Перспективы развития строительного сектора, заявленные в большинстве стратегических и программных документах разного уровня, не всегда отражают реальные потребности его развития, не учитывают современные вызовы. В частности, на федеральном уровне не создана концепция развития строительной отрасли, а отсутствие подобного документа не позволяет локальным территориальным единицам разработать систему мероприятий, объединенных общей глобальной целью. В целях решения этой проблемы Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ было предложено создать Стратегию инновационного развития строительной отрасли (документ предполагается подготовить к 18.12.2014), которая призвана определить государственную политику в области строительства, приоритеты и задачи в ценообразовании, техническом регулировании, а также в оказании поддержки научным исследованиям. Интерес к разработке такого документа показывает сложившуюся к настоящему времени потребность в развитии инновационного сектора строительной отрасли и необходимость использования в процессе строительства качественно новых материалов и внедрение передовых технологий.
Необходимость формирования значимой инновационной составляющей в строительной сфере находит отражение в региональных документах, в которых анализируется текущее состояние инновационного комплекса, определяются задачи, которые необходимо решить для увеличения имеющегося инновационного потенциала, обозначаются возможные меры поддержки. В то же время, большинство рассмотренных программ нельзя назвать комплексными документами: в них не учитывается воздействие, которое оказывают на особенности изменения строительного комплекса взаимосвязанные с ним отрасли. Между тем, именно развитие смежных производств может значительно улучшить результат деятельности субъектов, действующих в сфере строительства. Например, за счет формирования полной технологической цепочки, одним из элементов которой является элемент строительного комплекса; снижения величины издержек, которые вынуждены нести предприятия строительной отрасли.
Так, значимым ресурсом развития строительной сферы может стать развитие машиностроительного комплекса, обеспечивающего необходимым оборудованием предприятия, производящие строительные материалы, изделия и конструкции и организации, выполняющие строительные работы. Кооперация машиностроительных и строительных предприятий позволяет существенно снизить себестоимость конечного продукта, что приводит к возникновению экономического и социального эффектов. Данный ресурс развития остается без внимания в большинстве рассмотренных программных документов (исключение составляет программа, разработанная в Брянской области, в которой отмечается наличие у региона потенциала производства машин и оборудования для нужд строительства) [6].
Значимость формирования конкурентоспособного машиностроительного комплекса, обеспечивающего строительную отрасль техникой и оборудованием, находит отражение в Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года [5]. К числу основных целей Стратегии наряду с созданием в РФ производства номенклатуры современных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций и повышением доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов, относится развитие машиностроительной базы по изготовлению современного высокотехнологичного оборудования для предприятий строительных материалов и индустриального домостроения. Между тем, на региональном уровне данное стратегическое направление не получило должного раскрытия: в программных документах, разработанных в ряде субъектов РФ и призванных конкретизировать положения федеральной стратегии с учетом локальной специфики, вопросам создания производственных цепочек, включающих предприятия строительного и машиностроительного комплексов, не уделено достаточного внимания.
Подводя итог, следует отметить, что если необходимость усиления инновационной составляющей в сфере строительства признается органами власти разного уровня и находит отражение в большей части стратегий или программ развития строительной отрасли, то вопросы усиления смежных со строительным комплексом отраслей (в частности машиностроения, ориентированного на нужды производства строительных материалов, изделий и конструкций) в этих документах раскрытия не получают.
Вопросы производства оборудования и техники для нужд строительного комплекса нашли отражение в Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 г., однако в документе представлен только анализ особенностей производства подобной продукции в текущем периоде, при этом не определены перспективы его развития, его взаимосвязь с основным потребителем - строительной отраслью. Стратегические документы на региональном уровне, посвященные развитию машиностроения, также не лишены недостатков. Регионы с развитой строительной индустрией в большинстве своем не уделяют должного внимания совершенствованию машиностроительного комплекса: зачастую в них даже не разработаны стратегии (программы), определяющие особенности его преобразований, а ключевые ориентиры трансформации машиностроения представлены в программах развития промышленности. Как правило, в рамках стратегических документов определяются наиболее перспективные для машиностроительной отрасли сектора (автомобилестроение, нефтехимическое производство), и предлагаются инструменты, позволяющие создать или укрепить связи между ними и машиностроением (заключение двусторонних договоров, формирование кластеров и т.п.). Между тем, о преобразованиях машиностроительного комплекса в интересах инновационного развития строительной отрасли не говорится ни в одной из рассмотренных стратегий (программ), а в качестве наиболее перспективных выступают другие сферы приложения произведенной машиностроительными предприятиями продукции.
