличения числа занятых, либо за счет снижения налоговых доходов в регионе.

Показатель налоговой нагрузки должен принимать значения от нуля до единицы. Его необходимо дифференцировать по следующим субъектам: малый бизнес, население, средний, крупный бизнес и государственные учреждения. Если уровень налоговой нагрузки на средний и крупный бизнес больше чем у населения и малого бизнеса, это характеризует региональную систему налогообложения как социально-ориентированную.

Показатель налоговой нагрузки – комплексный показатель, который является индикаторным. Его стабильность и значения, не превышающие единицы, характеризует устойчивость и эффективность региональной системы налогообложения, а резкие перепады и значения, большие единицы – неэффективную систему.

Рост удельного веса налоговых поступлений от специальных налоговых режимов определяет достаточность мер налоговой политики для развития специальных режимов налогообложения в регионе, создающих налоговые преференции малому бизнесу.

3 этап. Включает сравнение пар показателей, характеризующих региональную систему налогообложения в целом и налогообложение малых предприятий.

4 этап. Рассчитывается ЦФЭ по формуле (2). Проводится факторный анализ ЦФЭ и сравнивается с плановым значением.

5 этап. На этом этапе определяются темпы изменения основных показателей и производится факторный анализ каждого вида налоговых поступлений в целом по региону и по малому бизнесу.

6 этап. На этом этапе обобщаются результаты сравнительного и динамического анализа и даются рекомендации по коррекции налоговой политики в секторе малого и среднего предпринимательства.

Предлагаемая авторами методика призвана привести в систему имеющиеся в налоговой статистике разработки для получения в контуре обратной связи региональной налоговой политики информации об эффективности налогового воздействия на развитие малого бизнеса в регионе, влиянии на структуру налоговых доходов регионального бюджета и необходимости корректировки мобильных элементов РСНМСП.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Оценка эффективности региональной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34029 а/В.

Рецензенты:

Попова Л.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой страхования и финансово-экономического анализа ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет» Министерства сельского хозяйства РФ, г.Волгоград;

Горшкова Н.В., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г.Волгоград.