Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSFORMATION OF ELEMENTS OF THE TRADITIONAL SUIT ON MODERN CLOTHES AS WAY OF PEOPLES’ CULTURE STUDYING

Kozhanov I.V. 1 Ivanova V.Ts. 1 Grigoreva Yu.S. 1 Golovaneva O.I. 1
1 I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
Article is devoted to a problem of polycultural personality upbringing, search of the new ways of peoples’ culture studying. Authors address to the educational potential of arts and crafts, as the reflection of centuries-old history of the people, concentration of culture, traditions, spirituality. On the example of transformation of elements of a traditional suit of the Siberia and the Far East people on modern clothes, the importance of the ethnocultural project activity for knowledge of culture of the people and the developed system of ethnic values is shown. The conclusion that such activity allows students to join in process of intensive knowledge of culture of the studied people, to realize its originality and, at the same time, to see much in common with culture, values of the native people is drawn, thereby promoting development of interethnic mutual understanding and dialogue.
polycultural education
arts and crafts
traditional national culture
interethnic relationship

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях современного полиэтничного мультикультурного мира одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, становится воспитание поликультурной личности, толерантной, готовой к межкультурному, межэтническому диалогу, в основе которого лежит взаимоуважение и взаимопонимание. Решение данной задачи предполагает познание обучающимися как культуры своего родного народа, так и других. При этом речь идет не просто об ознакомлении с народами мира, а о формировании системы этнических, гражданских, общечеловеческих ценностей, их принятие и использование как основы для поведения в обществе [7]. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.

Вместе с тем остаются не полностью раскрытыми и исследованными возможные способы познания культуры народов, что требует отдельного исследования.

Материал и методика исследований. Нами были использованы: методы теоретического анализа исторической, этнографической и публицистической литературы; фиксация данных, отбор моделей с целью применения отдельных элементов в современном костюме; метод экспертных оценок; методы анализа и обработки полученных данных.

Результаты исследований и их обсуждение. Значительным потенциалом в познании культуры любого народа обладает декоративно-прикладное искусство, в рамках которого обучающиеся могут осуществлять проектную деятельность этнокультурной направленности [3].

В качестве примера можно привести проект по трансформации элементов традиционного костюма народов Сибири и Дальнего Востока на современную одежду, осуществляемый студентами технолого-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары).

Работа осуществляется в три основных этапа. На первом этапе происходит теоретический анализ исторической, этнографической и публицистической литературы, фотоматериалов и рисунков, на которых представлены примеры одежды интересуемого народа. На втором этапе происходит отбор отдельных элементов традиционного костюма для их трансформации на современную одежду, определяется значение каждого из элементов, подготавливается эскиз будущей модели. На третьем этапе на основе имеющегося эскиза происходит изготовление костюма.

В процессе изучения народных костюмов, обучающиеся знакомятся с самой жизнью народа и всей его культурой: изучают материалы, из которых делалась одежда, как она обрабатывалась, как сшивалась; какие орнаменты, узоры и украшения дополняли народный костюм; какой смысл вкладывался в каждый атрибут, цвет или рисунок. Тем самым происходит не просто ознакомление с традиционным костюмом определенного народа, а познание его культуры, существующей или существовавшей системы этнических ценностей, отраженных в народной одежде.

Так, проводя работу по трансформации элементов традиционного костюма народов Сибири и Дальнего Востока, студенты осознают тот факт, что Сибирь и Дальний Восток образуют особую историко-этнографическую область, занимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. Эта область находится в пределах трех природно-климатических зон – тундры, тайги и лесостепи. Коренное нерусское население Сибири и Дальнего Востока представлено народностями, говорящими на языках различных языков групп и семей.

В историко-культурном отношении территория Сибири условно делится на две области: южную – область древнего скотоводства и земледелия и северную – область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства и оленеводства [6], что находит отражение в культуре, проживающих там этнических групп.

Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая так сурова. Разнообразие и богатство природы Сибири вдохновляло народы на создание яркой самобытной культуры и искусства, которые особенно заметно отразились в национальном костюме.

Сколько народов на Крайнем Севере, столько разновидностей кроя, колорита, приемов отделки. Природный вкус, чувство прекрасного женщины-северянки прежде всего выражаются в искусном подборе меха, поэтому наряду с шитьем бисером, на Севере распространено удивительное искусство – меховая мозаика. Для большинства сибирских народов верхняя одежда была одновременно и нательной, различие же между зимней и весенне-осенней состояло в качестве используемых шкур. Летним видом одежды служила выношенная, лишенная ворса зимняя одежда [2].