Последние экономические и политические события свидетельствуют о необходимости усиления взаимодействия между отечественными производителями: обострение геополитической ситуации и следующее за этим прекращение экономического партнерства с рядом зарубежных субъектов влечет за собой рост потребности в преимущественном использовании в хозяйственной деятельности отечественного сырья, материалов и оборудования. Кроме того, заявленный правительством курс на снижение импортозависимости, делают еще более актуальными вопросы усиления межотраслевой кооперации между машиностроительными предприятиями и предприятиями строительного комплекса. За последние годы полностью утеряна способность машиностроительного комплекса к производству современного строительного оборудования, ведь более 90 процентов оборудования для производства строительных материалов, изделий и конструкций ввозится из-за рубежа. Важным фактором укрепления сотрудничества между машиностроительными и предприятиями строительного комплекса является экономический эффект, возникающий вследствие кооперации между технологически взаимосвязанными производствами и обусловленный снижением себестоимости производимого продукта.
В мировой практике находит применение множество форм кооперации, позволяющих субъектам взаимодействовать в рамках вертикальных или конгломератных соглашений, формируя тем самым благоприятную экономическую среду, ускоряя и качественно совершенствуя процессы технологического обмена, а также снижая себестоимость производства конечного продукта. Так, за рубежом особое развитие получило сотрудничество предприятий в рамках ассоциаций, холдингов, консорциумов, однако наиболее перспективным с точки зрения обеспечения инновационного развития считается кластерное взаимодействие. Политика содействия кластерному развитию занимает одно из важных мест в системе мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности европейских экономик. Евросоюз применяет множество инструментов, призванных способствовать формированию и развитию кластерных структур.
Так, информационная и консультационная формы поддержки оказываются с помощью Европейской инициативы кластерного развития (в рамках которой были созданы Платформа европейского кластерного сотрудничества и Клуб управляющих европейскими кластерами). Европейский секретариат кластерного анализа осуществляет оценку эффективности кластерного развития, проводя аудит действующих кластеров и присваивая тем из них, которые отвечают всем определенным экспертами Секретариата требованиям, один из трех статусов (золотой, серебряный или бронзовый) - соответствие им нуждается в регулярном подтверждении. В рамках онлайн-платформы «Европейская кластерная обсерватория» интегрируется информация (статистические данные, аналитика) о функционировании кластеров в европейских государствах. В соответствии со сведениями данной онлайн-платформы, строительные кластеры в Европе представляют собой достаточно распространенную форму организации хозяйственной деятельности и функционируют практически во всех странах, например, Строительный кластер о. Борнхольм (Дания), Восточный строительный кластер (Польша) и Строительный кластер Словении (Словения).
Содействие инновационному развитию предприятий и организаций, кластерных объединений, действующих в сфере строительства, оказывается с помощью системы субсидий и грантов «GreenConServe». Целью применения данной системы является развитие инновационного сектора в строительной отрасли, воплощение идеи энергоэффективного, «зеленого» строительства. Следует отметить, что большинство европейских строительных кластеров ориентируются именно на использование экологичных, энергоэффективных решений, как при осуществлении строительных работ, так и при создании условий для последующего использования объектов строительства. В частности, в Европе действуют такие кластерные структуры, как Кластер устойчивой среды обитания (Португалия); Кластер устойчивого строительства (Дания); Кластер энергоэффективного строительства и Кластер экологического строительства (Франция).
Еще одной отличительной чертой европейских строительных кластеров, является значительное количество участников. В их состав наряду со строительными организациями входят поставщики стройматериалов, техники, оборудования для обустройства объектов строительства (солнечных батарей, таймеров, устройств управления светом и т.п.), элементов отделки и декора, инженерные организации, предприятия, действующие в сфере энергетики, проектные, консалтинговые организации, дизайн-студии, научные, исследовательские и образовательные центры. Важными участниками ряда европейских строительных кластеров являются машиностроительные предприятия, производящие строительную технику, оборудование для нужд строительства, позволяющие обеспечить технологические цепочки, в которые вовлечены кластеры, недостающими звеньями. Среди успешных европейских строительных кластеров, прошедших аудит Европейского секретариата кластерного анализа и получивших соответствующий статус, можно обнаружить несколько структур, обладающих такими характеристиками (Кластер «зеленого» строительства Нижней Австрии; Кластер устойчивого строительства Бельгии; Международный инновационный кластер возобновляемых источников энергии и строительства Венгрии).
В отечественной практике формированию инновационной системы в строительном комплексе и интеграции разных видов инноваций в его рамках способствует формирование и развитие региональных строительных кластеров. Поскольку в рамках кластера образуются устойчивые связи между участниками, повышается доля конкурентоспособных строительных материалов, произведенных местными строительными предприятиями за счет внедрения инновационных методов в организацию производства [1]. В настоящее время региональные строительные кластеры сформированы и активно функционируют в пяти субъектах РФ (Уральский строительный кластер (Свердловская область), Межрегиональный научно-производственный кластер (Саратовская область), Международный кластер деревянного домостроения и деревообработки (Вологодская область), Кластер промышленности строительных материалов и домостроения на территории Самарской области и Кластер композитных строительных материалов в Липецкой области.
Каждый кластер в зависимости от потребности отрасли и региона создавался для разных целей. Территориальные кластеры Свердловской и Самарской областей ставят целью повышение конкурентоспособности строительного комплекса региона и обеспечение его всем спектром необходимых материалов. При этом отличительной особенностью свердловского кластера является нацеленность не только на сохранение, но и на расширение рынков сбыта продукции за счет освоения северных территорий. Саратовский и липецкий строительные кластеры носят инновационный характер и ставят соответствующие цели по внедрению новых инновационных продуктов в области строительства, повышению конкурентоспособности продукции и выходу на новые рынки сбыта. Целью вологодского кластера является привлечение зарубежных технологий с целью развития новой для региона отрасли деревянного домостроения и выход на новые рынки сбыта.
Свердловская область отличается огромным строительным и индустриальным потенциалом и занимает ключевое место на Урале. Именно поэтому Уральский строительный кластер нацелен, прежде всего, на развитие рынков сбыта для продукции своих строительных предприятий. Развитие жилищного строительства в соседних регионах сопровождается повышением спроса и исчерпыванием региональных мощностей по производству стройматериалов [2]. В этой ситуации для Уральского строительного кластера перспективны большинство рынков сбыта и, прежде всего, рынки соседних Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Однако, выход на эти рынки возможен только при условии согласованной политики Свердловской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в сфере развития и размещения предприятий промышленности стройматериалов, выполнения жилищных программ и развития транспортно-логистической инфраструктуры. Таким образом, развитие Уральского строительного кластера позволит решить задачу оптимального размещения и развития производительных сил крупного региона.
Особую значимость освоение северных территорий приобретает в связи с реализацией масштабной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ, которая предполагает реализацию множества проектов: создание глобальных транспортных, энергетических, информационных и телекоммуникационных систем. Общий объем инвестиций за 7 лет должен составить 1793 млрд. рублей. Таким образом, инвестиционный вектор смещается с южных регионов в северные территории страны. Наибольшие объемы инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты сосредоточены в северных территориях Урала, в связи с чем Уральский строительный кластер намерен заняться развитием северных сырьевых территорий [3].
В зависимости от целей формирования кластера различны и принципы организации кластерного взаимодействия. У территориальных кластеров это, прежде всего, территориально-отраслевая концентрация хозяйствующих единиц для реализации крупных инвестиционных проектов и сочетание кооперации и конкуренции, а для инновационных кластеров - глубокая технологическая кооперация членов кластера, а также инновационность и технологичность.