Одежда народов Сибири условно может быть разделена на две большие группы: глухого покроя, надевавшаяся через голову, и распашная, имевшая спереди разрез. Одежда глухого покроя была характерна для арктических народов, занимавшихся охотой на морского зверя, а также оленеводством. Заслуживает внимания одежда из кендыря (крапивного полотна), которую еще в конце XIX века изготавливали южные (иртышские) ханты и манси, а также шорцы и северные алтайцы. Покрой таких рубах был туникообразный, а расположение орнаментации различалось: алтайцы и шорцы вышивали по вороту, ханты и манси украшали вышивкой рукава и грудку (шерстяные нити красного и синего цветов). Многообразны были и орнаментальные мотивы: розетки, зигзаги, геометрические узоры, изображения птиц и животных [6].

Способы отделки одежды крайне многообразны, поэтому следует выделить несколько для подробного рассмотрения. Возьмем различные по географическому расположению народы: алеутов, якутов, алтайцев.

Алеуты – один из народов Севера Тихоокеанского побережья. В настоящее время они расселены на территории двух государств: в США – на Алеутских островах, островах Прибылова и на западной оконечности полуострова Аляска, и в России – на о. Беринга и до начала 1960-х на о. Медный (в цепи Командорских островов). Историческое и традиционное самоназвание алеутов – унанган (вост. диалект) или унангас (зап. диалект). Унанган происходит от слова уна – побережье, т.е. «житель побережья».

Культура алеутов с древнейших времен до XVIII в. характеризуется устойчивостью своих основных черт. Главный признак традиционной одежды алеутов – глухой, не распашной покрой, что обусловлено особенностями климата. Материалом для одежды служили шкурки птиц, шкуры, кишки, горла и сухожилия морских животных.

Основной одеждой алеутов была парка – длинная глухая (без разреза спереди) куртка из меха морского котика, калана, птичьих шкурок, женская – из шкур морских бобров или котиков мехом внутрь. В сырую погоду и перед выходом в море поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок и горл морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном. По покрою она напоминала парку. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали аппликацией, вышивкой из волос и бахромой. Мужская и женская одежда совпадала по покрою, несколько отличаясь украшениями [5].

В прикладном искусстве якутов отразилось не только представления народа о красоте, но и их мировоззрение, сохранившее религиозно-мифологическую основу: веру в духов, анимизм и тотемистические зооморфные культы [4].

Особенностью якутского костюма (мужского и женского) был крой одежды: распашная с отрезной спинкой, выкроенной в талию, имеющая от талии до подола разрез, к краям которого пришивали полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладываются на плечах в глубокие складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны – натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшик. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а богатые якуты – из дорогого меха, покрытого ровдугой. Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкий кожи и имели мягкую подошву [6].

Алтайцы – обобщенное название тюркоязычных народов Горного Алтая. Выделяются две этнографические группы: Алтай-кижи (южные алтайцы) - крупное племя, проживающее в Горном Алтае, в бассейне рек Катунь, Башкаус, Чуя и телеуты. Северные алтайцы, среди которых выделяются кумандинцы (течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера). Между южными и северными алтайцами существуют очень резкие различия по языку, культуре и антропологии.

Национальная одежда алтайцев как часть их материальной культуры имеет многовековые традиции, отражает природно-климатические условия жизни, хозяйство и быт народа. Основным материалом в одежде северных алтайцев был холст. К северным астайцам относятся племена тубаларов, кумандинцев и челканцев. Они были охотниками-скотоводами. Одежда северных племен алтайцев сдержана в цветовой гамме и украшалась геометрическим орнаментом: ромбами, прямыми и ломаными линиями. Южные алтайцы носили штаны, рубашки, куртки из хлопчатобумажных тканей, сукна, замши домашней выделки. Шубы шили из овчин, шкур коз и косуль, верх шуб покрывали бархатом, сукном, китайским шелком, атласом, хлопчатобумажной тканью в зависимости от достатка в семье, наличия выбора тканей у купцов, назначения шубы (парадная или для ежедневного ношения). Нагрудная часть левой полы, край подола, манжеты обшивались полосой однотонной темной ткани, бархата или сукна, если шуба сверху не была покрыта тканью. Эта отделка подчеркивалась параллельной тонкой полоской ткани, отступавшей от основной отделки на 1,5-2 см. Шуба была приспособлена к верховой езде на лошади в холодное время года, поэтому она была длинной, чтобы ее полами можно было укрыть ноги. Чтобы полы не мешали при ходьбе, телеуты пристегивали их на пуговицы подмышками. Воротник шубы – мех рыжей лисы.

Женская шуба алтай-кижи отличалась от мужской одноступенчатым вырезом на грудной части левой полы, более тщательной вышивкой этой ее части, манжеты рукавов выкраивались треугольным клином, закрывающим кисть руки сверху [1].