Строительные кластеры сосредоточены в Европейской части страны и располагаются в отличающихся традиционно высоким уровнем развития строительного комплекса регионах. С точки зрения территориального устройства можно выделить кластерные образования, рассредоточенные по всей территории региона (Свердловская, Самарская, Липецкая области), и примеры объединения предприятий, научных и образовательных организаций в рамках нескольких стран (Саратовская, Вологодская области). Так в составе участников саратовского кластера есть предприятия Казахстана и Белоруссии, а в составе домостроительного кластера Вологодской области - строительные предприятия Финляндии.
Различны инициативные источники, повлекшие за собой формирование кластерной структуры. Так, с подачи бизнес сообщества были организованы Уральский и Саратовский кластеры. Правительственная инициатива создания кластерной формы взаимодействия отмечена в Вологодской и Самарской областях. В Липецкой области инициатором создания кластера является Центр кластерного развития региона, являющийся специализированным институтом кластерного развития. Управляющие компании строительных кластеров были сформированы на базе организаций-координаторов в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства во всех кластерах, кроме Самарской области. Положительным моментом в работе рассматриваемых кластеров является наличие концепций (стратегий, программ) развитии кластера, уже разработанных или находящихся в процессе разработки (Саратовская область).
Среди проблем реализации кластерных инициатив можно отметить отсутствие проектов по технологическому развитию в кластере и остановку в своем развитии (Свердловская область); отсутствие конкуренции между участниками (Саратовская область); информационную несформированность конкретных инициатив кластера и лидеров кластера со стороны бизнеса (Самарская область); отсутствие потенциальных крупных потребителей и опыта применения инновационной продукции кластера, недостаток кадров и специализированного оборудования (Липецкая область).
В настоящее время не ведется полноценное информационное сопровождение Кластеров (публичные мероприятия, проводимые в рамках Кластера, не получают должного освещения в средствах массовой информации; немногочисленны публикации по итогам подобных мероприятий). В то же время, информационное продвижение Кластера может способствовать решению целого ряда задач, стоящих перед участниками Кластера, в том числе: позиционирование Кластера в качестве одной из ключевых точек роста в стране по строительному направлению; создание и поддержка позитивного образа Кластера среди инвестиционного сообщества Российской Федерации (в целях повышения инвестиционной привлекательности, как Кластера, так и территории базирования Кластера).
В настоящее информационное продвижение Кластеров осуществляется двумя основными способами:
1) кластер представлен на ключевых российских и международных публичных мероприятиях (Свердловская и Саратовская область);
2) разработан специализированный интернет-ресурс, посвященный деятельности Кластера (Свердловская область);
3) разработана и активно реализуется стратегия продвижения Кластера (Свердловская область).
Среди проблем следует отметить отсутствие системы мероприятий по информированию населения относительно планов развития Кластера, а также относительно реализуемых в Кластере проектов. Также отсутствует система обратной связи с населением. «Лучшей практикой» в построении информационной системы кластера является создание не только кластера, но и страничек кластеров в социальных сетях [4].
Актуальным и востребованным формирование кластеров в строительном комплексе делает в том числе, поручение Председателя правительства РФ главам Минстроя, Минэкономразвития, Минпромторга и Росстандарта в подготовке стратегии инновационного развития строительной отрасли, которая определит государственную политику по приоритетам и поддержит научные исследования в этой сфере. Правительство планирует к 2017 году увеличить объем производства высокотехнологичной продукции, используемой в строительстве, до 740 миллиардов рублей.
Инновационное развитие строительного комплекса возможно на основе комплексного понимания инноваций как совокупности технологических, организационных, маркетинговых и других видов инноваций, что в современных условиях целесообразно реализовывать на основе кластерной модели развития. Наиболее успешным и эффективным такое взаимодействие будет при включении предприятий машиностроительного комплекса, выпускающих строительное оборудование, в состав строительных кластеров.
Рецензенты:
Козлова О.А., д.э.н., профессор, руководитель центра исследований социоэкономической динамики, ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург;
Макарова И.В., д.э.н., доцент, заведующая сектором комплексных проблем развития промышленности, ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.