Тщательное знакомство с историко-культурными особенностями народов Сибири и Дальнего Востока, традиционной одеждой позволило студентам разработать коллекцию «Дуновение Севера».

Модель номер 1 разработана на основе традиционного женского костюма алеутов. Длинное утепленное платье было трансформировано в легкую тунику с декоративными контрастными планками, манжетами и воротником. Был сохранен трапециевидный крой платья и форма воротника, но укорочена его длина, что соответствует тенденциями моды. Нагрудное украшение сохранило свою первоначальную форму, однако были использованы современные материалы.

Рис. 1. Этапы трансформации народного костюма алеутов в современный костюм

Модель номер 2 разработана на основе традиционного якутского женского костюма. Сегодня мода делает акцент на облегание и плавные контуры женского силуэта, в связи с этим платье претерпело конструктивные изменения. Современная женщина в таком платье будет чувствовать себя уверенно и комфортно, т.к. черные боковые вставки четко очерчивают линии силуэта. Рукав становится более облегающим в пройме и слегка расклешенным к низу. Воротник, сохранив оригинальный цвет, полностью трансформировался в современное украшение в виде съемного воротника с этническим узором. Отделка представлена крупной застежкой на молнию вдоль средней линии спинки, узорами на черных драповых боковых деталях платья. Дополнен образ головным украшением из бисера, что является яркой особенностью отделки якутского традиционного костюма. Пояс выполнен по новейшим технологиям, создающим эффект вышивки с применением якутского орнамента.

Рис. 2. Этапы трансформации якутской женской одежды в современный костюм

Модель номер 3 разработана на основе традиционного женского костюма племени алтай-кижи. Главный элемент образа – нательная рубаха, которая преобразилась в нарядную блузу. Несмотря на то, что рубаха заметно укоротилась, сохранены цвета основных и мелких деталей блузы. Вместе с этим не утрачены формы манжетов, вороника и бортов полочек. Блуза дополнена современными черными узкими брюками с завышенной талией. В комплект также входят пояс, сапоги и берет. Данный образ особенно выглядит современным и молодежным, так как в нем присутствует игривое настроение. Оно обозначено шнуровками на широком поясе и обуви, молодежным ярким беретом с меховым помпоном.

Рис. 3. Этапы трансформации народной одежды племени алтай-кижи в современный костюм

Модель номер 4 разработана на основе традиционного женского костюма телеутов. Данная модель претерпела большие изменения, как в конструктивном, так и в цветовом отношении. Данное традиционное женское платье было трансформировано в женскую блузу. Образ дополнен брюками современного покроя. Нагрудник, в прошлом отдельная деталь костюма, становится конструктивным узлом блузы. Так как в женском костюме телеутов украшения и орнамент составляют важный элемент, то отделка и цветовое решение нагрудника повторяют оригинальные. Сапоги выполнены в этническом стиле с применением оригинальных узоров. Образ дополнен головным убором, стилизованным под национальный головной убор.

Рис. 4. Этапы трансформации женской одежды телеутов в современный костюм

Модель номер 5 разработана на основе традиционного мужского костюма челканцев. Данный костюм напоминает современную утепленную плечевую одежду, называемую «толстовкой» или «худи», поэтому изменения прежде всего коснулись длины изделия. Брюки выполнены в народном стиле. Обувь представлена сапогами с изогнутым носом, поскольку чаще всего у челканцев обувь была на мягкой подошве с поднятым носком. Комплект дополняют разного вида узоры: преимущественно орнамент геометрический, криволинейный, простейший по очертаниям, одно- и многозональный и медальонный, нередко оконтуренный. Главнейшие фигуры – арки или дуги, дуги с утолщением или крестом в местах соединений, крестообразные фигуры с утолщениями, дугами или выступами на концах, служащие в качестве оберега хозяйства от злых духов и указанием на символ плодородия.

Рис. 5. Этапы трансформации мужского костюма челканцев в современный костюм

Резюме. Подобная этнокультурно направленная проектная деятельность студентов позволяет им включиться в процесс интенсивного познания культуры изучаемого народа, осознать его самобытность и неповторимость и в то же время увидеть много общего с культурой, ценностями родного народа. Трансформация элементов традиционного костюма на современную одежду является не просто действенным способом познания культуры народа, но и способствует развитию взаимопонимания и диалога между народами мира.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ЧГПУ им. И. Я. Яковлева в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование ценностных ориентаций у учащейся молодежи как фактор становления гражданской идентичности личности», проект № 7.

Рецензенты:

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Кожанова М.Б., д.п.н., доцент, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.